Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ
Оценка 5

Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
02.02.2018
Методы и приемы коррекционной работы по развитию  познавательной сферы младших школьников с учётом требования  ФГОС ОВЗ
В статье раскрываются методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ. В начальной школе ведется работа по поиску эффективных педагогических технологий обучения умственно отсталых детей. Актуальным является поиск путей раскрытия и развития внутренних потенциалов детей.
Познавательный интерес.doc
Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования  ФГОС ОВЗ                                                                             Вырода Светлана Васильевна учитель­дефектолог, учитель начальных классов Алтайского краевого педагогического лицея, ЦДО                                                                                                                 г. Барнаул                                                                                                       [email protected] В настоящее время возникла необходимость в повышении эффективности преподавания   у   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью.   Проблемы реабилитации и положительной социализации в обществе детей с ОВЗ с учетом требования ФГОС стоит наиболее остро.  Известно, что еще Л.С. Выготский большое значение придавал изучению особенностей   психического   развития   умственно   отсталых   детей.   С.Я. Левенштей   показал,   что   недоразвитие   высших   функций   и   высших характерологических образований может быть профилактически предупреждено или лечебно­педагогически устранено. В работах И.В. Чумаковой была раскрыта система   формирования   дочисловых   количественных   представлений.   Е.А. Екжановой   разработана   педагогическая   система   ,   позволяющая   овладеть смыслами   продуктивной   деятельности.   В   работах   И.М.   Бгажноковой,   И.А. Капустина,   Р.А.   Исенбаевой,  В.Н.   Стневым,  посвященных   по   изучению особенностей учебной деятельности детей с умственной отсталостью, показана активизирующая   роль   сравнения.   Ведется   работа   по   поиску   эффективных педагогических технологий, методов и приемов обучения умственно отсталых детей.   Исследования   В.В.   Воронковой,   Н.П.   Павловой,   В.В.   Эк   показали зависимость   познавательных   процессов   от   учебного   материала   и   роль дифференциации   методов,   приемов   обучения   в   образовательном   процессе. Понятие «умственная отсталость» является общим понятием. Оно включает в себя олигофрению и другие состояния интеллектуального недоразвития. Особенно   необходимо   отметить   исследования     Н.Г.   Морозовой. Актуальным   является   поиск   путей   раскрытия   и   развития   внутренних потенциалов   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью   по   развитию познавательных способностей   в  условиях интегрированного обучения. Важна мотивация   к   обучению.   Интерес   выражается   в   потребностях,   отношениях, тенденциях. Через интерес ребенок выражает свое отношение к предмету.   В этот   момент   цель   и   мотив   ребенка   с   интеллектуальной   недостаточностью совпадают.  Интерес возникает и развивается. Он не является врожденным.  В отличии   от   любознательности   интерес   отличается   дифференцированностью   и направленностью. Любознательность характеризуется как общая познавательная направленность. Любознательность обогащает как общее развитие ребенка, так и в определенной области. Интерес может быть эпизодический (ситуационный), устойчивый (могнатный). Познавательный интерес — это сплав психических процессов. В основе положительного   отношения   к   учебному   процессу   лежит   познавательный интерес,   как   мотив   учения.   В   познавательном   интересе   имеет   место эмоционально­познавательное отношение с активным поиском существенного в предметах и явлениях.  Развивая   интерес   с   помощью   оживляющих   приемов   вызывает неустойчивый   интерес.  Их     надо   применять   с  такими   приемами   как   приемы комментированного   письма,  содействующие   обратной   связи.   Занимательность возбуждает   интерес.   Занимательность   является   стимулом   и   способствует лучшему   формированию   ,   развитию,   протеканию   познавательных   процессов (мышление,   эмоциональное   отношение).   Через   внутреннее   побуждение активируются все психические процессы (мышление, воля, память, эмоции), а деятельность   становится   продуктивной,   успешной.   Проявляя   познавательную активность  учащийся достигает определенный  уровень обучения (знакомства, репродукции,   полноценные   знания,   трансформация).   