Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий.
Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (наблюдение за образовательным процессом с целью выявления качества знания)
Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.
Способы мониторинга:
· текущее наблюдение,
· тестирование,
· анализ результатов учебной деятельности,
· оценка и самооценка и т. д.
Организация и проведение мониторинга в учреждении дополнительного образования детей – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Этапы мониторинга:
· стартовая диагностика (обзор первичной информации),
· прогнозирование (описание ожидаемых результатов),
· промежуточная диагностика,
· коррекция (разработка и внедрение коррекционных мероприятий),
· итоговая диагностика,
· оценка результатов.
Система диагностики обученности включает в себя: 1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся. 2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы. 3. Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса. 5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.
| Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | ||||||
сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | |
Теоретическая подготовка к работе |
| ||||||||
Практическая подготовка | |||||||||
Общеучебные умения и навыки |
Учет результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
__________________________________________________________________
(наименование программы)
№ п/п | | Ответы | |
да | нет | ||
1 | Занимались ли Вы ранее декоративно-прикладным творчеством? |
| |
2 | Любите ли Вы заниматься рукоделием? | ||
3 | Если у Вас есть свободное время, займетесь ли Вы рукоделием? | | |
4 | Если Вам понравилось необычное изделие ручной работы, захотелось бы Вам узнать, как оно делается? | ||
5 | Нравятся ли Вам оригинальные изделия ручной работы? | ||
6 | Делали ли Вы когда-нибудь сувениры, поделки или подарки своими руками? | ||
7 | Вам предлагают на занятиях сделать красивый подарок своими руками. Вы выбираете: |
АНКЕТА
Первичный анализ знаний, умений, навыков
Анкета
Самооценка обучающегося и оценка педагога результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
_______________________________________________________________
Объединение, группа, год обучения______________________________________
____________________________________________________________________
ФИО ребенка________________________________________________________
Спасибо за объективные ответы на вопросы анкеты!
Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения______________________________
Таблица
|
|
|
|
|
| ||||
Дет | Педа | Дет | Педа | Дет | Педа | Дет | Педа | ||
1 | Владею полным запасом знаний, предлагаемых по пройденным темам общеразвивающей программы |
| |||||||
2 | Владею понятиями, терминами по пройденным темам | ||||||||
3 | Владею умениями и навыками по пройденным темам | ||||||||
4 | Понимаю изучаемый материал | ||||||||
5 | Могу применять знания, умения и навыки в самостоятельной работе | ||||||||
6 | Понимаю смысл задания | ||||||||
7 | Умею находить и анализировать ошибки в процессе выполнения работы | ||||||||
8 | Умею оценивать качество выполнения работы | ||||||||
9 | Умею разбираться в чертежах, пользоваться технологическими картами, схемами и т.д. | ||||||||
10 | Умею находить, перерабатывать и использовать информацию | ||||||||
11 | Могу самостоятельно изготовить выкройки из журналов, нарисовать эскизы изделий, схемы и т.д. |
Оценка результатов анкетирования
Выбор ответа «да» соответствует четвертому уровню обученности, «скорее да, чем нет» - третьему, «скорее нет, чем да» - второму и «нет» - первому. Следует отметить, что достоверность результатов анкетирования будет высокой, если результаты анкеты самооценки и анкеты оценки педагогом отличаются не сильно.
Предлагаю характеристику пяти последовательных уровней освоения, в соответствии с которыми и составляются утверждения левой части таблицы и производится оценка.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – уровень различения (распознавания) – обучающиеся узнают объект, находят его аналоги, но ранее полученные знания об объекте не могут воспроизвести, на вопросы отвечают односложно, пытаясь угадать ответ.
Второй уровень обученности – уровень запоминания – на этом уровне дети запоминают специфическую информацию, могут повторить самостоятельно практические приёмы, воспроизвести действие или формулировку того или иного правила
Третий уровень обученности – уровень понимания – дети владеют элементарными умениями и навыками, которые проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. Они используют полученные знания, правила и методы в новых ситуациях, обнаруживают причинно-следственные связи и закономерности.
Четвертый уровень – уровень умения (репродуктирования). Обучающиеся владеют закреплёнными способами применять знания на практике.
Пятый уровень обученности – уровень переноса – это уровень творческих умений, когда обучающиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций. Самостоятельно конструировать, моделировать, экспериментировать, исследовать.
Ведомость диагностики результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
в______________________________________________________
по теме_________________________________________________
образовательной программы______________________________________________
группы (1,2,3 год обучения)________________________________
педагог дополнительного образования_____________________________________________
дата проведения__________________________________________
| | Оценка освоения наиболее важных знаний и умений по программе | |||||||||
Наиболее важные знания | Наиболее важные умения | ||||||||||
История возникновения | Материалы, инструменты и приспособления для изготовления игрушек | Правила раскроя | Выполнение основных швов | % освоения | Применять знания по истории рукоделий | Правильно использовать материалы, инструменты и приспособления | Работать с выкройками | Правильно выполнять основные швы | % освоения | ||
1 |
| ||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
1 – минимальный | |||||||||||
2 – средний | |||||||||||
3 – максимальный | |||||||||||
4 – креативный |
Расшифровка уровней
Минимальный уровень (1) – дети усваивают материал после длительной тренировочной работы, выполняют лишь простейшие задания на основе образца, затрудняются выделить существенное, нуждаются в постоянной помощи и контроле педагога.
Средний уровень (2) – дети, овладев знаниями и способами действия, переносят их в новые ситуации; выделяют основное и существенное не сразу, а после упражнений; хорошо ориентируются в способах выполнения заданий.
Максимальный уровень (3) – ребенок освоил практически весь объем знаний и овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; легко переносит знания в новые ситуации, выполняет задания творчески, не затрудняется в способах добывания новых знаний.
Креативный уровень (4) – ребенок умеет творчески применять полученные знания на практике в нестандартной ситуации, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций. Самостоятельно конструировать, моделировать, экспериментировать, исследовать.
Оформление результатов мониторинга
(педагогического прогноза,
тенденций развития данного объекта):
· сводные таблицы,
· диаграммы,
· анализ,
· информационные листы,
· план коррекционной работы и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.