«Мир накануне Первой мировой войны и в годы Первой мировой войны»
Технологическая карта
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Тимченко Алена Борисовна |
Место работы |
|
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс |
10 класс |
Место урока |
класс |
Тема урока |
Мир накануне Первой мировой войны |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок) |
базовый |
Тип урока (укажите тип урока) |
урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты(по ФРП): |
|
Личностные: складывание способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России |
|
Метапредметные: определять несколько путей достижения поставленной цели; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи. |
|
Предметные: обучающиеся показывают на карте государства Антанты и Тройственного союза; определяют планы противоборствующих сторон; рассказывают о событиях послуживших поводом к войне. |
|
Ключевые слова: Антанта, концерн, кооперация, модернизация, монополистический капитализм, план Шлиффена, Тройственный союз, трест. |
|
Краткое описание: |
|
ЭОР: презентация, иллюстрации, учебники, карта «Россия и мир в начале 20 века», раздаточный материал |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
Этап |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
Планируемые результаты |
|
Личностные |
УУД |
||||
Организационный |
1-2мин |
Готовимся к уроку истории, успокаиваемся! Телефоны убираем. Здравствуйте, класс! Присаживаемся, пожалуйста! |
Обучающиеся приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Занимают свои места. |
|
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
5 мин |
Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из самых изучаемых тем истории XX века. Её же считают одной из самых запутанных, а на данный момент и крайне актуальной для нас с вами. Эта тема вызовет в мире Первую мировую войну, которая всего лишь через 23 года после окончания приведет ко Второй мировой. До этого момента настолько глобальных и кровопролитных конфликтов история человечества еще не знала. Сегодня мы с вашей помощью узнаем, почему же был разрушен относительно благополучный европейский мир. Как думаете как будет звучать наша сегодняшняя тема? На какие еще детали нам нужно будет обратить внимание? Записываем тему урока и сегодняшнее число в тетради. |
Обучающиеся высказывают предположения относительно темы урока. Записывают в тетради тему урока, дату. Россия и мир накануне Первой мировой войны |
УУД: Познавательные: умение строить логическую цепь размышлений; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; Личностные: Формирование учебной мотивации; |
|
Актуализация знаний |
5 мин |
Давайте вспомним какие военно политические блоки стран уже сформировались в начале XX века в Европе? Какие государства в них входили? А вот это в том числе нам и предстоит выяснить. |
Обучающиеся устно заполняют кластер «Военно-политические блоки накануне Первой мировой войны» (см. Приложение № I) . Отвечают: «Антанта» и «Тройственный союз». В Антанту входили Российская империя, Франция и Британская империя. В Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Италия. |
УУД: Познавательные: Осуществлять актуализацию знаний; Регулятивные: осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Коммуникативные: Умение решать учебные проблемы, умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации |
|
Первичное усвоение новых знаний |
20 мин |
Международная обстановка в начале 20 века была напряженной, сползание мира к войне было постепенным. Итак, давайте узнаем, какие предвоенные международные кризисы случились в мире накануне Первой мировой войны. Работаем индивидуально с учебником с. 12-13. Ваша задача найти и выписать 5 главных международных кризисов. На работу вам отводится 5 минут
У вас на партах лежат документы, внимательно изучив которые вы сможете узнать причины вступления того или иного государства в войну. У каждой парты – своя страна! Ваше задание: работая в паре, прочитать документ и найти ответы на поставленные вопросы, записать их в тетрадь и подготовиться к устному ответу, а также найти вашу страну на карте и выяснить к какому военно-политическому блоку она принадлежала. Приступаем к работе! Через 5 минут: Ну что ж начнем выяснять причины вступления ваших государств в Первую мировую войну! Слушайте ответы ваших товарищей внимательно и выписывайте в тетрадь схожие причины войны! И не забудьте по повод! Раздаточный материал №1 (Германская империя) 1.Выделите основные причины вступления Германской империи в войну. Сформулируйте их! 2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Германская империя? Кто её союзники? 3. Найдите её на карте.
Раздаточный материал №2 (Османская империя) 1.Выделите основные причины вступления Османской империи в войну. Сформулируйте их. 2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Османская империя? Кто её союзники? 3. Найдите её на карте.
Раздаточный материал №3 (Французская империя) 1.Выделите основные причины вступления Франции в войну! Сформулируйте их! 2. В какой военно-политический блок входит? 3. Найдите её на карте.
