МХК Емохонова
Оценка 4.9

МХК Емохонова

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
МХК
11 кл
24.04.2017
МХК Емохонова
Публикация является частью публикации:
mhk._11_klass._rabochaya_programma._l.g._emohonova.doc

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25 г. Сочи

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от _____________________   года

  Председатель педсовета

  __________________ Т.Г.Джикия

       подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

 

                                                                                    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

По      мировой художественной культуре

                    (указать предмет, курс, модуль)

 

Ступень обучения (класс):  среднее (полное) общее образование 10-11  

 

Количество часов:  68                           

 

Уровень : базовый             

( базовый, профильный )

 

Учитель:       _______Бохян А. Х.________

 

Программа разработана на основе  программы «Мировая художественная культура» 10-11 класс (базовый уровень), допущено МО РФ, автор: В.В. Емохонова Л.Г., М.: Издательский центр «Академия», 2011г.

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень).

 

 

 

2015 – 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011. 

Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.

Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомен­даций примерной программы.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафикси­рованного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Изучение МХК направлено на достижение  следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уров­не систематизирует знания о культуре и искусстве, получен­ные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосред­ственной связью искусства и мифологии, поэтому для изуче­ния культуры Древнего мира были выбраны памятники, наибо­лее полно отразившие влияние на творческий процесс мифоло­гического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульман­ских стран. Для культуры Китая — это мифологические пред­ставления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и жен­ского земного инь, определяющие ее традиционность и устой­чивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсю­ду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «кос­мическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвра­титься, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгам­бра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голу­бой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитек­туры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением мета­форы рая.

Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой евро­пейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идей­ного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каж­дой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра по­зволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смо­гут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в яр­ких, чувственных образах.

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характери­стики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архи­тектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Воз­рождения в Италии в авторскую программу включено твор­чество Донателло, возродившего античные традиции в релье­фе и круглой скульптуре. Это способствует целостности вос­приятия процессов развития пластики от греческой класси­ки, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портре­та (также не включенных в обязательный минимум содержа­ния, но присутствующих в авторской программе) до новатор­ства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрожде­ния.

Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) пред­лагается изучение культуры Древнего мира, раннехристиан­ского искусства, искусства Средних веков с акцентом на куль­туру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, куль­туры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Ху­дожественная культура XVII века», «Художественная куль­тура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художе­ственная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения пре­дельно полной картины культурного развития выбраны все наи­более значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Ки­тай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено совре­менной художественной культуре, знание и понимание кото­рой способствует самоидентификации молодых людей в совре­менном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуаль­ного художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры разви­вает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возмож­ность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Про­блемное поле отечественной и мировой художественной куль­туры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

-   основные виды и жанры искусства;

-   изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-   шедевры мировой художественной культуры;

-   особенности языка различных видов искусства;

 

уметь:

-   узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

-   устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

-   пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-   выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);

 

использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

-   выбора путей своего культурного развития;

-   организации личного и коллективного досуга;

-   выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

-   самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное  участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены назва­ния памятников культуры, знакомство с которыми желатель­но для получения более полной и красочной картины художе­ственного развития, но изучение которых на уроке необязатель­но. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволя­ли бы анализировать произведения искусства.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10 КЛАСС»

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 10 класс» (базовый уровень) состоит из учебника, ра­бочей тетради и CD с иллюстрациями и отрывками музыкаль­ных произведений. Учебник написан на основе авторской про­граммы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государствен­ного стандарта общего образования и инвариантную часть примерной (рабочей) программы.

Курс по МХК носит обобщающий характер и учитывает зна­ния, полученные школьниками на предыдущих этапах изуче­ния изобразительного искусства и музыки в средней школе. В связи с этим акцент в новом учебнике делается на главной идее культурного развития в каждом культурном ареале. Известно, что культуры и ментальности зависят от того, как понимается тем или иным народом происхождение мира, богов, людей, ины­ми словами, его мифологическое бессознательное. Превращение хаоса в космос мыслится либо как результат творческого акта демиурга (творение), либо как результат смены поколений бо­гов (генезис). Поэтому, поставив во главу угла космогонический миф, нашедший отзвук в архитектуре храмов и их декоре, ав­тор в доступной форме показывает специфику национального менталитета, понимание которого способствует толерантному отношению учащихся к представителям иных культур и пра­вильности собственного позиционирования в современном мире, а в целом росту их компетентностей.

