Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
10 кл
04.05.2017
В данном эссе приведены размышления автора о работе учителя по метасистемному обучению русскому языку в общеобразовательной школе . В основе обучения лежит Периодическая таблица элементов русской речи и УМК И .В. Барановой и Д.М. Баранова. Приведены некоторые результаты этой работы в течение трёх лет.
эссе.docx
Эссе.
Мои методические находки на пути метасистемного
освоения русской речи в общеобразовательной
школе.
Сурова Надежда Андреевна, учитель
русского языка и литературы высшей
категории МОУ СОШ № 42 пгт. Шерловая
Гора Борзинского района.
Я – учитель русского языка! Ведущей идеей моей
педагогической деятельности является развивающее обучение на уроках
русского языка и литературы. Поэтому основная цель всей моей работы
заключается в развитии личности учащихся на основе освоения
универсальных способов деятельности средствами преподаваемых мною
предметов. Мне как учителю русского языка процесс учения понимается не
только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих
инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс
развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Одной из первых в районе я осваивала обучение детей по системе
Л.В.Занкова в среднем звене школы, работала по развивающим УМК
Н.В.Нечаевой, С.В. и В.В.Львовых, Г.Г.Граник. Основной задачей своей
профессиональной деятельности считаю привитие любви и бережного
отношения к родному языку. Ученик многого может и не освоить в школе,
но усвоить бережное отношение к языку может абсолютно каждый ученик.
А любовь к своему языку позволяет ему развиваться, совершенствоваться,
нравственно становиться выше. Эта любовь к языку закладывается в
школе.
Одним из новых методов обучения русскому языку сегодня является
метасистемный подход. Метасистема освоения русского языка – это
педагогическая система, объединяющая обучение, воспитание и развитие
личности средствами родной речи. С помощью метасистемы мы осознаем
язык как образовательную область, в которой все взаимосвязано: жизнь,
язык, речь и человек. И.В. Баранова, автор нового подхода в изучении
русского языка, считает, что «изучая язык, мы учимся и учим познавать мир,
себя в этом мире, учимся выбирать жизненные пути, а грамотность
становится естественным следствием этого процесса». Кто из учителей
русского языка не мечтал об этом? Как нам всем хочется так научить своих
учеников, чтобы грамотность стала «естественным следствием» обучения
русскому языку в школе. Но даже не каждому словеснику дано целостно
представить картину языка в силу стереотипных знаний о самом предмете
и привычного подхода к обучению языку. Между «изучением» и
«освоением» есть существенная разница. Изучать – воспроизводить какие-
то знания. Освоить – сделать эти знания своими. Метасистемный подход
помогает освоить структурную целостность языка. Это возможно лишь на
основе познавательного интереса и активного творческого личного
участия в процессе познания и учащихся, и учителя. Для меня путь метасистемного освоения русской речи начинается с
авторского научного открытия петербургских ученых И.В. Барановой и
Д.М.Баранова, в котором группировка правил, их новая систематизация,
моделирование и последовательность изучения вылились в Периодическую
систему элементов русской речи. Когда речь идет о школьном предмете
«русский язык», учителям кажется, что каждый делает именно то, о чем
говорится в УМК И.В. Барановой. И правила, и систематизация их, и
моделирование – все, вроде бы, понимаем и даем. Может, не хватает нам
последовательности и взаимосвязи изучения языка с окружающим миром?
Нам гораздо понятнее именно то, что надо изучить? Мы даже знаем, как
надо изучать (мы теперь много знаем технологий)… Но время показывает,
что не столько изучение русского языка в школе важно, сколько освоение
его каждым учеником. Путь освоения русского языка по Периодической
системе элементов русской речи идет с конца ХХ века и уже дает
удивительные результаты в педагогическом пространстве современного
образования. Уже многие учителя-словесники (и я в том числе) могут
подписаться под новым методом обучения языку в школе с большим знаком
«плюс».
