Методика разработки программ учебной и производственной практик
Оценка 4.9

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +1
Взрослым
24.02.2019
Методика разработки программ учебной и производственной практик
Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности без исключения. Выпускник образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией/специальностью, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия рынка труда и обеспечивать максимально эффективный результат своей профессиональной деятельности. Введение в действие Государственных образовательных стандартов способствует решению этой задачи. Организация практического обучения в условиях Государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает относительно новый образовательный результат по сравнению с результатом, предусматриваемым предыдущим образовательным стандартом. Учебная и производственная практики сегодня – имеют целью комплексное освоение студентами и обучающимися всех видов профессиональной деятельности (ВПД) по профессиям/специальностям НПО/СПО; формирование и развитие общих и профессиональных компетенций, включая приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентом/обучающимся по специальности/профессии. Учебная практика в СПО может быть первоначально направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений и приобретение практического опыта по основным видам профессиональной деятельности специальности с последующим устойчивым развитием общих и профессиональных компетенций. Учебная практика может быть направлена в СПО и на освоение рабочей профессии, если она является одним из видов профессиональной деятельности, предусмотренной Государственными образовательными стандартами СПО. Производственная практика в СПО включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика (в данных рекомендациях не рассматривается). Содержание учебной и производственной практик определяется требованиями к результатам обучения по каждому из профессиональных модулей в соответствии с Государственными образовательными стандартами СПО/НПО, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Сроки проведения учебной и производственной практик устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с особенностями ОПОП НПО/СПО и возможностями учебно-производственной базы образовательных учреждений, включая договорные отношения с организациями. Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии/специальности, обеспечивающей реализацию Государственных образовательных стандартов НПО и СПО.
Методика разработки программ учебной и производственной практик.docx
Министерство образования Луганской Народной Республики Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «СТАХАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ» Методика разработки программ учебной и производственной практик преподаватель высшей категории, преподаватель методист ВЛАДАРСКИЙ И. В. СТАХАНОВ, 2019 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И  ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИК …………………………………………………………….. ….. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ …………………………………..   ПРАКТИК 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ  УЧЕБНОЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ………………….   ПРАКТИКИ 4. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИК ………………………………………………………………… 4.1. Исходные документы для составления рабочих программ  учебной и производственной практик ………………………………. 4.2. Работа мастера производственного обучения/ преподавателя профессионального цикла по разработке программы учебной  и производственной практик ………………………………………… 10 4.3. Структура   и   содержание   рабочей   программы   практик …………….. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 16 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 17 ИСПОЛЬЗОВАННЫХ     3 4 6 8 10 10 2 …………………….. ВВЕДЕНИЕ Система профессионального образования – это одна из важнейших обра­ зовательных подсистем, которая играет ключевую роль в подготовке компетент­ ного   специалиста,   конкурентноспособного,   социально   адаптированного,   соот­ ветствующего требованиям рынка труда, производства и сферы услуг.  В образовательном процессе образовательных учреждений СПО профес­ сиональное   обучение   занимает   главенствующую   позицию.   Именно   от   того, насколько   грамотно   и   качественно   организована   учебная,   производственная практика зависит в будущем востребованность выпускников СПО. Процесс обучения профессии – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие мастера производственного обучения и обучаю­ щихся,   в   ходе   которого   решаются   задачи   обучения,   воспитания   и   развития личности. Работа   по   организации   учебной   и   производственной   практики   носит творческий характер и включает в себя: изучение нормативно­правовых доку­ ментов среднего профессионального образования, внедрение  Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганс­ 3 кой Народной Республики  в образовательный  процесс, разработка  комплекса учебно­методического обеспечения. В связи с введением Государственного образовательного стандарта сред­ него профессионального образования Луганской Народной Республики  нового поколения   у   разработчиков   основной   профессиональной   образовательной программы (ОПОП) возникает значительное количество вопросов по созданию учебно­планирующей документации мастера производственного обучения.  