Учитывая, что основу всякого культурного развития состав­ляют мифологические концепции мира, понятия мифа, магии, ритуала, первообраза рассматриваются в учебнике на ярких об­разных примерах, что облегчает усвоение этих сложных поня­тий. Поскольку древнейший пласт культуры характеризуется тесной связью искусства и мифологии, акцент сделан на памят­никах, наглядно демонстрирующих эту связь.

Территориальный принцип распределения материала дает возможность осознать ту систему координат, в которой каж­дый народ воспринимает окружающий мир. Для получения предельно полной картины культурного развития отобраны наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Турция. Важной особенностью учебника является включение русской культуры в контекст культуры мировой, что позво­ляет по достоинству оценить ее масштаб и значимость.

Особенности европейской культуры Средних веков — Визан­тии, Древней Руси, Западной Европы, связанные со специфи­кой европейского эгоцентризма, впервые на базовом уровне последовательно рассматриваются сквозь призму стиля. При этом под стилем подразумевается единая образная система, об­щность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Материал учебника распределен по темам так, чтобы, начиная с периода раннего христианства, формировалась стройная и максималь­но полная картина становления, развития и смены основных исторических стилей.

Наряду с территориальным принципом структурирования материала учитывается логика исторического линейного раз­вития от первобытности до постмодернизма, дающая основу для сравнительного анализа и «межвременного диалога» раз­личных культур при сохранении принципа единства культур­ных ареалов.

При подборе и распределении материала в учебнике задей­ствован новый принцип преподавания мировой художественной культуры, зафиксированный Стандартом и Методическим пись­мом, — принцип культурных доминант. Он позволяет, не увле­каясь перечислением памятников и имен, создавать целостный образ эпохи. Внимание уделяется одному-двум памятникам ар­хитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра определенного стиля или творчеству одного мастера, что позволяет тем не менее понять культурные доминанты эпохи, ми­ровоззренческие особенности и художественные идеи времени.

Отдельно рассматривается культура Дальнего Востока (Ки­тай, Япония) и арабо-мусульманская культура с акцентом на ключевую идею культурного развития в этих регионах.

Искусство — это уникальный язык общения поколений, эпох, народов. Важными аспектами восприятия, «прожива­ния» художественной образности произведения выступают эмоциональность, способность к сопереживанию, умение ос­мыслять и критически оценивать явления искусства. Развитие у школьников отношения к искусству как к воплощению эмо­циональных переживаний и творческого опыта человека позво­ляет наполнить уроки мировой художественной культуры лич­ностным смыслом.

Познавательная деятельность учащихся в предлагаемом учебном курсе строится на развитии умений самостоятельно ос­ваивать текст учебника, оценивать и сопоставлять феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, опре­делять и обосновывать собственное отношение к произведени­ям искусства.

В учебнике осуществлен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для изучаемых эпох, причем каждо­му памятнику дается смысловая и эстетическая оценка, что на страницах учебных изданий по искусству встречалось крайне редко. Архитектурные сооружения, к примеру византийский крестово-купольный храм и западноевропейская базилика, рас­сматриваются, во-первых, с точки зрения воплощения основ­ной идеи культурного развития в регионе. Во-вторых — с точ­ки зрения их космической, топографической, временной сим­волики в контексте религиозной (христианской) традиции. В-третьих — с точки зрения характерных декоративных средств оформления внутреннего пространства (мозаика, фрес­ка, скульптура, иконы, витражи).

При знакомстве с произведениями изобразительного искус­ства значительное внимание уделяется раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов, что дает возможность при­общиться к древним мифам, ветхозаветным легендам, еван­гельским и историческим событиям. Анализ произведения предполагает также обязательное изучение основ иконографии, особенностей композиции и колорита.

В рамках каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, позволяющей более тонко прочувство­вать атмосферу времени, осознать специфику эпохи и куль­турных ареалов. Разбор наиболее типичных для стиля музы­кальных произведений сопровождается прослушиванием от­рывков, включенных в CD, что является одним из ноу-хау базового курса.

К учебнику, каждый урок в котором завершается вопроса­ми и заданиями разных типов, прилагается рабочая тетрадь, содержащая задания по работе с иллюстрациями. Она может использоваться дома для самостоятельной работы или на уро­ке для расширения его диапазона. Материал в рабочей тетра­ди подобран таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать уроки более легкими и интересными, а с другой — более глу­боко ощутить уникальность каждой культуры.

