Совершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного тенниса. Разработка индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена. Обучение тактическим действиям. Приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Отобрать перспективных детей для углубленной тренировки основ техники и тактики настольного тенниса.
2. Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу жизни.
3. Развить специфические для настольного тенниса качества (быстрота, реакция, координация, игровая выносливостьСовершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного тенниса. Разработка индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена. Обучение тактическим действиям. Приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Отобрать перспективных детей для углубленной тренировки основ техники и тактики настольного тенниса.
2. Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу жизни.
3. Развить специфические для настольного тенниса качества (быстрота, реакция, координация, игровая выносливость
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
Возраст детей: 1116 лет
Срок реализации: 5 лет
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Совершенствование общей и специальной физической подготовленности
спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного
Разработка индивидуальных особенностей стиля каждого
тенниса.
спортсмена.
соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта.
Обучение тактическим действиям.
Приобщение к
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Отобрать перспективных детей для углубленной тренировки основ
техники и тактики настольного тенниса.
2. Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу
жизни.
3. Развить специфические для настольного тенниса качества (быстрота,
реакция, координация, игровая выносливость).4. Обучить технике элементов настольного тенниса, разнообразным
способам подач и их приема.
5. Обучить основам судейства в настольном теннисе в качестве ведущего и
старшего судьи.
6. Совершенствовать тактические приемы игры (личная встреча, парная
встреча, командная тактика и т.п.)
7. Выполнить разрядные требования, согласно требованиям ЕВСК,
соответствующие возрастным параметрам каждого спортсмена.
8. Достигнуть запланированных спортивных результатов на соревнованиях
различных уровней.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настольный теннис – индивидуальный игровой вид спорта, который
характеризуется разнообразием стилей игры. Развитие разных сторон
подготовленности юных теннисистов происходит неравномерно. В одном
возрасте преобладает улучшение одних, в другом других качеств. Поэтому
очень важно, учитывая возрастные особенности периодов развития
двигательных способностей детей, сохранить соразмерность развития
основных физических качеств у юных спортсменов
Данная программа составлена на основе «Примерной программы
спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ,
специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва (этапы
спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства по
настольному теннису».
Воробьев,
(Авторы: Г.В.
Барчукова,
В.А.
О.В.Матыцин, М.: Советский спорт, 2004).Данная программа служит основой для эффективного построения
многолетней подготовки спортсменов в настольном теннисе.
Программа направлена на реализацию принципа комплексности. Данный
принцип предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно
тренировочного процесса (общей физической подготовки, специальной
физической подготовки,
психологической и
техникотактической,
теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных
мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из
основных условий роста тренированности теннисиста, но при этом рост
тренировочных и соревновательных нагрузок должен проходить постепенно и
соответствовать росту работоспособности спортсмена. Тренировочные
нагрузки необходимо подбирать группе теннисистов и каждому игроку
индивидуально с учетом их состояния, уровня работоспособности в
соответствии с требованиями этапа подготовки.
4
В возрасте 1113 лет, то есть на учебно–тренировочном этапе 1 и 2
годов обучения (этап начальной специализации) значительно изменяются
весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят
половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений
наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации
движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого
возраста рекомендуется применять индивидуальный подход к планированию
физических нагрузок для каждого спортсмена.
В возрасте 1416 лет, то есть на учебнотренировочном этапе 3, 4 и 5
годов обучения (этап углубленной специализации) воспитанников интересует
достижение конкретного определенного результата занятий, а так же
конкретно поставленной цели в соревновательных условиях.ОБЪЕМ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
В УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ
ГОД ОБУЧЕНИЯ
УТГ 1 года обучения
УТГ 2 года обучения
УТГ 3 года обучения
УТГ 4 года обучения
УТГ 5 года обучения
КОЛИЧЕСТВО
ЗАНЯТИЙ В НЕДЕЛЮ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ
4
5
5
6
6
12
14
16
18
20
В данной программе разработаны конкретные методические
рекомендации по организации и планированию работы в учебно
тренировочных группах различных этапов подготовки теннисистов, с учетом
возрастных и психофизиологических качеств воспитанников.
5
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года воспитанники должны:
1. Учебнотренировочные группы 1 и 2 годов обучения:
Отработать технику игры и ее вариативность;
Усовершенствовать специальные физические качества;
Освоить связную игру на уровне II разряда, согласно требованиям ЕВСК;
Повысить уровень общей и специальной функциональной подготовленности;
Накопить опыт участия в соревнованиях различных уровней.
