Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Оценка 4.7
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
21.02.2018
Мини-тренинг направлен на осознание педагогов в необходимости своего профессионального роста и повышения своей самооценки. Упражнения направлены на выявление мотивов у педагогов, побуждающие их к самообразованию. Осознания себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. А также умения определить свою позицию в отношении воспитания, обучения.Обучающий мини-тренинг, для осознания педагогами своего ресурса профессионального роста
-Мини-тренинг для педагогов -«Ресурсы профессионального роста педагога».doc
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска
МИНИТРЕНИНГ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
по теме: «Ресурсы профессионального роста
педагога»
Материал подготовлен педагогомпсихологом
высшей категории – Е. М. Бондарь г. Волгодонск
Минитренинг для педагогов
по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
1.Упражнение «ЗВЕЗДОПАД НАСТРОЕНИЯ»
Необходимый инструментарий техники : ватман, разноцветный картон,
клейкарандаш (23 шт.).
Описание техники. Подписывается название техники. Рисуется на листе небо
(закрашивают лист голубым цветом). Приклеивается карман. Заготавливаются звезды (по
количеству участников опроса) (см. рис. 31. с.49). Задача каждого педагога взять звезду,
расположить ее на небе. Психолог объясняет педагогам, что чем лучше настроение, тем будет
выше располагаться звезда на небе. Соответственно звезда, расположенная в нижней части листа,
означает плохое настроение (см. рис. 32, с. 50).
Примечание. Педагоги подписывают звезды именами по желанию.
Рекомендации:
• Подготовка данной техники очень простая, быстрая.
• Рефлексивная техника эмоционального состояния может быть использована в аудиториях с
разным возрастом.
Рис.31
Алгоритм техники
1. Определить свое настроение.
2. Взять звезду.
3.Приклеить на определенной высоте, соответствующей настроению. Рис.32
Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт. сост. Л. В. Свешникова. –
Волгоград: Учитель, 2010г. стр. 49 50.
2. Играприветствие: «Имя»
Цель: развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями
характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой
его буквой. Например, Женя жизнерадостный, Лена ласковая, Таня тихая и т. д.
После этого участники по желанию повторяют все имена с характеристиками по кругу.
3. Игровое упражнение «Выбери понравившуюся по цвету фигуру»
Цель: деление педагогов на три микрогруппы.
Инструкция: Педагогам предлагается выбрать понравившуюся фигуру, каждый
участник берет на столе фигуру (например, квадратик красного, зеленого или желтого) и
занимает согласно избранному цвету место в одной из трех микрогрупп.
4.Задание: Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию.
Цель: выявить мотивы педагога, побуждающие его к самообразованию.
Инструкция: Педагогам предлагают взять карточки с описанием мотивов
побуждающих их к самообразованию. Каждой группе участников рекомендуется
определиться, какой мотив для них наиболее важен при работе в образовательном
учреждении.
Для меня самообразование – это ежедневная работа с информацией.
Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, общесадовскому
мероприятию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой
информации.
Для меня самообразование – это желание творчества. Педагог профессия
творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому
же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.
Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять
удовольствие.
Для меня самообразование – это стремительный рост современной
науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться
телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются
на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию,
может сложиться образ учителя как несовременного человека.
Для меня самообразование – это конкуренция. Не секрет, что многие
родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к
«лучшему» воспитателю. Квалифицированный педагог в условиях описанной
конкуренции имеет больше возможностей в отборе воспитанников , определении
нагрузки.
Для меня самообразование – это общественное мнение. Педагогу не
безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим
педагогом! Для меня самообразование – это материальное стимулирование. Наличие
категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без
постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, кото
рая, естественно, оплачивается выше.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной
активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного
образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой
умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над
собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
5.Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном
промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением
лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое
местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения
упражнения ведущий задает участникам вопросы:
Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
Что мешает Вам находиться наверху?
Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
6. Разминка – игровое упражнение «Встаньте и поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: Эта игра позволит немного подвигаться, развивает коммуникативные
умения, создает положительный эмоциональный настрой, а также поможет
узнать друг о друге дополнительную информацию.
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место,
предлагает поменяться местами тем, кто:
Кто носит брюки,
Кто любит яблоки,
Кто умеет играть на гитаре,
Кто носит часы,
Кто побывал на субботнике в этом году,
Кто делал дома ремонт,
Кто отдыхал на море,
Кто посмотрел фильм «С легким паром»,
Кто успел покататься на санках этой зимой и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются.
Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности
участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и
многого другого. Например, поменяются местами те, кто:
Кто работает всю жизнь в одном учреждении;
Кто работает в настоящее время по новой программе;
Кто любит свою работу;
Кто работает педагогом уже больше 10 лет;
Кто мечтал быть педагогом с детства и т.д.
