План-конспект.
(Слайд 1) Урок изобразительного искусства. 6 классе
Тема урока по программе Б. М. Неменского: Объемные изображения в скульптуре.
Тема урока (2 часть), вписанная в программу: Тема Великой Отечественной войны в монументальной скульптуре.
(Слайд 2) Цель:
Познакомить обучающихся с монументальной скульптурой, понятием триптиха, мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями;
Формировать ключевые и
надпредметных компетенций учащихся:
формировать традиционные знания, умения и навыки;
формировать надпредметные понятия: Родина, совесть, любовь;
формировать ключевые компетентности: информационные, ценностно-смысловые,
общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, личностного совершенствования
Помочь учащимся быть более открытыми, почувствовать свою значимость, создать
позитивное отношение к различным видам искусства, увидеть связь различных видов
искусств.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, образное мышление, обогащать кругозор обучающихся на основе краеведческого материала.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеофильмы.
Зрительный ряд: презентация, слайдшоу с фотографиями памятников и монументов ВОВ, видеофильмы.
Литературный ряд: стихи о войне, песни о войне.
Материалы для обучающихся: Рабочие тетради, альбомные листы, фотографии с изображением мемориалов, тексты со стихотворениями, тексты песен, цветная бумага, фламастеры, карандаши, цветные ручки, клей, ножницы, скотч, листы для записей.
Тип урока : урок повторения, урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-экскурсия.
Форма работы на уроке: Фронтально-коллективная работа, групповая.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Эмоциональный настрой на урок. Распределение обучающихся на три группы.
Организация проверки готовности к уроку.
2. Повторение предыдущего учебного материала.
Задания по группам.
(Слайд 3) 1. Дать определения жанрам скульптурных изображений .
(Слайд 4) 2. Дать определения рельефа на изображениях.
(Слайд 5) 3. Дать определения видам скульптур.
Учитель:
- Что бы начать наш урок давайте дословно дадим определения понятиям: памятник, монумент, скульптура (работают в группах).
Дают ответы:
(Слайд 6)
• Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
• Значение слова Памятник архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события.
• Монумент — (лат. monumentum, от moneo напоминаю), памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося обществ, деятеля и т. п. Часто монумент служит идейной и объемно пространственной доминантой архитектурного ансамбля
Учитель:
- Сегодня мы объедением все эти понятия.
Монументальная скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого посвящены значительным историческим событиям или воздвигаются в честь великих людей.
- Как вы считаете, что отличает монументальную скульптуру от скульптуры в целом?
Дают ответы:
Учитель дополняет:
(Слайд 7)
Характерными чертами монументальной скульптуры являются крупные масштабы, единство содержания, гармония с архитектурно-пространственным окружением. Целевой аудиторией является массовый зритель. Монументальная скульптура, которая может быть как однофигурной, так и многофигурной, исполняется в виде мемориальных комплексов, памятников и рельефов. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах - в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.
Скульптурный ансамбль - группа, ансамбль – несколько фигур, объединённых одним сюжетом, действием. Скульптурные группы изображение конкретных бытовых сценок или обобщенные образы. Скульптура малой формы (или малых форм) - это вид станковой скульптуры.
Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве. А в ансамбле их может быть пять, десять, соединенных одной темой, одним замыслом. Их надо распределить так, чтобы они не только не мешали, но наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(Слайд 8) Звучит песня «Поклонимся великим тем годам». На фоне музыки на слайде появляются фото монументов и памятников.
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, о каком времени эта песня? Какому событию она посвящена? Какую великую дату мы будем отмечать в этом году? А что вы ещё увидели на слайде презентации?
Ответы детей.(Великая Отечественная война, Сталинградская битва, 75-летие Победы в ВОВ, мемориалы, памятники, архитектурные ансамбли)
Учитель:
(Слайд 9) «Великая Отечественная война для нас - это часть Второй
Мировой войны. Мировая – это значит, что задействован практически весь мир.
Давайте оценим эти цифры:
Продолжительность войны - 2195 дней (6 лет)
Количество стран-участниц - 61
Численность населения стран-участниц - 1700 млн \ 80% населения Земли
Количество погибших - 50 млн
Количество раненых - 35 млн
Количество стран, в которых происходили военные действия - 40
Площадь территорий, на которых проходили военные действия - 22 млн. кв. км
Это была самая кровопролитная и разрушительная война.
Польша была захвачена за 33 дня, союзную армию Франции разбили за 44 дня. Врага
смогли остановить только мы.
Вклад СССР – решающий, важнейший, главный.
Эту войну видели только наши деды и прадеды,
как же рассказать о Великой Отечественной войне вам, как сохранить эти события
в памяти? (в произведениях литературы, музыки,
изо)
(Слайд 10) Память о прошлом... Память... Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. Великий русский художник, автор картины «Три богатыря», Виктор Михайлович Васнецов, сказал: «Плох тот народ, который не помнит, не любит, не ценит своей истории».
И мы помним. Учим стихотворения, читаем книги, всматриваемся в пожелтевшие листы документов музейных экспонатов. Сегодня наш урок посвящен памятникам, мемориалам, связанным с войной. Эти каменные изваяния не дают нам забывать о том горе, которое постигло нашу страну в 1941 году.
