МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного тенниса. Разработка индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена. Обучение тактическим действиям. Приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Отобрать перспективных детей для углубленной тренировки основ техники и тактики настольного тенниса. 2. Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу жизни. 3. Развить специфические для настольного тенниса качества (быстрота, реакция, координация, игровая выносливостьСовершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного тенниса. Разработка индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена. Обучение тактическим действиям. Приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Отобрать перспективных детей для углубленной тренировки основ техники и тактики настольного тенниса. 2. Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу жизни. 3. Развить специфические для настольного тенниса качества (быстрота, реакция, координация, игровая выносливость
Иконка файла материала programma_utg_bokov.docx
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДЛЯ УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ Возраст детей: 11­16 лет Срок реализации: 5 лет                                                                ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ          Совершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного   Разработка   индивидуальных   особенностей   стиля   каждого тенниса. спортсмена. соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта.   Обучение   тактическим   действиям.   Приобщение   к ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Отобрать   перспективных   детей   для   углубленной   тренировки   основ техники и тактики настольного тенниса. 2. Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу жизни. 3. Развить   специфические   для   настольного   тенниса   качества  (быстрота, реакция, координация, игровая выносливость).4. Обучить     технике   элементов   настольного   тенниса,   разнообразным способам подач и их приема. 5. Обучить основам судейства в настольном теннисе в качестве ведущего и старшего судьи. 6. Совершенствовать  тактические  приемы игры (личная встреча, парная встреча, командная тактика и т.п.) 7. Выполнить   разрядные   требования,   согласно   требованиям   ЕВСК, соответствующие возрастным параметрам каждого спортсмена. 8. Достигнуть запланированных спортивных результатов на соревнованиях различных уровней. 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА                Настольный теннис – индивидуальный игровой вид спорта, который характеризуется   разнообразием   стилей   игры.   Развитие   разных   сторон подготовленности   юных   теннисистов   происходит   неравномерно.   В   одном возрасте преобладает улучшение одних, в другом ­ других качеств. Поэтому очень   важно,   учитывая   возрастные   особенности   периодов   развития двигательных   способностей   детей,   сохранить   соразмерность   развития основных физических качеств у юных спортсменов                   Данная  программа   составлена  на   основе  «Примерной   программы спортивной   подготовки   для   детско­юношеских   спортивных   школ, специализированных   детско­юношеских   школ  олимпийского   резерва  (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства по настольному   теннису».   Воробьев,   (Авторы:   Г.В.   Барчукова,   В.А. О.В.Матыцин, М.: Советский спорт, 2004).Данная программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов в настольном теннисе.            Программа направлена на реализацию принципа комплексности. Данный принцип   предусматривает   тесную   взаимосвязь   всех   сторон   учебно­ тренировочного   процесса   (общей   физической   подготовки,   специальной физической   подготовки,   психологической   и   технико­тактической, теоретической   подготовки,   воспитательной   работы,   восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).           Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных   условий   роста   тренированности   теннисиста,   но   при   этом   рост тренировочных и соревновательных нагрузок должен проходить постепенно и соответствовать   росту   работоспособности   спортсмена.   