Методы и приёмы артпедагогики в работе с детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения
Оценка 4.6

Методы и приёмы артпедагогики в работе с детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения

Оценка 4.6
Семинары
docx
детская психология
Детсад
04.11.2020
Методы и приёмы артпедагогики в работе с детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения
Детское творчество имеет психопрофилактическую направленность и является средством профилактики, коррекции и лечебной практики социально-педагогической запущенности и невротических отклонений в поведении детей. О возможности использования изобразительной деятельности в психокоррекционных целях говориться во многих работах, посвящённых детской психотерапии. За рубежом это арт-терапия (лечение искусством). У нас метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисуночной психотерапией (А.И.Захаров, 1982) или изотерапией (Р.Б.Хайкин, 1988). В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.
Методы и приёмы артпедагогики в работе с детьми дошкольного возраста.docx

«МЕТОДЫ  И  ПРИЁМЫ  АРТПЕДАГОГИКИ

В  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА,  ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ  В  УСЛОВИЯХ

ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»                                                

 

         Детское творчество имеет психопрофилактическую направленность и является средством профилактики, коррекции и лечебной практики социально-педагогической запущенности и невротических отклонений в поведении детей.

         О возможности использования изобразительной деятельности в психокоррекционных целях говориться во многих работах, посвящённых детской психотерапии. За рубежом это арт-терапия (лечение искусством). У нас метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисуночной психотерапией (А.И.Захаров, 1982) или изотерапией (Р.Б.Хайкин, 1988). В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.

         Известно, что дети любят рисовать с самого раннего детства. Изобразительная деятельность для них – знакомое, «комфортное» действие. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря. Рисунок – это и средство зрительной связи между воспитателем и аутичным ребёнком. Поэтому на его основе можно сформировать многие необходимые личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение; сформировать положительную «Я-концепцию».

         Рисуя что-либо, ребёнок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребёнку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

           В практике изотерапии можно применить следующие типы заданий и упражнений:

1.    Упражнения при нарушениях развития личности:

·        Дорисуй предмет, рисование по опорным точкам.

·        Монотерапия. Рисование на половине листа, а вторая половина рисунка отпечатывается.

·        Обведение предметов и штриховка их разнообразными видами.

·        Работа с пиктограммами.

·        Пальцевая живопись, кляксография.

·        Рисование самого себя.

·        Красивое и безобразное.

·        Раскрашивание образцов или предметов, обозначающих полярные понятия.

·        Свободное и тематическое рисование.

 

2.    Игры-упражнения с изобразительным материалом:

         Эффект упражнений – в стимулировании потребностей в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряжённости, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.

·        Рисунок на асфальте, на стекле, восковой рисунок.

·        Пластилиновая живопись, пальцевая живопись.

·        Отпечатки, волшебный салют.

·        Изображение своего настроения.

·        Самоцветы. Разноцветные точки на мокром асфальте.

·        Работа с глиной, игра с тестом.

·        Работа с бумагой. Вырезывание, папье-маше.

 

3.    Задания на совместную деятельность:

     Могут включать все,  выше указанные, задания. Этот тип заданий направлен на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем самым обеспечивают развитие регуляторных способностей.

·        Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей детей. Один участник рисует каракули и передаёт другому, что бы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или задуманную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются.

·        Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков («групповая фреска» - на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную темы).

·        Групповые изобразительные игры («Странное животное» - один ребёнок рисует голову животного, загибает лист и передаёт дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о той части фигуры, которую он рисовал; аналогично изображается человек).

 

          При организации изотерапевтических занятий педагогу следует иметь в виду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый диапазон возможных способов действия с ними, стимулирует ребёнка к определённым видам активности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями участников занятий, можно в какой-то мере управлять активностью ребёнка.

            Например, при организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми, а также детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин. Последние   стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия, и соответствующие задания, например, «Рисование по точкам».

         Напротив, детям эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующих широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикреплённые на стенах, глину и пластилин, рисование мелом, игру бегущей из-под крана водой. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».

       Рисование или рисуночная терапия используется при коррекции невротических отклонений в поведении. В ситуации, когда ребёнок рассердится на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорблённому». Безусловно, такая работа должна проводиться один на один с ребёнком, вне поля зрения соперника. Дети дошкольного возраста обычно испытывают после этого облегчение. 

          Рисование страхов даёт возможность отобразить наиболее яркий страх. Если рисунок сделан, то, значит, ребёнок смог преодолеть барьер страха в своём сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализован, как нечто уже произошедшее, физически случившееся. Тем самым остаётся меньше недосказанного, неясного, неопределённого, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребёнка.

   Игра в кляксы способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулируют воображение и увлечение игрой в кляксы. А чем увлечённее ребёнок, тем сосредоточеннее он становится.  Для чрезмерно активного ребёнка надо много места для разворачивания деятельности, его внимание рассеяно и крайне неустойчиво. Но в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда его движений, крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребёнка тоже сужается и сосредотачивается в малой зоне.

     В изотерапии большое значение отводится цвету. С его помощью ребёнок может сигнализировать о своём эмоциональном состоянии. Многие дети с пониженным фоном настроения любят сиреневые и лиловые тона, агрессивные и расторможенные – употребляют чаще коричневые, серые и блекло-грязные оттенки основных цветов красок.

