Методики диагностирования УУД психологом

  • Педсоветы
  • docx
  • 26.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Методики диагностирования УУД психологом (доклад).docx
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД ПЕДАГОГОМ­ПСИХОЛОГОМ Универсальные   учебные   действия   (УУД)   –   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию   путем   сознательного   и   активного   присвоения   нового   социального опыта;   совокупность   действий   учащегося,   обеспечивающих   его   культурную   идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: Коммуникативные УУД  – обеспечивают  социальную компетентность и сознательную ориентацию   учащихся   на   позиции   других   людей   (прежде   всего,   партнера   по   общению   или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД – обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение   выделить   нравственный   аспект   поведения)   и   ориентацию   в   социальных   ролях   и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:   1)   самоопределение   и   смыслообразование;   2)   нравственно­этическое   оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: ­ целеполагание;  ­ планирование;  ­ прогнозирование;  ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата;  ­ коррекция;  ­ оценка;  ­ волевая саморегуляция. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Основой   разработки   критериев   и   методов   оценки   сформированности   универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические   измерения   сформированности   универсальных   учебных   действий   проводятся при   поступлении   ребенка   в   школу.   Самоопределение,   смыслообразование   и   нравственно­ этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. Для полноценного представления о развитии и формировании личности учащегося школы в процессе обучения психолог проводит мониторинг формирования УУД. Цель   мониторинга:  оценка   основных   компонентов   УУД,   получение   объективной информации   о   состоянии   и   динамике   уровня   сформированности   универсальных   учебных действий у школьников. Существует ряд методик для диагностирования уровня сформированности различных УУД у учащихся разных классов. При этом следует оговорить тот факт, что не все компоненты тех или иных видов УУД можно продиагностировать при помощи психологических методик.Личностные   включают   в   себя   изучение:   учебной   мотивации,   самооценки, сформированность нравственно­этических норм. Для изучения личностных УУД использую следующие методики: Изучаемый компонент Мотивация учебной деятельности   Самооценка Нравственно­этические нормы Методика Анкета школьной мотивации Н.Г.  «Степень психоэмоциональной зрелости»  1. С.А. Банкова 2. Лускановой 3. 4. 5. отношения к учению» А.Д. Андреевой 1. Методика «Лесенка» В.Г. Щур 2. Методика определения самооценки     (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн) Опросник мотивации М.Р. Гинзбурга Опросник мотивации «Мотивация учения и эмоционального  «Степень психоэмоциональной зрелости»  1. С.А. Банкова 2. «Что такое хорошо и что такое плохо» 3. Анкета   «Оцени   поступок»   Э.   Туэриля,   в   Е.А.   Карабановой, модификации   О.А. Кургановой Личностный опросник Кеттелла в  1. модификации Л.А. Ясюковой Регулятивные УУД включают в себя контроль и волевую саморегуляцию. Для изучения используются следующие методики: Изучаемый компонент Умение   контролировать свою деятельность Методика «Ориентировачный   1. зрелости» Керна­Йерасека 2. 3. «Графический диктант» Эльконина Методика «Корректурная проба» тест   школьной Проба   на   внимание   П.Я.   Гальперин,   С.Л. 1. Кабыльницкая 2. ГИТ (тест 7) Возраст Дош­ки 1­5 кл. 1 кл. 3­4 кл. 4­6 кл. Дош­ки, 1­3 кл. 4­6 кл. Дош­ки 1­2 кл. 1­4 кл. 5­6 кл. Возраст Дош­ки Дош­ки,1 кл. 1­6 кл. 3­4 кл. 4 кл Коммуникативные УУД подразумевают деление на 3 вида: интеракция (взаимодействие), кооперация, интериоризация Используемые методики: Изучаемый компонент Кооперация Интериоризация 1. 2. 1. Методика «Рукавички» Г.А. Цукермана «Совместная сортировка» Бурменская  «Дорога к дому» Возраст 1 кл. 2­4 кл. 2­4 кл.«Социометрия» Дж. Морено модификация 1. П.Степанова 2. классе» по Александровской «Изучение периода адаптации учащихся в 5 4­6 кл. 5 кл. Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия Используемые методики: Изучаемый компонент Общеучебные и логические действия   Методика МЭДИС «Выделение   существенных «Степень психоэмоциональной  «Ориентировачный тест школьной 1. зрелости» С.А. Банкова 2. зрелости» Керна­Йерасека 3. 4. признаков» «Логические закономерности» 5. ГИТ модификация М.К. Акимовой 6. 1. «Исследование словесно­ логического   мышления   младших школьников» 2. «Оценка навыков чтения» Л.А. Ясюковой 3. мышления» Л.А. Ясюковой «Тест на оценку самостоятельности   сформированности   Возраст Дош­ки Дош­ки 1 кл. 2­4 кл. 2­4 кл. 4­6 кл. 1 кл.  2­4 кл. 4­6 кл. 4­6 кл. Все используемые мной методики носят групповой характер, могут проводиться в форме фронтального письменного опроса, что позволяет оптимизировать затрату временных ресурсов. Мониторинг УУД проводится с периодичностью 1 раз в год, во втором полугодии. Все полученные во время мониторинга данные заносятся в таблицу: Протокол «Оценка уровня сформированности УУД учащихся» Класс: _________  классный руководитель: _______________________________________ Ф.И. ученика Познава тельные Регулят ивные Личностные Уровень в баллах Коммуни кативные Мотив Самооц Нормы Общ. П Р Л К № 1 23 4 5 Также по результатам мониторинга составляется справка для классного руководителя и администрации. Кроме того, после проведения мониторинга во всех классах составляется сводная таблица: Личностные Коммуникативные классы Регулятивные УУД Познавательные В С Н В УУД С Н В УУД С Н В УУД С Н уровни 1 2 3 4 Среднее значение по школе Следует   отметить,   что   психологическое   диагностирование   обязательно   должно дополняться   наблюдениями   и   оцениванием   педагогов.   Только   в   случае   совместной   работы результаты   будут   иметь   достоверность   и   позволят   составить   (получить)   наиболее   полную информацию об учащемся и классе в целом.

Посмотрите также