Тренировочные нагрузки   необходимо   подбирать   группе   теннисистов   и   каждому   игроку индивидуально   с   учетом   их   состояния,   уровня   работоспособности   в соответствии с требованиями этапа подготовки.   4           В возрасте 11­13 лет, то  есть на учебно–тренировочном этапе 1 и 2 годов   обучения   (этап   начальной   специализации)   значительно   изменяются весоростовые   показатели,   сужаются   кровеносные   сосуды,   происходят половые   изменения   у   девочек,  в  связи   с  чем   при   выполнении   упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого возраста рекомендуется применять индивидуальный подход к планированию физических нагрузок для каждого спортсмена.           В возрасте 14­16 лет, то есть на учебно­тренировочном этапе 3, 4 и 5 годов обучения (этап углубленной специализации) воспитанников интересует достижение   конкретного   определенного   результата   занятий,   а   так   же конкретно поставленной цели в соревновательных условиях.ОБЪЕМ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ ГОД ОБУЧЕНИЯ УТГ 1 года обучения УТГ 2 года обучения УТГ 3 года обучения УТГ 4 года обучения УТГ 5 года обучения КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ  В НЕДЕЛЮ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 4 5 5 6 6 12 14 16 18 20                 В   данной   программе   разработаны   конкретные   методические рекомендации   по   организации   и   планированию   работы   в   учебно­ тренировочных группах различных этапов подготовки теннисистов, с учетом возрастных и психофизиологических качеств воспитанников. 5 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ К концу учебного года воспитанники  должны: 1. Учебно­тренировочные группы 1 и 2 годов обучения: ­ Отработать технику игры и ее вариативность; ­ Усовершенствовать специальные физические качества; ­ Освоить связную игру на уровне II разряда, согласно требованиям ЕВСК; ­ Повысить уровень общей и специальной функциональной подготовленности; ­ Накопить опыт участия в соревнованиях различных уровней. 2. Учебно­тренировочные группы 3 ­ 4 годов обучения: ­ Совершенствовать технико­тактическое мастерство;­ Изучить и отработать подачи с различными видами вращений и их прием;  ­ Освоить связную игру на уровне I разряда, согласно требованиям ЕВСК; ­   Совершенствовать   приемы   игры   и   тактических   действий   с   учетом индивидуальных особенностей и игрового стиля юного теннисиста. 3. Учебно­тренировочные группы 5 года обучения: ­   Совершенствовать   приемы   игры   и   тактических   действий   с   учетом индивидуальных особенностей и игрового стиля каждого теннисиста; ­   Изучить   индивидуальные   и   парные   действия,   совершенствовать   их применение в  ранее изученных различных комбинациях и системах нападения и защиты; ­ Освоить технико­тактические действия, применяемые в игре с соперниками различных стилей и с различным инвентарем; ­   Освоить   технико­тактические   приемы   настольного   тенниса, соответствующие     уровню разряда «Кандидат в мастера спорта», согласно требованиям ЕВСК.                                                                              6 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ  УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № ВИДЫ ПОДГОТОВКИ 1 ТЕОРИЯ ЧАС Ы 31 СЕНТЯБР Ь ОКТЯБР Ь НОЯБР Ь ДЕКАБР Ь ЯНВАР Ь ФЕВРАЛЬ МАР Т АПРЕЛ Ь МАЙ ИЮНЬ ИЮЛ Ь АВГУСТ 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 ПРАКТИКА 479 45 45 ОФП СФП Техника элементов Тактика Игровая подготовка Контрольные  испытания Медицинский  69 88 98 98 60 8 8 6 8 9 8 6 4 6 8 9 8 6 4 45 6 8 12 11 6 45 5 8 10 12 6 45 5 8 11 11 6 43 5 8 11 11 6 45 45 45 6 8 6 7 6 6 8 6 7 6 8 8 6 7 6 4 30 10 8 4 4 2 46 6 8 13 13 6 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­№ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ 1 ТЕОРИЯ 2 ПРАКТИКА ОФП СФП Техника элементов Тактика Игровая подготовка Контрольные  испытания Медицинский  контроль Инструкторско­ судейская практика Восстановительные  мероприятия 3 СОРЕВНОВАНИ Я ЧАС Ы 31 