Раздаточный материал №4 (Британская империя) 1.Выделите основные причины вступления Британской империи в войну! Сформулируйте их. 2. К какому военно-политическому блоку принадлежит Британская империя? Кто её союзники? 3.Найдите её на карте. Раздаточный материал №5 (Италия) 1.Выделите основные причины вступления Италии в войну! 2. В какой военно-политический блок она входила изначально? Почему передумала? На отвоевание каких территорий рассчитывала? 3. Найдите её на карте. Раздаточный материал №6 (Япония) Задание: 1.Выделите основные причины вступления Японии в войну. Сформулируйте их. 2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Япония? Кто её союзники? 3. Найдите её на карте. Раздаточный материал №7 (Австро-Венгрия) 1.Выделите основные причины вступления Австро-Венгрии в войну! Сформулируйте их. 2. В каком военно-политическом блоке состоит Австро-Венгрия? Кто её союзники? 3.Когда Австро-Венгрия объявляет войну и кому? 4. Найдите её на карте. Раздаточный материал №8 (Сербия) 1.Выделите основные причины вступления Сербии в войну. Сформулируйте их. 2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Сербия? Кто её союзники?
Раздаточный материал №9 (Российская Империя) 1.Выделите основные причины вступления Российской империи в войну. Сформулируйте их. 2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Российская империя? Кто её союзники?
Раздаточный материал №10 (США) 1.Выделите основные причины вступления США в войну. Сформулируйте их. 2.Каков был повод вступление США в войну? 2.К какому военно-политическому блоку принадлежит США? Кто её союзники |
Учащиеся читают учебник, работают индивидуально и письменно отвечают на поставленные вопросы. 1.Мароканский кризис 1905-1906 2.Мароканский кризис 1911 3. Боснийский кризис 1908-1909 4.Балканская война 1912-1913 5. Балканская война 1913 Учащиеся читают документы, работая в парах и письменно отвечают на поставленные вопросы.
Ответы обучающихся на раздаточный материал №1(Германская империя) Обучающиеся отвечают «Германия нуждается в колониях, которые служат не только источником сырья, но и стабильными рынками сбыта. Также она хочет отторгнуть территории Восточной Европы и Украины. Принадлежит к Тройственному союзу. Союзники: Австро-Венгрия и Италия». Показывают Германскую империю на карте. Ответы обучающихся на раздаточный материал №2(Османская империя) «Жаждет вернуть территории на Балканах, хочет сохранить государственность, торговая выгода. Принадлежит к Тройственному союзу. Союзники: Германская империя, Австро-Венгрия и Италия.» Ответы обучающихся на раздаточный материал №3 (Французская империя) «Хочет вернуть отнятые Германской империей Эльзас и Лотарингию, боится за свои колонии. Антанта». Ответы обучающихся на раздаточный материал №4(Британская империя) «Экономическая конкуренция. Боится за свои колонии. Антанта.» Ответы обучающихся на раздаточный материал №5 (Италия) «Желание получить колонии и отвоевать новые территории в Европе». Ответы обучающихся на раздаточный материал №6(Япония) «Желание отвоевать новые территории, сырьевые источники и рынки сбыта». Ответы обучающихся на раздаточный материал №7(Австро-Венгрия)
Ответы обучающихся на раздаточный материал №8 (Сербия) «Стремится к лидерству на Балканском полуострове.»
Ответы обучающихся на раздаточный материал №9 (Российская Империя) «Расширения влияния на Балканском полуострове» Ответы обучающихся на раздаточный материал №10(США) «Экономические интересы и затопление «Лузитании»
|
УУД: Познавательные: овладение способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию Личностные: формирование учебной мотивации; проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др. Коммуникативные: умение создавать устные высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и со сверстниками; Регулятивные: - умение слушать в соответствии с целевой установкой; |
|
Первичная проверка понимания |
5 мин |
А теперь давайте обобщим полученную информацию! Какие причины вступления держав в войну повторялись? А что стало поводом к войне? Как думаете, когда в нашей стране отмечают начало первой мировой войны? Почему? А для кого памятная дата это 28 июля?