        В рамках коррекционной работы интересен не столько рисунок, сколько особенности поведения ребёнка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация её на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка; спонтанные речевые высказывания ребёнка; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования; особенности взаимодействия с соавторами рисунка.

  Совместное рисование – эффективная форма изобразительной деятельности, когда дети создают общий рисунок. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни такого ребёнка, его поведении.

      Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети  экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, глиной, мелом. Грамотно подбирая изобразительный материал к каждому занятию, можно управлять активностью ребёнка. Например, с импульсивными детьми не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, т.е. материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребёнка (разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить среднего размера карандаши, фломастеры – материалы, задающие организационную, структурированную деятельность.

          Напротив, детям «эмоционально зажатым», пассивным более полезны материалы, требующие в общении широких, свободных движений, включающих всё  тело, а не только кисти рук и пальцы. Таким детям следует предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске, асфальте.

    К изотерапии относятся и такие виды детской деятельности как конструирование и аппликация. Конструирование (техническое и художественное) развивает мелкую моторику, наглядно-образное и схематическое мышление, корректирует произвольную сферу. Создание мозаичных картин способствует развитию мелкой моторики, фантазии, внимания, коррекции волевой сферы (умение доводить начатое дело до конца).

          Среди вспомогательных средств психопрофилактики, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка или музыкотерапия. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым ещё нет и года (В.М.Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребёнка.

     В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

        Г.П.Шипулин ещё в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность (Н.С.Самойленко, В.А.Гринер, Е.В.Конорова, Е.В.Чаянова).

      Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, социализируют ребёнка. Слушание музыки помогает ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему настроению, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) возбуждает, повышает жизненный тонус.

        Музыка может быть фоном, на котором развивается действие. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей. Музыка помогает распознавать эмоциональные состояния и более ярче  выражать их мимикой, пантомимикой, жестами.

   Литература или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребёнком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

     В процессе чтения, слушания, сопереживания литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений, но и свои собственные, получают представление об их иных способах поведения; имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребёнка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, своё поведение.

      Выбирая литературные произведения для библиотерапии необходимо учитывать следующее: доступность языка изложения; понятность героя книги ребёнку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной ситуацией ребёнка.

  Творческое рассказывание является ещё одним средством психокоррекции. Придумывание коротких по содержанию сказок, рассказов способствует концентрации мысли, развивает словесно-логическое мышление и речь детей. Но важно не только придумать рассказ или сказку, но и проиллюстрировать его. Это усилит впечатление от услышанного, поднимет эмоциональный тонус у ребёнка. На примерах, придуманных детьми персонажей, их поступках у детей коррегируются и закрепляются социальные навыки.

        Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большее, что она «позволяет себе», - это намёк на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий. Сказкотерапия даёт воспитателю большие возможности, т.к. просто рассказанная сказка не оставляет глубокого следа в душе ребёнка.

·        Сказку можно нарисовать, слепить, выложить из ткани.

·        В героев сказки можно переодеться, разыграть и даже потанцевать (придумать танец для каждого персонажа).

·        Сказку можно сочинить, изменить содержание уже знакомых сказок.

·        Сказку можно разыграть с помощью кукол, сделанных или нарисованных детьми, и показать младшим детям.

           

    Чувство неуверенности, волнение, страх перед выступлением представляет ребёнку много неприятностей. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену. «Детей много, и я смогу спрятаться за них».

    Весьма перспективными для преодоления сценического волнения являются и разные виды кукольных театров. Действуя за ширмой, ребёнок получает возможность как бы оградить себя от зрителя. Для дошкольного возраста наиболее действенным психопрофилактическим средством являются настольный и пальчиковый театры.

  Инсценирование сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия). По мере того как ребёнок совершает взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. «Оживляя» куклу, ребёнок фактически отрабатывает механизм саморегуляции – в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится своим поведением, адекватно выражать свои чувства.

     Роль положительного персонажа желательно дать ребёнку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного предложить ребёнку, отличающемуся нравственным поведением. По мнению А.В.Запорожца, непосредственное эмоциональное переживание и содействие являются первой ступенью в развитии эстетического воспитания дошкольника.                  

      Итак, использование артпедагогики в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию и коррекции психических процессов, социальных знаний и умений, личности в целом.

 

Список литературы

 

1.     Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением». М., 1989.

2.     Вачков И.В. «Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». М., 2001.

3.     Ганим Барбара. «Исцеление через искусство». Минск, 2005.

4.     Кисилёва М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008.

5.     Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства». СПб.: Речь, 2006.

6.     Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии». СПб, 2002.

7.     Копытин А.И.,Свистовская Е.Е. «Арт-терапия детей и поростков». М.:Когито – Центр, 2007.

8.     Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольного и младшего школьного возраста». СПб.: Речь, 2001.

 

 

арт-терапия, изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, театрализованная деятельность


 

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АРТПЕДАГОГИКИ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АРТПЕДАГОГИКИ

Свободное и тематическое рисование

Свободное и тематическое рисование

Последние стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр

Последние стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр

В рамках коррекционной работы интересен не столько рисунок, сколько особенности поведения ребёнка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация её…

В рамках коррекционной работы интересен не столько рисунок, сколько особенности поведения ребёнка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация её…

Г.П.Шипулин ещё в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью

Г.П.Шипулин ещё в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью

Она способствует формированию у детей нравственных понятий

Она способствует формированию у детей нравственных понятий

Кисилёва М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»

Кисилёва М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020