Правильно выполнить задания поможет перечень иллюст­раций в конце рабочей тетради, где наряду с именами худож­ников и названиями памятников указаны вид искусства, к ко­торому они относятся, время их создания и местонахождение.

 

Формы и средства контроля

Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах».

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)

 

Возрождение в Италии (5 часов)

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

 

Северное Возрождение (4 часа)

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола». Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)

 

Барокко (4 часа)

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

 

Классицизм (1 час)

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)

 

Рококо (1 час)

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Неоклассицизм, ампир (5 часов)

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм (2 часа)

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

 

Реализм (3 часа)

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

Модерн (2 часа)

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — ха­рактерная черта русского модерна в живописи. Валентин Алек­сандрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Евро­пы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)

 

Модернизм (5 часов)

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».

 

Постмодернизм (1 час)

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МИРОВАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА 11 класс  (35 часов)

 

Тема

Количество часов

 

МИРОВАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА 11 класс (35 часов)

 

1

Художественная культура эпохи Возрождения

9

2

Художественная культура XVII века

5

3

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века

8

4

Художественная культура второй половины  XIX —начала XX века

7

5

Художественная культура XX века

6

ИТОГО

35

 

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СВЕРХЗАДАЧИ

 

Уроки мировой художественной культуры не похожи ни друг на друга, ни на уроки дру­гих предметных областей. Проектируя уроки, косвенно про­ектируется развитие учеников. И в этом контексте чрез­вычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направ­ляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педаго­гической сверхзадаче.

Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков мировой художественной культуры в 11 классе. Это погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Художественно-педагогическая сверхзадача погружение ставится учителем в том случае, когда вдохновляющей идеей урока является эмоционально-образное проживание художе­ственного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, его стиль. В процессе такого погру­жения достигается эффект присутствия, усиленный субъективным восприятием каждого участника урока (и учащихся, и учителя). Эмоциональная окрашенность знаний позволяет мак­симально приблизить к нам изучаемые эпохи и стили, пере­жить их « здесь и сейчас ».

Музыкальное, поэтическое сопровождение способствует большей эмоциональной насыщенности и открытости границ урока, рождая личностное видение произведения искусства.

Художественно-педагогическая сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер. В ходе уроков, построенных на этой смысловой доминанте, про­исходит не только освоение, но и личностное переосмысление произведений искусства и тех культурно-исторических усло­вий, благодаря или вопреки которым, они были созданы. Такие уроки чрезвычайно важны для становления и развития миро­воззрения подростка.

Постижение предполагает использование имеющихся у де­тей знаний об изучаемом культурном феномене и активное сти­мулирование их способностей к рассуждению и самостоятель­ному анализу особенностей памятников искусства.

Художественно-педагогическая сверхзадача сравнение на­целена на эмоциональное и аналитическое сопоставление ху­дожественных образов, их стилеобразующих черт, этапов раз­вития видов искусства, мировоззренческих основ культурных эпох.

Художественно-педагогическая сверхзадача обобщение яв­ляется смысловым стержнем итоговых уроков по различным тематическим разделам. Уроки, основанные на подобной сверх­задаче, позволяют:

1) обобщить социокультурный опыт, накопленный учащи­мися к моменту изучения конкретного художественно-истори­ческого материала ;

2)  активизировать эмоциональный и познавательный багаж, полученный в курсе МХК;

3)   выйти на новый уровень понимания центрального худо­жественного образа эпохи.

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. Мы выбрали четыре типа: образ-модель, исследование, созерцание, панорама. Гибкое соотноше­ние типа урока и поставленной сверхзадачи доказало свою эф­фективность на практике, повысив уровень эмоциональной от­зывчивости и творческой активности учащихся.

На уроке по типу образ-модель важно найти эмоционально-художественное зерно, наиболее точно воплощающее смысло­вую доминанту темы. В качестве такого зерна может выступать архитектурная деталь, живописный прием, литературная или музыкальная форма.

Урок, построенный по типу образ-модель, дает учителю воз­можность целостно охватить и содержательный, и эмоциональ­но-образный контекст материала, а учащимся — полнее и глуб­же прочувствовать произведение, стиль, эпоху, находя при этом отзвук собственных мыслей и ощущений в предмете ис­кусства.

На уроке по типу образ-модель можно органично сочетать эмоциональные и рациональные аспекты восприятия художе­ственной культуры.

