Мини-тренинг для педагогов ДОУ по теме: "КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ", направлен на снижение психоэмоционального состояния педагогов ДОУ, осознание своих эмоций и чувств, обучение навыкам контроля своего эмоционального состояния и создание позитивного эмоционального единства группы. Игровые упражнения направлены на развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний, контроля своего эмоционального состояния, помочь педагогам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении, а так же способствовать созданию позитивного эмоционального единства в группе.Мини-тренинг для педагогов ДОУ по теме: "КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ", направлен на снижение психоэмоционального состояния педагогов ДОУ, осознание своих эмоций и чувств, обучение навыкам контроля своего эмоционального состояния и создание позитивного эмоционального единства группы.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Золотой ключик»
МИНИТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
по теме:
«КАК
НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ»
1Цель: снижение психоэмоционального состояния педагогов ДОУ,
осознание своих эмоций и чувств, обучение навыкам контроля своего
эмоционального состояния и создание позитивного эмоционального
единства группы
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
г. Волгодонск
2013г
МИНИТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
по теме: «КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ»
1. Игровое упражнение «РОМАШКА НАСТРОЕНИЯ»
Необходимый инструментарий техники:
лист бумаги (размер по выбору педагога), цветной картон, ватман, кисть, краски или
гуашь, клейкарандаш (23 шт.).
Описание техники. На листе бумаги пишется название техники. Рисуется
середина ромашки. В середине пишется не дописанная до конца фраза, которую хотят
узнать от участников опроса. Приклеивается 3 кармана. В каждый карман помещаются
лепестки определенного цвета. В первом кармане фиолетовые лепестки (условно плохое
настроение), во втором кармане оранжевые (хорошее настроение), в третьем
кармане желтые лепестки (отличное настроение) (см. рис. 53). Определяется настроение,
выбирается лепесток и
приклеивается к сердцевине
ромашки. Таким образом, как
бы дописывается начатая фраза
(см. рис. 54, с. 66).
Рекомендации:
Можно предложить детям
не только выбрать цвет
лепестка настроения, но и
дописать фразу на листке.
Возможен вариант, когда
ромашка с недописанной
2фразой нарисована с пустыми лепестками. Предложить ребятам закрасить ее своим цветом
настроения.
Алгоритм техники
1.Определить настроение.
2.Выбрать лепесток нужного цвета
3.Приклеить к середине ромашки (если требует техники, то дописать фразу).
2. Ритуал приветствия – «Свеча»
Цель снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала
давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое.
Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее
исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который
сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: "Надя, я рада
видеть тебя!".
Теоретическая часть:
Согласно определению С. Л. Рубинштейна, эмоции это переживания, в которых
выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между
происходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную
сторону эмоций, возникают в результате их обобщения. Выделяют 10
фундаментальных эмоций: интересволнение, радость, удивление, горе
страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Эмоции являются для человека источником важной информации,
они необходимы для удовлетворения потребностей.
Эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости
от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями
личности.
3Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. Это происходит
изза «запрета» нашими культурными традициями на проявление многих эмоций (тепла,
любви, понимания, удивления, радости и др.). Чтобы научиться определять свои эмоции,
важно уметь распознавать анализировать собственные чувства. Для этой цели выполним
упражнение «Чувства по кругу».
3.Упражнение «Чувства по кругу»
Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации
чувств и состояний.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом
какоето состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть
антоним противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и
говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая
мяч комуто другому, называет чувство или состояние.
Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч комулибо повторно, пока
мяч не побывает у всех».
Упражнение помогает настроиться на работу, стать более внимательным.
4. Упражнение «Какое чувство возникает»
Цель: Знакомство с эмоциями и чувствами, навыки контроля своего
эмоционального состояния.
Ведущий просит участников принять удобную позу и закрыть глаза. Он называет
звуки, задача участников осознать, какие чувства эти звуки вызывают.
Перечисляемые звуки: резко тормозит машина, звук оркестра, настраивающего
инструменты перед началом концерта, шум морских волн, набегающих на берег, смех за
окном, упала и разбилась чашка, орудийные залпы во время праздничного салюта,
громкий крик, плач ребенка и т. п.