Какой план Германская империя сбиралась использовать? Через территорию какой страны она намеревалась вторгнуться во Францию? А теперь давайте посмотрим хронологию объявления войны? На каком военно-политическом блоке лежит основная вина за развязывание конфликта? Поднимите руки те, чьи страны были заинтересованы в этой войне! Переворачиваем раздаточный материал и откладываем на край стола, закрываем тетради! |
Причины: Перераздел колоний Раздел сфер влияния на Балканах Германские притязания на Восточную Европу Реваншизм, национализм Активная милитаризация Экономические (торговые) противоречия: рынки сбыта, источники ресурсов Стремление разрешить внутренние проблемы с помощью войны
Повод: Сараевское убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда 28 июня 1914 г 28 июля 1914 – Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. 1 августа 1914 - Германия объявила войну Российской империи.
Обучающиеся откладывают раздаточный материал, закрывают тетради. |
|
|
Первичное закрепление |
5 мин |
Итак, те ребята, которые планируют сдать ЕГЭ по истории, решают несколько заданий в формате ЕГЭ, остальные решите кроссворд (Приложение №III «кроссворды»), используя знания, полученные на сегодняшнем уроке. Оцените свои знания. |
Обучающиеся получают индивидуальные кроссворды и задания в формате ЕГЭ и решают их. После – выставляют себе оценку |
УУД Регулятивные (осуществлять итоговый контроль деятельности; формирование адекватной самооценки). |
|
Сообщение домашнего задания |
1мин |
Учебник История России, 10 класс, Часть 1, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2020 § 1, читать. учить даты событий и причины войны По желанию подготовить доклад «Новые средства военной техники» |
Записывают домашнее задание в дневники. |
|
|
Рефлексия |
2 мин |
Отмечает активность обучающихся, выставляет оценки за работу на уроке |
Обучающиеся получают оценки за урок |
|
Приложение 1
Кластер
Приложение 2
Раздаточный материал.
Германская Империя
Молодая Германская империя опаздывает к разделу так называемого «колониального пирога» (колоний), включившись в борьбу только после франко-прусской войны 1870-1871 гг, после которой она была объедена в единое государство под началом Пруссии. Дело в том, что колонии обеспечивали не только большие ресурсные возможности, но и стабильные рынки сбыта товаров. Германия динамично развивается, активно милитаризируется, занимается торговлей, вытесняет товары Англии и Франции с рынков и агрессивно стремится к усилению экономического лидерства в Старом свете (Европе) и Новом свете. Она стремится всячески подорвать могущество «владычицы морей». Также Германская империя желает ослабив Российскую империю отторгнуть от нее Прибалтику, Польшу, Украину (т.е. Восточную Европу).
Еще в 1882 году Германская империя основывает блок Центральных держав Европы - Тройственный союз, включающий Австро-Венгрию и Италию, который позже превратится в Четверной союз.
Уже в 1904 году кайзер* Вильгельм попросил Альфреда фон Шлиффена разработать такой план, который бы позволил Германии вести войну на двух фронтах одновременно. В основе плана лежала идея очень быстрого захвата Франции, пройдя через территорию Бельгии. Затем намечалось перебросить все войска против Российской империи и закончить войну через два месяца. Кайзер Вильгельм IIпо поводу этого плана выразился так: «Обед у нас будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге.»
Кроме того германское правительство очень беспокоил факт образования Антанты в 1907 году – антигерманской коалиции, созданной с очевидной целью воспрепятствовать европейским и колониальным амбициям немцев.
29 июля Николай II отправил последнему германскому императору Вильгельму II телеграмму с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию». Вильгельм II не ответил на эту телеграмму.
1 августа 1914 года Германия объявила войну Российской империи.
* Кайзер - германский титул монарха. Происходит от римского титула «Цезарь».
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Германской империи в войну. Сформулируйте их!
2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Германская империя? Кто её союзники?
3.Когда Германская империя объявляет войну и кому?
3.Найдите Германскую империю на карте!
Ослабление Османской империи
Произошедшая накануне Первой мировой войны смена власти, а также война с Италией 1911—1913 годов стоила Османской империи Салоников, Македонии, Албании (Балканский полуостров) и целого ряда других территорий, потеря которых сократила размер государства практически до нынешней величины.
Болгария, Сербия и Греция, уже получившие независимость от Османской империи, только и мечтали, чтобы прибрать остальную часть Балкан к своим рукам. Пограбить её хотели также Британская империя, Франция и Российская империя.