В   процессе   усвоения познавательные   действия   являются   первичными.   Опираясь   на   интересы учащихся и параллельно, формируя мотивы учения у школьников, развивается сознательность и активность.  Для   более   эффективного   развития   потенциальных   возможностей учащихся   определить   модальность   по   восприятию.   Одни   дети   воспринимают информацию   через   видимый   образ   —   это   зрительно   ориентированные   дети. Другие через слуховой. Это аудиальные, а третьи посредством ощущений. Таких детей называют кинестетами. Ребенок   должен   научиться   слышать,   чувствовать,   ощущать     полное отображение   объекта.   Применяя   данные   о   модальности   восприятия   будут использоваться соответствующие методы и приемы в учебной деятельности. У   детей   наблюдается   интерес   к   игре,   сказкам.   Занимательная   форма деятельности   увлекает   школьников.   Сначала   по   форме   привлекает   внимание наглядно­действенный   материал.   При   положительном   достижении   результата возникает у школьника интерес к его содержанию. На   начальном   этапе   используется   привлекательность   деятельности, объектов с целью возбуждения внимания и интереса. Индивидуализация заданий с опорой на имеющиеся знания, накопленный опыт, сформированные умения, скрытые   возможности   имеют   возможности   для   развития   познавательных интересов.  На следующем этапе возникает интерес к учебной деятельности: чтению, письму, решение посильных примеров. Интерес у детей вызывает интересная форма   учебного   задания.  Все,   что   вызывает   интерес  (игрушки,  иллюстрации, книги, упражнения, задания)побуждает мыслительную активность. Но интерес, возникший в ходе привлекательной деятельности, является не стойким.  Скорее у детей формируется эпизодический интерес. Уже   в   третьем   классе   учащиеся   с   интеллектуальной   недостаточностью проявляют   интерес   к   заданию   в   процессе   самостоятельной   работы   при индивидуальной,   дозированной   помощи   учащимся.   У   детей   формируется стремление   к   самостоятельности,   побуждается   интерес,   активность.   Для формирования интереса эмоционально­познавательного отношения учащегося к самой деятельности учителя применяют разные формы работы: сделать надпись под   рисунком,   привлечение   опыта   детей,   беседа,   чтение   художественно литературы,   соотношение   полученных   знаний   с   имеющимися.   В   процессе планомерной работы возникает переход занимательного интереса к содержанию учения.   На   третьем   этапе   начинают   применять   свои   знания,   умения   в практической   деятельности.   Привлекательность   и   форма   преподнесения материала имеет значение, но уже не ведущую. На данном этапе идет развитие содержательной деятельности. Под направляющей ролью учителя происходит развитие   самостоятельной   умственной   деятельности   через   практическое задание. Задача современного учителя координировать деятельность учащегося на поиск способов рациональной коллективной работы.  На четвертом этапе, где ведущая роль отводится умственному поиску, где ведущей   является   умственная   задача,   которая   направляет   практическую деятельность.   На   данном   этапе   формируется   умственный   интерес.   В   целях воздействия на школьника с интеллектуальной недостаточностью применяются методы стимулирования (соревнование, поощрение).  В основе работы с умственно­отсталыми детьми по всем разделам лежит принцип развития речи звуковым аналитеко­синтетическим методом.  Исходными   теоретическими   положениями   являются   закономерности развития   психических   процессов   развития   ребенка   в   норме   и   патологии. Исследования   А.В.   Запорожца   показали,   что   в   каждом   возрастном   периоде формируются качества и свойства психики, отношение ребенка к окружающему миру   и   выражаются   в   психологических   новообразованиях.   А.В.   Запорожец обосновал   взаимосвязь   и   необходимость   создания   специальных   условий   для развития всех сторон личности. Каждый психологический возраст определяет ведущий вид деятельности и психологические достижения ребенка. Стремление специалистов применять новые методы и приемы обучения нашли отражение к поискам вариативных программ, использование разных форм обучения, новых технологий. Отличительной особенность дистанционного обучения от традиционного   является   возможность   получать   знания,   пользуясь современными информационными технологиями. Стержнем   обучения,   не   зависимо   от   формы   обучения,   служит динамический   мотивообразующий   процесс   продуктивного   взаимодействия взрослого   и   ребенка.   