Модифицированная программа «Авиационный моделизм» для объединений дополнительного образования.а

  • Документация
  • doc
  • 10.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа «Авиационный моделизм» помогает учащим получить знания в области технического творчества, научиться изготавливать модели летательных аппаратов (от простейших, с применением бумаги и картона, до сложных), познакомиться с историей и технологией создания летательных аппаратов, научаться работать со слесарными и столярными инструментами и материалами, самостоятельно выполнять запуски авиамоделей.
Иконка файла материала Программа Авиа моделирование.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

протокол заседания

педагогического совета

 

№______от______202__г.

 

   УТВЕРЖДЕНО

  

  Приказ № _____ от ________ 202­__г.

  

  Директор ________ О.А. Ендовицкая

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

МБУДО «ЦДЮТ» САКСКОГО РАЙОНА

 

    «Авиационный моделизм»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      

                                                                                Направленность – Научно-техническая                                                                                                                                             

                                                            Направление - техническое

                                                                        Сроки обучения –  1 год-210 часов

                                                                       Возраст обучающихся –  10-15 лет

                                                                         

                                                                  Автор - составитель программы

                                                                                   Ходий Евгений Васильевич

                                                                                   педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сакский район     2020 г.

 

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

·          Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

• Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.  

№ 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 – в части структуры программы). 

 

Федеральный закон Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»:

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

     Пункт 9. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

    Статья 12. Образовательные программы.

    Пункт 4. К дополнительным образовательным программам относятся: 

-            дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы,

-            дополнительные предпрофессиональные программы (в сфере искусств; в сфере физической культуры и спорта). 

   Пункт 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

    Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

    Пункт 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно – методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

 

    Приказ № 196 от 09 ноября 2018 г.

    Пункт 9. направленность программ дополнительного образования: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

        Направленность – техническая.

   Уровень освоения программы – базовый.

 

Программа «Авиационный моделизм» помогает учащим получить знания в области технического творчества, научиться изготавливать модели летательных аппаратов (от простейших, с применением бумаги и картона, до  сложных), познакомиться с историей и технологией создания летательных аппаратов,  научаться работать  со слесарными и столярными инструментами и материалами, самостоятельно выполнять запуски  авиамоделей.

Содержание программы направленно на развитие прикладных и конструкторских навыков, а выполнение ручной работы способствует развитию у детей волевых качеств характера: терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Программа «Авиационный моделизм» дает обучающимся возможность через получение знаний в области технического творчества овладеть техникой инженерного метода расчета, получить навыки работы с техническими инструментами.

        Новизна программы состоит в применении нетрадиционных методов ведения занятий и контроля полученных знаний, умений и навыков. Используется технология разноуровнего обучения, так как на занятиях авиамоделизмом обучать всех на одном высоком уровне практически невозможно. Это является практически непостижимым для многих детей и означает появление у большинства из них отрицательной направленности к занятиям. Важным условием разно уровневого обучения является работа с обучающимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций: добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала; полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

       Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей современных учащихся  в получении знаний, умений и навыков в области авиа моделирования. В программу входит обучение практическим навыкам (сборка авиамодели, запуск авиамодели), умению безопасно обращаться со слесарными и столярными инструментами и материалами, овладение мастерством авиамоделиста.

Программа ориентирует на применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта - авиамодели. Обучающиеся могут применять полученные знания и творческий опыт в практической работе, например, для создания подарка, участия в конкурсах по авиамоделизму и т. д. Программа способствуют возрождению интереса ребенка к авиационно-космическому образованию, современной науке и промышленному производству летательных аппаратов.

          Программа относится к базовому уровню, позволяет средствами дополнительного образования приобщить обучающихся к основам авиа конструирования, создать необходимые условия и мотивацию дальнейшего обучения и развития. Кроме того, программа предусматривает подготовку и участие в районных и областных соревнованиях.

         Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия авиамоделизмом полезны для всестороннего развития ребят. При изготовлении моделей воспитанники сталкиваются с решением вопросов аэродинамики, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.

         Данная программа является модифицированной; в основу положены типовые программы «Авиационное моделирование», «Моделирование планеров», Рожков В.С. «Авиамодельный кружок» (М., 1978 г).

      Адресат программы - обучающиеся 10-15 лет, интересующиеся авиа моделированием.

         Цель программы - создание условий для формирования творческого, конструкторского мышления, интереса к науке и технике через освоение основ конструирования моделей самолетов.