Турция рассчитывала на поддержку Германии в возвращении большей части отторгнутых от нее территорий, и была готова ради этой цели пойти на все, в том числе и стать одной из стран участниц Центрального блока держав (Тройственного, а теперь уже Четверного союза). Таже она традиционно претендовала на территории русского Закавказья.
Была и экономическая причина: Османская империя на тот момент была главным экспортером нефти и топлива в Европе(так как владела регионом Персидского залива), что также привлекало Германию, ведь для нового флота и активного ведения боевых действий нужно было большое его количество.
Османская империя вступила в Первую мировую войну 1 ноября 1914 года в составе Центральных держав (Тройственного союза). Войну ей объявит Российская империя.
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Османской империи в войну. Сформулируйте их.
2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Османская империя? Кто её союзники?
3.Найдите Османскую империю на карте!
Французская империя
Франция стремилась взять реванш за позорное поражение, нанесенное ей Германией во франко-прусской войне 1870-1871 годах. Когда в самом Версальском дворце было провозглашено объединение германских княжеств сильнейшим из них – Пруссией. А также она хотела вернуть себе провинции Эльзас и Лотарингию, отнятые в результате этой войны.
В экономическом плане Франция несла колоссальные убытки на своих традиционных рынках сбыта вступая в конкуренцию с огромным количеством немецких товаров в Европе.
Из-за агрессивных настроений и милитаризации Германии Франция опасалась потери своих колоний, в частности, Северной Африки. Поэтому еще в 1891 году было оформлено соглашение между Российской империей и Французской республикой о создании Франко-русского союза.
В 1892 году произошло подписание секретной военной конвенции между Россией и Францией.
В 1904 году подписано англо-французского соглашения.
А в 1907 году формирование военно-политического блока закончилось подписанием русско-английского соглашения, которое получило название Антанта (Entente Cordiale), что означает с французского «Сердечное согласие».
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Франции в войну! Сформулируйте их!
2. В какой военно-политический блок входит?
3. Когда Франция объявляет войну и кому?
4. Найдите Францию на карте!
«Владычица морей»
У Британской империи были свои счеты с немцами. Дело в том, что Германия активно поддержала буров а англо-бурской войне 1899-1902 гг.Англичане не могли смириться с возрастающей конкуренцией немецких товаров на европейских и мировых рынках, это приносило огромные убытки.
Британская империя с нарастающей тревогой следит за попытками формирования Германской колониальной империи. Когда же в 1888 - 1900 годах продолжилось, пусть и незначительное, но расширение Германской колониальной империи, сопровождавшееся беспримерным усилением германского военно-морского флота, то «владычица морей» убедилась - ей брошен вызов. И начала активно противодействовать колонизаторской активности в юго-западной и восточной Африке.
Серьезную угрозу в правящих кругах вызвало строительство Багдадской железной дороги, которая открывала прямой путь через Балканский полуостров и Малую Азию к Персидскому заливу и обеспечивала ей важные позиции на Ближнем Востоке, что ставило под угрозу морскую и сухопутную коммуникации Великобритании и «жемчужины в короне Английской империи» - её колонии Индии. Крайне привлекательными казались и богатые нефтью земли Месопотамии и Аравийского полуострова.
Из-за потенциальной немецкой угрозы Великобритания отказалась от традиционной для страны политики «блестящей изоляции» и перешла к политике образования антигерманского блока государств, где она выступит инициатором создания Антанты.
В 1907 году формирование военно-политического блока закончилось подписанием русско-английского соглашения, которое получило название Антанта, что означает с французского «Сердечное согласие».
4 августа 1914 года Британская империя объявит войну Германии.
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Британской империи в войну! Сформулируйте их.
2. К какому военно-политическому блоку принадлежит Британская империя? Кто её союзники?
3.Когда Британская империя объявляет войну и кому?
4.Найдите Британскую империю и ее колонии на карте!
Италия
Это молодое государство (объединилось в 1871 г.) стремилось укрепить свой авторитет в Европе, а также надеялось получить территориальные приобретения в Европе и в колониях. Дело в том, что Италия не успела к разделу так называемого «колониального пирога»(колоний), что не позволяло ей иметь широкие рынки сбыта товаров и ограничивало ресурсные возможности. У Италии были небольшие колониальные владения в северо-западной Африке (территория современной Эритреи), сложная и с географической и с экономической точки зрения.
