МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Оценка 4.9

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
химия
8 кл—11 кл +1
13.06.2017
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Принцип моей педагогической деятельности состоит в использовании различных методов обучения, направленных на разнообразие видов деятельности учащихся, в основе которых лежит формирование познавательной активности и усиление практической направленности преподавания. Применяемые мною методы обучения обусловлены особенностями учебно-познавательной деятельности наших учащихся, зависят от уровня самостоятельности и активности их мыслительной работы и выполнения трудовых действий в процессе учения. Существенное значение для выбора методов обучения имеет также содержание изучаемого материала, его объем, уровень теоретического обобщения и практической значимости, а также учебно-материальная база нашей школы.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.doc
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ Необходимым условием успеха при организации учебного процесса в образовательном  учреждении является создание такой системы обучения, которая развивает способности учащихся,  а учителя вовлекает в постоянный творческий процесс. Применяемые мною методы обучения обусловлены особенностями учебно­познавательной  деятельности наших учащихся, зависят от уровня самостоятельности и активности их  мыслительной работы и выполнения трудовых действий в процессе учения. Существенное значение  для выбора методов обучения имеет также содержание изучаемого материала, его объем, уровень  теоретического обобщения и практической значимости, а также учебно­материальная база нашей  школы. Принцип моей педагогической деятельности состоит в использовании различных методов  обучения, направленных на разнообразие видов деятельности учащихся, в основе которых лежит  формирование познавательной активности и усиление практической направленности преподавания. В связи с огромным многообразием подходов к классификации методов обучения, я  остановлюсь на предложенным Ю.К. Бабанским утверждением, что каждый метод обучения  состоит из ряда приемов взаимосвязанной деятельности учителей и учащихся. В частности, в своей  работе для увеличения познавательной активности учащихся я использую: РЕПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, которые включают: 1. 1) Приемы передачи информации с помощью слова, которые в свою очередь включают  рассказы и описания, объяснения, инструктаж, беседу и т.д. Следует иметь в виду, что устное  изложение материала на уроке ­  это, конечно, не речь, рассчитанная на внешний эффект, а  сообщение учащимся новых знаний. Но при этом, я считаю целесообразным стараться преподносить материал в живой, разговорной манере, обращаясь к учащимся, чаще употребляя местоимение  «мы», «вы», «мы с вами», слежу за их вниманием. Считаю, что значение для выразительности речи  имеют мимика и жестикуляция, которые помогают усилить смысловую окраску излагаемого  материала, выразить свое отношение к нему. При этом важно увлечь учащихся интересной  информацией, которая органично входит в тему урока. Например, небольшой рассказ при изучении темы: «Углерод и его соединения» об  исторических фактах из жизни знаменитого ученого М.С. Цвета, получившего мировую известность как создатель хроматографии, позволяет: а) изучить явление адсорбции на примере углеродов и его соединений; б) показать историческое значение хроматографического метода анализа, широко  применяемого на современном этапе для разделения и анализа различных органических  соединений, провести внутри ­ и межпредметные параллели; в) отметить исторические факты из жизни великого ученого, жившего в нашем городе и  работавшего профессором ВГУ два последних года своей жизни.  Использование рассказа об истории открытия химических элементов или соединений,  установление их структуры (например, рассказ об открытии формулы Бензола немецким ученым А. Кекуле, который увидел во сне змею, кусающую собственный хвост) позволяет не только привлечь  внимание учащихся, но и глубже выяснить особенности электронного строения бензола. С помощью описания, можно охарактеризовать особенности свойств изучаемых соединений.  