МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
протокол заседания педагогического совета
№______от______202__г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № _____ от ________ 202__г.
Директор ________ О.А. Ендовицкая |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
МБУДО «ЦДЮТ» САКСКОГО РАЙОНА
«Авиационный моделизм»
Направленность – Научно-техническая
Направление - техническое
Сроки обучения – 1 год-210 часов
Возраст обучающихся – 10-15 лет
Автор - составитель программы
Ходий Евгений Васильевич
педагог дополнительного образования
Сакский район 2020 г.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
• Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.
№ 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 – в части структуры программы).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Пункт 9. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Статья 12. Образовательные программы.
Пункт 4. К дополнительным образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы,
- дополнительные предпрофессиональные программы (в сфере искусств; в сфере физической культуры и спорта).
Пункт 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
Пункт 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно – методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Приказ № 196 от 09 ноября 2018 г.
Пункт 9. направленность программ дополнительного образования: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Направленность – техническая.
Уровень освоения программы – базовый.
Программа «Авиационный моделизм» помогает учащим получить знания в области технического творчества, научиться изготавливать модели летательных аппаратов (от простейших, с применением бумаги и картона, до сложных), познакомиться с историей и технологией создания летательных аппаратов, научаться работать со слесарными и столярными инструментами и материалами, самостоятельно выполнять запуски авиамоделей.
Содержание программы направленно на развитие прикладных и конструкторских навыков, а выполнение ручной работы способствует развитию у детей волевых качеств характера: терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Программа «Авиационный моделизм» дает обучающимся возможность через получение знаний в области технического творчества овладеть техникой инженерного метода расчета, получить навыки работы с техническими инструментами.
Новизна программы состоит в применении нетрадиционных методов ведения занятий и контроля полученных знаний, умений и навыков. Используется технология разноуровнего обучения, так как на занятиях авиамоделизмом обучать всех на одном высоком уровне практически невозможно. Это является практически непостижимым для многих детей и означает появление у большинства из них отрицательной направленности к занятиям. Важным условием разно уровневого обучения является работа с обучающимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций: добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала; полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей современных учащихся в получении знаний, умений и навыков в области авиа моделирования. В программу входит обучение практическим навыкам (сборка авиамодели, запуск авиамодели), умению безопасно обращаться со слесарными и столярными инструментами и материалами, овладение мастерством авиамоделиста.
Программа ориентирует на применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта - авиамодели. Обучающиеся могут применять полученные знания и творческий опыт в практической работе, например, для создания подарка, участия в конкурсах по авиамоделизму и т. д. Программа способствуют возрождению интереса ребенка к авиационно-космическому образованию, современной науке и промышленному производству летательных аппаратов.
Программа относится к базовому уровню, позволяет средствами дополнительного образования приобщить обучающихся к основам авиа конструирования, создать необходимые условия и мотивацию дальнейшего обучения и развития. Кроме того, программа предусматривает подготовку и участие в районных и областных соревнованиях.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия авиамоделизмом полезны для всестороннего развития ребят. При изготовлении моделей воспитанники сталкиваются с решением вопросов аэродинамики, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.
Данная программа является модифицированной; в основу положены типовые программы «Авиационное моделирование», «Моделирование планеров», Рожков В.С. «Авиамодельный кружок» (М., 1978 г).
Адресат программы - обучающиеся 10-15 лет, интересующиеся авиа моделированием.
Цель программы - создание условий для формирования творческого, конструкторского мышления, интереса к науке и технике через освоение основ конструирования моделей самолетов.
Задачи программы:
Обучающие
· познакомить с историей самолетостроения;
· изучить основы теории полета моделей;
· ознакомить с правилами техники безопасности и научить правильно пользоваться станочным оборудованием, измерительными приборами;
· познакомить с конструктивными схемами и технологией изготовления моделей;
· изучить основы взаимодействия частей и механизмов, приводящих в движение модели;
· сформировать умения и навыки изготавливать модели, проводить их испытания, регулировку, определять дефекты и уметь их устранять; .
