В педагогической науке в последние годы появилось новое направление, связанное с информатизацией образования. Основная задача этого направления – процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [4].
МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье обосновывается целесообразность организации
занятий по физической культуре в общеобразовательной школе с
применением информационных технологий.
Ключевые слова: физическое воспитание в школе, информационные
технологии, формирование потребности.
Информатизация общества, глобальные перемены, происходящие в
мире, ставят перед системой образования в целом и физкультурным
образованием в частности новые задачи, связанные с подготовкой будущих
поколений, с учетом специфики и условий жизнедеятельности в
информационном обществе, широким внедрением средств современных
информационных и коммуникационных технологий в систему подготовки
специалистов, эффективного самообразования, повышение качества учебного
процесса [2].
В педагогической науке в последние годы появилось новое направление,
связанное с информатизацией образования. Основная задача этого
направления – процесс обеспечения сферы образования методологией,
технологией и практикой разработки оптимального использования
современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
ориентированных на реализацию психологопедагогических целей обучения и
воспитания [4].
Киршев С.П. в своей публикации касается проблем использования
информационных технологий в процессе обучения физическим упражнениям.
В этом исследовании обсуждаются вопросы развития мышлениязанимающихся посредством применения компьютерного моделирования
физических упражнений [5].
В статье Виноградова П.А., Моченова В.П. освещены проблемы
использования информационных технологий для тестирования физической
подготовленности учащейся молодежи [6].
Вагапова А.М., Головина Е.А., Еремина Л.Г. рассматривая применение
ИКТ в учебном процессе по физической культуре в школе, брали во внимание
возможность повысить качество преподавания теоретической части урока.
Бальсевич В.К., Заикин В.А., Зайцева В.В., Лубышева Л.И., Сонькин
В.Д., Столяров В.И., Фатхулина Л.В. в своих работах указывали на
в
необходимость
общеобразовательной школе посредством активного внедрения в учебной
модернизации физкультурного образование
процесс информационных технологий.
Ряд ученых высказывали мнение о том, что уроки физической культуры
в современной школе будут наиболее эффективны если [1, 2, 3, 4, 7, 8]:
в учебновоспитательном процессе будут в должной мере
использоваться информационные технологии;
реализация основных задач физического воспитания будет
осуществляться с использованием компьютерных технологий;
в оснащении учебного процесса будут применяться наиболее
эффективные средства ИКТ: интерактивные программы, мультимедиа,
аудио, видеофрагменты и т.д.;
будует учитываться сочетание задач использования ИКТ, условия
обучения, контингент учащихся, особенности дидактической информации и ее
компьютерной реализации.
В современных условиях учебного процесса по физической культуре,
информационные технологии становятся реальной возможностьюусовершенствования передачи информации от учителя к ученику.
Применение информационных технологий на различных этапах урока
физкультуры помогают[1, 2, 3, 4, 7, 8]:
многим процессам, которые по своей природе не могут быть
продемонстрированы учителем, компьютер может придать наглядность.
Визуализация техники выполнения отдельных элементов в гимнастике,
спортивных играх, легкой атлетике и т.д. их моделирование облегчает
понимание и ускоряет усвоение учебного материала;
компенсируют недостаток наглядных пособий учебного процесса по
физической культуре;
формировать правильное представление о технике двигательного
действия;
усовершенствовать передачу теоретического материала (например, в
виде презентаций);
использование фотоаппаратов, видеокамер и т.п. позволяет сразу
увидеть и скорректировать ошибки в технике изучаемого упражнения;
применять звуковое сопровождение без использования магнитофона;
анализировать учащимися результаты собственной деятельности,
принимать решения на основе анализа данных. [1, 2, 3, 4, 7, 8].
Применение компьютерных технологий не ограничивается рамками
урока физической культуры. Проводимые внеклассные мероприятия,
спортивные праздники, соревнования приобретут новый качественный
уровень при условии использования информационных технологий, вариантов
этому множество[ 2, 3, 7]:
звуковое сопровождение;
использование мультимедиа в качестве табло;
заполнение пауз в соревнованиях, показ видео и т.д.Для реализации применения современных информационных технологий
в учебном процессе по физической культуре в общеобразовательной школе
учителю в спортивном зале необходимо иметь:
компьютер или ноутбук;
мультимедиапроэктор или широкоформатный телевизор;
видео, фотокамеру;
колонки;
экран.
Проведенный анализ позволил выявить,
что применение
информационных технологий в физкультурном образовании в школе может
существенным образом модернизировать и усовершенствовать учебный
процесс по физической культуре, тем самым дать результаты в пополнении
знаний и умений школьников в формировании положительного отношения к
физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое
занятиях
самосовершенствование,
оздоровительными физическими упражнениями. Таким образом, на
потребности
в
регулярных
сегодняшний момент еще не решена проблема использования ИКТ в
физическом воспитании; общеобразовательная школа реализует прежние
ценности образования, а это усиливает необходимость поиска надежных,
оригинальных и эффективных способов учебновоспитательной деятельности,
развития образовательной сферы в целом, включая и инновационно
моделирующее проектирование.
Литература:
1. Богданов, В.М. Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные
технологии обучения в преподавании физической культуры / В.М.
Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика
физической культуры. – 2001. № 8. – 34 – 36.2. Виноградов, П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии
физкультурнооздоровительной и спортивной работы среди
учащейся молодежи / П.А. Виноградов, В.П. Моченов // Теория и
практика физической культуры. 1998. №7. С. 2426, 3940.
3. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре,
оздоровительной деятельности и образовательном процессе// Теория
и практика физической культуры. – 2001. № 4. – 17 – 19.
4. Киршев С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на
уроках физической культуры // Теория и практика физической
культуры. – 1993 №5. С. 3840.
5. Концепция информатизации сферы образования Российской
Федерации / Бюллетень «Проблемы информатизации высшей
школы». – 1998 №34 (1314). – 322 с.
6. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования //
Информатика и образование. – 2002 №12. С. 26.
7. Самсонова, А.В. Использование информационных технологий в
физической культуре и спорте/ Самсонова А.В., Козлов И.М.,
Таймазов В.А.//Теория и практика физической культуры. 1999. №9.
– С.2226
8. Соловов, А.В.
Информационные технологии обучения в
профессиональной подготовке//Высшее образование в России, 1995.
№2. С.3136.