Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
|
Дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки
«Менеджмент в образовании»
«Модель клуба учителей математики и информатики «Фортуна»
|
|
МОДЕЛЬ КЛУБА учителей математики и информатики «Фортуна» |
I. Концептуальный компонент (гностический компонент) |
Цель: организация и создание условий для профессионального роста педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Задачи: Ø осуществление постоянного профессионального взаимодействия для обмена опытом; Ø активизация педагогической инициативы; развитие профессионального мастерства педагогов; Ø диссеминация инновационного педагогического опыта членов клуба; Ø удовлетворение потребности педагогов в непрерывном образовании; Ø вовлечение педагогов в творческую профессиональную деятельность; Ø содействие повышению квалификации и профессиональному росту учителей; Ø оказание методической поддержки членам клуба в проектировании и проведении уроков деятельностной направленности; Ø повышение качества образования по преподаваемым предметам. |
Ценности: Инновационность. Ответственность. Качество. Заинтересованность. Креативность. Взаимное уважение. Доверие. Самооценка. Самокритичность. |
Герб |
Девиз: «С малой удачи начинается большой успех!» |
Принципы реализации деятельности клуба: Ø принцип делового сотрудничества; Ø принцип добровольного участия; Ø принцип коллективизма; Ø принцип активного профессионального и социального действа; Ø принцип саморазвития и самооценки; Ø принцип рефлексивности. |
Направления деятельности: ü Просветительская и образовательная. ü Информационная деятельность. ü Научно - исследовательская деятельность. |
Функции клуба: Ø Аналитическая. Ø Информационная. Ø Организационно-методическая. Ø Консультационная. |
Критерии эффективности командообразования: ü Единство целей, методов, вида деятельности команды. ü Наличие конкретного результата деятельности команды. ü Характер процесса выработки решений. ü Характер взаимоотношений внутри команды. ü Высокая степень ответственности всех членов команды.
|
II. Проектировочный компонент |
Виды деятельности по направлениям деятельности клуба: 1.Учебная деятельность. Ø Проекты «Развитие предметной одаренности на уроках математики и информатики в свете требований ФГОС», «Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС», «Совместная работа учителя и обучающихся по достижению запланированных результатов в проектной деятельности». Ø Тема самообразования педагогов «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках». 2.Внеурочная деятельность. Ø Проект «Активизация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке к предметным олимпиадам с использованием блочно-модульной и информационно- коммуникационной технологий». Ø Курирование проектов обучающихся для участия в научно-практических конференциях. Ø Подготовка мероприятий для проведения предметной недели математики и информатики. 3.Неформальное профессиональное общение, деятельность. Ø Разговор по душам. Ø Праздничные посиделки. Ø Культурный досуг (совместные экскурсии, посещение театра, концертов). Ø Спортивный досуг (посещение бассейна, тренажерного зала). |
III. Процессуальный компонент |
Разработайте календарно-тематический план деятельности клубных команд педагогов |
Определите риски реализации клубной команды педагогов |
Управление деятельностью клуба. Координирует деятельность клуба и руководит его деятельностью руководитель школьного методического объединения учителей математики и информатики. Заседания клуба проводятся 1 раз в неделю. |
|
VI. Методический компонент |
|
V. Аналитический компонент (диагностический инструментарий) |
Сформированность команды. (по результатам анкетирования и тестирования) Показатели: · Степень сплоченности команды (единство отношений) · Контактность (личные взаимоотношения) · Открытость · Организованность · Информированность · Ответственность · Стремление к сохранению
|
Этапы командообразования |
Управление командообразованием |
Первая стадия (формирования): участники группы пытаются сориентироваться в обстановке, друг в друге, отношениях между собой и руководством
|
Осознанное, свободное включение в командообразование: 1. Проведение рефлексивных сессий с позиции коучингово подхода. 2. Разбор case study. 3. Проведение ролевой игры «Миссия команды», ориентированной на формирование корпоративной культуры. Каждому участнику предлагается выразить свое личное видение миссии команды, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы: Есть ли во всех этих образах что-то общее? Все ли образы вам понравились? Почему возникли те или иные образы? Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную миссию. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены команды. Деловая игра «Мотивация к деятельности». Участники делятся на две группы. Им необходимо придумать, как замотивировать соседнюю подгруппу на какую либо деятельность. 4. Клубные методические «посиделки». Темы: «Наша роль в образовании», «Зачем я работаю учителем». 5. Тренинги по Time Management (как механизм самоорганизации педагога). Чтение притчи «Ценность времени». 6. Написание эссе « Я учитель 21 века». 7. Тренинг эмоционального интеллекта педагога «Я среди людей (психологическая скульптура)». Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей –реальный»; вторая тема: «Я среди людей – идеальный». В символической форме каждый тренеруемый изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае – как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. 8. Дискуссия «Я и мои чувства». |
Вторая стадия шторма. Становится ясно, кто есть кто, начинается борьба «за место под солнцем», за ресурсы и привилегии, за авторитет и популярность. Фаза конфронтации (с формированием и распадом коалиций, поиском «козлов отпущения» и пр.).
