Методики диагностической деятельности учителя-дефектолога
1. Для исследования восприятия:
• таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой – фигуры Поппельрейтора);
• набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, желтые, синие). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака;
• «почтовый ящик» (коробка форм);
• доски Сегена разных вариантов сложности;
• кубики Коса;
• таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной);
• набор предметных картинок, разрезанных на части;
• картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «в центре»;
• методика «Прогрессивные матрицы Равенна».
2. Для исследования памяти:
• таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрически фигур и т. д.);
• бланки для запоминания 10 слов;
• картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика Л.Н. Леонтьева);
• пиктограмма (Методика А.Р. Лурии);
• бланки с текстами для воспроизведения.
3. Для исследования внимания:
• бланки корректурных проб (методики Бурдона, Пьерона – Рузера, кодирование Векслера);
• таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова);
• таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0+ +0…) (методика Рыбакова);
• таблицы Шульте;
• таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера) и т.д
4. Для исследования мышления:
• таблица с изображением 4 предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории);
• таблица с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным;
• таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей;
• бланки с заданием на выделение существенных признаков;
• бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии»;
• таблицы с пословицами и поговорками;
• сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов- понятий;
• набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий);
• набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации;
• таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием);
• таблицы с загадками;
• бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу);
• таблицы и карточки для проведения «обучающего» эксперимента (методика А.Я. Ивановой);
• таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).
Помимо особенностей познавательной и физической сфер, важное место в деятельности учителя-дефектолога (олигофренопедагога) занимает определение учебных затруднений, возникающих у ребенка с ОВЗ в процессе обучения. Для этого учителю-дефектологу необходимо четко ориентироваться в содержании образовательной программы для учреждений общего образования, а также для специальных (коррекционных) учреждений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.