Я два года работала по авторской программе и УМК И.В. Барановой,
осваивая курс русского языка в 10-11 классе вместе с ребятами. Мною была
разработана программа мониторинга на основе желаемых результатов по
системе Ирины Васильевны Барановой, а именно: «ученик с высоким
уровнем устной и письменной грамотности, желающий познать мир и себя,
способный самореализоваться в социуме и культуре». Я отслеживала не
только предметную грамотность, но и познавательный интерес, развитие
критического мышления и самообразование обучающихся. Каждый ученик
на выпуске улучшил свои результаты по сравнению с началом
экспериментального обучения по всем критериям. Более того, фактическая
грамотность отдельных учащихся к концу 11 класса повысилась от 20% до
60%! (по данным проверок сочинений и итогового диктанта). Эти ребята
получали не только знания и оценку, но и с удовольствием занимались на
уроках русского языка, участвовали в олимпиадах, НПК, конкурсах. В этом
классе качество обучения по русскому языку составило 94%. Три
выпускника окончили школу с медалями. Конечно, это радует.
К сожалению, продолжить обучение русскому языку по УМК Барановых
И.В. и Д.М. не удается, т.к. учебники и таблицы нужно приобретать за счет
родителей, а не у всех родителей есть такая возможность. Да и
ограничения в Федеральном перечне учебников не позволяет заниматься по
данному замечательному УМК. Но работу по Периодической таблице
элементов русской речи я продолжаю во всех своих классах. Такая таблица
находится в кабинете русского языка (в увеличенном виде) и на каждое
рабочее место ученика.
Следуя советам замечательного человека и большого ученого И.В.
Барановой, хотелось бы осмыслить тот период в освоении русского языка,
который я прожила со старшеклассниками, изучая русскую речь по-новому. Именно прожила. Именно по-новому. Сам педагогический процесс как
метасистема становится понятным сейчас. За свои 38 лет как педагог я
работала по разным УМК по русскому языку, всегда с желанием,
готовностью учить детей, но УМК Барановых И.В. и Д.М. потрясает и
впечатляет!
Важно понимать, что необходимо делать по
пути метасистемного освоения русской речи в
школе. Во-первых, учитывать апперцепцию
обучающегося. А.Н. Морозов, великий русский
ученый, писатель, определил апперцепцию так:
«Загорится только та свеча, которая готова к
возгоранию». У учителя и его ученика
готовность к возгоранию разная, но когда она
совпадает, можно и обучать, и развивать, и
воспитывать с удовольствием с обеих сторон.
Учитель, идущий по пути авторской программы
Ирины Васильевны Барановой,
должен
учитывать апперцепцию школьника, если хочет
учить, а не преподавать. Поэтому учителя
должны искать такие пути подачи учебного
материала, такие приемы мотивации, которые
бы соответствовали готовности ученика к
восприятию этого материала. Могу поделиться. Например, при изучении
темы «Суффиксы имён существительных» в 5 классе даю задание:
«Прочитать материал в учебнике. Кто как понял? Сообщить об этом в
любой понятной для вас форме». Одна ученица попыталась расселить
суффиксы по «улицам частей речи», другая представила их в виде
аппликации – поляна, на которой растут цветы-суффиксы, третья увидела
суффиксы имен существительных в виде бабочек. Моя задача, опираясь на
детское восприятие, объяснить всему классу суффиксы I и II группы, их
особенности и функционирование в образовании и написании имен
существительных. Это помогло учащимся задуматься и о взаимосвязи
языка с окружающим миром, который познается через слово, образ,
ассоциации. Апперцепция школьника базируется не на формальном, а на
сущностном осознании явлений. Этот этап очень люблю. Может, поэтому
многие мои ученики и выпускники «заражались» именно русским языком…
Конечно, важна еще и база начальной школы, с которой приходит ученик в
среднее звено школы. Иногда готовность к возгоранию ученика потухает,
потому что он не освоил осознанное чтение в младших классах. Здесь
важна индивидуальная работа с каждым учеником.
Во-вторых, учитель-словесник при метасистемном подходе к обучению
языку должен опираться на устную речь учащихся, которая является
приоритетной над письменной речью. Речь в жизни человека чаще
используется именно в устной форме, поэтому учитель должен развивать
умение говорить, слушать и слышать другого человека. Понимая это и
соглашаясь с И. В. Барановой в том, что «русскоговорящая среда сегодня регулярный
чем приучает говорить
скорее отучает,
часто в уроке использую
правильно»,
пересказ
монологический
прочитанного, предлагаю образцы правильной
речи через восприятие на слух целостного текста.