         Задачи программы:

    Обучающие

·        познакомить с историей самолетостроения;

·        изучить основы теории полета моделей;

·        ознакомить с правилами техники безопасности и научить правильно пользоваться станочным оборудованием, измерительными приборами;

·        познакомить с конструктивными схемами и технологией изготовления моделей;

·        изучить основы взаимодействия частей и механизмов, приводящих в движение модели;

·        сформировать умения и навыки изготавливать модели, проводить их испытания, регулировку, определять дефекты и уметь их устранять; .

       Развивающие:

·        создать условия к саморазвитию обучающихся;

·        содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;

·        развитие политехнического представления и расширение   политехнического кругозора;

·        пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;

       Воспитательные:

·        развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

·        вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;

·        воспитание творческой активности;

·        воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

 

          Организация образовательного процессаю

Для реализации программы используются технологии развивающего обучения, контрольно-оценочной деятельности, в воспитании коллективной творческой деятельности. Используется фронтальное и дифференцированное обучение, учитывающее психологические особенности детей, приобретенные знания и навыки.

Для реализации образовательного процесса, с учетом возраста детей, отведенного времени, используются различные формы и методы работы с обучающимися: словесные, наглядные, практические, стимулирующие, контроля и самоконтроля.

В целях лучшего усвоения и восприятия учебного материала разработаны и выполнены учебные наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы, используется литература, все это позволяет усваивать материал в зависимости от индивидуальных качеств обучающегося, приобретенных знаний.

Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих этапов:

-  Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.

-  Подбор инструментов и оборудования.

-  Заготовка и первоначальная обработка материалов.

-  Изготовление моделей по индивидуальным планам.

-  Отделка моделей.

-  Регулировка и пробные запуски.

-  Выходы на площадки для тренировочных запусков моделей

-  Устранение выявленных недостатков.

-  Соревнования.

       Формы проведения занятий:

-     Лекционные занятия, беседы, нацеленные на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться.

-     Диалог, дискуссия, обсуждение помогают развивать способности говорить, доказывать, логически мыслить.

-     Выставки, соревнования помогают обучающимся доводить работу до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения, правильно воспринимать достижения других людей. Участие в соревнованиях помогает приобрести опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.

-     Включение детей в творческий процесс и изобретательство, направленное на развитие творческих способностей.

-     Экскурсии, встречи по обмену опытом помогают приобрести умение доброжелательного общения, создания творческой атмосферы в коллективе.

     Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

·          фронтальная (беседа, показ, объяснение);

·          групповая - выполнение проектов, определенного творческого задания; подготовка и участие в соревнованиях

·          индивидуальная - работа с одаренными детьми; подготовка к соревнованиям.

   Место курса в учебном плане

          Программа рассчитана для обучающихся 10-15 лет, на 1 год обучения.

          На реализацию курса отводится 210 часа в год (6 часов в неделю: три раза в неделю по два учебных часа). Занятия проводятся по 40 минут с перерывом 10-15 минут.

          С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. У детей формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу.

          Ожидаемый результат

      По окончании первого года обучения обучающиеся должны

знать:

·        названия и назначение материалов и инструментов, используемых в работе;

·        правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования;

·        правила организации рабочего места;

·        технические требования к моделям.

·        правила выполнения чертежей модели, деталей и узлов.

·        технологию подготовки и обработки материалов применяемых в авиа моделировании.

·        технику изготовления деталей модели

·        технику сборки модели, обтяжки и покраски.

уметь:

·        работать с информацией по выбранному классу моделей;

·        овладеть приёмами и правилами пользования простейшими инструментами ручного труда;

·        основные технологические приемы изготовления моделей простейших бумажных летающих моделей, планеров, самолетов, ракетных установок;

·        пилотировать модель согласно требованиям к данному классу;

·        запускать простейшие модели летательных аппаратов.

 

Результатом освоения обучающимися программы является также участие в районных и областных соревнованиях по авиамодельному спорту и в запусках свободнолетающих моделей, а также приобретение навыков пилотирования кордовыми моделями самолета.