Развивающие:
· создать условия к саморазвитию обучающихся;
· содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;
· развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
· пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
Воспитательные:
· развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
· вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
· воспитание творческой активности;
· воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
Организация образовательного процессаю
Для реализации программы используются технологии развивающего обучения, контрольно-оценочной деятельности, в воспитании коллективной творческой деятельности. Используется фронтальное и дифференцированное обучение, учитывающее психологические особенности детей, приобретенные знания и навыки.
Для реализации образовательного процесса, с учетом возраста детей, отведенного времени, используются различные формы и методы работы с обучающимися: словесные, наглядные, практические, стимулирующие, контроля и самоконтроля.
В целях лучшего усвоения и восприятия учебного материала разработаны и выполнены учебные наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы, используется литература, все это позволяет усваивать материал в зависимости от индивидуальных качеств обучающегося, приобретенных знаний.
Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих этапов:
- Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
- Подбор инструментов и оборудования.
- Заготовка и первоначальная обработка материалов.
- Изготовление моделей по индивидуальным планам.
- Отделка моделей.
- Регулировка и пробные запуски.
- Выходы на площадки для тренировочных запусков моделей
- Устранение выявленных недостатков.
- Соревнования.
Формы проведения занятий:
- Лекционные занятия, беседы, нацеленные на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться.
- Диалог, дискуссия, обсуждение помогают развивать способности говорить, доказывать, логически мыслить.
- Выставки, соревнования помогают обучающимся доводить работу до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения, правильно воспринимать достижения других людей. Участие в соревнованиях помогает приобрести опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.
- Включение детей в творческий процесс и изобретательство, направленное на развитие творческих способностей.
- Экскурсии, встречи по обмену опытом помогают приобрести умение доброжелательного общения, создания творческой атмосферы в коллективе.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
· фронтальная (беседа, показ, объяснение);
· групповая - выполнение проектов, определенного творческого задания; подготовка и участие в соревнованиях
· индивидуальная - работа с одаренными детьми; подготовка к соревнованиям.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана для обучающихся 10-15 лет, на 1 год обучения.
На реализацию курса отводится 210 часа в год (6 часов в неделю: три раза в неделю по два учебных часа). Занятия проводятся по 40 минут с перерывом 10-15 минут.
С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. У детей формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу.
Ожидаемый результат
По окончании первого года обучения обучающиеся должны
знать:
· названия и назначение материалов и инструментов, используемых в работе;
· правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования;
· правила организации рабочего места;
· технические требования к моделям.
· правила выполнения чертежей модели, деталей и узлов.
· технологию подготовки и обработки материалов применяемых в авиа моделировании.
· технику изготовления деталей модели
· технику сборки модели, обтяжки и покраски.
уметь:
· работать с информацией по выбранному классу моделей;
· овладеть приёмами и правилами пользования простейшими инструментами ручного труда;
· основные технологические приемы изготовления моделей простейших бумажных летающих моделей, планеров, самолетов, ракетных установок;
· пилотировать модель согласно требованиям к данному классу;
· запускать простейшие модели летательных аппаратов.
Результатом освоения обучающимися программы является также участие в районных и областных соревнованиях по авиамодельному спорту и в запусках свободнолетающих моделей, а также приобретение навыков пилотирования кордовыми моделями самолета.
К концу обучения определяются следующие планируемые результаты формирования компетенции осуществлять универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
· критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
· осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
· мышления;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
· Регулятивные универсальные учебные действия проявляются в способности:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
· формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· адекватно воспринимать оценку педагога;
· различать способ и результат действия;
· вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
· в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
· оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся:
· умеет отбирать необходимую информацию, находить её в дополнительных источниках;
· может структурировать найденную информацию в нужной форме;
· осознает поставленные задачи, умеет выбирать наиболее подходящий способ решения задачи, исходя из ситуации;
· может проанализировать ход и способ действий;
· понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
· использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся:
· умеет общаться и взаимодействовать с партерами по совместной деятельности или обмену информацией;
· обладает способностью действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
· учитывает разные точки зрения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
· умеет работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы;
· следует морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
· умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· умеет сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов.