Затем ведущий просит участников перечислить все известные им чувства и
записывает их на ватмане. Проводит мозговой штурм на тему: «Зачем нужны всякие
чувства?». Подводит к выводу, что есть «Плохие и хорошие чувства».
5. Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какоелибо чувство. Карточки собираются и
перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему
необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть
мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого
показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных
догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
Воспринимали ли вас адекватно?
Почему возникали затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.
46.Упражнение «10 секунд»
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга,
сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного
эмоционального единства группы.
Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте
внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на
разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок в течение 10
секунд.
Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы
разные!
Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...
десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все
счастливчики, да?
Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)
По длине волос.
По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.
Рефлексия
Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как
чувствовали себя те, кто остался без группы?
Как себя чувствуете?
Готовы к работе?
7. Упражнение «На что похоже мое настроение»
Цель: Отработка навыков контроля своего эмоционального состояния:
узнавание, выражение, отреагирование эмоций.
Ведущий просит участников прислушаться к себе и ответить, на какой цвет сейчас
похоже их настроение. Упражнение выполняется по кругу с мячиком. Затем участникам
раздаются листы бумаги и маркеры, и они рисуют свое настроение, используя только
линии, формы, различные цвета. Затем каждый участник передает свой рисунок соседу
справа. Его задача отгадать, какое настроение изображено на рисунке.
Упражнение направлено на выработку навыка внимательного отношения к
внутреннему состоянию, узнавание эмоций.
8.Упражнение «Выражение настроения»
Участникам дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать
свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Ведущий просит
участников отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела,
подумать о
том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.
5Затем ведущий предлагает изобразить походкой другие состояния и
настроения:
очень уставшего человека;
счастливого человека, получившего чудесное сообщение;
перепуганного человека;
лунатика, бредущего с открытыми глазами;
человека с нечистой совестью;
гения, получившего Нобелевскую премию;
предельно собранного человека;
канатоходца и др.
Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает
воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я».
9. Заключительная игра «Солнышко»
Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с
количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре
солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают
пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника).
Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему
хозяину. Эта игра предназначена для того, чтобы вызвать у участников
положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе в данном
образовательном модуле
Используемая литература:
1.Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр. 127
2. Щербакова Т.Н., Скрипкина Т.П. Тненинг коммуникативной компетентности для подростков:
учебное – методическое пособие. – Ростов н/Д.: издво РОИПК и ПРО, 2008г
Мини тренинг подготовлен педагогомпсихологом высшей категории Е.М.Бондарь
2. Ритуал приветствия – «Свеча»
Цель снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала
давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое.
Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее
исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который
сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: "Надя, я рада
видеть тебя!".
3.Упражнение «Чувства по кругу»
Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации
чувств и состояний.
6Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом
какоето состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть
антоним противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и
говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая
мяч комуто другому, называет чувство или состояние.
Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч комулибо повторно, пока
мяч не побывает у всех».
Упражнение помогает настроиться на работу, стать более внимательным.
4. Упражнение «Какое чувство возникает»
Цель: Знакомство с эмоциями и чувствами, навыки контроля своего
эмоционального состояния.
Ведущий просит участников принять удобную позу и закрыть глаза. Он называет
звуки, задача участников осознать, какие чувства эти звуки вызывают.
Перечисляемые звуки: резко тормозит машина, звук оркестра, настраивающего
инструменты перед началом концерта, шум морских волн, набегающих на берег, смех за
окном, упала и разбилась чашка, орудийные залпы во время праздничного салюта,
громкий крик, плач ребенка и т. п.
Затем ведущий просит участников перечислить все известные им чувства и
записывает их на ватмане. Проводит мозговой штурм на тему: «Зачем нужны всякие
чувства?». Подводит к выводу, что есть «Плохие и хорошие чувства».
9. Заключительная игра «Солнышко»
Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с
количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре
солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают
пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника).
Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему
хозяину. Эта игра предназначена для того, чтобы вызвать у участников
положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе в данном
образовательном модуле
5. Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какоелибо чувство. Карточки собираются и
перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему
необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть
мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого
показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных
догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
Воспринимали ли вас адекватно?