К концу обучения определяются следующие планируемые результаты формирования компетенции осуществлять универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

·        критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

·        осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

·        развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·        развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·        развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

·        мышления;

·        воспитание чувства справедливости, ответственности;

·        начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

·        Регулятивные универсальные учебные действия проявляются в способности:

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·        планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

·        формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;

·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·        адекватно воспринимать оценку педагога;

·        различать способ и результат действия;

·        вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;

·        в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;

·        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·        осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

·        оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

           Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся:

·        умеет отбирать необходимую информацию, находить её в дополнительных источниках;

·        может структурировать найденную информацию в нужной форме;

·        осознает поставленные задачи, умеет выбирать наиболее подходящий способ решения задачи, исходя из ситуации;

·        может проанализировать ход и способ действий;

·        понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

·        использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся:

·        умеет общаться и взаимодействовать с партерами по совместной деятельности или обмену информацией;

·        обладает способностью действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

·        учитывает разные точки зрения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        умеет работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы;

·        следует морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

·        умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·        умеет сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов.

 

 

           Способы и формы определения результативности:

 - при вводном и текущем контроле: беседа, опрос, индивидуальные и групповые задания, самостоятельные и практические работы;

 - при промежуточном контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ;

При итоговом контроле: тестирование, соревнования, защита проектов.

 

Какие знания, умения контролируются

Формы учета знаний, навыков, умений

 

1

Знать спортивную классификацию технических требований к моделям.

Устный опрос

 

2

Уметь работать с информацией по выбранному классу моделей.

Практическое задание

 

3

Знать и уметь правила выполнения чертежей модели, деталей и узлов.

Устный опрос

Практическое задание

 

4

Знать технологию подготовки и обработки материалов применяемых в авиа моделировании.

Устный опрос

 

5

Знать технику изготовления деталей модели

Устный опрос

Практическое задание

 

6

Знать технику сборки модели, обтяжки и покраски.

Устный опрос

Практическое задание

 

7

Знать ТТД моделей, устройство, работу с ними, технику безопасности.

Устный опрос

Практическое задание

 

 

 

 

8

Уметь пилотировать модель согласно требованиям к данному классу, технику безопасности при выполнении полетов.

Устный опрос

Полеты

 

 

Учебный план

__________________________________

на 2020/ 2021 учебный год

 

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы

контроля

всего

 

теория

 

практика

 

 

1. Основы авиамоделизма

 

 

 

 

1.

 Вводное занятие. Краткая история   возникновения и развития авиации.

2

2

 

устный опрос, практич.

работа

2.

 Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления  для авиационного моделирования.

4

2

2

3.

Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха.

2

2

 

4.

Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики.

2

1

1

 

  Итого

10

7

3

 

      2. Воздушные змеи.

 

 

 

 

устный

опрос,

практич.

работа,

запуски

моделей

1.

Воздушный змей - самый древний летательный аппарат. Условия для полёта воздушного змея.

2

2

 

2.

  Плоский « Русский змей»

 

4

1

3

3.

Плоские змеи «Пятигранник»  и  «Звезда».

6

-

2

4

4.

Коробчатый змей Поттера.

6

2

4

5.

Воздушный почтальон.

6

2

4

 

Итого

24

9

15

 

    3. Модели планеров.

 

 

 

 

     устный

опрос,

практич.

работа запуски

моделей

1.

  Сведения о планерах и планеристах.

Почему и как летает планер. Как устроен планер.

2

2

 

2.

 Бумажные модели планеров.

 

12

4

8

3.

 Каркасные модели планеров.

64

10

54

 

Итого

78

16

62

 

4. Модели самолётов.

 

 

 

 

устный

опрос,

практич.

работа;

запуски

моделей

1.

Сведения о  самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт.

2

2

-

2.

  Простейший воздушный винт «Муха»

4

1

3

3.

Простейшие модели самолётов.

54

6

48

4.

  Шасси для моделей

 

4

2

2

5.

  Фюзеляжная модель самолёта «Воробей»

20

2

18

 

Итого

84

13

71

 

5. Модели вертолётов

 

 

 

     устный

опрос,

практич.

работа;

запуски

моделей

1.

   Сведения о вертолётах и вертолётчиках.    

   Почему и как летает вертолёт.

   Как устроен    вертолёт.

 

2

2

 

2.

  Простейшие модели вертолётов

10

4

6

 

Итого

12

6

6

 

6. Организация мероприятий. Подведение итогов.

2

2

 

 

 

Итого

216

1

11

 

 

Содержание учебного плана.

 

  1. Основы авиамоделизма. (10 часов)

 

Тема: Вводное занятие. Краткая история возникновения и развития авиации.

Теоретический курс. Авиация и ее значение в народном хозяйстве. Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила работы в объединении. Техника безопасности.

