Мониторинг освоения общеразвивающей программы в творческом объединении

  • Документация
  • Контроль знаний
  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 27.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Мониторинг освоения общеразвивающей программы в творческом объединении" содержит этапы мониторинга, их расшифровку, образцы таблиц, которые помогут педагогу собирать информацию на разных этапах обучения ребенка и отслеживать освоение блоков программы и программу в целом. Может использоваться в работе педагогов различного уровня.Материал содержит информацию по проведению поэтапного мониторинга освоения общеразвивающей программы, расшифровку уровней освоения, образцы таблиц для отслеживания.
Иконка файла материала Мониторинг.pptx

МОНИТОРИНГ освоения
Общеразвивающей программы
в творческом объединении

МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Ленинского района г. Кемерово

Составитель:
Заведующая отделом ДПИ
Виктория Валериевна Иванова

2017

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий.

Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (наблюдение за образовательным процессом с целью выявления качества знания)

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

Способы мониторинга:
· текущее наблюдение,
· тестирование,
· анализ результатов учебной деятельности,
· оценка и самооценка и т. д.

Организация и проведение мониторинга в учреждении дополнительного образования детей – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. 

Этапы мониторинга: 
· стартовая диагностика (обзор первичной информации),
· прогнозирование (описание ожидаемых результатов),
· промежуточная диагностика,
· коррекция (разработка и внедрение коррекционных мероприятий),
· итоговая диагностика,
· оценка результатов.

Обученность – это последствия обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты диагностирования уровня реализации намеченной цели. Принципами диагностирования обученности являются объективность, систематичность и наглядность.

Система диагностики обученности включает в себя:  1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.  2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.  3. Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала. 4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.  5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе. 

ФИО

Дата рождения

Учебная организация

Данные о родителях

 

Домашний адрес

Телефон сот. дом.

Данные свидетельства о рождении (паспорта)

 

Индивидуальная карточка обучающегося
Дата поступления в объединение_________________________
Личные данные

 
 
Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

сентябрь

январь

май

сентябрь

январь

май

сентябрь

январь

май

Теоретическая подготовка к работе

 

Практическая подготовка

Общеучебные умения и навыки

Учет результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
__________________________________________________________________
(наименование программы)

дата

Наименование конкурса

результат

 

 

Достижения

№ п/п

 
Вопросы

Ответы

да

нет

1

Занимались ли Вы ранее декоративно-прикладным творчеством?

 

2

Любите ли Вы заниматься рукоделием?

3

Если у Вас есть свободное время, займетесь ли Вы рукоделием?

 
 

4

Если Вам понравилось необычное изделие ручной работы, захотелось бы Вам узнать, как оно делается?

5

Нравятся ли Вам оригинальные изделия ручной работы?

6

Делали ли Вы когда-нибудь сувениры, поделки или подарки своими руками?

7

Вам предлагают на занятиях сделать красивый подарок своими руками. Вы выбираете:
- сделать из книги или журнала
-придумать свой оригинальный подарок

АНКЕТА
Первичный анализ знаний, умений, навыков

Анкета
Самооценка обучающегося и оценка педагога результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
_______________________________________________________________
Объединение, группа, год обучения______________________________________
____________________________________________________________________
ФИО ребенка________________________________________________________




Спасибо за объективные ответы на вопросы анкеты!
Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения______________________________

Таблица



Вопросы


Да


Скорее да,
чем нет


Скорее нет,
чем да


Нет

Дет
ский

Педа
гога

Дет
ский

Педа
гога

Дет
ский

Педа
гога

Дет
ский

Педа
гога

1

Владею полным запасом знаний, предлагаемых по пройденным темам общеразвивающей программы

 

2

Владею понятиями, терминами по пройденным темам

3

Владею умениями и навыками по пройденным темам

4

Понимаю изучаемый материал

5

Могу применять знания, умения и навыки в самостоятельной работе

6

Понимаю смысл задания

7

Умею находить и анализировать ошибки в процессе выполнения работы

8

Умею оценивать качество выполнения работы

9

Умею разбираться в чертежах, пользоваться технологическими картами, схемами и т.д.

10

Умею находить, перерабатывать и использовать информацию

11

Могу самостоятельно изготовить выкройки из журналов, нарисовать эскизы изделий, схемы и т.д.

Оценка результатов анкетирования
Выбор ответа «да» соответствует четвертому уровню обученности, «скорее да, чем нет» - третьему, «скорее нет, чем да» - второму и «нет» - первому. Следует отметить, что достоверность результатов анкетирования будет высокой, если результаты анкеты самооценки и анкеты оценки педагогом отличаются не сильно.

Предлагаю характеристику пяти последовательных уровней освоения, в соответствии с которыми и составляются утверждения левой части таблицы и производится оценка.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
 
Первый уровень обученности – уровень различения (распознавания) – обучающиеся узнают объект, находят его аналоги, но ранее полученные знания об объекте не могут воспроизвести, на вопросы отвечают односложно, пытаясь угадать ответ.

Второй уровень обученности – уровень запоминания – на этом уровне дети запоминают специфическую информацию, могут повторить самостоятельно практические приёмы, воспроизвести действие или формулировку того или иного правила

Третий уровень обученности – уровень понимания – дети владеют элементарными умениями и навыками, которые проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. Они используют полученные знания, правила и методы в новых ситуациях, обнаруживают причинно-следственные связи и закономерности.

Четвертый уровень – уровень умения (репродуктирования). Обучающиеся владеют закреплёнными способами применять знания на практике.

Пятый уровень обученности – уровень переноса – это уровень творческих умений, когда обучающиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций. Самостоятельно конструировать, моделировать, экспериментировать, исследовать.

Ведомость диагностики результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
в______________________________________________________
по теме_________________________________________________
образовательной программы______________________________________________
группы (1,2,3 год обучения)________________________________
педагог дополнительного образования_____________________________________________
дата проведения__________________________________________

 
 
 
№ п/п

 
 
 
 
Список детей

Оценка освоения наиболее важных знаний и умений по программе

Наиболее важные знания

Наиболее важные умения

История возникновения
рукоделий

Материалы, инструменты и приспособления для изготовления игрушек

Правила раскроя

Выполнение основных швов

% освоения

Применять знания по истории рукоделий

Правильно использовать материалы, инструменты и приспособления

Работать с выкройками

Правильно выполнять основные швы

% освоения

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 – минимальный

2 – средний

3 – максимальный

4 – креативный

Расшифровка уровней
Минимальный уровень (1) – дети усваивают материал после длительной тренировочной работы, выполняют лишь простейшие задания на основе образца, затрудняются выделить существенное, нуждаются в постоянной помощи и контроле педагога.
Средний уровень (2) – дети, овладев знаниями и способами действия, переносят их в новые ситуации; выделяют основное и существенное не сразу, а после упражнений; хорошо ориентируются в способах выполнения заданий.
Максимальный уровень (3) – ребенок освоил практически весь объем знаний и овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; легко переносит знания в новые ситуации, выполняет задания творчески, не затрудняется в способах добывания новых знаний.
Креативный уровень (4) – ребенок умеет творчески применять полученные знания на практике в нестандартной ситуации, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций. Самостоятельно конструировать, моделировать, экспериментировать, исследовать.

Оформление результатов мониторинга
(педагогического прогноза,
тенденций развития данного объекта):

· сводные таблицы,
· диаграммы,
· анализ,
· информационные листы,
· план коррекционной работы и т.д.