Способы и формы определения результативности:
- при вводном и текущем контроле: беседа, опрос, индивидуальные и групповые задания, самостоятельные и практические работы;
- при промежуточном контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ;
При итоговом контроле: тестирование, соревнования, защита проектов.
|
№ |
Какие знания, умения контролируются |
Формы учета знаний, навыков, умений |
|
1 |
Знать спортивную классификацию технических требований к моделям. |
Устный опрос |
|
2 |
Уметь работать с информацией по выбранному классу моделей. |
Практическое задание |
|
3 |
Знать и уметь правила выполнения чертежей модели, деталей и узлов. |
Устный опрос Практическое задание |
|
4 |
Знать технологию подготовки и обработки материалов применяемых в авиа моделировании. |
Устный опрос |
|
5 |
Знать технику изготовления деталей модели |
Устный опрос Практическое задание |
|
6 |
Знать технику сборки модели, обтяжки и покраски. |
Устный опрос Практическое задание |
|
7 |
Знать ТТД моделей, устройство, работу с ними, технику безопасности. |
Устный опрос Практическое задание |
|
8 |
Уметь пилотировать модель согласно требованиям к данному классу, технику безопасности при выполнении полетов. |
Устный опрос Полеты |
Учебный план
__________________________________
на 2020/ 2021 учебный год
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего
|
теория
|
практика
|
|||
|
1. Основы авиамоделизма |
|
|
|
|
1. |
Вводное занятие. Краткая история возникновения и развития авиации. |
2 |
2 |
|
устный опрос, практич. работа |
2. |
Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования. |
4 |
2 |
2 |
|
3. |
Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха. |
2 |
2 |
|
|
4. |
Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Итого |
10 |
7 |
3 |
|
|
2. Воздушные змеи.
|
|
|
|
устный опрос, практич. работа, запуски моделей |
1. |
Воздушный змей - самый древний летательный аппарат. Условия для полёта воздушного змея. |
2 |
2 |
|
|
2. |
Плоский « Русский змей»
|
4 |
1 |
3 |
|
3. |
Плоские змеи «Пятигранник» и «Звезда». |
6 |
- 2 |
4 |
|
4. |
Коробчатый змей Поттера. |
6 |
2 |
4 |
|
5. |
Воздушный почтальон. |
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
24 |
9 |
15 |
|
|
3. Модели планеров. |
|
|
|
устный опрос, практич. работа запуски моделей |
1. |
Сведения о планерах и планеристах. Почему и как летает планер. Как устроен планер. |
2 |
2 |
|
|
2. |
Бумажные модели планеров.
|
12 |
4 |
8 |
|
3. |
Каркасные модели планеров. |
64 |
10 |
54 |
|
|
Итого |
78 |
16 |
62 |
|
|
4. Модели самолётов. |
|
|
|
устный опрос, практич. работа; запуски моделей |
1. |
Сведения о самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт. |
2 |
2 |
- |
|
2. |
Простейший воздушный винт «Муха» |
4 |
1 |
3 |
|
3. |
Простейшие модели самолётов. |
54 |
6 |
48 |
|
4. |
Шасси для моделей
|
4 |
2 |
2 |
|
5. |
Фюзеляжная модель самолёта «Воробей» |
20 |
2 |
18 |
|
|
Итого |
84 |
13 |
71 |
|
|
5. Модели вертолётов |
|
|
|
устный опрос, практич. работа; запуски моделей |
1. |
Сведения о вертолётах и вертолётчиках. Почему и как летает вертолёт. Как устроен вертолёт.
|
2 |
2 |
|
|
2. |
Простейшие модели вертолётов |
10 |
4 |
6 |
|
|
Итого |
12 |
6 |
6 |
|
|
6. Организация мероприятий. Подведение итогов. |
2 |
2 |
|
|
|
Итого |
216 |
1 |
11 |
|
Содержание учебного плана.
Тема: Вводное занятие. Краткая история возникновения и развития авиации.
Теоретический курс. Авиация и ее значение в народном хозяйстве. Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила работы в объединении. Техника безопасности.
Тема: Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления для авиационного моделирования.
Теоретический курс. Знакомство с правилами оборудования рабочего места моделиста, инструментами и приспособлениями для работы. Правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Практические занятия. Отработка навыков работы с рабочим инструментом.
Тема: Принципы создания подъёмной силы. Основные свойства воздуха.
Теоретический курс. Понятия: летательные аппараты; авиационные модели; свободный полёт. Воздух и его основные свойства. Почему и как возникает подъёмная сила?
