Одной из проблем, которая волнует учителей, является вопрос о том, как развить у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, т.е. как активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.
Известно, что около 70% личных качеств закладывается ещё в начальной школе. Это не только базовые навыки, такие как: умение писать, читать, решать, слушать, говорить. Современному ученику необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Уметь анализировать, сравнивать и выделять главное, умение быть ответственным и самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. Задача учителя не только показать и доступно рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить навыки практических действий.
Для того, чтобы выдержать все эти критерии, необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Я хочу остановиться на одной из технологий, которую я использую в учебном процессе. Это технология АМО – активные методы обучения. Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учащихся в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.
Активные методы обучения- система методов, обеспечивающих активность, разнообразите практической и мыслительной деятельности учащихся, в процессе усвоения учебного материала.
Для каждого этапа урока я использую такие активные методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Приведу примеры некоторых из них. Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазками, локтями, ладошками. Это обеспечивает положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений, можно использовать следующий метод:
· «Фруктовый сад»
· «Солнышко и тучка»
Перед учащимися ставится проблемный вопрос. Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют солнышко или яблоко. Неуверенные – тучку или лимон. По количеству тучек, лимонов в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учащихся; по количеству солнышек, яблок в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала.
Эти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика в отдельности. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении дальнейших уроков, а также для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам – позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения.
На этапе актуализации опорных знаний применяю метод «Магазин». Данный метод использую на уроке русского языка, при изучении темы «Имя существительное». На доске картинки с изображениями предметов (фрукты, овощи, игрушки). Каждый ученик подходит к доске и произносит фразу: «Я покупаю машинку, потому что слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?». Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).
На этапе объяснения нового материала применяю методы, которые позволяют обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий.
При закреплении изученного материала применяю методы: «Автобусная остановка», «Карусель», «Парный выход». При изучении темы «Части речи» по русскому языку применяю метод «Парный выход» с целью развития умений подбирать к названиям предметов их действия. Вызываю к доске ученика. Он подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным проговариванием. Класс оценивает правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетаний, быстроту работы. Так же эту работу можно провести на месте в парах.
Использование активных методов в обучении ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
На этапе обобщения использую приёмы кластер. Изучая тему «Части речи», дети составляли кластер, записав всё, что знают об имени существительном, прилагательном и глаголе.
С 3 класса применяю такой метод – составление синквейна. Данный метод требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
Использовать этот метод удобно на уроках литературного чтения, для составления характеристики героя.
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
Метод «Мудрый совет»: - группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.
Метод «Ромашка» - дети отрывают лепестки ромашки, отвечая на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.