2. Учебнотренировочные группы 3 4 годов обучения:
Совершенствовать техникотактическое мастерство; Изучить и отработать подачи с различными видами вращений и их прием;
Освоить связную игру на уровне I разряда, согласно требованиям ЕВСК;
Совершенствовать приемы игры и тактических действий с учетом
индивидуальных особенностей и игрового стиля юного теннисиста.
3. Учебнотренировочные группы 5 года обучения:
Совершенствовать приемы игры и тактических действий с учетом
индивидуальных особенностей и игрового стиля каждого теннисиста;
Изучить индивидуальные и парные действия, совершенствовать их
применение в ранее изученных различных комбинациях и системах нападения
и защиты;
Освоить техникотактические действия, применяемые в игре с соперниками
различных стилей и с различным инвентарем;
Освоить техникотактические приемы настольного тенниса,
соответствующие уровню разряда «Кандидат в мастера спорта», согласно
требованиям ЕВСК.
6
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
ВИДЫ
ПОДГОТОВКИ
1 ТЕОРИЯ
ЧАС
Ы
31
СЕНТЯБР
Ь
ОКТЯБР
Ь
НОЯБР
Ь
ДЕКАБР
Ь
ЯНВАР
Ь
ФЕВРАЛЬ
МАР
Т
АПРЕЛ
Ь
МАЙ
ИЮНЬ
ИЮЛ
Ь
АВГУСТ
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2 ПРАКТИКА
479
45
45
ОФП
СФП
Техника элементов
Тактика
Игровая подготовка
Контрольные
испытания
Медицинский
69
88
98
98
60
8
8
6
8
9
8
6
4
6
8
9
8
6
4
45
6
8
12
11
6
45
5
8
10
12
6
45
5
8
11
11
6
43
5
8
11
11
6
45
45
45
6
8
6
7
6
6
8
6
7
6
8
8
6
7
6
4
30
10
8
4
4
2
46
6
8
13
13
6
№
ВИДЫ
ПОДГОТОВКИ
1 ТЕОРИЯ
2 ПРАКТИКА
ОФП
СФП
Техника элементов
Тактика
Игровая подготовка
Контрольные
испытания
Медицинский
контроль
Инструкторско
судейская практика
Восстановительные
мероприятия
3 СОРЕВНОВАНИ
Я
ЧАС
Ы
31
575
71
102
106
92
80
8
8
18
22
68
3
53
6
8
10
8
8
4
1
2
6
3
53
6
8
10
8
8
4
1
2
6
3
53
6
10
10
8
8
2
2
7
3
53
6
10
10
8
8
2
2
7
3
53
6
9
9
9
8
2
2
8
3
51
5
9
10
9
8
2
2
6
3
53
5
9
10
9
8
2
2
8
3
53
5
9
10
10
8
1
2
8
2
46
12
10
7
4
4
1
2
6
48
3
53
5
9
8
9
8
4
2
2
6
5
6
2
54
9
11
11
11
8
2
2
56
контроль
3 СОРЕВНОВАНИ
Я
ИТОГО
50
510
4
48
4
48
2
48
4
48
4
48
6
46
8
8
48
48
4
32
48
6
4
8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СЕНТЯБР
Ь
ОКТЯБР
Ь
НОЯБР
Ь
ДЕКАБР
Ь
ЯНВАР
Ь
ФЕВРАЛЬ
МАР
Т
АПРЕЛ
Ь
МАЙ
ИЮНЬ
ИЮЛ
Ь
АВГУСТ
ИТОГО
606
56
56
56
56
56
54
56
56
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
7
№
ВИДЫ
ПОДГОТОВКИ
1 ТЕОРИЯ
2 ПРАКТИКА
ОФП
ЧАС
Ы
44
648
70
СЕНТЯБР
Ь
ОКТЯБР
Ь
НОЯБР
Ь
ДЕКАБР
Ь
ЯНВАР
Ь
ФЕВРАЛЬ
МАР
Т
АПРЕЛ
Ь
МАЙ
ИЮНЬ
ИЮЛ
Ь
АВГУСТ
4
60
8
4
60
5
4