7Почему возникали затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.
6.Упражнение «10 секунд»
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга,
сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного
эмоционального единства группы.
Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте
внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на
разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок в течение 10
секунд.
Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы
разные!
Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...
десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все
счастливчики, да?
Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)
По длине волос.
По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.
Рефлексия
Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как
чувствовали себя те, кто остался без группы?
Как себя чувствуете?
Готовы к работе?
7. Упражнение «На что похоже мое настроение»
Цель: Отработка навыков контроля своего эмоционального состояния:
узнавание, выражение, отреагирование эмоций.
Ведущий просит участников прислушаться к себе и ответить, на какой цвет сейчас
похоже их настроение. Упражнение выполняется по кругу с мячиком. Затем участникам
раздаются листы бумаги и маркеры, и они рисуют свое настроение, используя только
линии, формы, различные цвета. Затем каждый участник передает свой рисунок соседу
справа. Его задача отгадать, какое настроение изображено на рисунке.
8Упражнение направлено на выработку навыка внимательного отношения к
внутреннему состоянию, узнавание эмоций.
8.Упражнение «Выражение настроения»
Участникам дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать
свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Ведущий просит
участников отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела,
подумать о
том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.
Затем ведущий предлагает изобразить походкой другие состояния и
настроения:
очень уставшего человека;
счастливого человека, получившего чудесное сообщение;
перепуганного человека;
лунатика, бредущего с открытыми глазами;
человека с нечистой совестью;
гения, получившего Нобелевскую премию;
предельно собранного человека;
канатоходца и др.
Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает
воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Согласно определению С. Л. Рубинштейна, эмоции это переживания, в которых
выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между
происходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную сторону
9эмоций, возникают в результате их обобщения. Выделяют 10 фундаментальных эмоций:
интересволнение, радость, удивление, горестрадание, гнев, отвращение, презрение, страх,
стыд, вина.
Эмоции являются для человека источником важной информации,
они необходимы для удовлетворения потребностей.
Эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того,
насколько происходящее согласуется с установками и потребностями личности.
Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. Это происходит из
за «запрета» нашими культурными традициями на проявление многих эмоций (тепла, любви,
понимания, удивления, радости и др.). Чтобы научиться определять свои эмоции, важно уметь
распознавать анализировать собственные чувства.
Для этой цели выполним
упражнение «Чувства по кругу».
Зачем нужно контролировать свои эмоции?
Конечно же, чувствами можно и нужно управлять. Но зачем это делать? Очень просто,
чтобы стать свободнее и счастливее. Эмоции, если не брать над ними контроль, берут
управление на себя, что чревато всякими необдуманными поступками, о которых вы потом
жалеете. Они мешают вам действовать разумно и правильно. Также, зная о ваших
эмоциональных привычках, вас легче контролировать другим людям: играть на вашем
самолюбии, если вы тщеславны, пользоваться вашей неуверенностью, чтобы навязывать
свою волю.
Эмоции стихийны и непредсказуемы, они могут застать вас врасплох в самый
ответственный момент и помешать вашим намерениям. Вспомните, сколько вы испытывали
неприятностей изза того, что не могли остановить волнение, успокоить злобу, побороть
робость и неуверенность.
Сильные, неконтролируемые эмоции, это как наркотик, который парализует волю и
заключает вас в свое рабство.
Умение контролировать свои эмоции и состояния сделает вас независимым (от своих
переживаний и от окружающих людей), свободным и уверенным, поможет добиваться
своего и достигать намеченных целей, так как чувства больше не будут полностью
контролировать ваш ум и определять ваше поведение.
Даже самые наши обычные поступки несут на себе эмоциональный отпечаток, и вы
сами можете об этом не подозревать.
Какие именно эмоции нуждаются в контроле
Работать нужно с такими эмоциями, которые могут принести страдание вам и
окружающим людям, заставить вас делать то, чего бы вы не хотели делать, если б не
испытывали такого побуждения. Короче, в контроле нуждаются те чувства, от которых вы
можете зависеть, которые лишают вас свободы выбора и приносят неприятности.
