Мини-тренинг для педагогов направлен, на то чтобы способствовать обучению педагогов ДОУ к использованию разных технологий по обучению детей связной речи. Тренинговые упражнения направлены на обогащение словаря, развитие логического мышления, употребление слов-антонимов., а так же способствует сплочению группы и настраивание группы на положительный настрой.Мини-тренинг для педагогов направлен, на то чтобы способствовать обучению педагогов ДОУ в использовании разных технологий по обучению детей связной речи.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска
МИНИ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ №1
ПО ТЕМЕ:
1«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
Цель: Способствовать обучению педагогов в использовании разных технологий
по обучению детей связной речи.
Материал подготовлен
педагогомпсихологом
высшей категории Е.М.Бондарь
г. Волгодонск
РЕЧЕВОЙ МИНИ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ №1
Упражнение 1. «НАСТРОЕНИЕ В ЛУЧАХ СОЛНЦА»
Необходимый инструментарий техники : ватман, разноцветный
картон, кисть, краски или гуашь, шариковые ручки (по количеству детей).
Описание техники. Пишется название техники. На листе ватмана рисуется
солнце, в котором не дописана фразавопрос. Солнечных лучей столько, сколько
опрашиваемых детей (см. рис. 27, с. 45). По методу «недописанных предложений»
педагогу предоставляется возможность выбрать один луч солнца, оценить свое
настроение, отношение и закончить одним словом или фразой на луче предложение
в середине солнца (см. рис. 28, с. 46).
Примечание. Педагоги подписывают лучи по желанию.
Рекомендации:
• Данная рефлексивная техника позволяет широкое использование в аудиториях с
разным возрастом опрашиваемых. Ее можно предложить как детям младшего,
2старшего и подросткового возраста, так и родителям.
• Положительные моменты техники в том, что каждый раз, задавая разные
вопросы, возможно быстро, одним словом выразить свое отношение.
• Не обязательно использовать размер ватмана. Формат бумаги может быть
меньшим.
2. Упражнение на сплочение группы «Приветствие»
Цель:
способствует сплочению группы,
настраивает группу на
положительные чувства.
Инструкция: Участники встают в два концентрических круга «каруселька».
Внутренний круг поворачивается лицом к внешнему, образуя пары.
Ведущий произносит слова и показывает движения, а все участники повторяют
за ним слова и выполняют показанные движения.
Здравствуй друг! пожимают друг другу руку.
Где ты был? стучат друг друга по плечу.
Как ты тут? _________ берут друг друга за кончик уха.
Я скучал. ___________ каждый участник кладёт руки к себё на грудь.
Ты пришёл? _________ руки разводят в стороны.
3 Хорошо! ___________ оба участника обнимаются.
После команды ведущего поблагодарить друг друга, затем внутренний круг
делает шаг влево пары обновляются, и приветствие повторяется. И так всё опять
повторяется пока первые пары опять не встретятся.
(Педагогам предлагается выбрать один из двух трёх предложенных
цветов, так педагоги делятся на 2 – 3 группы) . Затем каждой группе
предлагаются задания.
3. Игровое упражнение «Наоборот»
Цель: употребление словантонимов.
Назвать слово с противоположным значением.
Примерное задание:
4
посл
едни
й
Хор
оши
й
плох
ой
День
–
ночь
Гор
ьки
й
сла
дки
й
Бли
зки
й
дал
еки
й
Бол
ьшо
й
мал
ень
кий
Тол
сты
й
тон
кий
Узк
ий
шир
оки
й
Глу
хой
зво
нки
й
Тве
рды
й
мяг
кий
Зи
ма
лет
о
До
бр
ый
зло
й
Жар
а
холо
д
Весё
лый
грус
тный
Пр
авд
а
ло
жь
См
еят
ься
–
пла
кат
ь
По
лез
ны
й
вре
дн
ый
Бог
ач
бед
няк
Ло
жи
тьс
я
вст
ава
ть
Гово
рить
молч
ать
Бел
ый –
черн
ый
Сол
нце
луна
Здор
овый
–
боль
ной
Мол
одой
–
стар
ый
Учи
тель
–
учен
ик
Крас
ивый
–
безо
браз
ный
Горя
чий
–
холо
дны
й
Выс
окий
–
низк
ий
Ого
нь –
вода
Пер
вый
54. Игровое упражнение – «Продолжи фразу»
Цель: Обогащение словаря, развитие логического мышления.
Продолжить фразу в стихотворения.
«Десять правил»
Чтобы тебя все хвалили,
Чтобы тебя все любили,
Нужно знать десять правил.
Сейчас мы все их узнаем.
Слушайте все, не зевайте,
И фразу мою продолжайте.
1.
Как проснешься ты вставай,
Лени волю не ... (давай)
2.
Все цветы роса умыла,
А тебя умоет ... (мыло)
3.