|
1. Проектная деятельность. Работа над проектами «Развитие предметной одаренности на уроках математики и информатики в свете требований ФГОС», «Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС». 2. Неформальное общение. Совместное посещение выставки. 3. Тренинг на формирование командного духа. Упражнение «Титаник». 4. Тренинги на формирование эмоционального интеллекта. Техника ИИП (Изменить-Избежать-Принять). Выполняется письменно. Каждый участник описывает типичную для себя стрессовую ситуацию в подпункте «сценарий». Затем он размышляет и записывает, как он может изменить эту ситуацию, избежать ее или принять. После этого выбирается лучший вариант. Обсуждение результатов обязательно. Сценарий: Изменить: (Как вы можете убрать источник стресса?) Избежать: (Как вы можете отдалиться от источника стресса?) Принять: (Как вы можете жить со стрессом?) Сопротивляться путем… Изменить себя и/или свое восприятие путем… 5. Тренинги на формирование коммуникативной культуры. Упражнение "Через стекло". Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается "сказать"что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: " Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить". Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер. 6. Тренинги по Time Management. «Особенности управления рабочим временем», «Инструменты планирования рабочего дня», «Поглотители времени». 7. Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога». 8. Ролевая игра «Современный педагог, кто он?» 9. Клубные неформальные «посиделки». Темы: «Поговорим по душам», ретро-посиделки «А помните наш Советский быт...», «Питание и здоровье». 10. Методический диалог по теме «Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам». 11. Проект «Активизация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке к предметным олимпиадам с использованием блочно-модульной и информационно - коммуникационной технологий». 12. Досугово-развлекательная деятельность: «Учительские посиделки». 13. Спортивно-оздоровительная деятельность. Участие в акции «Будь здоров педагог!» 14. Трудовая деятельность: участие в субботниках, в посадке леса. 15. Социально-творческая деятельность (добровольческая). Участие в благотворительной акции «Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, делай доброе дело – тем живём на земле!» 16. Художественно-творческая деятельность. «Я владею компьютерной графикой». 17. Участие в Педагогическом КВН между ШМО школы. |
Третья стадия нормирования. Конфронтация длиться до тех пор, пока всем становится понятно, что пора договариваться о «правилах игры», устанавливать правила и нормы
|
|
Четвертая стадия работы. После того как правила и нормы установлены, группа может достаточно плодотворно работать
|
1. Фасилитационные сессии по решению проблем, возникающих в амках реализации педагогами проектов. 2. Методы ситуационного анализа, ориентированные на нахождение способов решение проблем, принятия решения, выбора лучшего решения: - метод «Шесть шляп»
- метод «Восемь шагов»
- метод «Мозговая атака»; - Кейс-метод. Анализ состоит из четырех шагов: 1) индивидуальная подготовка анализа; 2) неформальное обсуждение отдельными группами; 3) обсуждение в аудитории; 4) обобщение результатов обсуждения.