Планирование   учебной   и   производственной   практики   в   составе профессиональных   модулей   позволяет   четко   организовать   образовательный процесс,   выполнить   учебный   план   и   программу,   грамотно   подготовиться   к занятиям, правильно подобрать учебно­производственные работы и эффективно использовать   материально­технические   средства,   оборудование   учебных мастерских. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И  ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИК С   целью   обеспечения   единых   подходов   к   организации   и   проведению учебной   и   производственной   практик   обучающихся   по   профессиям   и специальностям   среднего   профессионального   образования   Министерством образования   и   науки   Луганской   Народной   Республики   утвержден   Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях   (учреждениях)   среднего   профессионального   образования   по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки   специалистов   среднего   звена   (на   базе   рабочих   профессий)   во исполнение   части   11   статьи   11   Закона   Луганской   Народной   Республики   от 30.09.2016 №128­II «Об образовании», на основании подпункта 2 пункта 3.1 раздела 3 Положения о Министерстве образования и науки Луганской Народной 4 Республики,   утвержденного   постановлением   Совета   Министров   Луганской Народной   Республики   от   07.01.2015   №   02­04/05/15   (с   изменениями   от 23.08.2016 № 443), а также методические рекомендации по разработке рабочих программ  учебной /производственной   практики  на   выполнение  приказа   МОН ЛНР №119 от 08.04.2016, зарегистрированного в Министерстве юстиции ЛНР от 26.04.2016 №184/581. С   введением  Государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального   образования   Луганской   Народной   Республики  появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей програм­ мной документации по учебной и производственной практикам. Учебная   и   производственная   практика   проводятся   при   освоении обучающимися   профессиональных   компетенций   в   рамках   профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так   и   рассредоточено,   чередуясь   с   теоретическими   занятиями,   при   условии обеспечения   связи   между   содержанием   практики   и   результатами   обучения   в рамках модулей по осваиваемой профессии/специальности. Практика   является   обязательным   разделом   программы   подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)/специалистов среднего звена (ППССЗ). Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе   выполнения   определенных   видов   работ,   связанных   с   будущей профессиональной деятельностью. Цель практики – комплексное освоение учащимися всех видов профес­ сиональной деятельности по профессии/специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение практического опыта, необходимых умений и знаний.  При реализации ППКРС/ ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Для   учащихся,   осваивающих   ППССЗ   (на   базе   рабочей   профессии), производственная   практика   состоит   из   двух   этапов:   практики   по   профилю специальности и преддипломной практики. 5 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК Цели   и   задачи   программы   и   формы   отчетности   определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Целью учебной практики является: – приобретение   обучающимися   опыта   практической   работы   по профессии/специальности. Задачами учебной практики являются: – обучение   трудовым   приемам,   операциям   и   способам   выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии/ специальности и необходимых для последующего освоения ими общих и   профессиональных   компетенций   по   избранной   профессии/ специальности; – закрепление   и   совершенствование   первоначальных   практических профессиональных умений обучающихся. Учебная практика проводится в мастерских и лабораториях колледжа. Учебная   практика   проводится   преподавателями   профессионального цикла или мастерами производственного обучения. Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является дифференцированный зачет. 