Модель методики обучения письменной речевой
деятельности с применением приёмов Блог-технологии
в старших классах общеобразовательной школы
Панкова Т.В.
магистрант факультета лингвистики
Вятский государственный университет, Киров, Российская Федерация
E-mail: t.v.korovkina@rambler.ru
Аннотация: В центре внимания данной статьи находится разработка универсальной модели методики обучения письменным видам речевой деятельности с применением приёмов Блог-технологии, обеспечивающей взаимодействие всех участников вне зависимости от их местоположения, сформировать навыки построения логической структуры высказывания благодаря своей линейной структуре, развить межкультурную компетенцию. Данная модель представлена частной системой упражнений, работа над которыми ведется в два этапа: работа с текстом-образцом и работа по созданию собственного письменного продукта. Основными создаваемыми продуктами письменной речевой деятельности в результате работы с данной частной системой упражнений являются личное письмо и аргументированное высказывание. В связи с этим, все упражнения разделены на две группы соответственно. Модель является универсальной и способна повысить качество обучения письменной речевой деятельности.
Ключевые слова: письменная речевая деятельность, модель методики, Блог-технология, текст-образец, личное письмо, аргументированное высказывание
Обучение иностранному языку проходит с учетом психолого-педагогических особенностей школьников и должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия [Никифорова Е.А., с.70]. Учебная деятельность старшеклассников приобретает характер деятельности по самообразованию, так как подросток находится перед профессиональным выбором и ведущей деятельностью подростков данного возраста становится учебно-профессиональная деятельность, предполагающая приобретение профессиональных знаний и умений [Эльконин Д.Б., с.320].
Не являясь ведущим видом деятельности, общение в этом возрасте продолжает оставаться значимым для подростков. Более того, с появлением разнообразных социальных сетей, чатов, форумов в сети Интернет, письменная форма общения является часто используемой среди подростков и представляет собой одну из современных форм общения. Однако при написании письменных произведений на иностранном языке большинство учащихся испытывают трудности, появляющиеся из-за недостаточного количества упражнений, направленных на развитие умений письменной речевой деятельности и, в связи с этим, нехватки опыта написания письменных произведений.
Целью нашего исследования являлось развитие умений письменной речевой деятельности учащихся 10-11 классов. Для достижения этой цели была разработана методика обучения письменной речевой деятельности с применением приёмов Блог-технологии.
Так как обучение письменной речевой деятельности на этапе развития умений осуществляется в ходе работы с текстами-образцами, а затем при построении собственных произведений, то упражнения представляют собой частную систему, целенаправленно предназначенную для развития умений письменной речи. Предъявляется данная частная система посредством Блог-технологии, которая обеспечивает взаимодействие всех участников вне зависимости от их местоположения, формирует навыки построения логической структуры высказывания благодаря линейной структуре, способствует развитию межкультурной компетенции.
Система упражнений – совокупность типов, родов и видов упражнений, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения [Азимов Э.Г., Щукин А.Н., с.276]. Частная система упражнений представляет собой систему упражнений для определенного вида речевой деятельности.
Для создания частной системы упражнений обучения письменной речевой деятельности с использованием приемов Блог-технологии мы ознакомились с видами упражнений, используемых при обучении письменной речевой иноязычной деятельности.
Для обучения письменной речевой иноязычной деятельности Гальскова Н.Д. предлагает использовать подготовительные и речевые упражнения. Подготовительные упражнения направлены на обучение умениям и навыкам трансформации, сжатия или расширения предложений, вопросноответным умениям, лексическим и грамматическим заменам. Речевые упражнения, в свою очередь, направлены на содержание письменного высказывания [Гальскова Н.Д., 256].
В разрабатываемой частной системе упражнений особое внимание уделяется речевым упражнениям, так как они направлены на создание продукта письменной речевой деятельности. Поскольку эти упражнения предназначены и для обучения написанию личного письма и для написания аргументированного высказывания, наша частная система будет состоять из двух частей: упражнения для обучения написанию личного письма и упражнения для обучения написанию аргументированного высказывания.
Для использования Блог-технологии была создана Блог-страница учителя, которая представляет собой образовательный основной блог, где публикуются задания для учащихся, а также организована их совместная деятельность (комментирование, обсуждение, оценивание и др.). Блог создается с помощью Интернет-платформы Blogger.com, которая на данный момент является лидирующей, благодаря простоте использования и функциональности.
На главной странице блога содержится основная информация о самом блоге и его предназначении, а также существует страница с инструкцией по созданию собственной страницы на основе данной Интернет-платформы и критериями оценивания.
Для развития умений письменной речевой деятельности, необходимых для написания личного письма, учащимся предлагается выполнить следующие упражнения:
1) репродуктивные упражнения с использованием формальных опор:
§ выберите фразы, которые могут быть использованы для написания личного письма;
§ расспросите своего одноклассника про гаджеты, имеющиеся у него дома, начните вопросы со слов: «What gadgets …?», «How often do you…?»; « Can you live without …?»;
§ ответьте на вопросы своего одноклассника, начните свои ответы со слов: «There are…», « Sometimes\Usually…», «I can’t live without…» и др.
2) репродуктивные упражнения с опорой на текст:
§ прочитайте письмо и ответьте на вопросы автора письма;
§ прочитайте письмо, найдите и исправьте ошибки;
3) продуктивные с опорой на изобразительную наглядность:
§ ваш одноклассник опубликовал фотографию в своем блоге, расспросите его об этой фотографии в комментариях.