В 1882 году споры с Францией относительно колоний в Северной Америке, привели к союзу с Германией и Австро-Венгрией, у которых были подобные проблемы. Италия вступает в блок Центральных держав Европы (Тройственный союз, который позже станет Четверным).
Несмотря на то, что на начало войны она является членом Тройственного союза на стороне Германии, она сначала объявит о нейтралитете,а потом в 1915 году перейдет на сторону Антанты. Италия обладала весьма ограниченными возможностями для ведения войны. Все чего она добивалась – отвоевать спорные территории у Австро-Венгрии, ослабленной войной с Российской империей.
23 мая Италия объявит войну Австро-Венгрии, затем – Османской империи (также члену Германского блока) и Болгарии.
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Италии в войну!
2.В какой военно-политический блок она входила изначально?Почему передумала? На отвоевание каких территорий рассчитывала?
3.Когда Италия объявляет войну и кому?
4. Найдите Италию на карте!
Японская империя
Япония принимала участие в Первой мировой войне на стороне Антанты. Участие Японии в этой войне оказалось крайне выгодным для стран Антанты, особенно для России, которая тем самым обезопасила свой дальневосточный тыл и это позволило России перебросить сибирские корпуса на европейский театр военных действий. Кроме того, Япония постепенно превратилась в важный источник снабжения России сырьём и вооружением.
Япония оказалась единственным государством, которое державам Антанты не пришлось уговаривать вступить в войну. Война открывала японскому империализму широкие перспективы грабежа чужих территорий на Тихом океане. Уже тогда идея захвата Китая и превращения его в японскую колонию неотступно преследовала японское правительство.
Захват германских владений в Китае, а также Каролинских, Маршальских и Марианских островов, имевших большое стратегическое значение, давал Японии возможность укрепить свои позиции на Тихом океане и проникнуть в Северный Китай.
Вот почему японским правящим классам было выгодно сделать «благородный жест верности» по отношению к своему английскому союзнику и выступить с тем, чтобы, воспользовавшись связанностью держав Антанты в Европе, приступить в дальнейшем к захвату Китая.
Не внемля многократным просьбам английского правительства не объявлять Германии войны Японское правительство 23 августа 1914 года императорским манифестом объявила войну Германии. 25 августа Японии объявила войну Австро-Венгрия.
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Японии в войну. Сформулируйте их.
2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Япония? Кто её союзники?
3.Когда Япония объявляет войну и кому?
3.Найдите Японию и ее потенциальные колонии на карте!
«Лоскутная империя» Австро-Венгрия
Это большое и многонациональное европейское государство крайне неуспешно справлялось с межнациональными внутренними противоречиями. Более того:южная часть Австро-Венгрии включала в себя часть Балканского полуострова, который недаром прозвали «пороховым погребом Европы».
Российскую империю категорически не устраивали попытки австро-венгров вмешаться в жизнь славянских и православных народов на Балканах, ведь она всегда брала на себя роль защитника этих территорий. Полностью столкнувшись интересами с Российской империей Австро-Венгрия, сама желавшая установить гегемонию на Балканах, вступит в Тройственный союз с Германией и Италией.
Австро-Венгрия стремится нарастить свои территории, так как почти не имела колоний, чтобы за счет новых территорий решить проблемы малоземелья крестьян, бедности, низкой грамотности, отсутствия социального законодательства. Также она пытается использовать «маленькую победоносную войну» для отвлечения внимания общества от остальных проблем.
В 1908 году Австро-Венгриия аннексировала* территории Боснии и Герцоговины. Из-за этого 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб, студент, член националистической сербской террористической организации «МЛАДА БОСНА»* Гаврила Принцип застрелит в городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софию, которые как раз совершали визит в присоединенную Боснию.
Гаврило Принцип входил в группу из 6 террористов (5 сербов и 1 босниец).Политической целью убийства было отделение Южно-славянских территорий от Австро-Венгрии и последующее присоединение их к Великой Сербии (Югославии).
А уже 28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования Сербия не выполняет условий разрешения конфликта, объявляет Сербии войну.
*Аннексия, -и, женский род (книжное). Насильственное присоединение государства или части его к другому государству.
*«Млада Босна» (босн. Mlada Bosna — «Молодая Босния») — сербско-боснийская революционная организация, боровшаяся в 1912—1914 годах за присоединение Боснии и Герцеговины к Великой Сербии.