- Калейдоскоп уроков (взаимо посещение уроков членами клуба). - Конкурс «Панорама педагогического опыта» (приветствуется желание продемонстрировать идеи, лежащие в основе личного педагогического опыта членов клуба). - Методический ринг (совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции). - Индивидуальная работа над личной творческой темой. - Деловая игра «Стена славы», цель которой укрепление отношений в команде. Нужно написать несколько общих тем, связанных с работойв команде доске или на стикерах, прикрепленных к стене. Записывать можно не только словами, но и рисунками. А затем пусть каждый расскажет о своем воспоминании и приклеит стикер на стену, чтобы создать общее «облако памяти». - Тренинг «Создаем вместе». Создать картину или коллаж на тему: «Наша команда», «Трудовые будни». - Неформальное общение: поездка в театр. |
Пятая стадия расставания. Команда должна быть готова достойно встретить свой конец
|
1. Тренинги на формирование командного духа «Определение доверия», «Связующая нить» 2. Проведение деловых, ролевых игр, ориентированные на формирование корпоративной культуры «Мы одна команда». 3. Психологический тренинг «Командообразование. Повышение эффективности взаимодействия». 4. Проективный тест «История развития вашего клуба». 5. Проект «Совместная работа учителя и учащихся по достижению запланированных результатов в проектной деятельности»
|
Таблица 13
Календарно-тематический план деятельности клубной команды педагогов
N n/n |
Мероприятия проекта
|
Сроки или период, мес. |
Ожидаемые результаты |
|
I этап командообразования «Становление, создание команды» |
||||
1 |
Проведение рефлексивной сессии с педагогами «Учитель ключевая фигура образования». |
сентябрь 2019г. |
1. Осмысление педагогом необходимости развития школы. 2. Осознание педагогом потребности саморазвития. 3. Осознанное, свободное принятие педагогом, управленческими кадрами целей самосовершенствования, повышения своей профессиональной компетентности с позиции реализации профстандарта «Педагог», «включения» в инновационную деятельность. 4.Разработка педагогами концепции «Я-профессионал» и программы ее реализации. |
|
2 |
Проведение рефлексивной сессии с педагогами «Команды педагогов-единомышленников как основная сила развития образовательной организации». |
сентябрь 2020г. |
Осознанное, свободное включение педагогов в инновационные процессы, процесс командообразования, обеспечивающие повышение качества образования с позиции работы в команде. Разработка герба и девиза клуба, целей и задач деятельности, положений клуба, выбор руководителя клуба и др. |
|
3 |
Организация деятельности работы педагогических клубов. Проведение рефлексивной сессии: «Командные способы решения профессиональных проблем» |
сентябрь 2020г. |
1) Согласование видения профессиональных проблем в образовательной организации между членами команды педагогов. 2) Формирование списка идей, проектов, мероприятий по развитию образовательной организации. 3) Формирование мотивации педагогов к реализации новшеств в образовательном процессе, обеспечивающих повышение качества образования. 4) Разработка плана работы клуба. |
|
4 |
Заседание клуба. Разработка проекта. Клубные посиделки: тренинги по формированию корпоративной культуры, командного духа, совершенствованию эмоционального интеллекта, Time Management |
Октябрь 2020г. |
Разработанный проект «Развитие предметной одаренности на уроках математики и информатики в свете требований ФГОС», распределенные обязанности . Утвержденный план реализации проекта. Сплочение команды. |
|
5 |
Работа клуба: - спортивно-оздоровительная деятельность педагогов, - социально-творческая деятельность, - художественно-творческая деятельность. |
Октябрь 2020г. |
Сохранение психического, физического здоровья педагога |
|
6. |
Информационное сопровождение сайта Клуба |
Сентябрь-октябрь 2020года |
|
|
7. |
Рефлексивный анализ деятельности Клуба |
Октябрь 2020года.
|
Определены проблемы и задачи на следующий этап. |
|
II этап командообразования «Успешное развитие команды педагогов» |
||||
8. |
Проведение клубных посиделок: неформальное общение педагогов, художественно-творческая деятельность. |
Ноябрь 2020г |
Сохранение психического, физического здоровья педагога, формирование навыков коммуникативной культуры, совершенствование эмоционального интеллекта педагога и др. |
|
9. |
Реализация проектов педагогическими клубами: обсуждение о проделанной работе в рамках проекта. |
Декабрь 2020г |
Проведенные мероприятия в рамках проекта, их анализ. Разработанный проект «Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС» Обозначение проблем по реализации проектов и способов их разрешения. |
|
10. |
Проведение клубных посиделок: неформальное общение педагогов. |
Декабрь 2020г. |
Сохранение психического, физического здоровья педагога, навыки коммуникативной культуры, Time Management и др. |
|
11. |
Проведение фасилитационных сессий с педагогами. |
Январь 2021г. |
Обозначение проблем по реализации проекта, способов их разрешения. |
|
12. |
Работа клуба по реализации проектов по учебной деятельности и работа над проектом по внеурочной деятельности. |
Февраль 2021 |
Проведенные мероприятия в рамках проекта. Обозначение проблем по реализации проекта, способов их разрешения, отчеты по проделанной работе. |
|
13. |
Проведение клубных посиделок: социально-творческая деятельность. |
Февраль 2021 |
Сохранение психического, физического здоровья педагога, совершенствование эмоциоанльного интеллекта педагога. |
|
14. |
Реализация проектов педагогическими клубами: обсуждение о проделанной работе в рамках проекта. |
Март 2021 |
Проведенные мероприятия в рамках проекта, их анализ. Обозначение проблем по реализации проекта, способов их разрешения, управление временем, содержанием проекта. |
|
15 |
Проведение клубных посиделок: спортивно- оздоровительная деятельность |
Март 2021 |
Сохранение психического, физического здоровья педагога. |
|
16 |
Реализация проектов педагогическими клубами: обсуждение о проделанной работе в рамках проекта |
Апрель 2021 |
Обозначение проблем по реализации проекта, способов их разрешения, управление временем, содержанием проекта, отчеты по проделанной работе. |
|
17 |
Проведение клубных посиделок: тренинги по формированию эмоционального интеллекта, коммуникативной культуры. |
Апрель 2021 |
Сохранение психического, физического здоровья педагога. |
|
18 |
Реализация проектов педагогическими клубами: обсуждение о проделанной работе в рамках проекта. |
Май 2021г |
Проведенные мероприятия в рамках проекта, их анализ. Обозначение проблем по реализации проекта, способов их разрешения, отчеты по проделанной работе. |
|
18 |
Проведение клубных посиделок. |
Май 2021г |
Сохранение психического, физического здоровья педагога |
|
19 |
Заседание педагогических клубов. |
Май 2021г. |
Подведение предварительных итогов по реализации проектов педагогами, деятельности клубов |
|
Определение рисков реализации деятельности команд педагогов (таблица 14).
