Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
22.04.2018
В предложенном материале представлены методы используемые на уроках русского языка предложенные в методическом пособии для учителей начальной школы Фроловой Л.А. Также проводится анализ методов с точки зрения других авторов. Материал будет полезен как для начинающих учителей, так и для для учителей интересующихся новыми методами работы.
методы.docx
Методы формирования орфографической грамотности у детей
младшего школьного возраста.
Федеральный государственный стандарт ставит одной из основных задач
обучения младших школьников математическую и языковую грамотность как
основу дальнейшего обучения
Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей
и предметом оценки по многим школьным дисциплинам.
В последние годы усиливается внимание к проблеме методов в связи с
введением ФГОС, вариативных программ и учебников
Метод – это способ деятельности, способ практических и
теоретических действий. Под методами обучения понимаются способы
взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение
комплекса учебновоспитательных задач.
Трудным и нерешенным вопросом остается классификация методов.
Многообразие классификационных систем обусловлено различными
подходами к выбору их обоснования. Наиболее распространенными являются
следующие классификации методов обучения:
по источникам передачи информации: словесные, наглядные,
практические (С.И. Перовский, Е.Я. Голант);
по дидактическим целям и дидактическим задачам, реализуемым на
данном этапе обучения: методы приобретения знаний, формирования умений
и навыков; применения знаний, закрепления, проверки знаний, умений,
навыков (М.А. Данилов, Б.П. Есипов);
по уровням самостоятельной активности учащихся: объяснительно
иллюстративный,
исследовательский (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов);
репродуктивный,
проблемный,
частичнопоисковый, по способам деятельности: методы организации и осуществления
учебных действий; методы стимулирования учебной деятельности, методы
контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). В этой группе методов обучения
при стремлении к целостному подходу необходимо выделить следующие
подгруппы: методы организации и осуществления чувственного восприятия
учебной информации; организации и осуществления мыслительной
деятельности индуктивного и дедуктивного, репродуктивного и поискового
управляемой и самоуправляемой учебнопрактической
характера;
деятельности. Важно выделить подгруппы методов, направленных на
формирование интереса к учению, и методов, ориентирующихся в первую
очередь на развитие ответственности в учении.
В группе методов контроля и самоконтроля необходимо выделить
методы устного, письменного и практического контроля, так как при этом
будут охвачены основные способы получения информации об уровне
подготовленности школьников.
Методика обучения правописанию должна обеспечивать развитие
орфографических навыков, а не только знание правил. Опираться на систему
языковых знаний и умений.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе
длительных упражнений, и основывается на более простых навыках и
умениях, таких как:1)навык письма; 2)умение анализировать слово с
фонетической стороны; 3) умение устанавливать морфемный состав слова и
вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; 4) умение подвести
орфограмму под соответствующее правило.
Этой цели можно достичь, используя различные приёмы и формы работ:
опорные схемы, игровые приёмы, проблемные ситуации, составление карточек
на изучаемую орфограмму, составление памяток, таблиц, карточек,
дидактические игры. Работу по формированию орфографических навыков можно
формировать на любом этапе урока. При этом к процессу обучения
включается три вида памяти: зрительная, слуховая, письменная. Упражнения
по формированию орфографических навыков подбираются с учётом
вариантов орфограмм: с учётом типичных трудностей, с которыми учащиеся
встречаются при письме.
Для формирования орфографических навыков необходимо:
поднять мотивацию орфографической работы учащихся, так как сама
орфография очень сложна и малопривлекательна для детей своим
содержанием;
научить детей видеть орфограммы, писать вдумываясь;
развивать логическое мышление учащихся при обучении орфографии,
так как в этом случае можно сформировать прочный навык решения
орфографической задачи;
при работе над орфографией использовать различные приёмы, способы
и формы обучения орфографии.