На различных этапах комбинированного урока можно ввести элементы нестандартных уроков,  основанные на обычном описании, но оформленные в виде конкурса или игры. Например, при  изучении полисахаридов можно предложить учащимся отгадать названия веществ, помещенных в  «Черный ящик» по описанию их физических свойств. Умело поддерживая интерес на начальном  этапе изучения темы, и двигаясь от простого к сложному можно предложить учащимся задания  более сложного уровня. При объяснении с помощью рассуждения и доказательств можно обосновать признаки и  свойства рассматриваемых соединений и явлений, раскрывая присущие им причинные связи,  зависимости и закономерности. Например, объясняя взаимное влияние атомов в молекуле анилина,  важно анализируя его состав и строение сопоставить изученные свойства с уже известными учащимися по темам "Бензол" и "Амины". Сравнение при объяснении имеет большое значение, т. к.  подводит к обобщениям и более углубленному изучению нового материала.       Инструктаж как словесный метод применяется для указаний о практическом выполнении  задания. Обычно он краток, однозначен, безоговорочен и основывается на имеющихся у учащихся  знаниях и практическом опыте. Для увеличения эффективности восприятия инструктажа, считаю  целесообразным использование сигнальных карточек по технике безопасности. Вместе с тем при  инструктаже не следует преувеличивать возможности ошибок в работе и их последствия, иначе у  учащихся может сложиться неправильное представление о предстоящем задании, появится  чрезмерная боязнь трудностей и как следствие – неуверенность в работе, что для формирования  конкурентоспособного специалиста просто не допустимо.                                          В ходе рассказа, объяснения и инструктажа необходимо внимательно следить за поведением  учащихся. Опыт показывает, что по внешним признакам поведения учащихся безошибочно можно  определить, понятен ли им материал, как он усваивается и соответственно по ситуации для  поддержания интереса можно менять стиль изложения, перестраивать ход объяснения.                       Метод беседы эффективен как при изучении нового материала, так и при повторении,  закреплении и при проверке практических знаний учащихся. Правильно построенная беседа  развивает внимание, формирует интерес и любознательность, способствует проявлению активности и самостоятельности учащихся.                                                                                                                     Проводя беседу о новом материале, необходимо опираться на имеющиеся у учащихся опыт  и знания, а также результаты проведенных ими самостоятельных наблюдений. Вопросы, задаваемые учащимся в беседах по усвоению но  вого материала, я разделяю на несколько разновидностей:   а) для формирования новых знаний. Например, при изучении темы «Строение вещества»: «  Как изменяется прочность связи в ряду H2O – H2S – H2Te …?» Хотя учащимся уже известны  некоторые сведения для ответа на поставленный вопрос из темы «Периодическая система Д.И.  Менделеева», в ходе беседы происходит конкретизация знаний по новой теме; б) для применения на практике имеющихся знаний. Например, при изучении темы  «Основные классы неорганических соединений»: «Как подтвердить амфотерность гидроксида  цинка?» Такого рода вопросы могут представлять более сложную задачу, в решении которой  активно участвует вся группа; в) по конкретизации практических знаний учащихся. Например, при изучении темы  «Аминокислоты»: «Какие правила следует соблюдать при названии аминокислот по номенклатуре  ИЮПАК? «В данном случае следует выяснить неточности и ошибки, уточнить и конкретизировать  ответы учащихся, г) по сопоставлению нового с уже известным учащимся материалом. Например, при  изучении темы «Волокна»: «В чем сходство и различие крахмала и целлюлозы? Почему из  целлюлозы получают искусственные волокна, а из крахмала их получение не возможно?» Такие  вопросы позволяют ставить перед учащимися творческие задачи, закреплять и уточнять  полученные ими теоретические знания, расширять их опыт и кругозор. При беседе для обобщающих повторений ставятся вопросы, подобные приведенным,  варьируясь по сложности в зависимости от объема усвоенного учащимися теоретического  материала и их практического опыта. Такие беседы, кроме повторения, естественно, позволяют не  только закреплять знания и опыт, но и в известной степени расширять их объем и углублять  содержание. Беседы по проверке знаний и навыков носят контрольно­обучающий характер. Хорошие  результаты дают такие беседы, когда в них участвуют с той или иной степенью активности все  учащиеся группы, при этом в ходе развернутой беседы любой учащийся может задавать свои  дополнительные вопросы и уточнять ответы. При правильной организации такие развернутые  беседы служат эффективным средством повышения познавательной активности учащихся, помимо  выполнения своего основного дидактического назначения помогают расширить, закрепить и  контролировать практические знания учащихся, которые являются неотъемлемой частью для  формирования конкурентоспособного специалиста. 