575 71 102 106 92 80 8 8 18 22 68 3 53 6 8 10 8 8 4 1 2 6 3 53 6 8 10 8 8 4 1 2 6 3 53 6 10 10 8 8 2 2 7 3 53 6 10 10 8 8 2 2 7 3 53 6 9 9 9 8 2 2 8 3 51 5 9 10 9 8 2 2 6 3 53 5 9 10 9 8 2 2 8 3 53 5 9 10 10 8 1 2 8 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 46 12 10 7 4 ­ 4 1 2 6 48 3 53 5 9 8 9 8 4 2 2 6 5 6 2 54 9 11 11 11 8 2 2 ­ 56 контроль 3 СОРЕВНОВАНИ Я ИТОГО 50 510 4 48 4 48 2 48 4 48 4 48 6 46 8 8 48 48 4 32 ­ ­ ­ 48 6 4 8 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ  УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ СЕНТЯБР Ь ОКТЯБР Ь НОЯБР Ь ДЕКАБР Ь ЯНВАР Ь ФЕВРАЛЬ МАР Т АПРЕЛ Ь МАЙ ИЮНЬ ИЮЛ Ь АВГУСТ ИТОГО 606 56 56 56 56 56 54 56 56 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ  УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 7 № ВИДЫ ПОДГОТОВКИ 1 ТЕОРИЯ 2 ПРАКТИКА ОФП ЧАС Ы 44 648 70 СЕНТЯБР Ь ОКТЯБР Ь НОЯБР Ь ДЕКАБР Ь ЯНВАР Ь ФЕВРАЛЬ МАР Т АПРЕЛ Ь МАЙ ИЮНЬ ИЮЛ Ь АВГУСТ 4 60 8 4 60 5 4 60 4 4 60 5 4 60 6 4 56 5 4 60 4 4 60 5 4 60 3 4 52 12 ­ ­ ­ 4 60 12СФП Техника элементов Тактика Игровая подготовка Контрольные  испытания Медицинский  контроль Инструкторско­ судейская практика Восстановительные  мероприятия 3 СОРЕВНОВАНИ Я ИТОГО 84 110 110 80 8 8 22 22 134 692 10 10 10 8 2 2 10 64 7 10 10 8 4 2 2 12 64 6 10 10 8 4 2 2 14 64 8 11 10 8 2 2 14 64 7 11 10 8 2 2 14 64 5 8 10 8 2 2 16 60 5 11 10 8 2 2 6 11 10 8 2 2 18 64 16 64 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 10 8 10 ­ 4 2 2 4 56 5 10 10 8 4 2 2 16 6 4 16 10 10 8 2 2 ­ 64 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ  УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № ВИДЫ ПОДГОТОВКИ 1 ТЕОРИЯ 2 ПРАКТИКА ОФП СФП Техника элементов Тактика Игровая подготовка Контрольные  испытания Медицинский  контроль Инструкторско­ судейская практика Восстановительные  мероприятия 3 СОРЕВНОВАНИ Я ИТОГО ЧАС Ы 44 736 80 95 121 120 80 8 8 33 33 158 780 СЕНТЯБР Ь ОКТЯБР Ь НОЯБР Ь ДЕКАБР Ь ЯНВАР Ь ФЕВРАЛЬ МАР Т АПРЕЛ Ь МАЙ ИЮНЬ ИЮЛ Ь АВГУСТ 4 68 9 11 11 11 8 3 3 12 72 4 68 6 8 11 11 8 4 3 3 14 72 4 68 5 6 11 11 8 4 3 3 16 72 4 68 6 9 12 11 8 3 3 16 72 8 4 68 7 8 12 11 8 3 3 16 72 4 64 6 6 9 11 8 3 3 18 68 4 68 5 6 12 11 8 3 3 4 68 6 7 12 11 8 3 3 20 72 18 72 4 60 13 11 9 10 ­ 4 3 3 6 64 4 68 4 6 11 11 8 4 3 3 18 7 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 68 13 17 11 11 8 3 3 4 72 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯУЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № ВИДЫ ПОДГОТОВКИ 1 ТЕОРИЯ 2 ПРАКТИКА ОФП СФП Техника элементов Тактика Игровая подготовка Контрольные  испытания Медицинский  контроль Инструкторско­ судейская практика Восстановительные  мероприятия 3 СОРЕВНОВАНИ Я ИТОГО ЧАС Ы 55 813 91 106 132 131 80 8 8 33 33 191 868 СЕНТЯБР Ь ОКТЯБР Ь НОЯБР Ь ДЕКАБР Ь ЯНВАР Ь ФЕВРАЛЬ МАР Т АПРЕЛ Ь МАЙ ИЮНЬ ИЮЛ Ь АВГУСТ 5 75 10 12 12 12 8 3 3 15 80 5 75 7 9 12 12 8 4 3 3 17 80 5 75 6 7 12 12 8 4 3 3 19 80 5 75 7 10 13 12 8 3 3 19 80 5 75 8 9 13 12 8 3 3 19 80 5 71 7 7 10 12 8 3 3 21 76 5 75 6 7 13 12 8 3 3 5 75 7 8 13 12 8 3 3 23 80 21 80 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 5 67 14 12 10 11 ­ 4 3 3 9 72 5 75 5 7 12 12 8 4 3 3 21 8 0 5 75 14 18 12 12 8 3 3 7 80 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 1.       ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА:  УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:       1.1.     1.1.1. Инструктажи по безопасности; 1.1.2. Техника элементов настольного тенниса; 1.1.3. Индивидуальный стиль игрока; 1.1.4. Контроль и самоконтроль; 1.1.5. История развития настольного тенниса; 1.1.6. ФНТР, ФНТ МО; 1.1.7. Разновидности вращения мяча; 1.1.8. Разновидности инвентаря; 1.1.9. Режим   дня   спортсмена.   Сон,   питание,   водные   процедуры, закаливание; 1.1.10. Техника передвижения в парных играх. 1.2.           9  УТГ 2 ГОДА  ОБУЧЕНИЯ: 1.2.1. Инструктажи по безопасности;1.2.2. Техника элементов настольного тенниса; 1.2.3. Техника сложных подач с высоким подбросом и их приема; 1.2.4. Укороченный удар, техника «выхода» с укоротки; 1.2.5. Техника перекрутки топ­спина (из средней зоны, со стола); 1.2.6. Значение ОФП и СФП при подготовке к соревнованиям; 1.2.7. Значение ведения спортивных дневников; 1.2.8.   