Семь смертных грехов это гордыня, скупость, зависть, гнев, обжорство, похоть, лень и
уныние. Не стоит зацикливаться именно на семи смертных грехах. На самом деле, я бы
добавил к перечню этих страстей еще кое что: это скука (наверное одно из самых опасных
состояний), покорность и страх.
В рамках данных рассуждений эти пороки внутри трех еще более фундаментальных
классов, «трех китов» эмоционального мира. Перечислю их:
Эго. Та часть нашей личности, которая требует признания, внимания, похвалы,
всяческих социальных привилегий, подтверждения своего превосходства над другими
10людьми. Эго отражает наше социальное существование, наши ожидания в отношении людей,
которые наш окружают, то, как мы хотим, чтобы к нам относились другие, тот образ нас
самих, который мы желаем сформировать в сознании остальных людей своим поведением.
К проявлением Эго относятся гордыня, зависть, жажда денег (ради демонстрации
своего превосходства, «потребление напоказ»), приступы себялюбия, хвастовства,
злорадства, обиды, честолюбия, тщеславия и т.д.
Эго достаточно сильный источник наших переживаний и многие наши чувства идут
оттуда.
Слабости. Все то что является результатом слабости нашей воли, характера и
самоконтроля. Лень, уныние, стеснительность, пассивность, несамостоятельность,
покорность, зависимость от чужого мнения, трусость, страх, нервозность, волнительность,
душевная хандра, и т.д.
Жажда сильных переживаний. Сюда входят все те желания, удовлетворение
которых сулит нам физическое удовольствие или просто сильные чувства (не обязательно
позитивные). Это может быть как несдержанность в удовлетворение естественных
потребностей: похоть и чревоугодие, так и зависимость от других источников переживаний:
наркотики (курение, алкоголь и проч.), деньги (как непосредственный источник
наслаждения, так и в качестве средства его получения, посредством покупки всяких
вещей), острые ощущения, зависимость от телевидения, компьютерных игр, потребность в
участии в интригах и ссорах и т.д.
На этих «трех китах» покоится наш эмоциональный мир, точнее та его часть, которая
нуждается в контроле и опеке. Вы должны понимать, что это деление не окончательное,
далеко не всегда можно определить какоенибудь переживание строго в рамках одной из
вышеназванных групп: часто какаянибудь эмоция вызывается слабостью, эго и жаждой
сильных переживаний одновременно. Естественно это не точная наука: все что касается
личности человека не поддается строгому делению, так как все в нем взаимосвязано и
завязано друг на друге.
Ваши чувства это просто реакция нервной системы на окружающую обстановку. Без
эмоций обойтись нельзя, ведь не просто так они даны человеку. Без эмоций вы не сможете
работать, достигать своих целей и наслаждаться жизнью, короче, если лишить человека
способности чувствовать, его жизнь превратиться в настоящий ад.
Бесспорно, эмоции нам нужны, но мало кто задумывается над тем, что они нуждаются
в воспитании, тренировке, развитии, ровно так же, как наш интеллектуальный мир. Если
этого не делать, если давать эмоциям ход, то, рано или поздно, они возьмут контроль над
вами и принесут много бед. Ведь чувства нужны для того, чтобы облегчать вам жизнь, а не
делать ее сложнее и запутаннее. Пускай всякие романтические веяния, в основе которых
лежит признание власти эмоций над нашим разумом, останутся пережитком
прошлого,
вооружившись трезвой рассудительностью и волевой
настойчивостью наконецто обретем контроль над своим внутренним миром!
а мы,
11НАСТРОЕНИЕ
12В каком цвете вы видите свою жизнь?
СЕГОДНЯ У МЕНЯ
13141516Известный психиатр В.М. Бехтерев
утверждал:
«Умело подобранная гамма цветов
способна благотворнее воздействовать
на нервную систему,
чем иные
микстуры».
Аристотель писал:
«Все живое стремится к цвету… Цвета
по приятности их соответствий
могут относиться между собой
подобно музыкальным созвучиям и
быть взаимно пропорциональными».
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Цвета действуют на душу,
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысль.
И. В. Гете.
Грант заметил:
«Чем больше смотришь на этот
мир, тем больше убеждаешься в
том, что цвет был создан для
красоты, и красота эта — не
удовлетворение прихоти человека,
а необходимость для него».