2) наглядный образ включает работу с раздаточным материалом и пособиями. При этом  необходимо правильно руководить наблюдениями учащихся в процессе демонстрации, ставя перед  ними отдельные вопросы и задачи. Например, при изучении темы «Алканы»: «Выясните преимущество масштабной и шаростержневой модели молекулы метана?» Задавая вопросы и  побуждая учащихся самих к постановке вопроса по существу показываемого, надо сочетать  демонстрацию с беседой. 3) практическое действие позволяет побудить к активному, сознательному и осмысленному восприятию материала. Например, при изучении химических свойств основных классов  неорганических соединений продемонстрировать экспериментальным путем удаление ржавчины от  металлических заклепок на ткани с помощью слабого раствора соляной кислоты. Рационально  построенный эксперимент в сочетании с предварительным объяснением химических свойств  соединений активно способствует формированию более прочных знаний, которые найдут  применение, как в повседневной жизни, так и в производственной деятельности будущего  специалиста. Например, при демонстрации реакции замещения Fe+CuSO4  ясно понимают и четко представляют себе назначение изучаемой реакции в радиотехнике. При этом важно, чтобы изучаемый материал полностью соответствовал требованиям Стандарта образования,  выполнялся своевременно, в определенной последовательности и системе, когда новые действия  основываются на приобретенных учащимися знаниях и навыках.  → FeSO4+Cu учащиеся  4) запоминание информации путем составления развернутого плана при работе с  учебником или по ходу объяснения материала учителем. Этот прием целесообразно использовать при изучении материала по темам программы,  которые учащиеся способны воспринимать самостоятельно на основе полученных представлений из предыдущих разделов. Опыт убеждает, что подобный прием учит выделять наиболее главное и  существенное, что в дальнейшем позволяет учащимся самостоятельно прийти к верному выводу.  5) запоминание путем использования аналогий из обычной жизни позволяет объяснять  материал, который вызывает затруднения при запоминании. Например, при составлении  электронного баланса в окислительно­восстановительных реакциях:   H2­ 2е           2  H+­ положительный (хороший), значит отдает электроны   6) воспроизведение и повторение учебного материала с помощью химического  диктанта  позволяет не только быстро и эффективно проверить полноту своего материала, но и  обобщить изученный материал  II. ПРОБЛЕМНО­ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ состоят из приёмов: 1) создание проблемных ситуаций; 2) формирование учебных гипотез для разрешения этих ситуаций; 3) формирование выводов и сообщений. Например, в курсе органической химии имеются большие возможности для создания  системы проблемных ситуаций, способствующих активизации познавательной деятельности  учащихся, осознанному восприятию понятий, теорий. Это связано с тем, что он построен на идеи  исторического подхода, систематического применения доказательства строения вещества на  основании химических свойств. Поэтому в процессе подготовки учебного материала можно создать проблемные ситуации, связанные с прогнозированием строения и свойств соединений, выяснением  некоторых закономерностей. Например, изменение температур кипения и растворимости в  гомологическом ряду спиртов или постановка познавательных проблем при изучении электронного  строения метана, этилена, бензола и т.д. При изучении темы «Аминокислоты» я предлагаю учащимся для решения, например,  следующие проблемные ситуации: Появление проблемной ситуации: Какие свойства можно предложить у вещества строения NH2­CH2­COOH? Как действует  раствор этого соединения на индикатор? Возможные предложения: Учащиеся, зная свойства аминов и карбоновых кислот, считают: вещество должно проявлять как свойства кислот, так и свойства оснований. Данное вещество не должно влиять на индикатор,  т.к. действие аминогруппы нейтрализуется карбоксильной группой. Решение проблемы: Демонстрация амфотерных свойств аминоуксусной кислоты и действие индикатора. Появление новой проблемной ситуации: Могут ли растворы аминокислот показать другую среду (pH<7 или pH>7 )? Возможные предположения: Учащиеся отмечают, что если в молекуле возможно наличие нескольких аминогрупп и одной карбоксильной группы или наоборот, то реакция среды будет отличаться от pH=7. Учащиеся  приводят примеры возможных структурных формул аминокислот.                          