Тема: Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления  для авиационного моделирования.

Теоретический курс.  Знакомство с правилами оборудования рабочего места моделиста, инструментами и приспособлениями для работы. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Практические занятия. Отработка навыков работы с рабочим инструментом.

 Тема: Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха.

Теоретический курс.  Понятия: летательные аппараты; авиационные модели; свободный полёт. Воздух и его основные свойства. Почему и как возникает подъёмная сила?

Тема: Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики.

Теоретический курс.  Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое и безразличное. Характеристики крыла. Понятия: размах крыла, профиль крыла, передняя и задняя кромка крыла, профиль крыла, угол атаки.

 Практические занятия. Опыты с бумажными крыльями.

 

2. Воздушные змеи. (24 часа)

 

Тема: Воздушный змей - самый древний летательный аппарат. Условия для полёта воздушного змея.

Теоретический курс. Исторические факты связанные с воздушными змеями, их разновидности и способы применения. Основные условия для полёта воздушного змея.

Тема: Плоский « Русский змей».

Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.   

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.  

Тема: Плоские змеи «Пятигранник»  и  «Звезда».

Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.   

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.  

Тема: Ромбический коробчатый змей.

Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.   

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.  

Тема: Коробчатый змей Поттера.

Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.   

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.  

Тема: Ромбический коробчатый змей.

Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.   

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.  

 

3. Модели планеров. (78 часов)

 

Тема: Сведения о планерах и планеристах. Почему и как летает планер. Как устроен планер.

 Теоретический курс. Исторические факты об истории создания и  применения планеров, способах запуска принципов полёта планеров. Конструкционные особенности устройства планеров.

Тема: Бумажные модели планеров.

Теоретический курс. Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.  

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.  

Тема: Каркасные модели планеров.

Теоретический курс. Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.  

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.  

 

4. Модели самолётов. (84 часов)

 

Тема: Сведения о  самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт.

 Теоретический курс. Исторические факты, истории создания и  применения самолётов, отличие самолётов от планеров. Конструкционные особенности устройства самолётов.

Тема: Простейший воздушный винт «Муха».

Теоретический курс. Знакомство с устройством модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.  

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели. Изготовление модели. Запуск модели (Регулировка и настройка). Оценка модели.  

Тема: Простейшие модели самолётов.

 Теоретический курс. Знакомство с устройством модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.  

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.  

Тема: Шасси для моделей

Теоретический курс. Знакомство с видами шасси для модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.  

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления шасси самолёта. Изготовление шасси. (Регулировка и настройка). Оценка модели.  

Тема: Фюзеляжная модель самолёта «Воробей»

Теоретический курс. Знакомство с устройством модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.  

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.  

 

5. Модели вертолётов.(12 часов)

 

Тема: Сведения о вертолётах и вертолётчиках. Почему и как летает вертолёт. Как устроен вертолёт.

 Теоретический курс. Исторические факты, истории создания и  применения вертолётов. Конструкционные особенности устройства самолётов.

Тема: Простейшие модели вертолётов.

Теоретический курс. Знакомство с устройством модели  вертолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.  

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели вертолёта. Изготовление модели. Запуск вертолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.  

 

6. Организация мероприятий. Подведение итогов.(2 часа)

 

Итоговая диагностика. Проведение соревнований. Подведение итогов работы кружка. Задание на лето.

 

Формы аттестации.

      Способы и формы определения результативности:

- при вводном и текущем контроле: беседа, опрос, индивидуальные и групповые задания, самостоятельные и практические работы;

- при промежуточном контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ;

При итоговом контроле: тестирование, соревнования, защита проектов.

 

Какие знания, умения контролируются

Формы учета знаний, навыков, умений

 

1

Знать спортивную классификацию технических требований к моделям.

Устный опрос

 

2

Уметь работать с информацией по выбранному классу моделей.

Практическое задание

 

3

Знать и уметь правила выполнения чертежей модели, деталей и узлов.

Устный опрос

Практическое задание

 

4

Знать технологию подготовки и обработки материалов применяемых в авиа моделировании.

Устный опрос

 

5

Знать технику изготовления деталей модели

Устный опрос

Практическое задание

 

6

Знать технику сборки модели, обтяжки и покраски.

Устный опрос

Практическое задание

 

7

Знать ТТД моделей, устройство, работу с ними, технику безопасности.