В   основе   новообразований   и   становления   личности   в начальных классах является переходный этап игровой деятельности в учебную деятельность. На основании исследований (А.А. Катаева, О.П. Гаврилушкина, Лубовской,   Н.Д. В.И. целенаправленного обучения детей с нарушением интеллекта.   Соколова   и   др.)   доказана   необходимость   мотивов,   Появление   определенных   потребностей,   интересов свидетельствует о развитии всех видов деятельности. Одной потребности мало для   развития   ребенка.   У   каждого   ребенка   должно   сформироваться   умение научиться   понимать   цель   деятельности   в   доступной   для   него   форме   путем анализа её осуществления. Дети на могут ориентироваться в условиях задачи из­ за низкого уровня восприятия. В задачах, где есть мотив , цель и задача зависит развитие деятельности от уровня сформированности восприятия и сенсорного развития.   Замедленный   и   несвоевременный   переход   от   одного   вида деятельности к другому оказывает слабое развитие восприятия.   Обучающий процесс   организует   педагог.   Учитель   ставит   цель,   организовывает   учебный процесс,   контролирует,   руководит   и   оценивает   его.   В   свою   очередь   ученик учится принимать поставленную перед ним цель и ориентироваться в условиях задачи. У учащихся формируют умение овладевать определенными способами действия, работать целенаправленно к достижению поставленной цели. Дети способны понимать, запоминать учебный материал. Они овладевают материал   небольшими   порциями,   объемами.   Для   формирования   у   детей познавательного  интереса  не  зависимо  от  формы  обучения (ДО, надомное,  в классе) перед педагогом встает проблема наиболее эффективного применения методов   и   приёмов   обучения.   Проблема   сочетания   словесных   и   наглядных методов   является   актуальной,   и   по   сей   день.   Над   грамотным   сочетанием словесных   и   наглядных   методов,   используя   интегрированные   основные   и вспомогательные   формы   организации   обучения,   ведется   работа   учеными Соловьёвым, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовским, В.И. Пинским. Процесс интеграции новых методов должен носить системный и упорядоченный характер. В школу приходят дети, у которых наблюдается крайне скудный словарный запас, плохая организация, неумение слышать и слушать речь учителя, выполнять инструкции, неумение выполнять конкретное задание. Работа должна вестись от действия к знанию,  и   направлена   на   коррекцию   первичного,  вторичного   дефекта.   Чтобы добиться   желаемых   результатов,   необходимо   опираться   на   предметно­ практические представления, опыт учащихся, их навык. Усвоение и закрепление информации   должно   идти   от   простого   к   сложному   материалу.   В   усвоении знаний   и   умений   немаловажное   значение   имеет   соблюдение здоровьесберигающих   технологий.   В   комплексе   вся   работа   с   детьми   с нарушенным интеллектом способствует развитию познавательных способностей и благотворно отражается на всем учебном процессе.                               Библиографический список: 1.   Бабанский   Ю.К.   Методы   обучения   в   современной   общеобразовательной школе.­ М.: Просвещение, 1985.­208с. 2. Гринько Л.А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока.//Воспитание и обучение детей с нарушением развития.­2003.­№3­с.42­44. 3,   Меньшинская   Н.А.   Проблемы   учения   и   умственного   развития   школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.­224с. 4.   Методы   обучения   детей   с   различными   типами   обучаемости:   практ. Пособие/Н.И. Хромов.­М.: Айрис­пресс, 2007. ­128с..­ (Библиотека психолога образования). 5.   Педагогика.   Учебное   пособие   для   студентов   педагогических   вузов   и педагогических   колледжей/Под   ред.   П.И.   Пидкасистого.­М.:   Педагогическое общество России, 1998.­640с. 6.   Г.И.   Щукина.   Проблема   познавательного   интереса   в   педагогике.   М., «Педагогика», 1971.­352с.,илл.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию  познавательной сферы младших школьников с учётом требования  ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию  познавательной сферы младших школьников с учётом требования  ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию  познавательной сферы младших школьников с учётом требования  ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию  познавательной сферы младших школьников с учётом требования  ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с учётом требования ФГОС ОВЗ

Методы и приемы коррекционной работы по развитию  познавательной сферы младших школьников с учётом требования  ФГОС ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2018