Помню, какое впечатление произвела речь
Патриарха Кирилла в 11 классе, прозвучавшая на нескольких уроках
русского языка. Создаю на уроках ситуации для диспутов, выразительного
чтения наизусть и по тексту. Чтобы стимулировать монологическую речь
ученика, использую прием «похвалим-посоветуем» - прослушивается чьё-то
устное сообщение,
задаются
вопросы: «За что похвалим того,
кто говорил?», «Что мы посоветуем
ему, чтобы говорил ещё лучше?».
В-третьих, помнить, что главная
задача учителя русского языка все-
таки воспитание орфографической
зоркости. При метасистемном подходе буквенных позиций в грамматике
всего 6: буквы в корне, приставке, на стыке, в окончании, в суффиксе и
отдельно после шипящих и Ц , а в написании слов всего 3 позиции –
раздельно, слитно, через дефис. В этом плане эффективна словарная
работа в начале урока по таблицам нового УМК. Буквы в словах не
пропущены (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать), но нужно
найти «ошибкоопасные места» и подписать над каждым словом № таблицы,
№ правила в таблице. Как показала практика, эта работа старшеклассникам
интересна и «даже увлекает». Каждый в классе при выполнении этого
задания «работает на себя». Эта кропотливая работа и повышает
функциональную грамотность. Часто на этом этапе использую мини-
соревнование «самый зоркий».
В-четвертых, очень важно приучать школьников выделять главное. Здесь
на помощь приходит учебник, который помогает понять процесс развития
человека синхронно с развитием его речи. В учебнике каждая иллюстрация,
предваряющая новую ступень познания (от контуров земного шара в начале слуховая
учебника до сформировавшегося человека в большом окружающем мире в
конце), в целом дает представление о развитии мира. Познать этот мир
позволяет слово, речь, язык человека. На уроке стараюсь построить работу
так, чтобы работали все виды памяти. Чтобы выбрать правильное
написание, ученик должен понимать, что уши слышат, глаза видят, логика
ясна, моторика работает. И все это работает одновременно. Поэтому
следую алгоритму: текст озвучивается –
включается
память;
отмечаются слабые позиции в
произношении – включается зрительная
память; дается объяснение изученному
материалу – включается логическая
память; теперь записываем, включая
моторную память.
Большое внимание в своей долгой
педагогической практике уделяю
работе со словом внутри
словосочетания, предложения, текста. Это положение считаю очень
важным в изучении русского языка. Наверное, ещё и поэтому программа
И.В. Барановой стала мне по духу близкой. Со словом нужно работать в
контексте – это принципиальная позиция авторов новой программы. Об
этом в свое время говорила нам и преподаватель Читинского
государственного пединститута Губова Галина Михайловна, ныне
профессор педагогических наук. Слово – единица речи. Наше слово
многозначно, и его смысл часто становится понятным только в сочетании с
другими словами. Хорошую роль здесь играют миниатюры, которые
помогают работать над глубинным смыслом слова. А это интересно на
любой ступени познания. Например, работая индивидуально с учеником над
темой «главные члены предложения» (основа предложения), прошу
подчеркнуть подлежащее в предложении Большая Медведица – это семь
ярких звёзд. Находим Медведица. Речь идет о животном, у которого есть
медвежата? Нет. А вот контекст – Большая Медведица и звёзды. О чем же
речь в предложении? О созвездии. Значит, подлежащее Большая
Медведица. Шестиклассник, имеющий низкую мотивацию к обучению,
улыбается: понял! И уже в предложении «Солнечный зайчик весело прыгал
на стене» ученик сам находит основу и прямо кричит: Солнечный зайчик –
подлежащее! Работа со словом в контексте – это в-пятых.
В-шестых, развивать речь учащихся нужно на каждом уроке. Это сегодня
знают все русоведы. Но официальные программы предлагают нам
отдельные уроки «развития речи», и в отчетах мы должны подсчитать
выполнение нормы таких уроков. А ведь развитие речи – это процесс
длительный, повседневный, ежеурочный. Что необходимо для развития
речи школьника? Необходимо постоянно обогащать его лексический запас.
Здесь эффективна работа с тематическими текстами на каждом уроке. А
все, что узнали, изучили можно включать в личный творческий процесс. Поэтому много пишем небольших сочинений на различные темы,
анализируем их, учимся понимать подтекст.
