Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; предметы только средства, а цель – личность, её развитие. П.Ф. Каптерев (1885г.)
Слова известного русского педагога и психолога, сказанные более ста лет назад, как нельзя лучше отражают актуальность проблемы духовного развития личности ребёнка через уроки искусства. Сегодня, когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности всё глубже проникают в сознание человека, очень важно, чтобы уроки искусства стали уроками «нравственного прозрения» Помочь ребёнку стать человеком духовным, способным чувствовать мир, природу, понимать себя через произведения искусства– вот аспект моей деятельности. Свою главную задачу вижу в том, чтобы научить детей понимать, анализировать произведения искусства, вслушиваться в голос автора. Считаю, что только на основе активной работы души над художественным произведением может происходить процесс формирования личности.
Цель урока: углубить представление о личности художника, об истоках его творчества, раскрыть глубину художественного мира Рериха, погрузить детей в философию этого мира.
Тема урока: мир Н. К. Рериха. Экология души.
Актуальность темы.
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности
предметами; предметы только средства, а цель – личность, её развитие. П.Ф.
Каптерев (1885г.)
Слова известного русского педагога и психолога, сказанные более ста лет назад,
как нельзя лучше отражают актуальность проблемы духовного развития личности
ребёнка через уроки искусства. Сегодня, когда у молодого поколения теряются
нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности всё глубже проникают в
сознание человека, очень важно, чтобы уроки искусства стали уроками
«нравственного прозрения» Помочь ребёнку стать человеком духовным,
способным чувствовать мир, природу, понимать себя через произведения
искусства– вот аспект моей деятельности. Свою главную задачу вижу в том,
чтобы научить детей понимать, анализировать произведения искусства,
вслушиваться в голос автора. Считаю, что только на основе активной работы
души над художественным произведением может происходить процесс
формирования личности.
Цель урока: углубить представление о личности художника, об истоках его
творчества, раскрыть глубину художественного мира Рериха, погрузить детей в
философию этого мира.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с многообразием тем творчества
Рериха, с личностью этого человека через его творчество, с его стилем, как
художника, поэта, с философией его образов.
Воспитательная: на примере творчества Рериха воспитывать толерантность, чувство
патриотизма, любовь к Родине. Способствовать формированию духовного мира
личности ученика, способной чувствовать мир, природу, понимать себя через
произведения искусства.
Развивающая:
анализировать картину, увидеть ее историческую и художественную ценность.
Развивать умение видеть и слышать, самостоятельно мыслить,
Зрительный ряд: слайды с картинами Рериха, его портрет, эпиграф.
Эпиграф: Я был призван на этот мировой пир, и жизнь моя была
благословенна. Мои глаза видели, и уши мои слышали. На мою долю пало играть на
этом пиру, и я сделал все, что мог.
Рабиндранат Тагор
Ход урока.
На фоне музыки демонстрируются слайды с картинами Рериха.
Я приготовился выйти в
дорогу.
Все, что было моим, яоставил
Вы это возьмите, друзья!
Вот он человек, который оставил нам это замечательное наследие.
( слайд портрет Н. К. Рериха)
Он вам знаком?
Его имя Н.К. Рерих. Художник, поэт, философ, патриот своей Родины.
Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока
(слайд с эпиграфом)
Его глаза действительно видели, а уши слышали. Н. Рерих не зря пришел на эту
землю. Он оставил нам в наследство свыше 7000 полотен, рассказы, сказки, повести,
стихи.
В одном из них он писал:
( на фоне музыки Грига «Утро»)
В жизни так много чудесного.
Каждое утро мимо нашего берега
Проплывает неизвестный певец.
Каждое утро медленно из тумана
Движется легкая лодка,
И всегда звучит новая песнь.
И так же, как всегда,
Скрывается певец за соседним утесом,
И нам кажется, что мы никогда не узнаем, кто он...
Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит
людям совсем новый мир?
Давайте и мы окунемся в этот мир и попытаемся понять: какой он мир Рериха, что
интересовало его, и каков Рерихчеловек?
Приглашаю вас в путешествие в мир Рериха. Я буду выступать в роли гида, а
вам, странникам, предлагаю заполнить таблицу в ходе путешествия. Она перед вами.
Записи очень пригодятся вам в конце урока.
Готовы? Итак, в путь!