Результаты   выступления   Российских   спортсменов   на международных соревнованиях; 1.2.9. Просмотр видеозаписей с разбором особенностей техники и 1.3.           тактики в настольном теннисе; 1.2.10. Тактика ведения парной игры.   УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: 1.3.1. Инструктажи по безопасности; 1.3.2. Техника элементов настольного тенниса; 1.3.3. Техника сложных подач с различными видами вращений и техника их приема; 1.3.4.   Анализ   выступлений   в   соревнованиях,   разбор   тактики   и техники; 1.3.5.   Просмотр   видеозаписей   собственных   выступлений   на соревнованиях; 1.3.6. Совершенствование индивидуальных стилей; 1.3.7. Личная гигиена. Гигиена спортивной одежды и обуви. 1.3.8. Особенности игры против игроков со сложным инвентарем; 1.3.9. Аутотренинг; 1.3.10. Особенности ведения игры против спортсменов защитного стиля.  1.4.           10  УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: 1.4.1. Инструктажи по безопасности; 1.4.2.   Совершенствование   техники   элементов   настольного тенниса; 1.4.3. Техника сложных подач со сменой длины и направлений; 1.4.4. Техника работы с БКМ; 1.4.5. витаминизации.  1.4.6. О вреде алкоголя, курения и наркотиков; 1.4.7. Контратака;   Значение   утренней   зарядки,   водных   процедур,1.4.8. Особенности и значение промежуточной игры; 1.4.9.   Способы   распознавания   подач   с   различными   видами вращений; 1.4.10. Анализ выступлений на соревнованиях.  УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: 1.5.1. Инструктажи по безопасности; 1.5.2.   Совершенствование   техники   элементов   настольного 1.5.           тенниса; 1.5.3.   Совершенствование   техники   подач   с   различными   видами вращений и техники их приема; 1.5.4. Тренировка в домашних условиях: тренировка специальных психофизических качеств, имитационные упражнения; 1.5.5. Различие по скоростным качествам, времени контакта мяча с ракеткой, быстроте и силе вращения различных ударов; 1.5.6. Особенности и значение промежуточной игры; 1.5.7. Особенности игры против спортсменов – левшей; 1.5.8.  Просмотр видеозаписей игр сильнейших спортсменов; 1.5.9.  Анализ и самоанализ, ведение спортивных дневников; 1.5.10. Укорот, срезка, скидка. 11 2.       ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА: ДЛЯ УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ: 2.1.    ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП): ­   На   занятиях   по   ОФП   применяется   широкий   комплекс   упражнений   из предыдущих   этапов   подготовки   с   увеличением   скорости   и   времени выполнения. ­ Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.  Одновременные,   попеременные   и   последовательные   движения   в   плечевых, локтевых   и   лучезапястных   суставах   (сгибание   и   разгибание,   отведение, повороты,   маховые   и   круговые   движения),   отжимание,   упражнения   на развитие трицепса, подтягивание, «тачка» и т.п. ­ Упражнения для мышц ног.Махи   ногами,     приседание,   «пистолет»,   выпады   с   дополнительными пружинящими   движениями,   прыжки   на   двух   и   одной   ноге   на   месте   и   в движении,   многоскоки.   Ходьба   в   различном   темпе,   ходьба   на   носках,   на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, с наклонами и выпадами. Бег скрестным шагом, с выпадами,   с изменением направления и скорости, высоко поднимая колени и т.п. ­ Упражнения для мышц шеи и туловища.  Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук, «мельница», вращения туловищем и тазом.  ­ Упражнения для мышц брюшного пресса. Поднимание   туловища   из   положения   лежа,   поднимание   ног   из   положения лежа, «уголок» на перекладине, «уголок» на полу ­ Упражнения с предметами.  Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге,   с   ноги   на   ногу,   прыжки   с   поворотами,   прыжки   в   полуприседе   и   в приседе, двойные прыжки.   12 Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя,  лежа,  ловля   мяча,  отскочившего   от  стенки,  перебрасывание   мяча   на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование.  