Решение проблемы:  Правильность предположений подтверждается химическим экспериментом и работой со  справочным материалом. Исходя из опыта работы, можно утверждать, что создание атмосферы  заинтересованности каждого, в работе всей группы стимулирует учащихся к высказываниям без  боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д. Таким образом, подобные приемы позволяют не только ставить проблемы перед учащимися,  но и намечать пути их решения, подтверждать или отвергать предположения, что особенно важно  для развития мыслительной деятельности учащихся. ΙΙΙ. МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ включает: Ι   ) работа с учебником (книгой)  помогает научить учащихся ориентироваться в понятиях и  терминах, выделять основные мысли в тексте, правильному соотнесению частного и общего, теории и фактов. Умения самостоятельно приобретать знания отчетливо прослеживаются при написании  учащимися докладов и рефератов на творческие темы, связанные с их профессиональной  деятельностью. 2) работа с инструкционными картами позволяет учащимися самостоятельно изучать и  выбирать темп и объем предложенного материала. Например, при изучении темы «Реакции ионного  обмена», инструкция, содержащая развернутые указания о записи реакций в молекулярной, полной  ионной и сокращенной ионной формах, а также приведенные примеры, помогают наиболее  эффективно и без затруднений изучить предложенный материал. При составлении инструкции важное значение имеет сочетание текстовой и кодово­ графической части. Для сильных учащихся в качестве опережающего задания можно предложить  разработать инструкцию самостоятельно, что обеспечивает не только формирование более  осмысленных знаний, но и представляет возможности для реализации творческих способностей  учащихся. 3) применение алгоритмов решения задач позволяет даже самому слабому учащемуся по  аналогии прийти к верному ответу, используя предложенную последовательность операций с  примерами. Но следует помнить, что для расширения возможностей для реализации творческого  подхода к решению задач, развития инициативы и самостоятельности учащихся, не рекомендуется  сводить их решение к заранее выработанным, жестким и однозначным алгоритмам. Алгоритмы  нужны и полезны как вспомогательные предписания, необходимые для реализации процесса  решения задач, в частности для экономии времени и сил при использовании давно и прочно  усвоенных приемов и операций, формул и правил, чтобы не воспроизводить их заново. Таким  образом, алгоритмы должны быть не главными, а лишь вспомогательными средствами при  самостоятельном решении учащимися задач, особенно творческого характера.  4) составление схем помогает лаконично, четко, последовательно оформить запись  изучаемого материала. Подобный прием наиболее целесообразно использовать на этапе  закрепления полученных знаний для приобретения навыков работы по составлению и изучению  различных схем, а производственных условиях. 5) заполнение обобщающих таблиц позволяет систематизировать, обобщить материал и  компактно оформить запись. С целью экономии времени урока подобные задания я предлагаю  учащимся выполнить дома перед проведением урока­обобщения. 6) решение и составление логических задач, в том числе с профессиональной  направленностью и межпредметным содержанием направлено на активизацию мыслительной и  творческой деятельности учащихся. 7) работа с тестами. Способ тестового контроля очень удобен для самоконтроля учащихся.  Его достоинства неоспоримы. С каждым годом он получает все более широкое распространение, в  том числе и у нас в лицее. Классификация тестов аналогична классификации уровней усвоения и характеризуется  способом выполнения требуемых действий. Формулировка вопроса теста разъясняет поставленную  перед учащимися задачу, при чем язык и термины, способы и индексация обозначений, графические изображения и иллюстрации задания понятны для всех учащихся группы. При составлении теста  соблюдается оптимальность числа ответов выборочного теста. Конечно, чем больше ответов, тем  меньше вероятность угадывания правильного ответа. Но эксперименты показали, что при числе  ответов более 4 ­6 учащиеся забывают, не удерживают в памяти первые, вынуждены снова к ним  обращаться. Поэтому на данном этапе мною совместно с учащимися разработаны разноуровневые  тестовые задания практически по всем темам общей, неорганической и органической химии,  охватывающие не менее 15 вопросов на разные элементы знаний с количеством выборочных ответов 4 ­5. Считаю, что основное достоинство тестовых заданий в том, что как боле простой способ  опроса, тесты заставляют учащихся поверить в свои собственные силы, позволяют учащимся самим  оценить степень своей подготовки и выбрать задание своего уровня. С помощью специальной  таблицы легко фиксировать и устранять пробелы в знаниях учащихся, выделяя те элементы знаний, которые вызывают наибольшее затруднение.                                                                                                