1718ЧТО ДЕЛАТЬ,
КОГДА ОДОЛЕВАЮТ ЭМОЦИИ?
Предположим, что вас настигли бурные
эмоции с которыми сложно справиться. Что
делать в таких ситуациях?
ситуацию.
1. Осознайте, что вы находитесь под
давлением эмоций, поэтому нужно принять
меры и не наворотить дел.
2. Успокойтесь, расслабьтесь (расслабиться
помогут дыхательные
упражнения),
помните, что ваши действия сейчас могут
быть нерациональными изза одолевающих
вас чувств, поэтому отложите принятие
решений, разговоры, на другое время.
Сперва успокойтесь. Попытайтесь трезво
проанализировать
Берите
ответственность за свои чувства на себя.
Определите эту эмоцию в рамках
обобщенного класса (Эго, слабости, жажда
удовольствия) или в более частном виде
(гордыня, лень, стеснительность и т.д.).
3. В зависимости от ситуации либо делайте
противоположное тому, что заставляет вас
делать текущее состояние. Либо просто его
игнорируйте, ведите себя так, как будто его
нет. Или просто примите упреждающие
меры чтобы не наделать лишних глупостей
(по поводу этого я приводил пример про
чувство влюбленности, в начале статьи:
пускай это станет приятной эмоцией, а не
превратится
неконтролируемое
состояние, которое натолкнет вас на такие
решения, о которых вы потом пожалеете).
в
4. Отгоняйте все мысли, рожденные этой
эмоцией, не зарывайтесь в них головой.
Даже если вы успешно справились с
начальным эмоциональным порывом, это
еще не все: вас все равно будут продолжать
одолевать мысли, возвращающие ваш ум к
данному переживанию. Запретите себе
думать об этом: каждый раз, как приходят
мысли о чувстве отгоняйте их. (например
вам нагрубили в пробке, не нужно портить
себе настроение изза случайного хамства,
запретите себе думать о всей
несправедливости
ситуации
(остановите мысленный поток «а он мне
такой сякой, ведь он не прав…»), ведь это
глупо. Отвлекитесь на музыку или другие
мысли)
Делайте противоположное тому,
на что провоцирует вас эмоция.
этой
Если вы разозлились на человека
улыбнитесь и скажите чтонибудь
приветливое вместо того, чтобы бросить
ему в лицо какуюто гадость.
Если вас терзает приступ уязвленной
гордыни изза того, что ктото оказался
лучше вас, то тепло похвалите этого
человека за его успех, а не замыкаетесь в
своей гордыне думая «ух в следующий раз я
ему покажу».
Если вас одолели лень и уныние, вы не
хотите ничего сделать в таких состояниях,
то идите,
да чегонибудь сделайте,
сколотите скворечник для птиц, например.
Если вас распирают эмоции и вам не
терпится позвонить комуто и выговориться
(именно так вы привыкли делать в такие
моменты), не делайте этого!
Это отличное упражнение и если вы будете
то скоро научитесь
его выполнять,
контролировать свои эмоции.
ЭМОЦИИ: КАК ИХ
КОНТРОЛИРОВАТЬ?
Если Вы сверхчувствительный или
вспыльчивый человек,
парализованы
страхами или закомплексованы, то,
безусловно, с таким состоянием нужно
учиться справляться.
Прежде всего, для самих себя, потом – для
того, чтобы успешно взаимодействовать с
окружающими людьми. Привести эмоции к
гармонии помогут несколько простых
упражнений.
Если Вы сверхчувствительны
Как на комплименты, так и на критические
замечания – на все Вы реагируете очень
эмоционально.
Но Вам необходимо
устанавливать ровные взаимоотношения с
другими людьми.
• Не зацикливайтесь на себе. Вы слишком
обеспокоены тем, что о Вас думают
окружающие. Вместо концентрации на себе,
старайтесь проявить эмпатию – сопереживать
другим людям. Ставьте себя на место других
людей, что он думает, переживает? Взгляд на
вещи под таким углом поможет
откорректировать стратегию отношений.
19• Не пытайтесь сделать так, чтобы Вас любили
все. Вы должны понять, что какието Ваши
действия могут не понравиться и даже
осложнить жизнь другим людям. Проявлений
несовместимости характеров, антипатии и
соперничества избежать просто невозможно.