*Эрцге́рцог — титул, используемый исключительно членами австрийского монаршего дома Габсбургов. В иерархии титулов эрцгерцог стоит выше герцога, но ниже курфюрста и короля.
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Австро-Венгрии в войну! Сформулируйте их.
2.В каком военно-политическом блоке состоит Австро-Венгрия? Кто её союзники?
3.Когда Австро-Венгрия объявляет войну и кому?
4.Найдите Австро-Венгрию на карте!
Сербия
Сербия получит государственную независимость только в 1878 году и находясь на Балканском полуострове будет стремится к утверждению в качестве лидера всех славянских народов полуострова,включая в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.Неофициально Сербия поддерживала националистические организации, боровшиеся против Австро-Венгрии и Турции, то есть вмешивалась во внутренние дела других государств. Именно в Сербии и будет образована националистическая террористическая организация «МЛАДА БОСНА»*.
Дело в том, что в 1908 году Австро-Венгриия аннексировала* территории Боснии и Герцоговины на присоединение которых претендовала Сербия.
28 июня 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена София, которые как раз совершали визит в присоединенную Боснию.Политической целью их убийства сербским националистом Гаврилой Принципом было отделение Южно-славянских территорий от Австро-Венгрии и последующее присоединение их к Сербии.
Через месяц раздумий 23 июля Австро-Венгрия, заявив, что Сербия стояла за убийством Франца Фердинанда, объявляет ей ультиматум, в котором требует от Сербии выполнить условия, в числе которых: произвести чистки госаппарата и армии от офицеров и чиновников, замеченных в антиавстрийской пропаганде; арестовать подозреваемых в содействии терроризму; разрешить полиции Австро-Венгрии проводить на сербской территории следствия и наказания виновных в антиавстрийских действиях. Сербия соглашается на все требования Австро-Венгрии, кроме допуска на свою территорию австрийской полиции.
А уже 28 июля 1914 Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну. Тяжелая артиллерия начинает обстрел столицы - Белграда, а регулярные войска Австро-Венгрии пересекают сербскую границу.
*Аннексия, -и. - насильственное присоединение государства или части его к другому государству.
*«Млада Босна» (босн.MladaBosna — «Молодая Босния») — сербско-боснийская революционная организация, боровшаяся в 1912—1914 годах за присоединение Боснии и Герцеговины к Великой Сербии.
*Эрцге́рцог — титул, используемый исключительно членами австрийского монаршего дома Габсбургов. В иерархии титулов эрцгерцог стоит выше герцога, но ниже курфюрста и короля.
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Сербии в войну. Сформулируйте их.
2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Сербия? Кто её союзники?
3.Когда Сербия вступает в войну? Из-за какой страны?
3.Найдите Сербию на карте.
Российская империя
Официальная причина вступления России в войну – это выполнение союзнических обязательств перед Сербией. Также Россия считалась покровительницей и защитницей православной и славянской Сербии. Сербия была не просто союзником, но также и важным стратегическим плацдармом России на Балканах.
В первые дни войны на
улицах российских городов прошли массовые манифестации в поддержку сербов, и в
то же время возникли стихийные акции (погромы немецких офисов и магазинов).
Антигерманские настроения и патриотическая эйфория оказались фактором, во
многом предопределившим вступление России в войну.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии и в тот же день начала
обстрел Белграда. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. Николай II
отправил телеграмму германскому кайзеру, союзнику Австро-Венгрии. Русский царь
"во имя старой дружбы" просил кайзера "помешать союзнику зайти
слишком далеко в неблагородной войне, объявленной слабой стране". На что
получил ответ, что виновники "подлого убийства" в Сараево должны
получить заслуженное возмездие.
29 июля Николай II отправил Вильгельму II телеграмму, с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию». Вильгельм II не ответил на эту телеграмму. «Моя совесть чиста. Я сделал все, чтобы избежать войны», – писал Николай II.
1 августа немецкий посол в Петербурге граф Фридрих Пурталес передал ноту об объявлении войны российскому министру иностранных дел Сергею Сазонову, после чего, по воспоминаниям министра, «отошел к окну и заплакал».
* Кайзер - германский титул монарха. Происходит от римского титула «Цезарь».