(Слайд 11) Тысячи памятных мест в нашей стране и за рубежом оставила нам война. Но мы побываем только в трех: Челябинская область, Волгоградская область и Германия город Берлин. Наш урок мы проведём в форме экскурсии. В роли экскурсоводов выступим мы сами я, а также ваши одноклассники. Сведения, полученные на уроке, мы реализуем при создании проекта, итогом станет информационный альбом, все необходимое для его создания есть на ваших рабочих столах, вы можете в процессе «экскурсии» делать записи, наброски. В конце занятия мы объединим оформленные вами страницы в единый альбом. Информацию для создания альбома надо выбрать из предложенного материала. Каждая группа будет работать над своей страницей. Магнитогорск, Волгоград, Берлин.
Мы уже определили какая тема будет звучать в материале нашего урока.
3. Первичное усвоение новых знаний.
(Слайд 12) Знаете, что такое триптих?
Ответы детей.
Пояснение учителя.
Это произведение искусства, состоящее из трех частей, объединенных общей идеей.
Предлагаю отправиться в наше путешествие.
(Слайд 13) Далеко от Уральских гор звучали разрывы бомб и пулеметные очереди, но именно наша область стала оборонным щитом для страны с первых дней войны. Недаром город Челябинск был назван Танкоградом.
Что вам известно об этом, какими знаниями вы можете поделиться с нами.
Ответы детей. Стихотворение читает один из учеников.
Среди названий
славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: Танкоградцы!
И в том пути, где год сменяет год,
Где для волненья годы не преграда,
Хранит в сердцах и памяти народ
Неугасимый подвиг Танкограда!
(Е. Ховив)
Уже в начале войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. Завод выпускал тяжёлые танки КВ-1 с 1940 года (с 1943 года выпускал ИС-2). Также, было освоено всего за 33 дня, массовое производство танков Т-34. Впервые в мировой практике танкостроения сборка среднего танка была поставлена на конвейер именно на ЧТЗ
Именно с Челябинской области мы начнем нашу экскурсию и первым станет город Магнитогорск.
(Слайд
14) Первая часть триптиха композиция “Тыл — фронту” ,
она отражает работу тыла, который обеспечил победу во Второй мировой войне,
именно тыл Урала активно ковал «Меч Победы» — каждый второй танк и каждый
третий снаряд были выпущены из магнитогорской стали. Расположение людей в
композиции весьма символично: рабочий в композиции смотрит на восток, а солдат
– на запад, именно там были основные боевые действия.
Авторы: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский.
Материал — бронза,
гранит.
Высота — 15 метров.
Беспощадно шел по нашей земле немецкий солдат, что его остановит? Но никто не допускал мысли о том, что его страшный замысел будет воплощен в реальность. И вот мы у берегов Волги. Сталинградская битва.
Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, положившая начало коренному перелому в ходе войны. Битва стала первым масштабным поражением вермахта, сопровождавшемся капитуляцией крупной войсковой группировки.
(Слайд 15) И мы у Мамаева кургана
(Слайд 16) Величественный мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане напоминает о том, что защитники Сталинграда были сильнее смерти.
Над волжским простором вознеслась величественная и прекрасная скульптура – «Мать – Родина», вздымающая меч возмездия и словно говорящая: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
Скульптура символизирует Родину, которая зовёт всех детей совместными усилиями победить врага. Работа скульптора Евге́ний Ви́кторович Вуче́тича и инженера Никола́я Васи́льевича Ники́тина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя имеет высоту 85 метров. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров. Скульптура Родины-матери – один из самых посещаемых объектов Волгограда. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы к монументу несут сами волгоградцы, туристы, приехавшие из разных частей России, и зарубежные путешественники.
Повернули врага назад. Обломили ему хребет, и вот третий
монумент с мечем.
(Слайд 17) Воинский мемориал в Трептов-парке - самый большой из
подобных памятников за пределами бывшего Советского Союза и самый известный в
мире наряду с Мамаевым курганом в России.
Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин — освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.
Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор — художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов.
Стихотворение читает один из учеников.
…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!
После (Слайда 18) Высота — 12метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма
(Слайд 19) Это завершение нашей экскурсии. Мы начали ее как и свершались события в годы Великой Отечественной войны, но самое удивительное, что появление этих монументов шло в обратном направление и первым появился именно «Воин освободитель», после него над Волгой взмыл вверх меч в руках «Родины-мать» и 28—29 июня в 1979 году заключительным стал монумент солдата и рабочего «Тыл фронту».
- Ребята, почему эти три монументальных ансамбля объединены в триптих? Какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на эти мемориальные ансамбли, памятники?
Ответы детей (Скорбь, печаль, гордость, радость…).
Пояснение учителя.
У каждой скульптуры мы видим меч. На Урале его выковали и отдали солдату. В трудную годину именно мать подняла меч и встала на пути врага, призывая своих детей на битву. В самом логове врага, уставший, но благородный советский солдат опустил этот меч Победы, дабы показывая всему миру, что больше ему ничего и не надо — мирное небо, дети и своя земля.
5. Закрепление:
· Расположить на листах фотографии с изображениями монументов, записать стихотворения, тексты песен, информацию о памятниках и ансамблях.
· Объединить полученные листы в альбом в порядке начала ВОВ и ее завершение
6. Подведение итогов урока. Учитель:
-Что нового вы открыли для себя на уроке?
-О чём бы вам хотелось узнать в будущем?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.