Для успешного выполнения орфографического действия необходимо
формирование орфографических умений:
1)ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы
(орфографическая зоркость);
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым
правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего орфографическое
правило);
3) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ
решения поставленной задачи);
4)
проверять написанное,
осуществлять орфографический
самоконтроль.
Выбор метода обучения зависит от ряда условий: возрастных
особенностей учащихся; уровня имеющихся у них знаний; от характера
изучаемого материала; от дидактической и воспитательной цели урока. Ориентируясь на перечисленные условия, педагог может избрать любой
метод.
После прохождения правил, например, на правописание согласных в
корне и в конце слова, учащиеся успешно справляются с заданиями на вставку
пропущенной буквы. Это вполне объяснимо, так как перед ними стоит
найти орфограмму. То есть для успешного
орфографическая задача
осознанного выполнения упражнения сначала должна быть поставлена
орфографическая задача правильно написать слово. У учащегося в этом
случае возникает мыслительный процесс, заданный целями, мотивами для
мыслительной деятельности. Опора на прошлый опыт обеспечивает
продуктивный мыслительный процесс, и в тоже время предполагает выход за
его пределы, открытие новых знаний. В этом случае обеспечивается
выполнение орфографического действия.
П. С. Жедек отмечает: «В орфографическом действии выделяются две
ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её
решение (выбор письменного знания в соответствии с правилом или указанием
словаря) При этом речь идёт именно об орфографическом действии,
направленном на достижении поставленной цели (правильно написать слово),
а не об орфографическом навыке, который представляет собой
автоматизировавшийся компонент речевого действия (письменного
оформления действий)».
Для предупреждения такой серьёзной ошибки, как смешение
родственных слов и словоформ (при составлении ряда родственных слов
ученик включил в него следующие: мороз, морозить, заморозить, морозный,
морозы) целесообразно организовать наблюдение над тем, что изменения в
основе слова ведут к изменению его лексического значения, т.е. получается
новое слово, родственное, а изменения в окончании к семантическим
изменениям не приводят, изменяется лишь форма слова, указывающая на его
грамматическое значение, лексическое значение сохраняется. Таблица 3
Ожидаемый
результат
Высокий развивающий
эффект через
постановку
коммуникативной
задачи при обучении
правописанию
Формулирование темы
урока или вопроса
требующего
исследования.
Формирование умений
решать
орфографические
задачи;
Реализация принципа
Формулирование или
открытие нового
знания
Метод Функц
Методические условия обучения орфографии
Значение Приёмы
ии
» Унифици
а
а
рующая,
м
р
ь
интегра
г
с
я и
и
тивная,
и п
а
объедин
к
л
с
яющая
е
е
т
ч
а
и
т
т
е
к
р
а
б
д
о
и
з
Д
И
«
л
я
а
б
н
о
м
р
П
е
а
к
я
у
а
и
т
д
ц
и
и
с
Д
к
с
е
ч
и
т
я
и
ц
а
у
т
и
С
Порожд
ение
мотивац
ии к
усвоени
Самосто
ятельно
е
приобре
тение
Выдвиж
ение
гипотез
и их
проверк
а через
побужда
ющий
или
подводя
щий
диалог
я
а
я
и
ч
е
р
о
в
и
т
о
р
п
Правила
орфографи
и
осмыслива
ются
коммуника
тивной
задачей
Создает
условия
для
самостояте
льного
Стимуляци
я
мыслитель
ного
поиска,
Выделение
общих
признаков,
свойств
языковых
явлений
приводящи
х к
фиксации
выводов
В дидактической игре
школьники проходят путь
исследователя,
конструктора, создающего
знаки письма, правила
обозначения речи на
письме, устанавливающего
правила орфографии.
Найди «лишнее слово»;
заменить словосочетания
одним словом:
составь рассказ по опорным
словам и т.д.