Тема: Устойчивость полёта. Крыло и его характеристики.
Теоретический курс. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое и безразличное. Характеристики крыла. Понятия: размах крыла, профиль крыла, передняя и задняя кромка крыла, профиль крыла, угол атаки.
Практические занятия. Опыты с бумажными крыльями.
2. Воздушные змеи. (24 часа)
Тема: Воздушный змей - самый древний летательный аппарат. Условия для полёта воздушного змея.
Теоретический курс. Исторические факты связанные с воздушными змеями, их разновидности и способы применения. Основные условия для полёта воздушного змея.
Тема: Плоский « Русский змей».
Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.
Тема: Плоские змеи «Пятигранник» и «Звезда».
Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.
Тема: Ромбический коробчатый змей.
Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.
Тема: Коробчатый змей Поттера.
Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.
Тема: Ромбический коробчатый змей.
Теоретический курс. Знакомство с устройством воздушного змея. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления воздушного змея. Изготовление модели. Запуск воздушного змея. Оценка модели.
3. Модели планеров. (78 часов)
Тема: Сведения о планерах и планеристах. Почему и как летает планер. Как устроен планер.
Теоретический курс. Исторические факты об истории создания и применения планеров, способах запуска принципов полёта планеров. Конструкционные особенности устройства планеров.
Тема: Бумажные модели планеров.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Каркасные модели планеров.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели планера. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели планера. Изготовление модели. Запуск планера (Регулировка и настройка). Оценка модели.
4. Модели самолётов. (84 часов)
Тема: Сведения о самолётах и лётчиках. Почему и как летает самолёт. Как устроен самолёт.
Теоретический курс. Исторические факты, истории создания и применения самолётов, отличие самолётов от планеров. Конструкционные особенности устройства самолётов.
Тема: Простейший воздушный винт «Муха».
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели. Изготовление модели. Запуск модели (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Простейшие модели самолётов.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Шасси для моделей
Теоретический курс. Знакомство с видами шасси для модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления шасси самолёта. Изготовление шасси. (Регулировка и настройка). Оценка модели.
Тема: Фюзеляжная модель самолёта «Воробей»
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели самолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели самолёта. Изготовление модели. Запуск самолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
5. Модели вертолётов.(12 часов)
Тема: Сведения о вертолётах и вертолётчиках. Почему и как летает вертолёт. Как устроен вертолёт.
Теоретический курс. Исторические факты, истории создания и применения вертолётов. Конструкционные особенности устройства самолётов.
Тема: Простейшие модели вертолётов.
Теоретический курс. Знакомство с устройством модели вертолёта. Составление плана работы. Безопасность работы с инструментом и материалами.
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов для изготовления модели вертолёта. Изготовление модели. Запуск вертолёта (Регулировка и настройка). Оценка модели.
6. Организация мероприятий. Подведение итогов.(2 часа)
Итоговая диагностика. Проведение соревнований. Подведение итогов работы кружка. Задание на лето.
Формы аттестации.
Способы и формы определения результативности:
- при вводном и текущем контроле: беседа, опрос, индивидуальные и групповые задания, самостоятельные и практические работы;
- при промежуточном контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ;
При итоговом контроле: тестирование, соревнования, защита проектов.
|
№ |
Какие знания, умения контролируются |
Формы учета знаний, навыков, умений |
|
1 |
Знать спортивную классификацию технических требований к моделям. |
Устный опрос |
|
2 |
Уметь работать с информацией по выбранному классу моделей. |
Практическое задание |
|
3 |
Знать и уметь правила выполнения чертежей модели, деталей и узлов. |
Устный опрос Практическое задание |
|
4 |
Знать технологию подготовки и обработки материалов применяемых в авиа моделировании. |
Устный опрос |
|
5 |
Знать технику изготовления деталей модели |
Устный опрос Практическое задание |
|
6 |
Знать технику сборки модели, обтяжки и покраски. |
Устный опрос Практическое задание |
|
7 |
Знать ТТД моделей, устройство, работу с ними, технику безопасности. |
Устный опрос Практическое задание |
|
8 |
Уметь пилотировать модель согласно требованиям к данному классу, технику безопасности при выполнении полетов |
Устный опрос Полеты |
Методическое обеспечение программы
В основу программы положены следующие принципы обучения:
- творческой активности,
- продуктивности,
- связи теории с практикой,
- систематичности,
- единства группового и индивидуального обучения.
