Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 119.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Миниатюры Г. Цыферова. Развитие речи. Создание собственных миниатюр
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Беседа.
Чтение авторского текста – с. 174 учебника.
– Кто такие импровизаторы?
– Что значит – импровизировать?
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
1– Почему Геннадий Цыферов необычный, особый сказочник? (Он ищет то, «чего
нельзя сказать, – неизъяснимое: улыбку ветра, память дождя».)
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
Но люблю я чудаков –
Молодых и стариков!
Чем приятен мне чудак?
Для него беда – пустяк.
Он не плачет и не хнычет,
Только песенки мурлычет.
– Каким нужно быть человеком, чтобы сочинять миниатюры, импровизировать?
– Вспомните других зорких и внимательных писателей (С. Аксаков, М.
Пришвин, Э. Мошковская и др.).
– Что такое миниатюра? (Сказкакартинка.)
– Почему такую крохотную сказку лучше слушать с закрытыми глазами?
2) Размышления учащихся о творчестве Г. Цыферова.
– Что читали?
– Что особенно запомнилось?
– Чем необычны эти сказки? Что их отличает?
– Проявлялись ли в этих текстах особая зоркость писателя, умение выражать
образную мысль сжато и точно?
– Откуда эти миниатюры:
«Что такое бабочки? Цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они
осыпаются».
«Однажды я видел на лугу: отцвела голубая бабочка.
Её крылья лежали на траве – их гладил ветер».
© ООО «Баласс», 2015
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2– Найдите миниатюры в книге «Где живёт солнце». (Учебник «Капельки
солнца».)
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение миниатюр Г. Цыферова из книги «Как лягушки
чай пили».
– Какая показалась самой волшебной? Самой нежной? Самой неожиданной?
2) Наблюдение над рождением образа.
– В основе каких миниатюр лежит олицетворение?
– Звукопись?
– Метафора (скрытое сравнение)?
Работа с текстом после чтения.
1) Выразительное чтение миниатюр Г. Цыферова.
2) Создание собственных миниатюр. По образцу в тетради (урок 119) темы
учащиеся выбирают или сочиняют самостоятельно. Одна миниатюра
составляется коллективно или разбирается образец из тетради.
Затем ребята работают самостоятельно.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Закончить сочинение миниатюры.
© ООО «Баласс», 2015
3© ООО «Баласс», 2015
4