6 Целью производственной практики является: – формирование общих и профессиональных компетенций; – комплексное   освоение   обучающимся   всех   видов   профессиональной деятельности по профессии/специальности, заложенных в  Государст­ венный образовательный стандарт среднего профессионального обра­ зования Луганской Народной Республики. Задачами производственной практики являются: – закрепление   и   совершенствование   приобретенного   в   процессе обучения   опыта   практической   деятельности   обучающихся   в   сфере изучаемой профессии/специальности; – развитие общих и профессиональных компетенций; – освоение современных производственных процессов, технологий; – адаптация   обучающихся   к   конкретным   условиям   деятельности предприятий различных организационно­правовых форм. Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда   направляются   обучающиеся.   Направление   деятельности   организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся. Производственная практика организуется мастерами производственного обучения. Формой промежуточной аттестации обучающихся по производственной практике является дифференцированный зачет. 7 3. ТРЕБОВАНИЯ   К   СТРУКТУРЕ   РАБОЧИХ   ПРОГРАММ УЧЕБНОЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Основными   разделами   рабочих   программ   учебной   и производственной практики являются:  – паспорт рабочей программы практики;  – результаты практики;  – тематический план и содержание практики;  – условия организации и проведения практики;  – контроль и оценка результатов практики.  Раздел «Паспорт рабочей программы практики» содержит:  место практики в структуре ППКРС/ППСС;  наименование профессии/специальности;  виды   профессиональной   деятельности   (раздел   4   ГОС   СПО   ЛНР), кото­рыми   должен   овладеть   учащийся,   и   новые   виды профессиональной деятельности, введенные за счет объема времени, отведенного на вариативную часть;  цели и задачи практики;  практический   опыт,   умения   и   знания,   приобретаемые   в   результате прохождения практики; 8  объем   практики   в   соответствии   с   ГОС   СПО   ЛНР   по   конкретной профессии/специальности,   учебным   планом   образовательного учреждения, организации и рабочей программой профессионального модуля. Раздел  «Результаты   практики»  содержит  общие   и профессиональные   компетенции,   на   формирование   которых   направлена практика. Раздел «Тематический план и содержание практики» содержит:  тематический план, который оформляется в виде таблицы, где ука­ зываются   коды   формируемых   профессиональных   компетенций; наименование профессиональных модулей; объем времени, отведен­ ный   на   практику   и   сроки   проведения   практики,   в   соответствии   с учебным планом;   содержание   практики,   которое   оформляется   в   виде   таблицы,   где указываются   наименование   профессионального   модуля;   наименова­ ние   формируемых   профессиональных   компетенций   (раздел   5   ГОС СПО   ЛНР);   виды   работ,   направленные   на   формирование   профес­ сиональных компетенций; объем часов, отведенный для выполнения конкретного вида работы. Раздел «Условия организации и проведения практики» содержит:  требования к документации, необходимой для проведения практики; требования к материально­техническому обеспечению практики;   перечень   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов,   дополнительной литературы,   рекомендуемых   для   выполнения   задач   практики, отвечающей содержанию программы практики;  требования   к   руководителям   практики   от   образовательного учреждения, организации, где проходит практика; 9  требования   к   соблюдению   техники   безопасности   и   пожарной безопасности. Раздел «Контроль и оценка результатов практики» содержит:  указание   на   формы   отчетности  –  отчет   по   практике,   требования   к отчету по практике. Указываются организация, проведение и сроки защиты   отчета   по   практике;   перечень   документов,   представляемых учащимся после практики для допуска к государственной (итоговой) аттестации;   оценка   сформированности   общих   и   профессиональных компетенций на практике. 4. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИК 4.1. Исходные документы для составления рабочих  программ учебной и производственной практик Исходными   документами   для   составления   рабочих   программ учебной и производственной практик являются: – Закона Луганской Народной Республики «Об образовании» – Государственный образовательный стандарт среднего профессиональ­ ного образования Луганской Народной Республики; – учебный план колледжа по профессии/специальности, в котором опре­ делено место учебной и производственной практик; – программы   профессиональных   модулей   по   конкретной   профессии/ специальности. 