Набивной мяч (1­2 кг): броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными способами. Упражнения с гантелями (1­2 кг) для различных групп мышц плечевого пояса и рук. ­ Упражнение на развитие ловкости, координации, гибкости.  ­ Упражнения с партнером на развитие различных групп мышц и необходимых для теннисиста качеств.­     В   комплексе   упражнений   ОФП   для   спортсменов   учебно­тренировочных групп  всех   этапов   подготовки   в  настольном   теннисе   широко   применяются подвижные   игры   и     эстафеты,   спортивные   игры   (бадминтон,   футбол, волейбол,   баскетбол,   плавание   и   т.п.),   легкоатлетические   упражнения, лыжные походы и т.п.  ­ Для развития гибкости и ловкости в подготовку теннисистов включаются акробатические   упражнения   (кувырки,   стойка   на   лопатках   –   «березка», «мостик» и т.п.) ­ «Круговая» ОФП. 2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП): ДЛЯ УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ: ­   Имитационные   упражнения   различных   типов   (на   отработку   техники элементов, техники передвижения, тактических комбинаций и т.п.) ­ Имитационные упражнения с утяжеленной ракеткой. ­ Имитационные упражнения с резиной. ­ Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок.  ­ Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы.  ­ Отработка ударов у тренировочной стенки.  ­ Упражнения с ракеткой у зеркала ­ имитация ударов в быстром темпе.  13 ­ Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками.  ­   Комплекс   специальных   упражнений   на   отработку   техники   передвижения («крест», «вокруг угла», «скрестное передвижение», прыжковый  комплекс, наскоки и т.п.) ­ БКМ (работа с большим количеством мячей). ­ Отработка техники элементов «на колесе». ­ Работа с роботом. 2.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА:2.3.1. ДЛЯ УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: ­ Индивидуализация стиля игры; ­ Отработка техники изученных элементов; ­ Освоение техники начала атаки справа (накат против подрезки); ­ Отработка подачи с боковым вращением и техники ее приема с БКМ; ­ Отработка техники топ­спина справа против подрезки, его отличие от топ­ спина против наката или подставки; ­   Изучение   способов   увеличения   скорости   вращения   при   выполнении   топ­ спина справа (работа туловища, перенос центра тяжести, работа предплечья и т.п.) ­ Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов; ­ Освоение техники укоротки с длинного подрезанного мяча; ­ Промежуточная игра; ­ Освоение техники завершающего удара. 2.3.2 ДЛЯ УТГ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: ­ Индивидуализация стиля игры; ­ Отработка техники изученных элементов; ­ Совершенствование сложных подач и их приема; ­ Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов; ­ Совершенствование техники завершающего удара; ­ Повышение скорости выполнения всех ударов; ­ Работа с БКМ; 14 ­ Упражнения на развитие реакции (игра по треугольнику с возвратом по  месту, неожиданный перевод при игре по диагоналям или прямым, игра при  разбросе в свободном направлении и т.п.) ­ Совершенствование всех способов передвижений (треугольники, «на  заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.) ­ Контратакующие удары.2.3.3. ДЛЯ УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: ­ Индивидуализация стиля игры; ­ Отработка техники изученных элементов; ­ Совершенствование сложных подач и их приема; ­ Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов; ­ Освоение техники нависного топ­спина, отличие от наката и скоростного  топ­спина; ­ Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных  элементов, так и в сочетании различных ударов; ­ Прием длинных подач с различными вращениями атакующими способами.  Захват инициативы при подаче соперника; ­ Освоение техники подачи с высоким подбросом и ее приема; ­ Использование выпадов и скрестного передвижения; ­ Отработка контратакующих действий. 