Мифы и сказки - вечный источник искусства.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительный материал к уроку музыки на тему Мифы и сказки - вечный источник искусства. Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе Цели урока: развивать умение находить взаимодействие между музыкой и литературой и выражать их в размышлениях; Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему                          Мифы и сказки ­ вечный источник искусства. Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Цели урока: развивать умение находить взаимодействие между музыкой и  литературой и выражать их в размышлениях; Анализировать и обобщать  многообразие связей музыки и литературы. Ход урока: Организационный момент. Звучит музыка П. И. Чайковского: Па­де­де из балета «Щелкунчик». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Как сказка – мир. Сказания народа, Их мудрость темная, но милая вдвойне, Как эта древняя могучая природа, С младенчества запали в душу мне...»                                                       (Н. Заболоцкий) Сообщение темы урока. ­ Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она  звучала волшебно, нежно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её,  кажется, будто попадаешь в сказку.) ­ Да, конечно, это действительно так. Мы не случайно начали этот урок с  прекрасной музыки Чайковского, этого замечательного композитора­ сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во  времени. Работа по теме урока. 1. Музыка в мифах, сказах и преданиях. ­ Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко  от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливоих приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз  придёт наша память, общая память человечества ­ это  волшебная «машина  времени», способная перемещать нас во времени и пространстве. Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое  минувшее для людей всегда были старинные сказки, мифы, легенды о музыке  и музыкантах. Из глубины веков пришли античные мифы, созданные народной фантазией.  Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине горы Парнас  собирались на празднества прекрасные девушки  девять сестёр, девять  дочерей владыки богов ­ Зевса. Их звали музами жизни ­ богинями пения. Они  покровительствовали искусствам и наукам. Бальдассаре Перуцци. Аполлон и музыЮные  богини­музы ­ дочери 3евса и богини памяти Мнемозины. Всего их девять, и  каждая из них покровительствует определённому виду искусства, науки. Так,  четыре из них ­ покровительницы музыкального и поэтического искусства:  Эвтерпа ­ муза лирической поэзии и песен, Каллиопа ­ муза эпической поэзии, древних сказаний, Полигимния ­ муза священных гимнов, Эрато ­ муза  любовной поэзии. Терпсихора покровительствует танцу, Талия ­ комедии,  Мельпомена ­ трагедии. Восьмая муза ­ Клио ­ покровительница истории;  девятая – Урания ­ покровительница астрономии. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы  одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились  художниками, поэтами, танцорами и актёрами, музыкантами и учёными. Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой  играл покровитель искусств бог Аполлон. И когда их божественные голоса  поют гимны под аккомпанемент золотой кифары Аполлона, весь мир  благоговейно внимает их стройному пению. Голоса девушек сливались в  стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным  мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей. Каково значение мифов, сказок и преданий? (Мифы, сказки, предания ­  вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы,живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих  авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную  жизнь, а живёт своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной  жизни.) 2. Слушание музыкального произведения Обаяние сказок и мифов столь велико, что их влияние можно найти во многих произведениях, связанных с образами природы. ­ Сейчас мы с вами послушаем пьесу Анатолия Константиновича  Лядова «Волшебное озеро». Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь  озера, то начинает казаться, что кто­то рисует на воде своей невидимой  кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время  меняется. Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица  потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз,  подглядывающий за тобой прямо из глубины. Человек не может жить в воде, но сидя на берегу, особенно в сумерках, очень  верится в то, что там, на дне тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и  среди людей. Лишь только легендарный Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось... Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову  привиделась волшебная жизнь озера. В его эскизном наброске сохранился  рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и  елями на берегу, который, вероятно, послужил прототипом для написания  музыки. Если бы он был художником, он бы нанёс эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и  инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот  сказочный замысел. Когда играл он эту пьесу, то так, что в каждом звуке  рояля словно слышались тембры разных инструментов. (Слушание  произведения). ­ Что вы можете рассказать о прослушанном произведении, может быть, вы  заметили какую­то особенность в данной пьесе. (Музыка звучала спокойно,  умиротворенно, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений,  напряжения.)Верно, музыка передавала состояние полного спокойствия и сказочной  красоты, а кроме этого, как вы совершенно правильно заметили, в музыке  отсутствовало драматическое напряжение и развитие, образ волшебного озера носит созерцательный характер, что и является особенностью этого  произведения, поскольку очень мало таких произведений, где нет  кульминации, напряженности, развития. В заключение пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие. Вся прелесть  русских народных сказок, все волшебное очарование сказочных лесных  пейзажей, населённых таинственными существами, нашло в этой пьесе своё  музыкальное выражение. ­ Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи  всех мировых мифологий по­своему воплотились в музыке, придав ей  огромное смысловое своеобразие. Вспомним некоторые из них. (Учащийся  читает подготовленный материал). Михаил Александрович Врубель. Пан (1899  г.)­ Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную  нимфу Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого  была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринкс.  Она бросилась от него прочь. Влюблённый Пан преследовал ее, но густой лес укрыл уносящуюся от него  прочь девушку. Пан уже было настиг её, и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а  листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё  родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он  спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял,что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её.  Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки  и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в  тростнике, и Сиринкс зазвучала. Печальный Пан вырезал из тростника  певучую свирель и с тех пор не расставался с ней. Флейта ПанаВ Древней Греции была  распространена многоствольная флейта ­ флейта Пана, или Сиринкс. Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них ­ это тростник. Так же как под  пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Слушание  произведения М. Замфир «Run Away From Wordly Celebration»). Подражая звучанию мифических музыкальных инструментов, композиторы  совершенствовали тембры, искали их новые сочетания, вводили в  оркестровую партитуру голоса птиц, шум ветра, журчание водных струй.  Музыкальное пространство наполнялось живыми звуками, образные  характеристики приобретали необыкновенную художественную  достоверность.  ­ Послушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля. Я не буду  говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его  сами. (Слушание музыки). ­ На что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный композитор?  (Заслушиваются ответы детей, делаются выводы по данному разделу). ­ Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В  ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй. Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки из стихотворения  Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И  обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасныйсолнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который  сливается со смехом быстро журчащей воды. Зримость обнаруживает себя даже в нотной записи. В приводимом ниже  музыкальном примере эта зримость присутствует достаточно очевидно.  Широкие разливы речных волн буквально изображены в верхнем пласте  музыкального звучания. Итог урока. Изучение содержательных истоков музыки, связанной со словом ­ вокальной,  сценической, программной,­ обнаруживает, что в ней живёт все многообразие  литературы: фольклор и мифология, Священные писания и художественное  творчество ­ от драмы до лирического стихотворения. Поэтические жанры  прочно вошли в музыку, став ее неотъемлемой частью. Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы  перевести на свой язык. Разнообразные стихотворные жанры ­ элегии и оды,  баллады и гимны, поэтические формы ­ рондо, сонет, октава ­ все это, помимо традиционных форм песни и романса, зазвучало в музыке, обогатило ее  новыми интонациями, новыми средствами выражения. Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/mify­i­skazki­vechnyy­ istochnik­iskusstva