Мини-УМК "Группы слов по значению. Омонимы"

  • Домашнее обучение
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 10.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к урокам

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала межъязыковая омофония.pptx

ДУМАТЬ.

1. Быть занятым какими-нибудь мыслями, размышлять.

Он о чем-то все время думал (А.П. Чехов).

2. Иметь какое-нибудь мнение.

Но зато на стадион проходил бесплатно он: пропускали дядю Степу –

думали, что чемпион (Михалков).

3. Заботиться, беспокоиться.

Думать о матери.

Не долго думая – без колебаний, без размышлений

Глаг., несов.; дýмаю, -ешь, -ют; дýмал, -ла, -ло, -ли; дýмай(те); прич. дýмающий, -авший; деепр. дýмая; сов. подýмать.

Кол(?)е,

го(д,т),

шоро(г,х),

ша(г,х),

сюрпри(з,с),

лу(г,к)

Кол(?)е,

го(д,т),

шоро(г,х),

ша(г,х),

сюрпри(з,с),

лу(г,к)

Л у к

Огородный
овощ

Стрелковое оружие

Группы слов по значению

омонимы

кисть

Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Косит травы косой

зайка косой
девчонка с косой
за речною косой
косит косой

КОСОЙ – прил.
КОСА – сущ.
КОСА – сущ.
КОСА – сущ.

ОМОНИМЫ

Омографы
замóк – зáмок
óрган -оргáн

Омофоны
бал – балл
лук - луг



ЛЕКСИЧЕСКИЕ
(совпадают во всех грамматических формах)
Кран, лук

Омоформы
(совпадают в некоторых формах)
Печь (пироги)
Печь (русская)

Настоящий человек не проходит мимо чужой беды. Ведь жизнь коротка – она быстро проходит. Не запирай свое сердце на замок возведи в своей душе величественный замок любви к людям. Не держи язык за зубами, когда кто-то нуждается в словах поддержки и сочувствия.
Пусть в твоем языке будет больше таких слов! Старайся примерять к себе чувства ближних – тогда тебе легко будет утешать обиженных, примирять поссорившихся, успокаивать рассерженных.
Не души в себе благие порывы, ведь сочувствие и сострадание – главный путь совершенствования души.

Не проходит мимо чужой беды – Жизнь проходит

Запирать на замόк – построить зáмок

Держать язык за зубами – больше слов в языке

Примерять к себе – примирять поссорившихся

Не души в себе порывы – совершенствование души

Многозначное слово

Омофоны

Омонимы

Омографы

Омоформы

Курс .

Направление движения, путь (корабля, самолета и т.д.)

Корабли постоят и ложатся на курс. (В.Высоцкий)

Быть в курсе чего-либо – знать что-нибудь

Сущ., м.; кýрса, -у.

Курс .

Год обучения в техникуме, институте, университете.

Учиться на третьем курсе

Сущ., м.; кýрса, -у; только ед.

2

1

наступать

картина

парк

курс

тушить

течь

такт

мука

изменить

наступать

картина

парк

курс

тушить

течь

такт

мука

изменить

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Устно ( для всех):

2. Письменно (на выбор):

Выполнить упражнение 341

или

упражнение 344

3. Творческое задание (по желанию):

Используя материал §30 (с.130 – 133) и материалы слайда 9, составить монологическое высказывание об омонимах

Сочинить лингвистическую сказку об омонимах и многозначных словах

4. Индивидуальное опережающее задание

Простой, мир, глава, туш (тушь)

ПРОСТОЙ – омоформа

Прил. - несложный

Вынужденный перерыв в работе

МИР – омоним

Отсутствие войны

Свет, окружающая действительность

ТУШ, ТУШЬ – омофон

Музыкальное приветствие

Краска

ГЛАВА – омоним

Раздел книги

Руководитель

Бобер, в лисе души не чая, к ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: «Не помешал?»
Лиса в ответ: «Ах, что Вы, друг, напротив!»
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.

Нес медведь, шагая к рынку, на продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку – вот напасть! – осы думали напасть.
Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезут в пасть.
Жалили куда попало – им за это и попало!

чая

помешать

напротив

(к)рынку

напасть

осиной

(в)пасть

попасть

омонимы

омоформы

омофоны

1

2

школа

Они пройдут (в)месте (за)сады.

Они пройдут вместе за сады.

Они пройдут в месте засады.

Они пройдут вместе за сады.

Они пройдут в месте засады.

Они пройдут вместе за сады.

как?

куда?

Они пройдут в месте засады.

где?

каком?


Страсти были накалены до предела: военная игра между 5-А и 5-Б классами подходила к концу. Последнее – поднять свой флаг на высоте противника. Но 5-Б обязательно должен стать победителем! Подступы к высоте «Б» надежно охраняет сидящая в засаде группа Антона. А диверсионная группа – Гриша и Степка – уже на подступах к вражескому штабу. Они неподвижно лежат в сугробе, дожидаясь, пока по дороге пройдут две старушки и можно будет незаметно перебраться на другую сторону.
Вдруг одна старушка засмеялась… Этого не может быть! Гриша узнал в ней
своего лучшего друга – Алика из 5-А. Так вот каков их план! Надо срочно предупредить своих! Степка доставит записку Антону, а Гриша сам водрузит знамя на высоте «А»… И Гриша срочно пишет записку, а Степка несет ее Антону.
Антон взял у запыхавшегося Степки Гришину записку:

«Они пройдут вместе за сады».

Группа рванула галопом. Что могло понадобиться лазутчикам за километр от высоты «Б» – обсуждать было некогда. Едва дыша, они добежали до садов.
Гриша был прав: вот они – две «старушки», спокойненько бредут по дороге.
Группа налетела на них, схватила и торжествующе сорвала платки…
«Старушками» оказались …старушки. Растерянность перед их гневом, недоумение, огорчение… И тут над холмом взметнулось знамя – знамя противника над высотой «Б». 5-Б проиграл…
Злой и красный, Гриша безуспешно отбивался от одноклассников:
– Читать не умеете! Ясно же написано:

«Они пройдут в месте засады».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Устно ( для всех):

- ответить на вопрос «Чего не хватило для победы
героям рассказа Ю. Сотника «Важное донесение».

2. Письменно (на выбор):

- подобрать примеры, иллюстрирующие явление омонимии в русском языке;

3. Творческое задание (по желанию):

- составить каламбур, основанный на явлениях
омонимии и многозначности.

или

- выполнить упражнение 224.