Таблица 14
Реестр рисков
N |
Название риска Ранжирование по приоритетности (опасности) |
Причина риска |
Последствия риска |
Мера риска |
Планы превентивных действий по снижению риска (избежание, минимизация, передача, принятие) |
Планы действий в случае наступления риска (передача, принятие…) |
1. |
Низкая мотивация педагогов к включению в командообразование. |
Большая нагрузка педагогов. |
Отделение себя от организации, ориентация исключительно на себя и свои интересы, восприятие школы лишь в качестве средства удовлетворения своих потребностей. |
Умеренный риск |
Разъяснительная работа о целях и необходимости данной работы. Целенаправленная работа по мотивации педагогов: создание системы морального и материального стимулирования участников проекта.
|
Внедрение кураторской методики в ОО. Привлечение к работе в проекте психологов школы.
|
2. |
Непонимание или невосприятие своей роли в команде. |
Консерватизм |
Нет возможности развить сильные стороны и исправлять недостатки, как командного игрока |
Умеренный риск |
Для минимизации этого риска необходимо заранее определить людей, которые могут выполнять в команде несколько ролей, либо определить тех, кто может этих людей заменить. |
Четко пропысывать обязанности каждого члена команды |
3. |
Отсутствие или несформированность единых коммуникаций, общего языка в команде. |
Отсутствие сплоченности в коллективе |
Отсутствие взаимопонимания, неэффективная деятельность команды |
Высокий риск |
Одним из вариантов решения данной проблемы может являться проведение неформальных мероприятий в коллективе, организация совместного отдыха. |
Составление плана совместной организации досуга |
4. |
Наличие несовместимости (физической, психической, социальной). |
Заниженная самооценка, высокая личностная и коммуникативная тревожность, повышенная ориентация на мнение других, обидчивость и др.); несформированность коммуникативных навыков; |
Конфликты |
Высокий риск |
Во избежание возникновения несовместимости необходимо проведение тестов на выявление способностей работать в команде. |
При выявлении несовместимости в уже сложившейся команде необходимо заменить или исключить члена команды, команды, который не может сработаться с остальными членами команды. |
5. |
Отсутствие равенства в команде. |
Заниженная самооценка, высокая личностная и коммуникативная тревожность повышенная ориентация на мнение других, обидчивость и др.) |
Неэффективная деятельность команды |
Умеренный риск |
Для предотвращения данного риска необходимо обеспечить равенство всех членов команды путем передачи им части полномочий и ответственности за принимаемые командные решения и их выполнение. |
надо таким образом сконструировать процесс взаимодействия, чтобы отделить существо дела от взаимоотношений партнеров и тем самым избежать негативного субъективного влияния на решение проблемы. |
6. |
Отсутствие обратной связи. |
Отсутствие оценок и мнений, высказываемых внутри команды |
Отсутствие атмосферы взаимного доверия и открытости, что способствует деструктивным изменениям в работе. |
Умеренный риск |
Для предотвращения данного риска необходимо организовать прием отзывов о проделанной работе команды, организовывать регулярную рефлексию своей деятельности в команде, которая поможет организовать более эффективную работу команды, не допускать ошибок, сделанных в предыдущей деятельности. |
Четко пропысывать обязанности каждого члена команды |
7. |
Эмоциональное выгорание членов команды. |
Необходимость работы в условиях повышенной эффективности |
Отсутствие уверенности в своих силах |
Высокий риск |
Во избежание риска необходимо своевременно, по мере необходимости обеспечивать отдых членов команды от работы. |
Эффективность работы напрямую зависит от полноценного расслабления. На отдых так же, как и на работу, необходимо потратить какое-то время |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.