Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся
Оценка 4.6

Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся

Оценка 4.6
docx
12.01.2021
Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся
Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся.docx

Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся

 

Воспитание исследовательской позиции учащихся это сложная задача. Учеников  к поисковой деятельности нужно готовить годами. Исследование может быть организовано на всех ступенях обучения литературе: отдельные элементы исследовательского подхода школьникам необходимо  осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда наиболее действительным будет подъем к наивысшему уровню творческой самостоятельности.

Поисковую активность развивают различные методы обучения. Одним из них является литературное творчество. В качестве исследовательского творческого тренинга, который развивает воображение, учащимся предлагаются сочинения-исследования. Более характерным видом творчества, активизирующим интеллектуально-волевую сторону поисковой деятельности школьников, выступает художественное домысливание, которое требует исследования текста. Поднимать учащихся до нового, наиболее высшего уровня познавательной деятельности позволяет применение проблемности в обучении: умение сопоставлять, находить разное в общем и общее в совершенно разных, на первый взгляд, явлениях. Действенным методом, который развивает умение решать мыслительные задачи, является поисково-диалогический. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую проблему, которая имеет непосредственное отношение к последующей деятельности. Проблемный диалог превращает учение в творческий процесс. Значимым  для будущих исследователей выступает умение работать с существующей у них информацией, умение добывать нужный материал, умение грамотно классифицировать, логически разделять имеющиеся сведения, умение выделить в изучаемой монографии значимую информацию, а также умение сокращать информацию посредством исключения лишнего, или путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль.

Также, одним из более результативных приемов, которые активизируют исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Педагог  выдвигает проблему для всего класса, причем ряд аспектов данной  проблемы разрабатывается группами учащихся или некоторыми из них. Педагог только указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий. Кроме того, возможен самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа.

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, имеющего своим итогом научное открытие качественно новых явлений и закономерностей. Исследователь данной проблемы И.Я. Лернер пишет: «Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения поставленных проблем. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности»[1]. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постижения этой истины.

Мы считаем, что для того чтобы учитель мог организовать процесс обучения школьников, подобно процессу исследования, создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческим поиском учащихся, он должен иметь некоторый собственный опыт исследовательской работы, хотя бы на уровне учебных исследований, иметь на своем собственном счету немало «открытий». Учитель должен сам почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, то напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.

Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся

Методы и приемы обучения, активизирующие исследовательскую деятельность учащихся

Также, одним из более результативных приемов, которые активизируют исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий

Также, одним из более результативных приемов, которые активизируют исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий

Учитель должен сам почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников

Учитель должен сам почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021