60
4
4
60
5
4
60
6
4
56
5
4
60
4
4
60
5
4
60
3
4
52
12
4
60
12СФП
Техника элементов
Тактика
Игровая подготовка
Контрольные
испытания
Медицинский
контроль
Инструкторско
судейская практика
Восстановительные
мероприятия
3 СОРЕВНОВАНИ
Я
ИТОГО
84
110
110
80
8
8
22
22
134
692
10
10
10
8
2
2
10
64
7
10
10
8
4
2
2
12
64
6
10
10
8
4
2
2
14
64
8
11
10
8
2
2
14
64
7
11
10
8
2
2
14
64
5
8
10
8
2
2
16
60
5
11
10
8
2
2
6
11
10
8
2
2
18
64
16
64
10
8
10
4
2
2
4
56
5
10
10
8
4
2
2
16
6
4
16
10
10
8
2
2
64
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
ВИДЫ
ПОДГОТОВКИ
1 ТЕОРИЯ
2 ПРАКТИКА
ОФП
СФП
Техника элементов
Тактика
Игровая подготовка
Контрольные
испытания
Медицинский
контроль
Инструкторско
судейская практика
Восстановительные
мероприятия
3 СОРЕВНОВАНИ
Я
ИТОГО
ЧАС
Ы
44
736
80
95
121
120
80
8
8
33
33
158
780
СЕНТЯБР
Ь
ОКТЯБР
Ь
НОЯБР
Ь
ДЕКАБР
Ь
ЯНВАР
Ь
ФЕВРАЛЬ
МАР
Т
АПРЕЛ
Ь
МАЙ
ИЮНЬ
ИЮЛ
Ь
АВГУСТ
4
68
9
11
11
11
8
3
3
12
72
4
68
6
8
11
11
8
4
3
3
14
72
4
68
5
6
11
11
8
4
3
3
16
72
4
68
6
9
12
11
8
3
3
16
72
8
4
68
7
8
12
11
8
3
3
16
72
4
64
6
6
9
11
8
3
3
18
68
4
68
5
6
12
11
8
3
3
4
68
6
7
12
11
8
3
3
20
72
18
72
4
60
13
11
9
10
4
3
3
6
64
4
68
4
6
11
11
8
4
3
3
18
7
2
4
68
13
17
11
11
8
3
3
4
72
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯУЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
ВИДЫ
ПОДГОТОВКИ
1 ТЕОРИЯ
2 ПРАКТИКА
ОФП
СФП
Техника элементов
Тактика
Игровая подготовка
Контрольные
испытания
Медицинский
контроль
Инструкторско
судейская практика
Восстановительные
мероприятия
3 СОРЕВНОВАНИ
Я
ИТОГО
ЧАС
Ы
55
813
91
106
132
131
80
8
8
33
33
191
868
СЕНТЯБР
Ь
ОКТЯБР
Ь
НОЯБР
Ь
ДЕКАБР
Ь
ЯНВАР
Ь
ФЕВРАЛЬ
МАР
Т
АПРЕЛ
Ь
МАЙ
ИЮНЬ
ИЮЛ
Ь
АВГУСТ
5
75
10
12
12
12
8
3
3
15
80
5
75
7
9
12
12
8
4
3
3
17
80
5
75
6
7
12
12
8
4
3
3
19
80
5
75
7
10
13
12
8
3
3
19
80
5
75
8
9
13
12
8
3
3
19
80
5
71
7
7
10
12
8
3
3
21
76
5
75
6
7
13
12
8
3
3
5
75
7
8
13
12
8
3
3
23
80
21
80
5
67
14
12
10
11
4
3
3
9
72
5
75
5
7
12
12
8
4
3
3
21
8
0
5
75
14
18
12
12
8
3
3
7
80
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.1.
1.1.1. Инструктажи по безопасности;
1.1.2. Техника элементов настольного тенниса;
1.1.3. Индивидуальный стиль игрока;
1.1.4. Контроль и самоконтроль;
1.1.5. История развития настольного тенниса;
1.1.6. ФНТР, ФНТ МО;
1.1.7. Разновидности вращения мяча;
1.1.8. Разновидности инвентаря;
1.1.9. Режим дня спортсмена. Сон, питание, водные процедуры,
закаливание;
1.1.10. Техника передвижения в парных играх.
1.2.
