М.Горький "Случай с Евсейкой"
Оценка 5

М.Горький "Случай с Евсейкой"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
02.05.2020
М.Горький "Случай с Евсейкой"
Урок по литературному чтению. 3 класс
М. Горький Случай с Евсейкой 3 класс.doc

                                            Литературное чтение. 3 класс.

 

Тема урока:    М. Горький «Случай с Евсейкой»

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения

Планируемые результаты

Предметные:

ü  познакомятся с произведением М. Горького;

ü  научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения

Метапредметные:

ü  познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

ü  регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

ü  коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные: переносят примеры ответственного и самостоятельного поведенияв свой личный жизненный опыт

                                                      Ход урока

I. Организационный момент

-Ребята, проверьте своё рабочее место. Всё ли у вас готово к уроку?

-У нас урок литературного чтения.

-Чем мы занимаемся на этом уроке?

 

II.Минутка чтения

-Приготовьте свою дополнительную литературу. Читаем минуту. Как только закончится минута. Мы начинаем читать заново.

Кто прочитал больше? Поднимите руки.

 

III. Актуализация опорных знаний.

1.      -Ребята, отгадайте о чём идёт речь?

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.         (книга)

 

-Для чего нужны книги?

-К какому жанру  УНТ относятся  эти строчки?

- Какие ещё жанры УНТ вы знаете? (дети перечисляют)

 

2. -Соберите рассыпанное слово:

 Ь Ы Б Л – быль

-Что такое быль?  (быль. (бывальщина) - жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.)

 

3.      Подберите антоним к слову БЫЛЬ? (НЕБЫЛИЦА)

Кто сможет объяснить значение этого слова?  (стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле).

 

А по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова: 

Небылица – в народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (напр.гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился или ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота).

 

4. «Были- небылицы».

-Итак мы с вами приступаем к изучению раздела «Были- небылицы».

-Как вы думаете какие произведения могут быть помещены в этом разделе?

В этом разделе:

•  Мы познакомимся с… (фантастическим миром рассказов М.Горького, Александра Куприна, К.Паустовского)

•  Мы научимся… (вымышленные события и реальные настоящие)

•  Мы будем учиться…(разбираться в смысле поступков героев, определять отношение к нему)

 

5. Работа со словами именами

-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте глазками слова.

-А теперь вслух - - хором:

(Антип, Игорь, Архип, Евсей, Лукьян, Сергей, Захарий. Кузьма, Иван, Дмитрий)

- Что обозначают эти слова? Почему эти слова записаны с заглавной буквы?

 

-Разделите слова, обозначающие мужские имена на 2 группы. Как вы это сделаете?

Антип, Архип, Евсей, Лукьян, Захарий, Кузьма – старинные мужские имена.

Игорь, Сергей, Иван, Дмитрий. – имена, часто встречающиеся в наше время.

 

6. Рассказ о писателе М.Горьком.

-Сегодня мы с вами узнаем, что приключилось с мальчиком Евсеем.

-А написал о нём Максим Горький (1868 - 1936) - русский писатель.

Максим Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1 ученик

 

 

 

 

 

2 ученик

Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М. Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.

1 ученик

Максим Горький – литературное имя писателя, ПСЕВДОНИМ.  Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые мы будем читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 ученик

В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.

 

 

IV. Физминутка

 

V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом

1. Словарная работа.

Учитель:

-Прежде чем мы начнем читать произведение «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретятся в рассказе.

 

АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслужи­ванию летательных аппаратов;

КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный ин­струмент;

 

2.  Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой» учителем и детьми.

- Итак, начало произведения мы с вами послушаем и посмотрим. (ВИДЕОРОЛИК) (Дети смотрят видео)

-А сейчас мы с вами продолжим читать по учебнику. (Дети читают)

 

3. Первичный анализ текста

 – Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?

-Почему это произведение включили в раздел «Были-небылицы»

- Кто главный герой произведения?

– Каким вам показался Евсейка?

(ЕВСЕЙКА — маленький мальчик, рыболов, «очень хороший человек». Евсейка любопытен. Ему интересны жители моря. Он наблюдателен, подмечает их особенности и старается вести себя с каждым по-своему. Евсейка осторожен: пытается уйти от опасных тем разговора (например, о том, что люди едят рыбу). Мальчик очень находчив. Чтобы выбраться на поверхность, он говорит, что любит мух, что ему нравится под водой, он даже готов играть с рыбой.)

 

4.      Беседа о морских обитателях.

– Каких морских жителей он встретил?

- Давайте немного узнаем об этих морских обитателях? (Дети расказывают)

 

ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;

 

АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;

 

ГОЛОТУРИИ(морские огурцы, морские кубышки), класс мор­ских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;

 

СЕПИИ - то же, что каракатицы;

 

Каракатица является представительницей класса головоногих моллюсков. Нередко ее называют «морским хамелеоном» благодаря умению менять окраску в тон окружения.

 

Морские лилии, или криноидеи — один из классов иглокожих. В мире известно около 700 видов, в России — 5 видов.

 

СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие живот­ные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.

 

 – Как их описывает М. Горький?

Содержит яркие, красочные и подробные описания морского дна и его жителей. Каждый из обитателей реки имеет свой характер и неповторимые черты.

(ОГРОМНАЯ РЫБА — болтливая, старая, «в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается».

– О ком из них вы раньше не слышали?

-А за кого приняли морские жители Евсейку?  (Морские обитатели   принимают Евсейку за чудовище (два хвоста», «чешуи — нет», «и плавников только два»). Рыба недоверчива и осторожна, но всё же в конце концов она поверила мальчику и согласилась с ним поиграть.)

– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве. Как бы вы себя повели?

-А как надо вести себя возле водоёма, чтобы не приключилась с вами беда?

– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле?

 

VI. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что нового узнали на уроке?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

- О чем заставляет задуматься?

 

VII. Домашнее задание

•  Читать по ролям разговор Евсейки и рыб.

 

 


Литературное чтение. 3 класс.

Литературное чтение. 3 класс.

Кто сможет объяснить значение этого слова? ( стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле)

Кто сможет объяснить значение этого слова? ( стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле)

IV . Физминутка V . Новая тема

IV . Физминутка V . Новая тема

ОГРОМНАЯ РЫБА — болтливая, старая, «в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается»

ОГРОМНАЯ РЫБА — болтливая, старая, «в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020