В рамках урока-исследования важно не соскользнуть на ди­дактический тон подачи материала. Этот тип урока предъяв­ляет к учителю особые требования. Исследование шедевров мировой художественной культуры на уроке — процесс вдум­чивого изучения, постоянного рассуждения и размышления педагога совместно с детьми. Учитель в контексте урока (мы имеем в виду и информативный, и художественный, и эмоцио­нально-образный контекст) не декларирует истину, а постоян­но вовлекает ребят в процесс ее открытия, делая время от вре­мени лишь небольшие комментарии.

Предлагается сочетать на уроках данного типа групповую работу с самостоятельной, индивидуальной, организовать ко­торую можно с помощью индивидуальных карт — познаватель­но-творческой карты, карты размышлений, исследовательской карты.

Так же как урок по типу образ-модель, урок-созерцание наи­более полно отражает природу искусства и рассчитан прежде всего на внешнее, чувственное воздействие. Искусству созер­цания с помощью наставлений и навязанных схем детей не на­учишь. Этот процесс настолько индивидуален и неповторим, насколько уникален каждый ребенок, каждый человек на земле. На уроках созерцания важны и интонация, и особая благо­желательная атмосфера, позволяющая свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы. Любое произведение искусст­ва существует не только в своей материальной форме (на хол­сте, в камне, в нотной записи, в слове, на кинопленке и т.д.). По-настоящему оно начинает жить и раскрывать свой глубин­ный, истинный смысл в момент его восприятия.

К числу подобных художественно-педагогических приемов относятся художественно-эмоциональное созерцание, художе­ственно-образное сравнение, художественно-психологическое наблюдение.

Урок-панорама. Широкий обзор, по­зволяющий охватить взглядом произведения одного или не­скольких стилей, разных видов искусства, в контексте изуче­ния мировой художественной культуры просто необходим. Та­кие уроки содержатся в каждом тематическом разделе курса. Они, как правило, целесообразны для итоговых, обобщающих тем либо для тем, включающих большой круг произведений и образов.

 

 

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура эпохи Возрождения»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

 

Урок 1

 

 

Исследование

 

Урок 7

Урок 5

 

Созерцание

Урок 2

Уроки 3, 4, 6

 

 

Панорама

 

 

Урок  8

Урок 9

 

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура XVII века»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

 

 

 

 

Исследование

 

Уроки 10, 11

 

 

Созерцание

 

 

 

 

Панорама

Урок 12, 13

 (фрагменты уроков 10, 11)

 

Урок 14

 

 

Классификация по типам уроков тематического раздела

«Художественная культура XVIII –  первой половины XIX века»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

Урок 15

 

 

 

Исследование

Уроки 16, 20

Урок 21

Урок 17

 

Созерцание

Урок 21

Урок 19

Урок 18

 

Панорама

 

 

 

 

 

Классификация по типам уроков тематического раздела

«Художественная культура второй половины XIX – начала  XX века»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

Урок 28

 

 

 

Исследование

Урок 25

Урок 22

 

 

Созерцание

 

Уроки 23, 26

 

 

Панорама

 

Уроки 24, 27

Урок 29

 

 

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура XX века»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

 

Урок 35

 

 

Исследование

Урок 34

Урок 31

Урок 32

 

Созерцание

 

Урок 33

 

 

Панорама

Урок 30

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МИРОВАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА». 11 класс (35 часов). 2012-2013 учебный год

По программе Емохоновой Л.Г.

 

 

п/п

 

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

 

Используемый материал

учебника

Вопросы, задания, проектная деятельность

Задания в рабочей тетради 

Планируемые результаты.

Дата проведения

Страницы учебника

страницы 

план

факт

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)

- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять  учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятель-

ного художест-венного

творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрождение в Италии (5 часов)

1

Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты.

1

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито.

16-21

 

21

 

 

3

 

1 неделя

 

2

Образ площади и улицы в живописи. 

Ренессансный реализм в скуль­птуре.

1

Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.

22-26

26

4

2 неделя

 

3

Высокое Возрождение. Качественные изменения в жи­вописи.

1

Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас».

26-31

31

4-6

3 неделя

 

4

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.

1

Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

31-36

36

7

4 неделя

 

5

Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу.

1

Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

 

37-41

41

8-9

5 неделя

 

Северное Возрождение (4часа)

Дата провед.

6

Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карна­вальный характер Возрождения в Нидерландах.

1

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».

42-47

47

10

6 неделя

 

7

Мистический характер Возрождения в Германии.

1

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола».

 

48-52

52

10

7 неделя

 

8

Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.