2.3.4. ДЛЯ УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: ­ Индивидуализация стиля игры; ­ Отработка техники изученных элементов; ­ Совершенствование сложных подач и их приема; ­ Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов; ­ Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных элементов, так и в сочетании различных ударов; ­   Отработка   приема   коротких   подач   с   нижним   вращением   активным способом; ­ Совершенствование техники завершающего удара; 15 ­ Отработка атакующих действий при своей подаче; ­ Контратака; ­     Совершенствование   всех   способов   передвижений   (треугольники,   «на заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.)2.3.5. ДЛЯ УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: ­   Индивидуализация   тренировок   в   зависимости   от   индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена; ­ Отработка техники изученных элементов; ­ Совершенствование сложных подач и их приема; ­ Повышение скорости, точности и стабильности выполнения всех ударов; ­ Изучение различий в выполнении приема и ударов по мячам с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола; ­ Изучение техники «свечи»; ­ Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов; ­ Отработка элементов настольного тенниса с БКМ, с робопонгом. ­ Работа   над  устранением  слабых   сторон  в  подготовке:   ошибок  в  технике исполнения ударов, расширение арсенала средств; ­ Совершенствование атакующих и контратакующих действий. 2.4. ТАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА: ДЛЯ УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ: ­ Атакующие действия при своей подаче; ­ Атакующие действия при подаче соперника; ­ Контратакующие действия; ­ Комбинации с подачей, направленной на лишение соперника возможности атаки; ­   Комбинации   с   подачей,   направленной   на   провоцирование   соперника   на атаку; ­ Комбинации на приеме подачи; 16 ­ Розыгрыши «двухходовок» и «трехходовок» (выигрыш вторым или третьим ходом);­ Розыгрыши балансов и концовок; ­ Составление индивидуальных планов подготовки; ­ Индивидуальные домашние задания; ­ Индивидуальная тактика ведения игры; ­ Тактика парных игр; ­ Тактика командных встреч; ­   Совершенствование   тактических   действий   против   игроков   различных стилей; ­ Разработка индивидуальных планов игры с определенными соперниками; ­   Разработка   индивидуальных   тактических   комбинаций   для   каждого спортсмена с учетом индивидуальных особенностей стиля; ­ Домашние задания, направленные на разработку каждым спортсменом своих «коронных» комбинаций через подачу и через прием подачи с фиксированием в спортивных дневниках. 2.5. ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА: ДЛЯ УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ: ­ Игры на счет по заданиям (применение определенного вида подач, подача в определенную зону, игра с форой и т.п.); ­ Игра из одного угла в свободном направлении (один спортсмен работает над передвижением, второй ­ разбрасывает); ­   Розыгрыш   «концовок»   и  «баланса»   (с  различного   счета,   например   –  8:8, 10:10, 9:9 и т.п.); ­ Игра по всему столу одной стороной ракетки (только справа или только слева); ­ «Стол лидера»; ­ Тренировочные игры на счет (командные, парные, индивидуальные и т.п.); ­ Турниры внутри групп. 2.6. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: 172.6.1. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП: № ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЕВУШКИ 11­12 лет ДЕВОЧКИ 13­14 лет Результат Очки Результат Очки 1 Дальность отскока мяча, м Бег по «восьмёрке», с 5,4­6,15 32­50 6,2­6,9 30,7 ­ 25,3 32­50 24,7­17,8 2 3 Бег вокруг стола, с 22,0 ­ 20,1 32­50 20,0­17,6 4 Перенос мячей, с 36,8 ­ 33,0 32­50 32,8­28,0 5 Отжимание от стола, раз/мин 6 Подъем в сед. из положения  лежа, раз/мин 7 Прыжки со скакалкой одинарные за 45 с 8 Прыжки со скакалкой двойные за 45 с 30 ­ 40 28 ­ 34 95 ­ 114 55 ­ 74 9 Прыжки в длину, см 137 ­ 155 32­50 32­50 32­50 32­50 32­50 40 ­ 52 35 ­ 47 115 ­ 127 75 ­ 87 156 ­ 180 10 Бег 60 м, с 11,45­10,55 32­50 10,5­9,9 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 № ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЮНОШИ 11­12 лет ЮНОШИ 13­14 лет Результат Очки Результат 1 Дальность отскока