10 4.2. Работа мастера производственного обучения/  преподавателя профессионального цикла по разработке  программы учебной и производственной практик Работа мастера производственного обучения/преподавателя профессио­ нального цикла по разработке программы учебной и производственной практик начинается   с   анализа   Государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального образования Луганской Народной Республики. В ходе работы с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования Луганской Народной Республики необходимо: – изучить требования к результатам освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) и профессионального модуля (перечень общих и профессиональных компетенций, практический опыт). Анализ   учебного   плана   по   профессии/специальности   позволит   изучить этапы   учебной   и   производственной   практик,   объемы   времени   (в   часах), необходимые для освоения каждого вида практик. При анализе программ профессиональных модулей (ПМ) формулируются наименования тем учебной практики, исходя из видов работ, определённых в программах ПМ. 4.3. Структура и содержание рабочей программы практик Структура рабочей программы учебной практики Рабочая программа учебной практики содержит: – титульный лист; – аннотацию к программе; – паспорт программы учебной практики; – результаты освоения учебной практики; – тематический план и содержание учебной практики; – условия реализации учебной практики; – контроль и оценка результатов освоения учебной практики; – приложение: перечень учебно­производственных работ. 11 Оформление титульного листа рабочей программы и оборотной стороны Титульный   лист   рабочей   программы   оформляется   в   строгом соответствии   с   установленным   в   колледже   шаблоном.   На   титульном   листе название колледжа должно соответствовать его полному названию. Гриф   утверждения   оформляется   согласно   требованиям   по   делопроиз­ водству и содержит все необходимые реквизиты. Название   рабочей   программы   учебной   и   производственной   практик должно   соответствовать   учебному   плану   по   конкретной   профессии/ специальности. Титульный лист содержит: – полное наименование колледжа; – гриф   утверждения   программы   (с   указанием   того   где,   когда   и   кем утверждена рабочая учебная программа); – наименование программы, вида практики и название профессиональ­ ного модуля; – квалификацию выпускника; – год разработки. Рабочая   программа   учебной   практики   должна   быть   рассмотрена   на заседании кафедры и одобрена ею, согласована с методистом по направлению подготовки, поэтому на оборотной стороне титульного листа указываются: – сведения о прохождении процедуры рассмотрения программы на засе­ дании кафедры (дата и номер протокола, подпись заведующего кафед­ рой); – согласование с методистом; – сведения   о   прохождении   процедуры   рассмотрения   программы   на заседании научно­методического совета (дата и номер протокола). В аннотации к рабочей программе должны содержаться: 12 – выходные   данные   Государственного   образовательного   стандарта среднего   профессионального   образования   Луганской   Народной Республики, на основании, которого разработана программа; – организация­разработчик; – Ф. И. О. составителей – преподавателя и/или мастера производствен­ ного обучения колледжа; – Ф. И. О. экспертов полностью, с указанием должности и места работы. Первый раздел: паспорт рабочей программы При   заполнении   паспорта   программы   все   подстрочные   комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются. Паспорт   заполняется   одним   шрифтом,   с   соблюдением   единого межстрочного интервала и полей. Паспорт программы содержит несколько пунктов: – область применения программы; – цели учебной практики; – задачи учебной практики; – место учебной практики в структуре ППССЗ/ППКРС; – формы проведения учебной практики; – место и время проведения учебной практики; – количество часов, необходимое для освоения учебной практики. Целью учебной практики является освоение обучающимися практичес­ кого опыта по видам профессиональной деятельности. Второй   раздел   программы:   результаты   освоения   учебной практики: Указываются общие и профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике, наименование результатов обучения. Третий   раздел   программы:   тематический   план   и   содержание учебной практики: 13 Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики – определяется учебным планом колледжа. Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей. Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы,  где  указываются  наименование профессионального  модуля,  разделы учебной практики, темы, виды работ по каждой теме практики, объем часов. При   разработке   содержания   учебной   практики   и   перечня   учебно­ производственных   работ   необходимо   учесть   присваиваемой   уровень квалификации по профессии. Четвертый   раздел   программы   учебной   практики   «Условия реализации учебной практики» включает в себя следующие пункты: 1. Требования к материально­техническому обеспечению (наличие учеб­ ных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудова­ ния, технических средств). 2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомен­ дуемых изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы). 