Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными тексты (графики, диаграммы, таблицы и т.д.)
Примеры работы с текстом на уроках истории и обществознания, направленные на формирование читательской грамотности представлены ниже. Следует отметить, что в целом исследователи выделяют такие методы формирования читательской грамотности, как: поиск и извлечение информации из текста, интерпретация информации, содержащейся в тексте, интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое, осмысление и оценка содержания текста.
Теперь обратимся к заданиям, в которых данные методы используются.
Поиск и извлечение информации из текста
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
«Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который выковал ум твёрдостью своей и наострил его мужеством своего сердца, исполненный боевого духа, навёл свои храбрые полки на землю половецкого за землю Русскую.
Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тьмою все его воины прикрыты. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Ведь лучше быть убитым в бою, чем полонённым. Сядем же, братья, на своих борзых коней, чтобы нам взглянуть на синий Дон!" Разожгло князю ум, желание, и страсть ему знамение заступила изведать Дона великого. "Хочу, – сказал он, – копьё преломить о край поля половецкого, с вами, русичи, хочу голову свою сложить или испить шеломом Дона!"
О Боян, соловей старого
времени! Вот если бы ты воспел эти походы, скача, о соловей, по мысленному
древу, летая умом под облаками, сплетая обе славы того времени, рыща по тропе
Трояновой через поля на горы.
…Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему буй-тур Всеволод: "Один
брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи! Седлай, брат, своих
борзых коней, а мои-то готовы, у Курска заранее осёдланы"».
Какое природное явление согласно отрывку предшествовало походу князя
на «землю половецкую»? Кто согласно источнику
являлся союзником князя
в описываемом походе?
Интерпретация информации, содержащейся в тексте
В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z ниже, чем в стране Y.
3) В стране Z более половины опрошенных доверяют правоохранительным органам, так как уверены в их профессионализме.
4) В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасением и не доверяют им.
5) В стране Z большая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при ответе на поставленный вопрос.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Варианты ответов:
1. Природа
2. Потребность
3. Деятельность
4. Естественный
5. Индивид
6. Индивидуальность
7. Духовный
8. Глобальный
9. Социальный
Осмысление и оценка содержания текста
Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Критерии оценки сформированности навыков читательской грамотности у учащихся:
5 - 6 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.
«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.
7-8 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста,
определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
9 класс:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.
Заключение
Таким образом, владение читательской грамотностью означает наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий навыками читательской грамотности, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся - это победы в различных конкурсах и призовые места на олимпиадах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.