Н. К. Рерих родился в 1874 году в СанктПетербурге, в семье нотариуса. С детства
любил рисовать. Из академии художествРерих закончил ее в 1897 году, он попал в
мастерскую художника Куинджи. В начале века Рерих вырастает в крупнейшего
художника России.
Обратимся к одной из его работ.
2(слайд” Славяне на Днепре”)
В какие времена переносит нас художник?
Что вы увидели такого, что заставило вас так подумать?
О чем повествует эта картина?
Обратите внимание на колорит картины. Он какой?
Вот вы посмотрели на картину, какое настроение вызывает сочетание цветов?
Ребята, жизнь древних славян была суровой и тяжелой, но вы заметили эту тяжесть?
Художник идеализирует эту жизнь, восхищается их бытом, трудолюбием.
Взрослый ребенок, который восхищается. Это стиль Рериха. Порой он в большей
степени философ, чем живописец. Ему достаточно в картине несколько образов,
чтобы люди смогли увидеть нечто глубокое.
Эта картина относится к теме «Славяне»
Летом 19031904 года Рерих совершает путешествие по древнерусским городам. Он
увлекается археологией, изучает архитектуру, знакомится с фольклором.
Результатом этой поездки явилась серия работ, на которых художник запечатлел
памятники древнерусской культуры. Можно сказать, что до него никем не
осознавалось сказочное обаяние нашей примитивной архитектуры. Ее линии казались
грубыми, холодными. Художник научил нас видеть ее неповторимую прелесть. К
этой теме он возвращался в своем творчестве не единажды.
(слайд “Старый Псков”)
Посмотрите внимательно, что изображает художник?
Какой смысл закладывает в картину? Чем любуется он?
Какими кажутся вам эти стены? Подберите определения.
Где расположен город?
А как вы догадались?
Крепость на холме. С какими образами ассоциируется у вас это изображение? С кем
или с чем его можно сравнить?
Какой цвет преобладает?
Что еще изображает художник, используя этот цвет?
Так и хочется вспомнить слова из летописи:
“О светло, светло
И прекрасно украшена земля русская.
Многими красотами прославлена ты”
3Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, в котором он красовался в
былые времена, так ратовал за сохранение культурного наследия Н. Рерих.
Послушайте еще одно стихотворение поэта Рериха:
Все, что услышал от деда,
Я тебе завещаю, мой мальчик,
От деда и дед мой услышал Каждый дед говорит,
Каждый слушает внук Внуку, милый мой мальчик,
Расскажешь все, что узнаешь...
К чему призывает автор?
Н. Рерих был истинным патриотом своей Родины. Если подумать, какие образы
могли привлечь художника, который так живо интересовался прошлым Руси во
время Великой Отечественной войны? Я только хочу напомнить вам, что в 1939 году
на экраны страны выходит фильм “Александр Невский” Сергея Эйзенштейна.
У Рериха появляется серия работ, которые можно объединить в героическую. На
картинах изображены славные защитники земли русской. Вот одна из них:
(слайд “Поход Игоря”)
Вы уже знакомы с памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве”.
Какой момент запечатлел художник?
Как расположены воины? Стройными бравыми рядами?
Мы видим их лица?
Что можно сказать о настроении этих людей?
А что вы заметили такого, что заставило так предположить?
Попробуйте предположить, о чем они сейчас думают?
А каким изображен князь Игорь?
Какое природное явление вы здесь заметили?
Луна закрыла солнечный диск, но обратите внимание на небо,затемнена вся его
часть?
А его большая часть залита каким светом?
Обратите внимание, как пламенеют щиты воинов. Рерих подводит нас к мысли, что
всякое затмение явление временное, и ему бывает конец. Маленький темный
кружочек бессилен затмить ту великую цель, во имя которой подняты эти знамена.
Само «Слово” как бы горестно, но лишь напоминает, как из беды встанет народ.
Великому русскому народу ничего не страшно, он все победит!
В искусстве Рериха большое место занимают образы русских подвижников. Герои
4его полотен трудятся, призывают к подвигу, к добру. Особенно примечательна серия
работ “Священная». Давайте обратимся к одной из них.
( слайд “И мы несем свет)
Очертание какого сооружения угадывается?
Кто здесь изображен?
Что они делают?