Задание:
1.Выделите основные причины вступления Российской империи в войну. Сформулируйте их.
2.К какому военно-политическому блоку принадлежит Российская империя? Кто её союзники?
3.Когда Российская империя вступает в войну?
США
В начале войны в США доминировало стремление сохранить нейтралитет. По «доктрине Монро»* они не вмешивались в дела Старого Света.
Мировая война вызвала огромный спрос воюющих держав и нейтральных стран на американскую продукцию — оружие, боеприпасы, обмундирование, снаряжение, промышленные товары, продовольствие и т. д. В 1915 г. из США вывезено товаров почти на 400 млн. долларов больше, чем в 1914 г. Снабжая Антанту, американские капиталисты продавали также товары и противникам союзных держав — Германии, Австро-Венгрии и Турции. Американская финансовая олигархия рассчитывала нажиться на войне и укрепить свои позиции на мировой арене для того, чтобы прибрать к рукам важнейшие рынки сбыта и источники сырья, вытеснить оттуда своих главных конкурентов.
Но 7 мая 1915 году немецкая подводная лодка U-20 у берегов Ирландии потопила британское пассажирское судно «Лузитания», при этом погибли более 128 американских граждан. Президент Вудро Вильсон немедленно заявил Германии, что неспровоцированные нападения подводных лодок на суда нейтральных стран являются нарушением общепринятых норм международного права и должны быть прекращены. В результате только 6 апреля 1917 года Конгресс объявил войну Германии, политика «изоляционизма» была закончена. К этому времени уже было ясно, что победа на стороне Антанты и до конца войны осталось недолго.
Задание:
1.Выделите основные причины вступления США в войну. Сформулируйте их.
2.Каков был повод вступление США в войну?
2.К какому военно-политическому блоку принадлежит США? Кто её союзники?
3.Когда США объявляет войну и кому?
Приложение 3
|
Страна |
Дата |
Примечание |
|
Сербия |
28 июля 1914 |
После войны стала основой Югославии. |
|
Россия |
1 августа 1914 |
Заключила сепаратный мир с Германией 3 марта 1918 года. |
|
Франция |
3 августа 1914 |
|
|
Бельгия |
4 августа 1914 |
Будучи нейтральной, отказалась пропустить германские войска, что привело к её вступлению в войну на стороне Антанты. |
|
Великобритания |
4 августа 1914 |
|
|
Черногория |
5 августа 1914 |
После войны вошла в состав Югославии. |
|
Япония |
23 августа 1914 |
|
|
Италия |
23 мая 1915 |
Являясь членом Тройственного союза, сначала отказалась поддержать Германию, а затем перешла на сторону её противников. |
|
Сан-Марино |
3 июня 1915 |
|
|
Португалия |
9 марта 1916 |
|
|
Хиджаз |
30 мая 1916 |
Часть Османской империи с арабским населением, провозгласившая независимость в ходе войны. |
|
Румыния |
27 августа 1916 |
Заключила сепаратный мир 7 мая 1918 года, но 10 ноября того же года вновь вступила в войну. |
|
США |
6 апреля 1917 |
Вопреки распространённому мнению, никогда не входили в Антанту, являясь лишь её союзником. |
|
Панама |
7 апреля 1917 |
|
|
Куба |
7 апреля 1917 |
|
|
Греция |
29 июня 1917 |
|
|
Сиам |
22 июля 1917 |
|
|
Либерия |
4 августа 1917 |
|
|
Китай |
14 августа 1917 |
Китай официально вступил в Мировую войну на стороне Антанты, но участвовал в ней лишь формально; в боевых действиях китайские вооружённые силы участия не принимали. |
|
|
|
|
Приложение 4
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
с |
|
|
|
|
1 |
ш |
л |
и |
ф |
ф |
е |
н |
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
б |
|
|
|
|
|
5 |
|
г |
|
|
и |
|
|
|
|
|
ф |
|
е |
|
|
я |
|
4 |
г |
а |
в |
р |
и |
л |
о |
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
ц |
|
|
|
|
|
|
Кроссворд
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Автор немецкого плана ведения Первой мировой войны.
2. Имя германского императора во время Первой мировой войны.
3. Первая страна, которой Германская империя объявила войну
4. Имя убийцы австрийского эрцгерцога.
5. Имя эрцгерцога, чьё убийство послужит поводом к началу Первой мировой войны.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.