1

Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.

 

52-57

57

11

8 неделя

 

9

Ренессанс в Англии. Драматургия.

1

Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

 

58-64

64-65

12-13

9 неделя

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)

 

 

Дата проведения

Барокко (4 часа)

10

Новое мировосприятие в эпоху барокко   и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера.

1

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме.

68-73

75

14

10 неделя

 

11

Специфика русского барокко.

1

Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе.

 

75-81

81

16

11 неделя

 

12

Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.

1

Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенден-ций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антвер-пене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра».

 

73-75

81-83

 

85, 89

15, 17

12 неделя

 

13

Музыка барокко.

1

Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

 

86-88

 

 

13 неделя

 

 

Классицизм – 1 ч.

 

14

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

1

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

90-97

97

20-24

14 неделя

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)

 

- Знать основные

- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять  учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятель-

ного художест-венного

творчества.

 

 

Дата проведения

Рококо (1 час)

план

факт

15

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо. 

1

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

                                                                        

100-105

105

25

15 неделя

 

Неоклассицизм, ампир (5 часов)

 

16

Музыка Просвещения.

11

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната».

 

106-109

109

 

16 неделя

 

17

Образ «идеального» города в классицистических ан­самблях Парижа и Петербурга.

1

Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев.«Выход России к морю»

 

110-115

115

 

17 неделя

 

18

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

1

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайлов-ский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

 

116-121

121

26-28

18 неделя

 

19

Неоклассицизм в живописи.                                                                                                                       Классицистические каноны в русской академической

живописи.

1

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

 

121-126

126

29

19 неделя

 

20

Зарождение классической музыкальной школы в России.

1

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

 

126-131

131

 

20 неделя

 

Романтизм (2 часа)

 

21

Романтический идеал и его воплощение в музыке.

1

Романтический идеал и его воплоще-ние в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1».

 

132-137

141-142

138

30

21 неделя

 

22

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя.

1

Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

 

138-141, 143

 

142-143

31

22 неделя

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Дата проведения

Реализм (3 часа)

23

Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники

1

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».

 

146-151

151

18, 32

23 неделя

 

24

Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке.

1

Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

152-154

155

 

24 неделя

 

25

Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке.

1

Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

155-159

159

 

25 неделя

 

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

 

26

Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке.

1

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».

160-166

166

 

26 неделя

 

27

Символизм в живописи. Постимпрессионизм

1

Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

167-173

173

33-34

27 неделя

 

Модерн (2 часа)

 

28

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.

1

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».

174-181

181

34

28 неделя

 

29

Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи. Специифика русского модерна в музыке.

1

Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

182-185

185

35-36

29 неделя

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ)

Дата проведения

Модернизм (3 часов)

30

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живо­писной повер-хности в экспрессионизме.  Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразитель­ности в абстракционизме. Иррацио-нализм подсознательного в сюрреализме. Функционализм.

1

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм    в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстрак ционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда».

188-194

194

37

30 неделя

 

31

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм.

1

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия.

194-198

198

38

31 неделя

 

32

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.

1

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани».                                                                                  

199-203

203

 

32 неделя

 

33

Кинематограф.

1

Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».

204-207

207

 

33 неделя

 

Постмодернизм (2 час)

 

 

34

Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы».

1

Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

208-212

212

 

34 неделя

 

35

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.

1

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».

213-224

224

39-41, 42-43

35 неделя

 

 


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: - приказа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: - приказа

Микеланджело в эпоху Высокого

Микеланджело в эпоху Высокого

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в…

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в…

При знакомстве с произведениями изобразительного искус­ства значительное внимание уделяется раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов, что дает возможность при­общиться к древним мифам, ветхозаветным легендам, еван­гельским…

При знакомстве с произведениями изобразительного искус­ства значительное внимание уделяется раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов, что дает возможность при­общиться к древним мифам, ветхозаветным легендам, еван­гельским…

Воспитание Марии Медичи». Рембрандт

Воспитание Марии Медичи». Рембрандт

Модернизм (5 часов) Модернизм в живописи

Модернизм (5 часов) Модернизм в живописи

Художественно-педагогическая сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер

Художественно-педагогическая сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях…

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях…

Понимать особенности языка различных видов искусства

Понимать особенности языка различных видов искусства

Дата проведения Рококо (1 час) план факт 15

Дата проведения Рококо (1 час) план факт 15

Модернизм в живописи. Новое видение красоты

Модернизм в живописи. Новое видение красоты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017