Куда они направляются? Куда несут свет?
А о каком свете, повашему, идет речь, просто о свечках?
Они несут правду, истину того, как нужно жить в мире.
Название этой картины приобретает философский смысл.
“ Лишь принесение света истребит черноту мысли,считал Н. Рерих. Здесь он
выступает еще и как философ.
Как и музыка, картины тоже бывают громкими и тихими. Это какая по вашему?
Образ мудрого, в молчании созидательного человека объединяет полотна этой серии.
Вот еще некоторые из них
( слайды еще 2 картин)
“ Культура есть любовь к человеку”, утверждал Н. К .Рерих.
“Не считай”, так называется еще одно стихотворение Николая Рериха.
Мальчик, значения ссоре не придавай
Помни: большие странные люди.
Сказав друг о друге самое злое,
Завтра готовы врагов друзьями назвать,
А спасителюдругу послать обидное слово.
Уговори себя думать, что злоба людей неглубока,
Думай добрее о них, на врагов и друзей не считай.
В российской культуре всегда пытались найти нить возможной религиозной
толерантности, т. е. терпимости. Обратите внимание на эти картины. На них
художник изобразил тех, кого считал проповедниками вечных норм и
нравственности.
( слайды Аллах, Будда, Иисус)
Что можете сказать об отношении Рериха к величайшим религиям мира?
(слайд 3 картин)
5Можно посоветоваться с соседом.
Жизнь и творчество Рериха были отданы преодолению искусственных преград между
народами и цивилизациями, сближению великих мировых культур. Н. Рерих был
истинным миротворцем.
Зрелое литературное наследие Рериха представлено в книге «Сборник сочинений” и в
сборнике стихов “Цветы Мории”.
“Не закрывай”
Над водоемом склонившись,
Мальчик с восторгом сказал:
Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Она самоцветно, бездонно...
Мальчик мой милый,
Ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза свои вверх,
Сумей увидеть великое небо,
Своими руками глаза себе не закрой.
Куда призывает обратить поэт свой взор ?
Увидеть мир во всем многообразии, отойти от низменного, от того, что находится у
ног, от низменных мыслей...
Н. Рерих утверждал:
С горы виднее,
С гор скрижали Завета,
С гор герои и подвиг...
Во время своей трансгималайской экспедиции путешественник Н. Рерих вот такими
увидел горы. Обратим и мы свой взор к их вершинам.
На фоне музыки (слайды из серии
“Гималаи”
Ребята, посмотрите внимательно и попробуйте подобрать одно, но очень емкое
определение этих гор. Какие они повашему?
Скажите, каждый ли художник так может отразить горы, даже если он захочет
сделать их красивыми?
/Они словно волшебные, а за счет цвета разноцветные. И опять за счет цвета,
необыкновенного, изумительного.)
6Мы познакомились лишь с некоторыми темами творчества Н. Рериха. Я предлагаю
вам прослушать три музыкальных отрывка и попытаться соотнести их с картинами
художника, а для этого просмотрите свои записи, вспомните названия картин и их
сюжеты.
(Звучат музыкальные отрывки)
Григ «Утро”
Бородин «Героическая” .
Бетховен «Соната 14”
Наше путешествие подходит к концу. Так что же вы узнали о Н. К. Рерихе, о его
творчестве? Предлагаю поработать в группах.
Получите задания.
Задание 1. На листах запишите темы творчества Н.К, Рериха, а из предложенных
репродукций его картин выберите те, которые относятся к выбраннсл вами теме.
Задание 2. На листах запишите темы творчества Н. К. Рериха, а из предложенных
репродукций выберите те, которые относятся к названной вами теме.
Задание 3. Кем в жизни был Н. К. Рерих? Слова запишите на отдельных листах.
Задание 4. Чему учит вас творчество Н. Рериха?Запишите свои суждения на
отдельных листах.
А сейчас посмотрим, что у вас получилось.
( учащиеся презентуют свои ответы и оформляют коллаж на доске)
Современно ли творчество Н. Рериха в наши дни?
И закончить наше путешествие мне хочется словами из заветазавещания, которое
оставил нам Н. К. Рерих:
…Но вот, что завещаю всем, всем.
Любите русский народ. Любите все народы мира на всех необъятностях нашей
Родины. Пусть эта любовь научит любить все человечество.
7