Кто первый раз участвует в конкурсе
После подвижного упражнения можно спросить желающих, вопервых, кто, что
о ком запомнил, а вовторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем
запомнили. Таким образом, участники меняются местами.
7. Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…».
Цель:
Участникам предлагается на отдельных листах написать:
Три вещи, касающиеся вашей профессиональной деятельности (это могут быть
обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать
чаще.
Три вещи, касающиеся вашей профессиональной деятельности которые вам
хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не
делать.
Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете
слишком много второго.
По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало
затруднение со стороны участников тренинга.
8. Игровое упражнение «Сосуды долга и права»
Цель:
актуализировать в своем сознании понятие «потребность»;
постараться, приступая к любому делу, «вырастить в себе интерес».
Приступая к любому виду деятельности, надо осознать, что будет владеть
человеком: интерес (право) или долг (обязанность).
Если интерес – дело пойдет, если долг – надо постараться «вырастить в себе
интерес».
Ситуации:
1. Незапланированные мероприятия (открытое занятие с детьми,
развлечение с детьми)
2. Освоение новой комплексной программы
3. Транслирование своего опыта работы (городское мероприятие, участие в
конкурсах и т.д.)
Задание для подгрупп: Напишите, что может для вас стать мотивом, чтобы
мероприятие из статуса «долг» выросло в статус «интерес».
стр.4950 Практикум по профессиональной коммуникации педагогов – рекомендации, игры,
тренинги авторсоставитель О.М. Ельцова 9.Игровое упражнение – «Воспитаниеобучениеигра»
Цель: ознакомившись с позициями великих педагогов прошлого, определить
свою позицию в отношении воспитания, обучения, игры, именно в Вашем ДОУ;
научиться, используя немногочисленный и доступный материал, передавать
знания воспитанникам в игровой форме.
Материал: листы с цитатами, чистые листы бумаги, ручки, ведерко, формочки,
надувной мяч, маленькие мячи.
Педагоги делятся на группы три группы. Перед каждой группой лежит лист с
цитатами. Например:
Любая психология, которая искусственно удаляет объект своего исследования
•
из его естественного окружения, обречена на ошибку... Нужно принять во внимание
не только самих людей, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются, как
разговаривают друг с другом (Л. С. Выготский).
Воспитание должно не только развить разум человека и дать ему известный
•
объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь
его не может быть ни достойною, ни счастливою (К. Д. Ушинский).
Бойкость речи, бойкость характера не ведут ни к чему полезному для людей,
•
если мотивом слов и поступков бывает не чувство любви к людям. Когда из сферы
действия человека исключены гражданские мотивы, то это ведет к измельчанию, а
порой к духовному банкротству личности (Н. Г. Чернышевский).
Нелепо ведь, чтобы один, хотя бы и в невинной форме, отравлял жизнь всем.
•
Нельзя требовать от группы слишком многого. Здоров ребенок или болен, умен или
глуп – каждый должен приспосабливаться к общим законам, не может он быть
какимто исключением (Я. Корчак).
Дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают;
•
следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому
причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только,
что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг
чегонибудь прилежанием (Ф. Квинтилиан).
• Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития
подрастающего человека (А. Дистервег).
Ход игры:
I этап игры. Педагогам дается 10 минут, чтобы они ознакомились с цитатами и
написали, с чем согласны, с чем нет. Какие цитаты отражают суть воспитания в их
ДОУ? Что они могли бы добавить о сегодняшнем обучении и воспитании?
(Обсуждение темы 20 минут.)
II этап игры. Каждой группе педагогов предлагается взять любые предметы
реквизита. Через 510 минут педагоги должны придумать, как с помощью
выбранного ими реквизита в игровой форме сообщить детям какойто интересный
факт или полезную информацию. (Время на демонстрацию 510 минут.)
стр.5961 Практикум по профессиональной коммуникации педагогов – рекомендации, игры,
тренинги авторсоставитель О.М. Ельцова
Ритуал прощания – Упражнение “Пожелание по кругу”
10.
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе. Все педагоги стоят в кругу, и каждый передавая друг другу игрушку по кругу
высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам
тренинга.
Список используемой литературы:
1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов – рекомендации, игры, тренинги
авторсоставитель О.М. Ельцова стр.4950, стр.5961.
2. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт. сост. Л. В. Свешникова. –
Волгоград: Учитель, 2010г. стр. 49 50.
3. Материал подобран из интернета.
Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Мини-тренинг для педагогов по теме: «Ресурсы профессионального роста педагога»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.