3. Общие   требования   к   организации   учебной   практики   (описываются условия   проведения   занятий,   особенности   организации   учебной практики). В пятом разделе программы отражается «Контроль и оценка результатов   освоения   программы   учебной   практики»,  осуществляется мастером   производственного   обучения/преподавателем   профессионального цикла   в   процессе   проведения   занятий,   а   также   выполнения   обучающимися 14 учебно­производственных   заданий.   Формы   и   методы   контроля   определяются колледжем. Результатом   освоения   рабочей   программы   учебной   практики является  сформированность   у   обучающихся   первоначальных   практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной   деятельности   (ВПД),   необходимых   для   последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии (специальности). Результаты освоения производственной практики  Производственная практика по профессии: Результатом   освоения   рабочей   программы   производственной   практики является углубление первоначального практического опыта обучающихся, раз­ витие общих и профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной трудовой   деятельности,   разработка   письменной   экзаменационной   работы,   а также   выполнение   выпускной   практической   квалификационной   работы   в организациях различных организационно­правовых форм. Производственная практика по профилю специальности: Результатом   освоения   рабочей   программы   производственной   практики по профилю специальности является сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций приобретение практического опыта в рамках профессиональных   модулей   ОПОП   СПО   по   каждому   из   видов   профес­ сиональной деятельности предусмотренных ФГОС СПО по специальности. Преддипломная практика (для специальности) Результатом   освоения   рабочей   программы   преддипломной   практики является углубление первоначального практического опыта обучающихся, раз­ витие общих и профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной трудовой   деятельности,   а   также   разработка   дипломной   работы   (дипломный проект) в организациях различных организационно­правовых форм. 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности   без   исключения.   Выпускник   образовательного   учреждения начального и среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть   своей   профессией/специальностью,   быть   мобильным,  уметь   быстро   и адекватно   реагировать   на   быстро   изменяющиеся   условия   рынка   труда   и обеспечивать   максимально   эффективный   результат   своей   профессиональной деятельности.  16 Организация   практического   обучения   в   новых   условиях   предполагает относительно   новый   образовательный   результат   по   сравнению   с  результатом, предусматриваемым предыдущим образовательным стандартом. Учебная   и   производственная   практики   сегодня   –   имеют   целью комплексное   освоение   обучающимися   всех   видов   профессиональной деятельности (ВПД) по профессиям/специальностям НПО/СПО; формирование и   развитие   общих   и   профессиональных   компетенций,   включая   приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентом/обучающимся по специальности/профессии. Учебная практика в СПО может быть первоначально направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений   и   приобретение   практического   опыта   по   основным   видам профессиональной   деятельности   специальности   с   последующим   устойчивым развитием общих и профессиональных компетенций. Профессиональный   подход   к   разработке   программ   учебной   и производственной   практик,   использование   новых   методик   проектирования программ практик и современных подходов при их внедрении в образовательных учреждениях позволяет подготовить высокопрофессиональные рабочие кадры, востребованные на рынке труда. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Закона Луганской Народной Республики «Об образовании». 2. Государственный   образовательный   стандарт   среднего   профессионального образования Луганской Народной Республики. 3. Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   в образовательных   организациях   (учреждениях)   среднего   профессионального 17 образования   по   программам   подготовки   квалифицированных   рабочих, служащих,   программам   подготовки   специалистов   среднего   звена   (на   базе рабочих профессий).  4. Методические   рекомендации   по   разработке   рабочей   программы   учебной дисциплины   по   профессии   /   специальности   среднего   профессионального образования. 5. Методические   рекомендации   по   разработке   рабочих   программ   учебной /производственной практики. 6. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Рыкова Е. А., Факторович А. А. Методика   разработки   основной   профессиональной   образовательной программы СПО (методические рекомендации) – М.: ФИРО, 2014. – с. 18

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик

Методика разработки программ учебной и производственной практик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019