Литературное чтение. 3 класс.
Тема урока: М. Горький «Случай с Евсейкой»
Тип урока: постановка учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения
Планируемые результаты
Предметные:
ü познакомятся с произведением М. Горького;
ü научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения
Метапредметные:
ü познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
ü регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
ü коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
Личностные: переносят примеры ответственного и самостоятельного поведенияв свой личный жизненный опыт
Ход урока
I. Организационный момент
-Ребята, проверьте своё рабочее место. Всё ли у вас готово к уроку?
-У нас урок литературного чтения.
-Чем мы занимаемся на этом уроке?
II.Минутка чтения
-Приготовьте свою дополнительную литературу. Читаем минуту. Как только закончится минута. Мы начинаем читать заново.
Кто прочитал больше? Поднимите руки.
III. Актуализация опорных знаний.
1. -Ребята, отгадайте о чём идёт речь?
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (книга)
-Для чего нужны книги?
-К какому жанру УНТ относятся эти строчки?
- Какие ещё жанры УНТ вы знаете? (дети перечисляют)
2. -Соберите рассыпанное слово:
Ь Ы Б Л – быль
-Что такое быль? (быль. (бывальщина) - жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.)
3. Подберите антоним к слову БЫЛЬ? (НЕБЫЛИЦА)
Кто сможет объяснить значение этого слова? (стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле).
А по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова:
Небылица – в народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (напр.: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился или ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота).
4. «Были- небылицы».
-Итак мы с вами приступаем к изучению раздела «Были- небылицы».
-Как вы думаете какие произведения могут быть помещены в этом разделе?
В этом разделе:
• Мы познакомимся с… (фантастическим миром рассказов М.Горького, Александра Куприна, К.Паустовского)
• Мы научимся… (вымышленные события и реальные настоящие)
• Мы будем учиться…(разбираться в смысле поступков героев, определять отношение к нему)
5. Работа со словами именами
-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте глазками слова.
-А теперь вслух - - хором:
(Антип, Игорь, Архип, Евсей, Лукьян, Сергей, Захарий. Кузьма, Иван, Дмитрий)
- Что обозначают эти слова? Почему эти слова записаны с заглавной буквы?
-Разделите слова, обозначающие мужские имена на 2 группы. Как вы это сделаете?
Антип, Архип, Евсей, Лукьян, Захарий, Кузьма – старинные мужские имена.
Игорь, Сергей, Иван, Дмитрий. – имена, часто встречающиеся в наше время.
6. Рассказ о писателе М.Горьком.
-Сегодня мы с вами узнаем, что приключилось с мальчиком Евсеем.
-А написал о нём Максим Горький (1868 - 1936) - русский писатель.
|
2 ученик
Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М. Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
|
2 ученик
В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.
IV. Физминутка
V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом
1. Словарная работа.
Учитель:
-Прежде чем мы начнем читать произведение «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретятся в рассказе.
АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов;
КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;
2. Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой» учителем и детьми.
- Итак, начало произведения мы с вами послушаем и посмотрим. (ВИДЕОРОЛИК) (Дети смотрят видео)
-А сейчас мы с вами продолжим читать по учебнику. (Дети читают)
3. Первичный анализ текста
– Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?
-Почему это произведение включили в раздел «Были-небылицы»
- Кто главный герой произведения?
– Каким вам показался Евсейка?
(ЕВСЕЙКА — маленький мальчик, рыболов, «очень хороший человек». Евсейка любопытен. Ему интересны жители моря. Он наблюдателен, подмечает их особенности и старается вести себя с каждым по-своему. Евсейка осторожен: пытается уйти от опасных тем разговора (например, о том, что люди едят рыбу). Мальчик очень находчив. Чтобы выбраться на поверхность, он говорит, что любит мух, что ему нравится под водой, он даже готов играть с рыбой.)
4. Беседа о морских обитателях.
– Каких морских жителей он встретил?
- Давайте немного узнаем об этих морских обитателях? (Дети расказывают)
ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;
ГОЛОТУРИИ – (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;
СЕПИИ - то же, что каракатицы;
Каракатица является представительницей класса головоногих моллюсков. Нередко ее называют «морским хамелеоном» благодаря умению менять окраску в тон окружения.
Морские лилии, или криноидеи — один из классов иглокожих. В мире известно около 700 видов, в России — 5 видов.
СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
– Как их описывает М. Горький?
Содержит яркие, красочные и подробные описания морского дна и его жителей. Каждый из обитателей реки имеет свой характер и неповторимые черты.
(ОГРОМНАЯ РЫБА — болтливая, старая, «в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается».
– О ком из них вы раньше не слышали?
-А за кого приняли морские жители Евсейку? (Морские обитатели принимают Евсейку за чудовище (два хвоста», «чешуи — нет», «и плавников только два»). Рыба недоверчива и осторожна, но всё же в конце концов она поверила мальчику и согласилась с ним поиграть.)
– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве. Как бы вы себя повели?
-А как надо вести себя возле водоёма, чтобы не приключилась с вами беда?
– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле?
VI. Итог урока. Рефлексия
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Что нового узнали на уроке?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?
- О чем заставляет задуматься?
VII. Домашнее задание
• Читать по ролям разговор Евсейки и рыб.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.