мяча, м Бег по «восьмёрке», с Бег вокруг стола, с 2 3 4 Перенос мячей, с 5 Отжимание от стола, раз/мин 6 Подъем в сед. из положения  лежа, раз/мин 5,6 – 6,45 26,7 – 21,0 20,1 – 18,2 34,8 – 31,0 45 ­ 55 28 ­ 34 7 Прыжки со скакалкой одинарные 95 ­ 114 за 45 с 8 Прыжки со скакалкой двойные 55 ­ 74 за 45 с 9 Прыжки в длину, см 10 Бег 60 м, с 154 ­ 190 10,9 – 10,14 32­50 32­50 32­50 32­50 32­50 32­50 32­50 32­50 32­50 32­50 6,5 – 7, 45 20,8 – 16,2 18,1 – 15,7 30,8 – 26,0 55 ­ 67 35 ­ 47 115 ­ 127 75 ­ 87 191 ­ 215 10,10 – 9,14 Очки 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75 51­75№ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ 18 ДЕВУШКИ 15 – 16 лет ЮНОШИ 15 – 16 лет Результат Очки Результат Очки 1 Дальность отскока 6,95 – 7,70 76 ­100 7,45 – 8,20 76 ­100 мяча, м Бег по «восьмёрке», с 17,6 – 12,8 76 ­100 16,0 – 11,2 76 ­100 Бег вокруг стола, с 17,5 – 15,1 76 ­100 15,6 – 13,3 76 ­100 2 3 4 Перенос мячей, с 27,8 – 23,0 76 ­100 25,8 – 21,0 76 ­100 5 Отжимание от стола, раз/мин 53 ­ 65 76 ­100 68 ­ 80 76 ­100 6 Подъем в сед. из положения  48 ­ 60 76 ­100 48 ­ 60 76 ­100 лежа, раз/мин 7 Прыжки со скакалкой одинарные 128 ­140 76 ­100 128 ­140 76 ­100 за 45 с 8 Прыжки со скакалкой двойные 88 ­ 100 76 ­100 88 ­ 100 76 ­100 за 45 с 9 Прыжки в длину, см 181 – 205 76 ­100 216 ­ 240 76 ­100 10 Бег 60 м, с 9,10 – 8,5 76 ­100 9,85– 9,25 76 ­100 3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:   3.1.  Личностное   развитие   детей   –   одна   из   основных   задач   учреждений дополнительного образования. На протяжении многолетней работы тренер ­ преподаватель   формирует   у   воспитанников   прежде   всего   патриотизм, нравственные   качества   (честность,   доброжелательность,   самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость,   смелость,   упорство,   терпеливость),   эстетические   чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие. 3.2. Воспитательные средства: ­ личный пример и педагогическое мастерство тренера; ­ высококачественная  организация учебно­тренировочного процесса; ­ атмосфера трудолюбия, взаимопомощи в коллективе; ­  система морального стимулирования;­  наставничество опытных спортсменов. 19 3.3. Основные воспитательные мероприятия: ­ торжественный прием вновь поступивших в группу; ­ проводы выпускников; ­  просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение; ­  регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся; ­  проведение тематических праздников; ­  встречи со знаменитыми спортсменами; ­  экскурсии; ­  тематические диспуты и беседы; ­ субботники. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: На   этапах   начальной   подготовки   перед   тренером­преподавателем   стоят задачи   формирования   у   занимающихся   устойчивого   интереса   к   занятиям настольным   теннисом,   воспитание   чувства   необходимости     занятий физической   культурой   и   спортом,   желания   стать   здоровым   человеком, бодрым, сильным, выносливым. В   процессе   занятий   следует   отмечать   среди   воспитанников   наиболее дисциплинированных, активных, быстрых, ловких, с хорошей   координацией движений,   внимательных,   умеющих   оценивать   игровую   ситуацию   и   быстро принимать решение, стремящихся быть  лидерами. 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Управление спортивной подготовкой игроков в настольный теннис предусматривает   постоянное   внесение   корректив   в   выполнение тренировочных   планов.   Эффективность   управления   находится   в   прямой зависимости от систематичности, своевременности и качества информации, полученной   посредством   измерения,   наблюдений   и   оценок.   С   этой   цельюприменяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и включать в себя следующие разделы: – контроль соревновательной деятельности; – контроль тренировочной деятельности; 20 – контроль за состоянием спортсменов. Контроль   за   соревновательной   деятельностью  осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам: – контроль за отношением спортсменов к соревнованиям; – контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок; – контроль тренировочной деятельности; –   контроль   за   выполнением   игроком   тактического   плана   игры   и эффективностью тактических действий; – контроль за технико­тактическими и техническими показателями игровых действий. Контроль   тренировочной   деятельности  осуществляется   по   следующим направлениям: – контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу; – контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер и направленность нагрузок). Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по оценке   их поведения. Критерием    оценки    служат данные о посещаемости занятий, занимающимися   активности   и   степень   проявления   самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в   преодолении   трудностей, дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения   сосредоточенность,   внимание   и воспитанников на каждом занятии тренер вносит в журнал. Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам:– состояние здоровья спортсменов; – функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки; – контроль уровня развития физических качеств; –   степень   переносимости   больших   тренировочных   и   соревновательных 21 нагрузок. 5. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ Спортсмены, занимающиеся в учебно – тренировочных группах всех этапов подготовки,   должны обязательно проходить медицинский  осмотр не реже двух раз в год. 6. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА Во   время   тренировочных   занятиях   спортсмены,   занимающиеся   в   учебно   – тренировочных группах всех этапов подготовки должны:  1. Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее в занятиях. 2.   Уметь   построить   группу   и   подать   основные   команды   на   месте   и   в движении. 3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе. 4. Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники приема у товарища по группе. 5.   Провести   тренировочное   занятие   в   младших   группах   под   наблюдением тренера. 6. Уметь составить конспект занятия по настольному теннису и провести это занятие с детьми в общеобразовательной школе. 7.   Уметь   организовать   и   провести   индивидуальную   работу   с   младшими товарищами по совершенствованию техники. 8. Уметь руководить командой на соревнованиях. 9. Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.10. Уметь    самостоятельно    составить     план   тренировки.  Вести дневник самоконтроля.   Проводить   анализ   тренировочных   и   соревновательных нагрузок. 22 ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ: 1. Амелин, А. Н. «Современный настольный теннис»,  М.: ФиС, 1982. 2. Амелин А. Н., Пашинин В. А. «Настольный теннис» (Азбука спорта), М.: ФиС, 1999. 3. Байгулов, Ю. П. «Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра», М.: ФиС, 2000. 4.   Барчукова   Г.В.,   Воробьев   В.А.,   Матыцин   О.В.   «Настольный   теннис: Учебная   программа   для   детско­юношеских   спортивных   школ   и специализированных   детско­юношеских   спортивных   школ   олимпийского резерва» М.: Советский спорт, 1990. 5.   Барчукова,   Г.   В   «Современные   подходы   к   формированию   технико­ тактического мастерства игроков в настольный теннис», М.: РГАФК, 1997. 6. Барчукова Г. В., Шпрах С. Д. «Игра, доступная всем» М.: Знание, 1991. 7. Барчукова, Г. В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис М.: ГЦОЛИФК, 1984. 8.     Ефремова,   А.   В.,   Гужаловский   А.А.   «Нормирование   тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе»,  Минск, 1995. 9. Иванов В.С. «Настольный теннис», М.: «ФиС», 1966. 10.   Матыцин,   О.   В.   «Многолетняя   подготовка   юных   спортсменов   в настольном теннисе» М.: «Теория и практика физической культуры», 2001.11.   Матыцин   О.   В.   «Настольный   теннис:   Неизвестное   об   известном»   М: РГАФК, 1995. 12. «Настольный теннис»: Перевод с китайского ­ под ред. Сюй Яньшэна.  М.: ФиС, 1987. 13. Правила настольного тенниса. – М.: ФНТР, 2006. 14. Серова Л. К., Скачков Н.Г. «Умей владеть ракеткой» –Л.: Лениздат, 1989. 15. Шпрах, С. Д. «У меня секретов нет. Техника» Приложение № 1 к журналу «Настольный теннис».  М., 1998.