Педагогические образовательные технологии, используемые в работе:
- разноуровневого обучения;
- взаимообучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- дифферинцированного обучения;
- здоровьесберегающие.
Основная форма работы с обучающимися объединения – учебное занятие.
Учебные занятия включают теоретическую и практическую работу, экскурсии, соревнования, изучение специальной литературы.
Формы аудиторных учебных занятий:
Занятие-знакомство – направлено на знакомство группы, сплочение, снятие напряжения, развития коммуникативных навыков.
Беседа. Характерная особенность этой формы занятия состоит в том, что обучающиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы, объясняют явления. Все это корректирует педагог, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.
Занятие - презентация на основе современных мультимедийных средств - эффективный способ донести информацию, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.
Видео-занятие. Видео-занятие - это небольшой по объему узкоспециализированный материал, который помогает разобраться с отдельными аспектами тем программы.
Практикум. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Используются установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие занятия-практикумы.
Лекция. Это занятия, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Творческая мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и демонстрации умений.
Экскурсия. На занятия - экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний обучающихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие технических способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
Занятие – исследование – учебное занятие, цель которого достигается опытным путем.
Викторина – эффективная форма заключительного занятия по итогам изучения темы или в конце учебного года.
Соревнование. Основу этого занятия составляют состязания команд или отдельных обучающихся при выполнении заданий, предложенных педагогом.
Выставка-презентация. Данная форма используется в качестве заключительного занятия по темам и итогам года. В ходе выставки-презентации проводится самоанализ и взаимоанализ выполненных проектов, обучающиеся учатся представлять свою работу, демонстрируют знание теории и практические умения.
В объединении рекомендуется использовать фронтальную форму работы, при которой все воспитанники выполняют одно и то же задание. Первые учебные модели желательно делать по одному чертежу с минимальными отклонениями.
Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности. Некоторые из них могут проводить сами воспитанники, руководитель помогает подобрать литературу и оказывает консультативную помощь.
Условия реализации программы
Учебный кабинет, оснащенный:
- столами,
- стульями,
- учебной доской,
- компьютером с выходом в Интернет.
Оборудование и материалы
|
Наименование |
Количество, шт. |
1 |
Плоскогубцы |
3 |
2 |
Круглогубцы |
3 |
3 |
Бокорезы |
2 |
4 |
Кусачки |
1 |
5 |
Отвертки |
5 |
6 |
Ручные ножницы по металлу |
2 |
7 |
Ножницы |
5 |
8 |
Молотки слесарные |
5 |
9 |
Ножовка по металлу |
2 |
10 |
Ножовка по дереву |
1 |
11 |
Напильники резных сечений |
20 |
2 |
Рашпили двух типов |
2 |
13 |
Стальная щетка |
1 |
14 |
Сверла |
40 |
15 |
Метчики и плашки под болты и гайки от 2 до 6 мм |
2 комплекта |
16 |
Чертилки |
3 |
17 |
Шлифовальная шкурка |
5 кв. м. |
18 |
Разметочный циркуль |
1 |
19 |
Кернеры |
2 |
20 |
Линейки металлические 300-500 мм, 1000 мм |
7 |
21 |
Штангециркули |
1 |
99 |
Микрометр |
1 |
23 |
Угольник |
1 |
24 |
Электрическая дрель |
2 |
25 |
Лобзики |
5 |
26 |
Рубанки |
3 |
27 |
Бруски для заточки ножей |
1 |
28 |
Пульверизатор |
1 |
29 |
Весы с разновесом |
1 комплект |
30 |
Электропаяльники |
3 |
31 |
Чертежный инструмент |
1 комплект |
32 |
Микрокалькулятор |
1 |
Список литературы
Интернет-ресурсы:
https://workshop.modelsworld.ru/section8_article56/
https://podelki.org/podelka-samolet/
http://jmk-project.narod.ru/avia_lit.htm
https://pandia.ru/text/80/411/2742.php
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.