9
УТГ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.2.1. Инструктажи по безопасности;1.2.2. Техника элементов настольного тенниса;
1.2.3. Техника сложных подач с высоким подбросом и их приема;
1.2.4. Укороченный удар, техника «выхода» с укоротки;
1.2.5. Техника перекрутки топспина (из средней зоны, со стола);
1.2.6. Значение ОФП и СФП при подготовке к соревнованиям;
1.2.7. Значение ведения спортивных дневников;
1.2.8. Результаты выступления Российских спортсменов на
международных соревнованиях;
1.2.9. Просмотр видеозаписей с разбором особенностей техники и
1.3.
тактики в настольном теннисе;
1.2.10. Тактика ведения парной игры.
УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.3.1. Инструктажи по безопасности;
1.3.2. Техника элементов настольного тенниса;
1.3.3. Техника сложных подач с различными видами вращений и
техника их приема;
1.3.4. Анализ выступлений в соревнованиях, разбор тактики и
техники;
1.3.5. Просмотр видеозаписей собственных выступлений на
соревнованиях;
1.3.6. Совершенствование индивидуальных стилей;
1.3.7. Личная гигиена. Гигиена спортивной одежды и обуви.
1.3.8. Особенности игры против игроков со сложным инвентарем;
1.3.9. Аутотренинг;
1.3.10. Особенности ведения игры против спортсменов защитного
стиля.
1.4.
10
УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.4.1. Инструктажи по безопасности;
1.4.2. Совершенствование техники элементов настольного
тенниса;
1.4.3. Техника сложных подач со сменой длины и направлений;
1.4.4. Техника работы с БКМ;
1.4.5.
витаминизации.
1.4.6. О вреде алкоголя, курения и наркотиков;
1.4.7. Контратака;
Значение утренней зарядки,
водных процедур,1.4.8. Особенности и значение промежуточной игры;
1.4.9. Способы распознавания подач с различными видами
вращений;
1.4.10. Анализ выступлений на соревнованиях.
УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.5.1. Инструктажи по безопасности;
1.5.2. Совершенствование техники элементов настольного
1.5.
тенниса;
1.5.3. Совершенствование техники подач с различными видами
вращений и техники их приема;
1.5.4. Тренировка в домашних условиях: тренировка специальных
психофизических качеств, имитационные упражнения;
1.5.5. Различие по скоростным качествам, времени контакта мяча
с ракеткой, быстроте и силе вращения различных ударов;
1.5.6. Особенности и значение промежуточной игры;
1.5.7. Особенности игры против спортсменов – левшей;
1.5.8. Просмотр видеозаписей игр сильнейших спортсменов;
1.5.9. Анализ и самоанализ, ведение спортивных дневников;
1.5.10. Укорот, срезка, скидка.
11
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
ДЛЯ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
2.1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП):
На занятиях по ОФП применяется широкий комплекс упражнений из
предыдущих этапов подготовки с увеличением скорости и времени
выполнения.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых,
локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение,
повороты, маховые и круговые движения), отжимание, упражнения на
развитие трицепса, подтягивание, «тачка» и т.п.
Упражнения для мышц ног.Махи ногами,
приседание, «пистолет», выпады с дополнительными
пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в
движении, многоскоки. Ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на
пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, с наклонами и выпадами.
Бег скрестным шагом, с выпадами, с изменением направления и скорости,
высоко поднимая колени и т.п.
Упражнения для мышц шеи и туловища.
Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями
рук, «мельница», вращения туловищем и тазом.
Упражнения для мышц брюшного пресса.
Поднимание туловища из положения лежа, поднимание ног из положения
лежа, «уголок» на перекладине, «уголок» на полу
Упражнения с предметами.
Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной
ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в
приседе, двойные прыжки.
12
Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя,
сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на
ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование.
Набивной мяч (12 кг): броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями,
перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными способами.
Упражнения с гантелями (12 кг) для различных групп мышц плечевого пояса
и рук.
Упражнение на развитие ловкости, координации, гибкости.
Упражнения с партнером на развитие различных групп мышц и необходимых
для теннисиста качеств. В комплексе упражнений ОФП для спортсменов учебнотренировочных
групп всех этапов подготовки в настольном теннисе широко применяются
подвижные игры и
эстафеты, спортивные игры (бадминтон, футбол,
волейбол, баскетбол, плавание и т.п.), легкоатлетические упражнения,
лыжные походы и т.п.
Для развития гибкости и ловкости в подготовку теннисистов включаются
акробатические упражнения (кувырки, стойка на лопатках – «березка»,
«мостик» и т.п.)