Периодическая таблица элементов русской речи доказывает, что
речевое пространство взаимосвязано с изучением грамматики, поэтому на
каждом уроке идет развитие речи. Необходимо постигать смысл языка, а
не только его теорию. «Идем от смысла», «идем к смыслу» буквы, части
слова, слова, предложения, текста. Эти слова часто звучат в уроке. Чтобы
развивать мыслительную способность учеников, учу находить сходства и
различия языковых явлений. Личный творческий процесс – это различные
творческие задания, которые раскрывают творческий потенциал ребёнка.
Особую ценность в этих заданиях представляют словесные зарисовки, эссе,
поучительные небылицы, мини-сочинения, т.е. собственные
тексты
учащихся. Например, в одном из упражнений попалось слово источник,
которое пятиклассники почему-то затруднились объяснить. Начинаем его
«расшифровывать». Вышли на точку, из этой точки течет вода, она
источается, т.е. вытекает. Включаем слово в контекст: каким может быть
источник? Чистым, лесным, прозрачным, холодным, лечебным, красивым,
таинственным. Источник воды, источник денег, источник дохода(!)… Пишем
словесную зарисовку «Источник» или мини-сочинение «Загадочный
источник». Через смысл и контекст выходим на слово загадочный… Теперь,
я думаю, слово источник прочно войдет в лексический словарь каждого
ученика 5б класса. А уж какая работа с этим словом развернулась в 8
классе – целое исследование! Значение слова по различным словарям,
этимология слова… Прав ли ученик, который «узрел корень» слова
источник от слова точка? Просим помощи в интернете… Я понимаю, что
работа эта трудоемкая, но очень нужная, интересная, обогащающая
лексический запас ребенка.
Каждый учитель проводит работу над ошибками. У меня она называется
«Почему обидели?». Например, при изучении правописания имен
собственных в 5 классе учащиеся в домашнем задании написали с
маленькой буквы слова Сибирь, Кавказ, Камчатка. За 5 минут с помощью
слайдов узнаем, например, про Сибирь: карта географическая, пейзажи,
животный мир, наше Забайкалье, багул… А потом аналитическая работа,
почему нельзя обижать такие слова. А дома можно написать мини-
сочинение «Прости за то, что обидел», «Я не знал, а теперь знаю» и др.
Развивая творческие способности учащихся, практикую большие
тематические творческие работы, над которыми ученик работает всю 4
четверть. Своего рода «маленькие курсовые». Эти работы пишутся по
желанию, оцениваются двумя-тремя оценками (в зависимости от материала
и творческого подхода), плюс оценка за публичную защиту. Желающих к
концу учебного года бывает много. Несколько таких работ имели выход на
школьные и муниципальные научно-практические конференции. Сегодня
ученик имеет возможность самостоятельно прокладывать путь познания.
Такие работы помогают школьникам формировать умение учиться
самостоятельно. Поэтому самостоятельная работа предполагается и на каждом уроке, и во внеурочной деятельности. Когда дети работают
самостоятельно, творчески, мобилизуя все свои способности, смотреть на
них одно удовольствие!
Анализируя работу по Периодической системе элементов русской речи,
хочется сказать особые слова благодарности автору нового метода в
обучении русскому языку в школе И.В. Барановой. Их метасистемному
освоению языка и познанию мира средствами родной речи. Сегодня мы все
говорим о метасистемности, о ФГОСах второго поколения, о формировании
УУД (универсальных учебных действий) учащихся. Все это не совсем ново
для учителя (напр., общеучебные умения и навыки, над которыми работали
и в советской школе). Важно ведь то, «готова ли наша свеча к возгоранию»?
И главное – я-то тоже готов гореть?
Одна из моих выпускниц, которая «очень любила русский язык в школе»,
привезла из Петербурга настенный сувенир, на котором высечены чьи-то
слова: «Дети рождаются с крыльями, а учителя помогают им взлететь».
Наверное, это так. Метасистемный подход Барановых И.В. и Д.М. в обучении
русскому языку в школе дает такую возможность учителям – помочь
ученикам в познании мира и себя как части этого мира. А это дает
возможность взлета, полета, чувство высоты. Я думаю, что, наверное, в
этом и заключается миссия учителя.
Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Мои методические находки на пути метасистемного освоения русской речи в общеобразовательной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.