ДУМАТЬ.
1. Быть занятым какими-нибудь мыслями, размышлять.
Он о чем-то все время думал (А.П. Чехов).
2. Иметь какое-нибудь мнение.
Но зато на стадион проходил бесплатно он: пропускали дядю Степу –
думали, что чемпион (Михалков).
3. Заботиться, беспокоиться.
Думать о матери.
Не долго думая – без колебаний, без размышлений
Глаг., несов.; дýмаю, -ешь, -ют; дýмал, -ла, -ло, -ли; дýмай(те); прич. дýмающий, -авший; деепр. дýмая; сов. подýмать.
Настоящий человек не проходит мимо чужойбеды. Ведь жизнь коротка – она быстро проходит. Не запирай свое сердце на замок возведи в своей душе величественный замок любви к людям. Не держи язык за зубами, когда кто-то нуждается в словах поддержки и сочувствия.
Пусть в твоем языке будет больше таких слов! Старайся примерять к себе чувства ближних – тогда тебе легко будет утешать обиженных, примирять поссорившихся, успокаивать рассерженных.
Не души в себе благие порывы, ведь сочувствие и сострадание – главный путь совершенствования души.
Не проходит мимо чужой беды – Жизнь проходит
Запирать на замόк – построить зáмок
Держать язык за зубами – больше слов в языке
Примерять к себе – примирять поссорившихся
Не души в себе порывы – совершенствование души
Многозначное слово
Омофоны
Омонимы
Омографы
Омоформы
Курс .
Направление движения, путь (корабля, самолета и т.д.)
Корабли постоят и ложатся на курс. (В.Высоцкий)
Быть в курсе чего-либо – знать что-нибудь
Сущ., м.; кýрса, -у.
Курс .
Год обучения в техникуме, институте, университете.
Учиться на третьем курсе
Сущ., м.; кýрса, -у; только ед.
2
1
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Устно ( для всех):
2. Письменно (на выбор):
Выполнить упражнение 341
или
упражнение 344
3. Творческое задание (по желанию):
Используя материал §30 (с.130 – 133) и материалы слайда 9, составить монологическое высказывание об омонимах
Сочинить лингвистическую сказку об омонимах и многозначных словах
4. Индивидуальное опережающее задание
Простой, мир, глава, туш (тушь)
Бобер, в лисе души не чая, к ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: «Не помешал?»
Лиса в ответ: «Ах, что Вы, друг, напротив!»
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.
Нес медведь, шагая к рынку, на продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку – вот напасть! – осы думали напасть.
Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезут в пасть.
Жалили куда попало – им за это и попало!
Страсти были накалены до предела: военная игра между 5-А и 5-Б классами подходила к концу. Последнее – поднять свой флаг на высоте противника. Но 5-Б обязательно должен стать победителем! Подступы к высоте «Б» надежно охраняет сидящая в засаде группа Антона. А диверсионная группа – Гриша и Степка – уже на подступах к вражескому штабу. Они неподвижно лежат в сугробе, дожидаясь, пока по дороге пройдут две старушки и можно будет незаметно перебраться на другую сторону.
Вдруг одна старушка засмеялась… Этого не может быть! Гриша узнал в ней
своего лучшего друга – Алика из 5-А. Так вот каков их план! Надо срочно предупредить своих! Степка доставит записку Антону, а Гриша сам водрузит знамя на высоте «А»… И Гриша срочно пишет записку, а Степка несет ее Антону.
Антон взял у запыхавшегося Степки Гришину записку:
«Они пройдут вместе за сады».
Группа рванула галопом. Что могло понадобиться лазутчикам за километр от высоты «Б» – обсуждать было некогда. Едва дыша, они добежали до садов.
Гриша был прав: вот они – две «старушки», спокойненько бредут по дороге.
Группа налетела на них, схватила и торжествующе сорвала платки…
«Старушками» оказались …старушки. Растерянность перед их гневом, недоумение, огорчение… И тут над холмом взметнулось знамя – знамя противника над высотой «Б». 5-Б проиграл…
Злой и красный, Гриша безуспешно отбивался от одноклассников:
– Читать не умеете! Ясно же написано:
«Они пройдут в месте засады».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Устно ( для всех):
- ответить на вопрос «Чего не хватило для победы
героям рассказа Ю. Сотника «Важное донесение».
2. Письменно (на выбор):
- подобрать примеры, иллюстрирующие явление омонимии в русском языке;
3. Творческое задание (по желанию):
- составить каламбур, основанный на явлениях
омонимии и многозначности.
или
- выполнить упражнение 224.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.