«Круговая» ОФП.
2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП):
ДЛЯ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
Имитационные упражнения различных типов (на отработку техники
элементов, техники передвижения, тактических комбинаций и т.п.)
Имитационные упражнения с утяжеленной ракеткой.
Имитационные упражнения с резиной.
Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок.
Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы.
Отработка ударов у тренировочной стенки.
Упражнения с ракеткой у зеркала имитация ударов в быстром темпе.
13
Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками.
Комплекс специальных упражнений на отработку техники передвижения
(«крест», «вокруг угла», «скрестное передвижение», прыжковый комплекс,
наскоки и т.п.)
БКМ (работа с большим количеством мячей).
Отработка техники элементов «на колесе».
Работа с роботом.
2.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:2.3.1. ДЛЯ УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуализация стиля игры;
Отработка техники изученных элементов;
Освоение техники начала атаки справа (накат против подрезки);
Отработка подачи с боковым вращением и техники ее приема с БКМ;
Отработка техники топспина справа против подрезки, его отличие от топ
спина против наката или подставки;
Изучение способов увеличения скорости вращения при выполнении топ
спина справа (работа туловища, перенос центра тяжести, работа предплечья и
т.п.)
Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;
Освоение техники укоротки с длинного подрезанного мяча;
Промежуточная игра;
Освоение техники завершающего удара.
2.3.2 ДЛЯ УТГ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуализация стиля игры;
Отработка техники изученных элементов;
Совершенствование сложных подач и их приема;
Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;
Совершенствование техники завершающего удара;
Повышение скорости выполнения всех ударов;
Работа с БКМ;
14
Упражнения на развитие реакции (игра по треугольнику с возвратом по
месту, неожиданный перевод при игре по диагоналям или прямым, игра при
разбросе в свободном направлении и т.п.)
Совершенствование всех способов передвижений (треугольники, «на
заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.)
Контратакующие удары.2.3.3. ДЛЯ УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуализация стиля игры;
Отработка техники изученных элементов;
Совершенствование сложных подач и их приема;
Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов;
Освоение техники нависного топспина, отличие от наката и скоростного
топспина;
Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных
элементов, так и в сочетании различных ударов;
Прием длинных подач с различными вращениями атакующими способами.
Захват инициативы при подаче соперника;
Освоение техники подачи с высоким подбросом и ее приема;
Использование выпадов и скрестного передвижения;
Отработка контратакующих действий.
2.3.4. ДЛЯ УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуализация стиля игры;
Отработка техники изученных элементов;
Совершенствование сложных подач и их приема;
Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов;
Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных
элементов, так и в сочетании различных ударов;
Отработка приема коротких подач с нижним вращением активным
способом;
Совершенствование техники завершающего удара;
15
Отработка атакующих действий при своей подаче;
Контратака;
Совершенствование всех способов передвижений (треугольники, «на
заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.)2.3.5. ДЛЯ УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуализация тренировок в зависимости от индивидуальных
особенностей стиля каждого спортсмена;
Отработка техники изученных элементов;
Совершенствование сложных подач и их приема;
Повышение скорости, точности и стабильности выполнения всех ударов;
Изучение различий в выполнении приема и ударов по мячам с различными
видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и
наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола;
Изучение техники «свечи»;
Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;
Отработка элементов настольного тенниса с БКМ, с робопонгом.
Работа над устранением слабых сторон в подготовке: ошибок в технике
исполнения ударов, расширение арсенала средств;
Совершенствование атакующих и контратакующих действий.
2.4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
ДЛЯ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
Атакующие действия при своей подаче;
Атакующие действия при подаче соперника;
Контратакующие действия;
Комбинации с подачей, направленной на лишение соперника возможности
атаки;
Комбинации с подачей, направленной на провоцирование соперника на
атаку;
Комбинации на приеме подачи;
16
Розыгрыши «двухходовок» и «трехходовок» (выигрыш вторым или третьим
ходом); Розыгрыши балансов и концовок;
Составление индивидуальных планов подготовки;
Индивидуальные домашние задания;
Индивидуальная тактика ведения игры;
Тактика парных игр;
Тактика командных встреч;
Совершенствование тактических действий против игроков различных
стилей;
Разработка индивидуальных планов игры с определенными соперниками;
Разработка индивидуальных тактических комбинаций для каждого
спортсмена с учетом индивидуальных особенностей стиля;
Домашние задания, направленные на разработку каждым спортсменом своих
«коронных» комбинаций через подачу и через прием подачи с фиксированием
в спортивных дневниках.