Чем быстрее Вы это поймете, чем легче
примете, тем сложнее будет другим людям при
попытках Вас обмануть.
• Найдите «спусковые» ситуации. Возьмите
лист бумаги и распишите на нем, какие
ситуации делают Вас сильно уязвимыми,
провоцируют Вас на неадекватное поведение.
Таким образом, когда Вы вновь столкнетесь с
этими ситуациями, Вы их распознаете заранее
и не растеряетесь.
• Не делайте категоричных прогнозов. Не
обращайтесь к себе с приказами типа «Я
обязана сделать карьеру» или «Наверняка я
проживу одна всю жизнь». Это не идет Вам на
пользу, так как приводит к ощущению вины за
Ваши беды. Эта вина значительно ослабляет
Ваши жизненные силы, не дает настроиться на
оптимизм, победу.
Если Вы вспыльчивы
Вам нужно научиться брать свои чувства под
контроль,
конфликтными
ситуациями.
• Старайтесь не копить претензии, чем дольше
Вы их копите, тем быстрее сорветесь.
Говорите о своих претензиях – это поможет
избежать вспышек неконтролируемого гнева.
• Учитесь выражать свои чувства четко.
Называйте чувство, которое беспокоит Вас, не
управлять
обвиняя и не жалуясь при этом, например «Я
не знаю, что делать, я взвинчена, у меня
проблемы на работе».
• Не забывайте делать паузы. Чтобы взять
ситуацию под контроль и принять решение,
мозгу нужно время. Расслабьтесь, вдохните
глубоко,
потом задержите дыхание на
несколько секунд и немного подождите,
прежде, чем сделать следующий вдох.
Закрывайте глаза на 23 секунды, отключать
зрительные сигналы можно, чтобы снять
напряжение.
• Рука помощи. Прежде, чем отвечать на
агрессию агрессией, задайте «агрессору»
вопрос: «У Вас чтото не так», или вообще
предложите перемирие «Давайте остынем, я
чтото нервничаю».
Если Вас парализовал страх
Вы паникуете тем сильнее, чем больше
выигрыш и серьезнее проигрыш.
От
постоянного страха перед неудачами у Вас
опускаются руки, у себя в голове Вы рисуете
самые катастрофические сценарии. Вам нужно
учиться овладевать своими чувствами и
преодолевать «паралич» Вашей воли.
• Найдите в прошлом ситуацию, которая
вспоминается при панике. Вспомните, кто
наводил на Вас страх – может это учитель или
соседка? Обычно страхи закладываются в
первые 6 лет жизни.
• Дышите. Сконцентрируйтесь на дыхании:
выдохи нужно удлинить, вдохи – сократить,
так получиться нейтрализовать внутренние
ощущения.
эмоции,
• Вспомните об успехах. О том, что вызвало у
Вас чувство радости, чем Вы можете
гордиться. Думая о хорошем, Вы перестанете
рисовать в своей голове катастрофы.
• Готовьтесь к испытаниям. Чтобы научиться
контролировать
рассмотрите
возможные варианты развития событий,
поймите, чего хотите добиться, а где можете
уступить.
• Взгляд на собеседника. Общаясь, смотрите
не в глаза собеседника, а в точку между ними,
так получиться концентрироваться на том, что
Вы говорите, а не на том, что Вы прочтете в
его взгляде.
Если Вы закомплексованы
Вы постоянно сдерживаетесь, запрещая себе
выражать радость или гнев. Ваше поведение
мотивируется определенным мотивом,
который сложно признать.
Вам нужно
освободить свои чувства, «отпустить» себя.
• Выражайте чувства жестами. Улыбки, жесты
и позы часто говорят намного больше, чем
слова.
• Признайте свои эмоции. Не стыдитесь своих
страхов. Эмоции не опасны – они наши
союзники, от которых не нужно ожидать
подвоха.
• Заведите дневник. Это будет схоже с
ситуацией, когда Вы делитесь чувствами с
другом. Письменные рассказы помогают
вспомнить о забытых эмоциях, обдумать их и
выработать определенное отношение к ним.
20Материал подготовлен
педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
21