4) продуктивные с опорой на прежний речевой и жизненный опыт:
§ напишите письмо своему однокласснику, задайте три вопроса, чтобы узнать, каким гаджетом он пользуется чаще всего и почему;
§ ответьте на письмо своему другу по переписке, своему однокласснику;
§ прокомментируйте мнение по представленной проблеме, используйте фразы-клише.
Для развития умений письменной речевой деятельности, необходимых для написания аргументированного высказывания, учащимся предлагается выполнить следующие упражнения:
1) репродуктивные упражнения с использованием формальных опор:
§ выберите фразы, которые могут быть использованы для написания эссе;
§ напишите свое мнение по теме, используйте фразы: «I think…», «to my opinion…», «personally I…».
2) репродуктивные упражнения с опорой на текст:
§ соедините пункты плана с частями эссе;
§ расположите части эссе в правильном порядке и др.
3) продуктивные с опорой на изобразительную наглядность:
§ посмотрите на серию картинок и напишите, что вы думаете по поводу изображенных событий.
4) продуктивные с опорой на прежний речевой и жизненный опыт:
§ напишите мнение по данной проблеме и приведите не менее двух аргументов в поддержку своего мнения;
§ согласитесь или выразите свое несогласие с мнением одноклассника в комментариях;
§ прокомментируйте мнение по представленной проблеме, используйте фразы-клише;
§ прокомментируйте мнение своего одноклассника и приведите аргумент в поддержку своего мнения;
§ напишите аргументированное высказывание по представленной теме по плану и др.
При оценивании заданий продуктивного характера используются общепринятые критерии оценивания заданий письменной части ЕГЭ. Критерии для оценивания задания по написанию личного письма (максимум 6 баллов) включают в себя: решение коммуникативной задачи – 2б.; организация текста – 2б.; языковое оформление текста – 2 б.
Критерии оценивания выполнения задания высокого уровня сложности, аргументированного высказывания (максимум 14 баллов) включают в себя: решение коммуникативной задачи – 3б.; организация текста – 3 б.; лексические навыки – 3б.; грамматические навыки – 3б.; орфография и пунктуация – 2б.
После выполнения ряда упражнений по написанию личного письма и аргументированного высказывания по представленной теме проводятся контрольные срезы, позволяющие увидеть наличие или отсутствие динамики обучения.
Разработанную частную систему упражнений можно представить в виде образовательной модели (Рис. 1).
Концептуальный блок |
Цель: развитие умений письменной речевой деятельности, необходимых для написания личного письма и аргументированного высказывания с помощью частной системы упражнений с применением приемов Блог – технологии
|
|||
Организационный блок
|
Действия учителя |
Действия учеников |
||
Проверка уровня сформированности навыков и развития умений письменной речевой деятельности |
Написание личного письма для проверки уровня сформированности навыков и развития умений письменной речевой деятельности |
|||
Создание Блога учителя |
Создание Блога учащегося с помощью инструкций, изучение памяток
|
|||
Разработка частной системы упражнений, подготовка инструкций и памяток для учащихся |
||||
|
Ученик 1 |
Ученик 2,3 и др. |
||
Процессуальный блок
|
Обучение написанию личного письма
|
1)Речевые репродуктивные упражнения с использованием формальных опор |
1)Выполнение речевых репродуктивных упражнений с использованием формальных опор |
· комментирование мнения другого уч-ся; · ответ на письмо другого уч-ся; · написание письма другому уч-ся |
2)Речевые репродуктивные упражнения с опорой на текст |
2)Выполнение речевых репродуктивных упражнений с опорой на текст |
|||
3)Речевые продуктивные упражнения с опорой на изобразительную наглядность |
3)Выполнение речевых продуктивных упражнений с опорой на изобразительную наглядность |
|||
4)Речевые продуктивные упражнения с опорой на прежний речевой и жизненный опыт |
4)Выполнение речевых продуктивных упражнений с опорой на прежний речевой и жизненный опыт |
|||
5)Контрольный срез |
5)Написание личного письма |
|||
Обучение написанию письменного аргументированного высказывания
|
1)Речевые репродуктивные упражнения с использованием формальных опор |
1)Речевые репродуктивные упражнения с использованием формальных опор |
· комментирование мнения другого уч-ся; · согласие\несогласие с мнением другого уч-ся; · написание своего выказывания после прочтения работы другого уч-ся |
|
2)Речевые репродуктивные упражнения с опорой на текст |
2)Выполнение речевых репродуктивных упражнений с опорой на текст |
|||
3)Речевые продуктивные упражнения с опорой на изобразительную наглядность |
3)Выполнение речевых продуктивных упражнений с опорой на изобразительную наглядность |
|||
4)Речевые продуктивные упражнения с опорой на прежний речевой и жизненный опыт |
4)Выполнение речевых продуктивных упражнений с опорой на прежний речевой и жизненный опыт |
|||
5)Контрольный срез |
5)Написание аргументированного высказывания |
|||
Результат |
Развитие у учащихся умений письменной речевой деятельности при написании таких продуктов как личное письмо и аргументированное высказывание |
Рисунок 1. Модель методики развития умений письменной речевой деятельности с применением приемов Блог-технологии
На данной модели показаны этапы работы по развитию умений письменной речевой деятельности, деятельность учителя, деятельность учеников (как самостоятельная, так и взаимодействие с другими учащимися). Данная модель является универсальной и может быть применима на любом этапе обучения в старших классах.
Библиографический список
1. Никифорова Е.А. Влияние коммуникативного метода на повышение мотивации при обучении иноязычной письменной речи // Труды Псковского политехнического института. 2010. № 13.С.67-70.
2. Эльконин Д.Б. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 526 с.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.