2.5. ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА:
ДЛЯ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
Игры на счет по заданиям (применение определенного вида подач, подача в
определенную зону, игра с форой и т.п.);
Игра из одного угла в свободном направлении (один спортсмен работает над
передвижением, второй разбрасывает);
Розыгрыш «концовок» и «баланса» (с различного счета, например – 8:8,
10:10, 9:9 и т.п.);
Игра по всему столу одной стороной ракетки (только справа или только
слева);
«Стол лидера»;
Тренировочные игры на счет (командные, парные, индивидуальные и т.п.);
Турниры внутри групп.
2.6. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:
172.6.1. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП:
№
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
ДЕВУШКИ
1112 лет
ДЕВОЧКИ
1314 лет
Результат
Очки
Результат
Очки
1 Дальность отскока
мяча, м
Бег по «восьмёрке», с
5,46,15
3250
6,26,9
30,7 25,3
3250
24,717,8
2
3
Бег вокруг стола, с
22,0 20,1
3250
20,017,6
4 Перенос мячей, с
36,8 33,0
3250
32,828,0
5 Отжимание от стола, раз/мин
6 Подъем в сед. из положения
лежа, раз/мин
7 Прыжки со скакалкой одинарные
за 45 с
8 Прыжки со скакалкой двойные
за 45 с
30 40
28 34
95 114
55 74
9 Прыжки в длину, см
137 155
3250
3250
3250
3250
3250
40 52
35 47
115 127
75 87
156 180
10 Бег 60 м, с
11,4510,55
3250
10,59,9
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175
№
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
ЮНОШИ
1112 лет
ЮНОШИ
1314 лет
Результат
Очки
Результат
1 Дальность отскока
мяча, м
Бег по «восьмёрке», с
Бег вокруг стола, с
2
3
4 Перенос мячей, с
5 Отжимание от стола, раз/мин
6 Подъем в сед. из положения
лежа, раз/мин
5,6 – 6,45
26,7 – 21,0
20,1 – 18,2
34,8 – 31,0
45 55
28 34
7 Прыжки со скакалкой одинарные
95 114
за 45 с
8 Прыжки со скакалкой двойные
55 74
за 45 с
9 Прыжки в длину, см
10 Бег 60 м, с
154 190
10,9 –
10,14
3250
3250
3250
3250
3250
3250
3250
3250
3250
3250
6,5 – 7, 45
20,8 – 16,2
18,1 – 15,7
30,8 – 26,0
55 67
35 47
115 127
75 87
191 215
10,10 –
9,14
Очки
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175
5175№
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
18
ДЕВУШКИ
15 – 16 лет
ЮНОШИ
15 – 16 лет
Результат
Очки
Результат
Очки
1 Дальность отскока
6,95 – 7,70
76 100
7,45 – 8,20
76 100
мяча, м
Бег по «восьмёрке», с
17,6 – 12,8
76 100
16,0 – 11,2
76 100
Бег вокруг стола, с
17,5 – 15,1
76 100
15,6 – 13,3
76 100
2
3
4 Перенос мячей, с
27,8 – 23,0
76 100
25,8 – 21,0
76 100
5 Отжимание от стола, раз/мин
53 65
76 100
68 80
76 100
6 Подъем в сед. из положения
48 60
76 100
48 60
76 100
лежа, раз/мин
7 Прыжки со скакалкой одинарные
128 140
76 100
128 140
76 100
за 45 с
8 Прыжки со скакалкой двойные
88 100
76 100
88 100
76 100
за 45 с
9 Прыжки в длину, см
181 – 205
76 100
216 240
76 100
10 Бег 60 м, с
9,10 – 8,5
76 100
9,85– 9,25
76 100
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
3.1. Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений
дополнительного образования. На протяжении многолетней работы тренер
преподаватель формирует у воспитанников прежде всего патриотизм,
нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание,
дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми
(настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства
прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
3.2. Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высококачественная организация учебнотренировочного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи в коллективе;
система морального стимулирования; наставничество опытных спортсменов.