8) разгадывание и составление кроссвордов позволяют в занимательной форме  организовывать самостоятельную работу учащихся при подготовке и проведении внеклассных  мероприятий. Наблюдения показывают, что учащиеся всех групп проявляют при этом активность,  заинтересованность и необыкновенное творчество.  9) изготовление карточек с игровыми вариантами рекомендуют выполнять учащимся в  качестве домашнего задания. Обязательный элемент подобной работы – обучение, но благодаря  сочетанию с элементами занимательности, динамичности, личностное участие каждого ученика  усвоение конкретных знаний происходит гораздо эффективнее, чем при ежедневном решении  «скучных» задач.  10) решение экспериментальных задач – необходимое условие при изучении химии. При  организации самостоятельной работы следует умело руководить мыслительной деятельности  учащихся, формируя проблему так, чтобы учащиеся сами предложили соответствующую гипотезу,  указывая возможные пути ее разрешения. Иногда нашим учащимся удается при использовании  большого объема справочной литературы находить новые, неожиданные по оригинальности  подходы к решению экспериментальных задач. Но при этом учащиеся должны принять во внимание  значение фактора времени, когда в производственных условиях специалисту требуется решить  задачу немедленно, в жесткие сроки, так как промедление может привести к длительным простоям  оборудования, а, следовательно, и к снижению производительности, а иногда и к аварийному  положению. 11) рецензирование ответов можно проводить во время устного опроса по пройденной  теме, предлагая учащимся проанализировать ответ своего товарища, составив небольшую рецензию. Такой вид дает хорошие результаты, так как учащиеся приучаются внимательно слушать товарища, анализировать его ответы, творчески применять свои значения для обоснования ошибок, допу­ щенных отвечающим, а отвечающий – умению последовательно и полно излагать материал. Считаю  возможным утверждать, что работа, направленная на выявление возможных ошибок позволяет  провести целенаправленный поиск, который усиливает мыслительную деятельность учащихся,  необходимую в производственных условиях. 12) работа со справочным материалом рекомендуется учащимся преимущественно при  выполнении домашних заданий с профессиональным содержанием. При правильной организации  подобная работа служит эффективным средством для расширения, закрепления и контролирования практических умений учащихся, необходимых на любом производственном предприятии. 13) изготовление стендов, моделей макетов, коллекций с удовольствием выполняют  большинство учащихся, проявляя заинтересованность и изобретательность. Описание методы и приемы обучения используются мною на различных этапах обучения, в  том числе и при организации внеклассных мероприятий. Основная цель моей работы направлена на  активизацию познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей.  Важно отметить, что в процессе приобретения теоретических знаний и практических умений  учащиеся приобретают не просто привычку использовать в производственных условиях полученные у нас знания навыки, но и развивают свое профессиональное мастерство в процессе трудовой  деятельности на уровне творчества. Реализация системы межпредметных связей проведение дидактических игр, химических  вечеров, викторин и других мероприятий в сочетании с интересными уроками вовлекает учащихся  в процессе учения, очень нелегкий, но нужный на современном этапе каждому человеку,  желающему стать достойным специалистом на любом рабочем месте. Таким образом, применение разнообразных методов и приемов обучения, направленных на  активизацию познавательной деятельности учащихся, способствует развитию базовой культуры и  профессиональной компетентности, будущих специалистов.      Я благодарна всем моим учащимся за то, что в процессе обучения у нас всегда  устанавливается атмосфера свободного делового общения, которая помогает нам в совместной  деятельности при овладении новыми знаниями, которые, я уверена, будут обязательно  востребованы в их трудовой деятельности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017