Волосы тебе, дружок,
Пусть причешет ... (гребешок)
4.
В детский садик собирайся,
Не ленись, сам ... (одевайся)
5.
Дружно с детками играй,
А капризы ... (прогоняй)
6.
Старшим ты не возражай,
Старших нужно ... (уважать)
7.
Если в чемто провинился,
Значит, нужно ... (извиниться)
8.
Будь, дружок, всегда опрятным,
Это каждому ... (приятно)
9.
Может тот собой гордиться,
Кто умеет сам ... (трудиться)
610. Дома добрыми делами
Помогай любимой ... (маме)
«Хорошо и плохо»
У Танюшки кукла Юля
Непослушная ……… грязнуля!
Перед завтраком забыла,
Не помыла руки…… .. с мылом.
Разбросала все игрушки,
А колготки …….на подушке!
Свитерок лежит под креслом,
Разве свитеру там …… …место?
До сих пор она не знает,
Как же чаем ………….угощают.
Таня Юлю посадила,
Свою доченьку…………..учила:
«Скатертью накроем стол,
Чашки ставим. А потом
Заварить заварку нужно,
И за стол мы сядем…… дружно.
Сахар в сахарнице вот!
Если кто несладкий ………пьет,
Подадим на стол конфеты.
Ты запомни, дочка, ………это!»
Таня куклу поучает,
В чашку чаю ………наливает:
«Как же трудно мамой быть,
Послушанью как……..учить?»
7«На прогулке»
Если ты пошел гулять,
Мой малыш, ты должен ……знать,
Что вокруг живут друзья,
Обижать друзей…………... нельзя.
Например, цветут цветы
Не топчи, не рви их…………. ты.
Нужен пчелочке …………цветок,
Пчелы в них берут свой……. мед.
Не ломай, дружок, кусты,
Под листок заглянька ……… ты!
Под зелененьким листом
Жук себе построил ………….дом.
В парке маленькая птичка
Просит зернышек, ……пшенички,
Птичку ты не …………….обижай,
Хлебных крошек птичке……..дай.
Если ты собачку встретишь,
Обойди собачку ……………….эту.
Палку, камень не………… бросай,
Лучше хлебушка ей …………. дай.
И цветочек, и листок,
Кошка, птичка, червячок
Наши меньшие …………… друзья,
Обижать их нам ………...….нельзя.
5. Упражнение «Любопытная Варвара» (Ю.В.Филиппова «Общение. Дети
710 лет»2002г.)
Цель: расслабление мышц шеи.
8Содержание. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, что увидеть,
что у вас за спиной, как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогайте
свою шею справа, она стала твердая, как каменная. Вернемся в исходное
положение. Точно также делаем в другую сторону. Поворачиваем шею – делаем
вдох, возвращаемся в исходное положение выдох.
Любопытная Варвара смотрит влево….смотрит вправо….
А потом опять вперед здесь немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена.
(Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.)
Теперь поднимем голову вверх, посмотрим на потолок. Дальше откиньте
голову назад. Как напряглась шея! Это неприятно. Стало трудно дышать.
Выпрямились....Легко стало, свободно дышится. Вдох выдох...
А Варвара смотрит вверх, выше всех и дальше всех!
Возвращается обратно расслабление приятно.,..
Шея не напряжена, а расслаблена.
А сейчас опускаем голову вниз. Опять напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали
твердыми. Выпрямляем шею. Приятно, хорошо стало, легко дышится.... Вдох
выдох...
А теперь посмотрим вниз мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаблена.
6. Игровое упражнение «Газета»
Цель:
способствует сплочению группы,
настраивает группу на
положительный настрой.
9На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее
газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета
складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо
детей. (Для этого надо обняться, уменьшив, таким образом, физическую дистанцию.)
7. Упражнение «Прощание»
Задачи:
развитие умения поддерживать позитивную доверительную атмосферу;
формировать позитивное сотрудничество;
развитие идентификации «Я член команды».
Процедура проведения
Участники становятся в круг и по очереди коротко говорят о своих
впечатлениях от тренинга и пожелания, благодарности ведущему и друг другу. Все
участники определяют атмосферу, сложившуюся в группе, и характер
сформировавшихся взаимоотношений на конец тренинга.
Минитренинг составлен педагогомпсихологом высшей категории – Е.М.Бондарь
Список используемой литературы:
1 Щербакова Т.Н., Скрипкина Т.П. Тренинг коммуникативной компетентности для
подростков: учебное – методическое пособие. – Ростов н/Д.: издво РОИПК и
ПРО, 2008г.
102. Т.Н. Доронова. «Из ДОУ – в школу». Пособие для дошкольных образовательных
учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007г. стр. 151 – 194.
3. И. Вачков «Основы технологии группового тренинга. Психотехники»
4. Ю.В. Филиппова «Общение. Дети 710 лет» 2002г
11Настроение сегодня у меня
12