19
3.3. Основные воспитательные мероприятия:
торжественный прием вновь поступивших в группу;
проводы выпускников;
просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;
регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
проведение тематических праздников;
встречи со знаменитыми спортсменами;
экскурсии;
тематические диспуты и беседы;
субботники.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
На этапах начальной подготовки перед тренеромпреподавателем стоят
задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям
настольным теннисом, воспитание чувства необходимости
занятий
физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком,
бодрым, сильным, выносливым.
В процессе занятий следует отмечать среди воспитанников наиболее
дисциплинированных, активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией
движений, внимательных, умеющих оценивать игровую ситуацию и быстро
принимать решение, стремящихся быть лидерами.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Управление спортивной подготовкой игроков в настольный теннис
предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение
тренировочных планов. Эффективность управления находится в прямой
зависимости от систематичности, своевременности и качества информации,
полученной посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой цельюприменяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и
включать в себя следующие разделы:
– контроль соревновательной деятельности;
– контроль тренировочной деятельности;
20
– контроль за состоянием спортсменов.
Контроль
за соревновательной деятельностью
осуществляется
непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:
– контроль за отношением спортсменов к соревнованиям;
– контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;
– контроль тренировочной деятельности;
– контроль за выполнением игроком тактического плана игры и
эффективностью тактических действий;
– контроль за техникотактическими и техническими показателями игровых
действий.
Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим
направлениям:
– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
– контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем,
интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по
оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещаемости
занятий,
занимающимися активности и
степень проявления
самостоятельности
в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость
в преодолении трудностей,
дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения
сосредоточенность,
внимание и
воспитанников на каждом занятии тренер вносит в журнал.
Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам:– состояние здоровья спортсменов;
– функциональное состояние организма и соответствие его этапу
подготовки;
– контроль уровня развития физических качеств;
– степень переносимости больших тренировочных и соревновательных
21
нагрузок.
5. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Спортсмены, занимающиеся в учебно – тренировочных группах всех этапов
подготовки, должны обязательно проходить медицинский осмотр не реже
двух раз в год.
6. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Во время тренировочных занятиях спортсмены, занимающиеся в учебно –
тренировочных группах всех этапов подготовки должны:
1. Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее в занятиях.
2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в
движении.
3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе.
4. Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники приема у
товарища по группе.
5. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением
тренера.
6. Уметь составить конспект занятия по настольному теннису и провести это
занятие с детьми в общеобразовательной школе.
7. Уметь организовать и провести индивидуальную работу с младшими
товарищами по совершенствованию техники.
8. Уметь руководить командой на соревнованиях.
9. Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.10. Уметь самостоятельно составить план тренировки. Вести дневник
самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных
нагрузок.
22
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ:
1. Амелин, А. Н. «Современный настольный теннис», М.: ФиС, 1982.
2. Амелин А. Н., Пашинин В. А. «Настольный теннис» (Азбука спорта), М.:
ФиС, 1999.
3. Байгулов, Ю. П. «Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра», М.: ФиС,
2000.
4. Барчукова Г.В., Воробьев В.А., Матыцин О.В. «Настольный теннис:
Учебная программа для детскоюношеских спортивных школ и
специализированных детскоюношеских спортивных школ олимпийского
резерва» М.: Советский спорт, 1990.
5. Барчукова, Г. В «Современные подходы к формированию технико
тактического мастерства игроков в настольный теннис», М.: РГАФК, 1997.
6. Барчукова Г. В., Шпрах С. Д. «Игра, доступная всем» М.: Знание, 1991.
7. Барчукова, Г. В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в
настольный теннис М.: ГЦОЛИФК, 1984.
8. Ефремова, А. В., Гужаловский А.А. «Нормирование тренировочных
нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе», Минск, 1995.
9. Иванов В.С. «Настольный теннис», М.: «ФиС», 1966.
10. Матыцин, О. В. «Многолетняя подготовка юных спортсменов в
настольном теннисе» М.: «Теория и практика физической культуры», 2001.11. Матыцин О. В. «Настольный теннис: Неизвестное об известном» М:
РГАФК, 1995.
12. «Настольный теннис»: Перевод с китайского под ред. Сюй Яньшэна. М.:
ФиС, 1987.
13. Правила настольного тенниса. – М.: ФНТР, 2006.
14. Серова Л. К., Скачков Н.Г. «Умей владеть ракеткой» –Л.: Лениздат, 1989.
15. Шпрах, С. Д. «У меня секретов нет. Техника» Приложение № 1 к журналу
«Настольный теннис». М., 1998.