Устный опрос

Практическое задание

 

 

 

 

8

Уметь пилотировать модель согласно требованиям к данному классу, технику безопасности при выполнении полетов

Устный опрос

Полеты

 


Методическое обеспечение программы

В основу программы положены следующие принципы обучения:

-         творческой активности,

-         продуктивности,

-         связи теории с практикой,

-         систематичности,

-         единства группового и индивидуального обучения.

 

Педагогические образовательные технологии, используемые в работе:

-         разноуровневого обучения;

-         взаимообучения;

-         личностно-ориентированного обучения;

-         дифферинцированного обучения;

-         здоровьесберегающие.

        Основная форма работы с обучающимися объединения – учебное занятие.

Учебные занятия включают теоретическую и практическую работу, экскурсии, соревнования, изучение специальной литературы.

        Формы аудиторных учебных занятий:

Занятие-знакомствонаправлено на знакомство группы, сплочение, снятие напряжения, развития коммуникативных навыков.

Беседа. Характерная особенность этой формы занятия состоит в том, что обучающиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы, объясняют явления. Все это корректирует педагог, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.

Занятие - презентация на основе современных мультимедийных средств - эффективный способ донести информацию, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.

Видео-занятие. Видео-занятие - это небольшой по объему узкоспециализированный материал, который помогает разобраться с отдельными аспектами тем программы.

Практикум. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Используются установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие занятия-практикумы.

Лекция. Это занятия, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Творческая мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и демонстрации умений.

Экскурсия. На занятия - экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний обучающихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие технических способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

Занятие – исследование – учебное занятие, цель которого достигается опытным путем.

Викторина – эффективная форма заключительного занятия по итогам изучения темы или в конце учебного года.

Соревнование. Основу этого занятия составляют состязания команд или отдельных обучающихся при выполнении заданий, предложенных педагогом.

Выставка-презентация. Данная форма используется в качестве заключительного занятия по темам и итогам года. В ходе выставки-презентации проводится самоанализ и взаимоанализ выполненных проектов, обучающиеся учатся представлять свою работу, демонстрируют знание теории и практические умения.

         В объединении рекомендуется использовать фронтальную форму работы, при которой все воспитанники выполняют одно и то же задание. Первые учебные модели желательно делать по одному чертежу с минимальными отклонениями.

         Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности. Некоторые из них могут проводить сами воспитанники, руководитель помогает подобрать литературу и оказывает консультативную помощь.

 

Условия реализации программы

Учебный кабинет, оснащенный:

- столами,

- стульями,

- учебной доской,

- компьютером с выходом в Интернет.

Оборудование и материалы

 

Наименование

Количество, шт.

1

Плоскогубцы

3

2

Круглогубцы

3

3

Бокорезы

2

4

Кусачки

1

5

Отвертки

5

6

Ручные ножницы по металлу

2

7

Ножницы

5

8

Молотки слесарные

5

9

Ножовка по металлу

2

10

Ножовка по дереву

1

11

Напильники резных сечений

20

2

Рашпили двух типов

2

13

Стальная щетка

1

14

Сверла

40

15

Метчики и плашки под болты и гайки от 2 до 6 мм

2 комплекта

16

Чертилки

3

17

Шлифовальная шкурка

5 кв. м.

18

Разметочный циркуль

1

19

Кернеры

2

20

Линейки металлические 300-500 мм, 1000 мм

7

21

Штангециркули

1

99

Микрометр

1

23

Угольник

1

24

Электрическая дрель

2

25

Лобзики

5

26

Рубанки

3

27

Бруски для заточки ножей

1

28

Пульверизатор

1

29

Весы с разновесом

1 комплект

30

Электропаяльники

3

31

Чертежный инструмент

1 комплект

32

Микрокалькулятор

1

Список литературы

 

  1. А.М Ермаков « Простейшие авиамодели.» книга для учащихся 5-8 классов. Москва «Просвещение» 1984г.
  2. В.И Фомин  А.Ш.Назаров « Авиамодельный спорт» набор чертежей Москва издательство ДОСААФ СССР 1985г.
  3. Н. Бабаев и С. Кудрявцев «Летающие игрушки» Оборонгиз-1939г.
  4. О.В. Лагутин «Самолёт на столе» Москва издательство ДОСААФ СССР 1988г.

 

 

 

Интернет-ресурсы:

https://workshop.modelsworld.ru/section8_article56/

https://podelki.org/podelka-samolet/

http://jmk-project.narod.ru/avia_lit.htm

https://pandia.ru/text/80/411/2742.php


Скачано с www.znanio.ru