Ключевые слова: программа, здоровье, урок физической культуры.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей [2]. Одной из основных задач управления системой образования становится приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья обучающихся [4].
В связи с этим в общеобразовательной школе для гармоничного развития школьников большое значение приобретает содержание уроков физической культуры: знания и умения, связанные с организацией самостоятельных форм, принципов и правил занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью [3]. Концепции оздоровительной направленности физкультурного образования рассматривались многими исследователями в разные годы, однако многие из них не были полностью реализованы на практике в массовом масштабе. Одна из причин данного явления – отсутствие у ученых единства взглядов на цели и задачи физической культуры, а также в приоритетеКлючевые слова: программа, здоровье, урок физической культуры.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей [2]. Одной из основных задач управления системой образования становится приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья обучающихся [4].
В связи с этим в общеобразовательной школе для гармоничного развития школьников большое значение приобретает содержание уроков физической культуры: знания и умения, связанные с организацией самостоятельных форм, принципов и правил занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью [3]. Концепции оздоровительной направленности физкультурного образования рассматривались многими исследователями в разные годы, однако многие из них не были полностью реализованы на практике в массовом масштабе. Одна из причин данного явления – отсутствие у ученых единства взглядов на цели и задачи физической культуры, а также в приоритете
Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе
использования средств оздоровительной направленности
Ключевые слова: программа, здоровье, урок физической культуры.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния
здоровья детей [2]. Одной из основных задач управления системой образования становится
приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья обучающихся [4].
В связи с этим в общеобразовательной школе для гармоничного развития школьников
большое значение приобретает содержание уроков физической культуры: знания и умения,
связанные с организацией самостоятельных форм, принципов и правил занятий физическими
упражнениями с оздоровительной направленностью [3]. Концепции оздоровительной
направленности физкультурного образования рассматривались многими исследователями в
разные годы, однако многие из них не были полностью реализованы на практике в массовом
масштабе. Одна из причин данного явления – отсутствие у ученых единства взглядов на цели
и задачи физической культуры, а также в приоритете физического совершенствования, а не
формирования физической культуры в целом [1]. Решение вышеизложенных проблем мы
видим в проектировании, обосновании и реализации программы физического воспитания,
сбережения и укрепления здоровья, способствующей формированию, укреплению и
сохранению здоровья обучающихся учебных заведений различного типа через интерес к
систематическим занятиям физическими упражнениями, формирование ценностно
мотивационных установок личности, ориентированной на здоровый стиль жизни, через
вооружение обучающихся знаниями, умениями и способами физкультурнооздоровительной
деятельности, которые позволили бы им самостоятельно решать проблему укрепления
здоровья в процессе дальнейшего физического совершенствования на протяжении всей жизни.
Исследования были проведены на 100 школьниках 5х классов гимназии № 140 города
Омска. Образовательный процесс по физической культуре у школьников контрольной группы
(50 человек) осуществляли на основе комплексной программы по физической культуре для
учащихся 111 классов (В.И. Лях, 2004), а в экспериментальной группе (50 человек) – по
программе физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья обучающихся
разработанной нами.
Концептуальными положениями программы явились:
1. «ОЗДОРОВЛЕНИЕ».
Программа основывается на приоритетном внимании к
формированию ценностномотивационных установок личности школьников, ориентации на
здоровый образ жизни, укрепления здоровья по средствам внедрения оздоровительных систем
в учебную работу.2
2. «ИННОВАЦИЯ». Программа строится на культивировании современных видов физической
активности и инновационных методов обучения.
3. «ИНТЕРЕС». В основу идеологических установок положен личностноориентированный
подход. Занятия физическими упражнениями строятся с учетом интересов учащихся, их
индивидуальных склонностей к тем или иным видам физкультурной деятельности. Это
способствует улучшению самочувствия, психического и физического здоровья.
4. «МОНИТОРИНГ» Процесс физического воспитания школьников осуществляется на основе
измерения физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности.
Эффективность данной программы оценивалась дважды в год (декабрь, май) по результатам
тестов «Президентских состязаний», уровню физического здоровья школьников,
по
изменению динамики оценки результатов по физической культуре у школьников.
В результате эксперимента были зафиксированы изменения в экспериментальной группе:
Увеличился суммарный уровень результатов физической подготовленности на 12 баллов;
Увеличился уровень физического здоровья на 4 балла;
Повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями до 95 %;
Увеличилось количество учащихся довольных своими результатами до 82%.
В контрольной группе результаты остались на том же уровне.
Внедрение данной программы в практику образовательного учреждения значительно
повышает оздоровительную эффективность физического воспитания школьников, мотивацию
их к занятиям физкультурой в школе и к физическому самосовершенствованию, а также
повышает интерес учителей и родителей к количественной оценке физического здоровья
экспрессоценки физического здоровья школьников
учащихся.
Применение метода
позволяет осуществлять оперативный и объективный контроль физического состояния
обучающихся,
корректировать образовательный и оздоровительный процессы,
индивидуализировать физическое воспитание школьников, автоматизировать операции
анализа и оценки полученных результатов, оперативно ставить оценки по предмету
«физическая культура», следить за индивидуальной и групповой динамикой развития
двигательных качеств, вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию.
Провозглашение приоритета оздоровительных задач в образовательном процессе не является
основанием для игнорирования образовательного компонента. Напротив разработанная
программа предполагает их непрерывное единство и взваимодополнение.
Без
интеллектуального компонента: знаний и формируемых на их основе ценностных ориентаций,
установок социальнозначимых мотивов физкультурнооздоровительной деятельности – не3
может реализовываться интегративность всех компонентов физической культуры личности –
оздоровительного, образовательного, воспитательного, двигательного, а значит, не может
осуществляться и полноценное решение оздоровительных задач. Данный концептуальный
подход предполагает организацию учебной работы по физической культуре в школе, которая
будет направлена на устранение дисбаланса в одну или другую сторону любого из них, то
есть пересмотр на этой основе содержания и основных средств образовательного процесса. В
общем составе сформулированных задач можно увидеть все группы, обеспечивающих
решение проблемы сбалансированного воздействия, как на оздоровительный, так и на
интеллектуальный компоненты физической культуры личности. Их успешное решение будет
способствовать формированию базовой основы для укрепления и сохранения здоровья,
физического самосовершенствования и самореализации, представляющие важнейшие
факторы, способствующие проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями
на протяжении дальнейшей жизнедеятельности.
Таким образом, проведенные исследования позволили определить педагогические условия
для разработки модели образовательной среды по физической культуре для школьников,
направленной на формирование устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к
своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Список литературы:
1. Бабенко А.И. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения //
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2005. № 6. С. 68.
2. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты //
Российский педиатрический журнал. 1999. №4. С. 57.
3. Любушева Л.И. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания
детей и подростков в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры.
– 2003. № 4.
4. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для
формирования здорового образа и стиля жизни студентов. – М.: издво «МПА – ПРЕСС»,
2007. – 319 с.