По Е.Л. Мельниковой:
-одновременно предъявит
противоречивые факты,
теории или точки зрения;
-столкнуть разные мнения
-выделение
опознавательного
признака;
- конструирование
графической модели,
Управление учителем
поиска с помощью цепочки
вопросов через подводящий
диалог:-Что вас удивило ?
-Что интересного заметили?
-Сколько точек зрения
существует?
-Сколько мнений в нашем
классе?
-Вы сначала думали как ? А
как на самом деле?
-Вы смогли выполнить
задание ? В чём
затруднение?
-Чем это задание не похоже е
и
н
о
р
и
м
р
о
Ф
а
т
р
с
г
е
о
щ
ф
р
у
о
с
О
о
т
с
в
о
о
н
л
ч
и
С
л
з
л
а
е
р
д
б
о
о
М
а
в
о
й
р
ы
и
н
в
и
т
а
и
ц
о
с
с
А
я
и
ц
а
з
и
л
а
у
з
и
В
е
и
н
а
в
е
и
н
е
л
в
-
о
н
Решение
задачи
формиро
вания
орфогра
Формиро
вание у
детей
самооце
нки и
Повыше
ние
уровня
языково
го чутья
Служит
средств
ом
материа
лизации
Постепе
нное
формиро
вание
автомат
изма
навыков
фиксиро
вания
орфогра
мм в
тексте
я Создани
е
и
орфогра
н
е
фически
ч
у
х
б
образов
а о
в
с
процесс
с
е
е
ц
формиро
о
р
вания
п
орфогра
д
о
т
е
м
Создание
теоретическ
ой базы для
формирован
ия
Формирует
способност
ь
использова
ть
Активизац
ия
зрительно
й памяти
Запоминан
Обеспечив
ает
глубокий и
широкий
анализ
Развитие
интуиции,
орфографи
ческого
чутья при
написании
слов
Анализ задания и текста
упражнения;
взаимоконтроль в процессе
выполнения упражнения;
использование сигнальных
Ретроспективная
самооценка,
комментирование устных
ответов, взаимное
рецензирование,
Накопление групп
одноструктурных слов;
Прием образования слов,
соответствующих одной
словообразовательной моде
Учитель организует работу
по выбору адекватной
модели. Обеспечивает
составление модели под
руководством учителя или
Появление на страницах
учебника героя, для
которого дети пишут
трудные слова с
неизученными
орфограммами
Формирование умения
ставить
орфографическую
задачу и
осуществлять
Развитие умения
контролировать и
оценивать свои
орфографические
знания, умения и
-верное определение
значимых частей
слова, определение
их значение; —
безошибочный подбор
Позволяет
обстоятельно и
глубоко разобраться в
орфографическом
явлении, приучает
Формирование
орфографической
зоркости
Расширяет
возможнос
ти
активной
познавате
льной
деятельно
сти;
Облегчает
процесс
усвоения
правил
Многократное и
разнообразное
использование наглядности
на разных этапах работы
над понятием;
включение учащихся в
заполнение, чтение и
создание таблиц, опора на
материал учебника,
применение наглядности на
всех этапах работы над
орфограммами;
использованием
информационных
Развитие
мыслительных
операций
(кодирования,
перекодирования,
обобщения, переноса
и др.);
— обобщённость и
систематизированнос
ть знаний за счёт их
многократной
переработки.
Фролова Л.А. изучая методы используемые на уроках русского языка в
начальной школе пришла к выводу, что процесс организации формирования
орфографической грамотности наиболнее успешно осуществляется если
происходит интеграция методов, средств развивающей и традиционной
системы обучения. При этом необходимо учитывать деятельностную природу
правописания, позволяющей обеспечить мотивационную, исполнительскую,
контрольнооценочную стороны обучения орфографии. Должно соблюдаться условие личностноориентированного процесса обучения. Эффективный
процесс обучения это условия при которых необходимо развивать
познавательную, интелектуальную активность, сохранять и укреплять
здоровье учащихся[7,c.65].
Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Методы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.