«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
(выступление на городском семинаре по реализации школьного инновационного проекта ШЛ№6 по пропаганде и развитию чтения среди младших школьников в TED-формате)
Марахова Наталья Владимировна
Учитель начальных классов, I квалификационная категория
Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей № 6 отдела образования акимата города Экибастуза»
Экибастуз, Павлодарская область
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский
- Здравствуйте, коллеги! Меня зовут Наталья Владимировна, я учитель начальных классов 1 квалификационной категории.
Френсис Бекон – английский философ, основоположник эмпиризма, говорил, что …
В конце мая этого года мне поступило предложение поучаствовать в международном проекте, я предложила создать творческую группу учителей нашего лицея. Коллеги эту идею поддержали. Мы представили в этом проекте не город, не область, а весь Казахстан. Это большая честь и ответственность. Кроме нас были коллеги из России, Украины и Беларуси.
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (Концепция исследований PISA).
Данный телекоммуникационный проект является формой неформального образования педагогических работников в рамках деятельности Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки 20 века» созданного при содействии бюджетного образовательного учреждения «Институт развития Омской области» при поддержке Международной организации экономического сотрудничества (ОЭСР, Organization for Economic CO-operаtion and Development, OECD) и Сингапурской организации «Educare International Consultancy»
Актуальность телекоммуникационного проекта заключается в необходимости разработки продуктивных заданий, направленных не только на диагностику (оценку), но и на формирование читательской грамотности младших школьников, и на расширение спектра оцениваемых умений, связанных с читательской грамотностью.
Проект состоял из нескольких этапов.
В течение 1 этапа мы создавали ментальную карту по проблематике телекоммуникационного проекта и в виде кластера понятия "Читательская грамотность". Работа над данной ментальной картой помогла нам более глубоко вникнуть в суть проблемы. Каждый педагог мог, имея доступ, внести изменения.
Далее было обсуждение содержания результатов совместной деятельности этого этапа проекта. Проходило обсуждение в чате ресурса, на котором создан кластер (ментальная карта).
Во II этапе проекта мы формировали банк критериев (требований) к содержанию продуктивного задания.
Характер деятельности был следующий:
- работа в микрогруппах под руководством модераторов, я была модератором от группы из Казахстана, с использованием документа коллективного доступа и чата с целью разработки критериев продуктивного задания по формированию читательской грамотности младшего школьника ;
- голосование за лучший вариант критериев продуктивного задания;
- согласование в единстве понимания критериев продуктивного задания по формированию читательской грамотности младшего школьника .
§ разработать не менее двух продуктивных заданий к этому тексту( одно на понимание текста и одно на использование информации текста для достижения различных целей ), руководствуясь критериями ( Об этом более подробно расскажет Наталья Викторовна в своем выступлении):
КРИТЕРИИ:
1. Задание соответствует возрастным особенностям младших школьников.
2. Задание требует понимания, преобразования, выбора информации из текста;
3. Задание требует получения нового информационного продукта по отношению к содержанию текста: ( например, выразительное чтение, рассказ, иллюстрация, подпись к иллюстрации, осмысление содержания таблиц или диаграмм, вопрос к тексту, план текста, формулирование основной мысли к тексту, подбор заголовка текста, установленное соответствие, верная последовательность, верное сопоставление и др.);
4. Задание требует обращения к возможному жизненному опыту младшего школьника.
5. Задание направлено на сотрудничество с одноклассниками.
6.Задание формирует навыки само(взаимо)контроля/само(взаимо)проверки обучающихся.
Далее, в документе совместного доступа Банк разработаных продуктивных заданий к разным видам текстов разместили продукт своей индивидуальный деятельности. Далее следовал очередной этап взаимооценки. Каждый учитель предстал в виде эксперта и смог оценить работу коллег с учетом принятых в ходе коллективного обсуждения критериев и улучшить свои продуктивные задания с учетов рекомендаций экспертов.
После выполненной работы, все участники проекта, с учетом рекомендаций коллег, доработали свои продуктивные задания и добавили их в единый банк данных участников проекта.
Предитогом нашей деятельности стала оценка качества разработанных наши продуктов проектной деятельности внешними экспертами и формирование списка участников, победителей и призеров.
Завершением проекта стало наше участие в Форуме Международного методического центра "Академия педагогического мастерства".
И, как следствие, результативность наших коллег превзошла все ожидания:
Дипломанты 1 степени:
Марахова Наталья Владимировна, модератор группы
Коркина Наталья Викторовна
Мусаипова Гульсум Кайрулловна
Дипломанты 2 степени:
Коротенко Ольга Борисовна
Соловьева Ирина Васильевна
Дипломанты 3 степени:
Кинжибаева Гульсум Кайрулловна
Бойко Елена Владимировна
Гунбина Елена Николаевна
Остапенко Римма Борисовна
Кондратенко Евгения Юрьевна
Аубакирова Айман Базаргельдиновна
Балгабаева Назгуль Бекболатовна (ныне коллега из СОШ № 10)
И как итог, публикация в международном сборнике продуктивных заданий дипломантов 1 степени.
В завершении скажу, что нами была проделана эффективная, инновационная работа, над которой мы в ходе проекта работали почти 5 месяцев. На этом наше сотрудничество не заканчивается, впереди наш ждет новый проект. Мы постоянно на связи с Международным центром развития.
АМО «ГЕКСАГОН-КАРТЫ»
В своей педагогической деятельности я применяю разные активные методы, один из них «Гексагон-карты». Этот метод уместно использовать после изучения раздела или даже художественного произведения.
Гексагон-карты – шестиугольники. Данный АМО – ментальная карта. Используя карту, как опорную схему, учащиеся более глубоко вникают в материал и, на подсознательном уровне, лучше его запоминают.
Он позволяет систематизировать знания учащихся по определенной теме, проанализировать, проследить причинно-следственные связи, чувства и действия персонажей, выявить идею, тему. Дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета).
Приведу пример по произведению Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Дети работают в небольших группах. После прочтения рассказа в центр листа А3 клеят гексагон в надписью «Серая Шейка». То есть в центр клеят ключевое понятие. И дальше начинается творческая работа над генерацией идей и способом расположения сот. Возможен вариант – по цветам: синий - герои рассказа, красный – чувства, эмоции, переживания героев, желтый – поступки и т.д. На выполнение работы предоставляется 15 минут. Затем учащиеся выходят к доске с демонстрацией своего мини-проекта. Перед началом работы оговариваются критерии оценивания проектов: соответствие содержанию текста, эстетичность оформления, идея и т.д.
Словари
УНТ Энциклопедии
Образ лисы
Интернет Произведения
-ресурсы писателей
Активити
Я предлагаю Вам составить образ лисы, используя гексагон-карты и различные источники информации.
Перед Вами, коллеги, словари, энциклопедии, сказки, информация из Интернет-ресурсов, цитаты и т.д., в которых есть упоминание о лисе.
Рассмотрите, пожалуйста, образ лисы с 5 сторон:
1. Словари
2. Энциклопедии
3. Интернет-ресурсы
4. Лиса в УНТ (сказки, пословицы)
5. Лиса в произведениях писателей
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.