Монументальные скульптуры. Триптих
Оценка 5

Монументальные скульптуры. Триптих

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
6 кл
27.03.2020
Монументальные скульптуры. Триптих
Материал подготовлен для знакомства обучающихся с триптихом. монументальные скульптуры посвященные Великой Отечественной войне
Триптих.docx

План-конспект.

(Слайд 1) Урок изобразительного искусства. 6 классе

Тема урока по программе Б. М. Неменского:  Объемные изображения в скульптуре.

Тема урока (2 часть), вписанная в программу: Тема Великой Отечественной войны в монументальной скульптуре.

(Слайд 2)  Цель:

Познакомить обучающихся с монументальной скульптурой, понятием триптиха, мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями;

Формировать ключевые и надпредметных компетенций учащихся:
формировать традиционные знания, умения и навыки;
формировать надпредметные понятия: Родина, совесть, любовь;
формировать ключевые компетентности: информационные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, личностного совершенствования Помочь учащимся быть более открытыми, почувствовать свою значимость, создать позитивное отношение к различным видам искусства, увидеть связь различных видов искусств.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, образное мышление, обогащать кругозор обучающихся на основе краеведческого материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеофильмы.

Зрительный ряд: презентация, слайдшоу с фотографиями памятников и монументов  ВОВ, видеофильмы.

Литературный ряд: стихи о войне, песни о войне.

Материалы для обучающихся:  Рабочие тетради, альбомные листы, фотографии с изображением мемориалов, тексты со стихотворениями, тексты песен, цветная бумага,  фламастеры, карандаши, цветные ручки, клей, ножницы, скотч, листы для записей.

Тип урока : урок повторения, урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-экскурсия.

Форма работы на уроке: Фронтально-коллективная работа, групповая.

Ход урока.

1.       Организационный этап.

Эмоциональный настрой на урок. Распределение обучающихся на три группы.

Организация проверки готовности к уроку.

2.      Повторение предыдущего учебного материала.

Задания по группам.

(Слайд 3) 1. Дать определения жанрам скульптурных изображений .

(Слайд 4) 2. Дать определения рельефа на изображениях.

(Слайд 5) 3. Дать определения видам скульптур.

Учитель:

- Что бы начать наш урок давайте дословно дадим определения понятиям: памятник, монумент, скульптура (работают в группах).

Дают ответы:

(Слайд 6) 

•    Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

•    Значение слова Памятник архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события.

•    Монумент — (лат. monumentum, от moneo напоминаю), памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося обществ, деятеля и т. п. Часто монумент служит идейной и объемно пространственной доминантой архитектурного ансамбля

Учитель:       

- Сегодня мы объедением все эти понятия.

            Монументальная скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого посвящены значительным историческим событиям или воздвигаются в честь великих людей.

- Как вы считаете, что отличает монументальную скульптуру от скульптуры в целом?

Дают ответы:

Учитель дополняет:

(Слайд 7) 

            Характерными чертами монументальной скульптуры являются крупные масштабы, единство содержания, гармония с архитектурно-пространственным окружением. Целевой аудиторией является массовый зритель. Монументальная скульптура, которая может быть как однофигурной, так и многофигурной, исполняется в виде мемориальных комплексов, памятников и рельефов. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах - в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.

            Скульптурный ансамбль - группа, ансамбль – несколько фигур, объединённых одним сюжетом, действием. Скульптурные группы изображение конкретных бытовых сценок или обобщенные образы. Скульптура малой формы (или малых форм) - это вид станковой скульптуры.

            Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве. А в ансамбле их может быть пять, десять, соединенных одной темой, одним замыслом. Их надо распределить так, чтобы они не только не мешали, но наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(Слайд 8)  Звучит песня  «Поклонимся великим тем годам». На фоне музыки на слайде появляются фото монументов и памятников.

Учитель:

            - Скажите, пожалуйста, о каком времени эта песня? Какому событию она посвящена? Какую великую дату мы будем отмечать в этом году? А  что вы ещё увидели на слайде презентации?

Ответы детей.(Великая Отечественная война, Сталинградская битва, 75-летие Победы в ВОВ, мемориалы, памятники, архитектурные ансамбли)

Учитель:

(Слайд 9)  «Великая Отечественная война для нас - это часть Второй Мировой войны. Мировая – это значит, что задействован практически весь мир. Давайте оценим эти цифры:
Продолжительность войны - 2195 дней (6 лет)
Количество стран-участниц - 61
Численность населения стран-участниц - 1700 млн \ 80% населения Земли
Количество погибших - 50 млн
Количество раненых - 35 млн
Количество стран, в которых происходили военные действия - 40
Площадь территорий, на которых проходили военные действия - 22 млн. кв. км
            Это была самая кровопролитная и разрушительная война.
Польша была захвачена за 33 дня, союзную армию Франции разбили за 44 дня. Врага смогли остановить только мы.
Вклад СССР – решающий, важнейший, главный.
Эту войну видели только наши деды и прадеды, как же рассказать о Великой Отечественной войне вам, как сохранить эти события в памяти? (в произведениях литературы, музыки, изо)

(Слайд 10)  Память о прошлом... Память... Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. Великий русский художник, автор картины «Три богатыря», Виктор Михайлович Васнецов, сказал: «Плох тот народ, который не помнит, не любит, не ценит своей истории».

            И мы помним. Учим стихотворения, читаем книги, всматриваемся в пожелтевшие листы документов музейных экспонатов.  Сегодня наш урок посвящен памятникам, мемориалам, связанным с войной. Эти  каменные изваяния не дают нам забывать о том горе, которое постигло нашу страну в 1941 году.

(Слайд 11)  Тысячи памятных мест  в нашей стране и за рубежом оставила нам война. Но мы побываем только  в трех: Челябинская область, Волгоградская область и Германия город Берлин.  Наш урок мы проведём в форме экскурсии. В роли экскурсоводов выступим мы сами я, а также ваши одноклассники. Сведения, полученные на уроке, мы реализуем при создании проекта, итогом станет информационный альбом, все необходимое для его создания есть на ваших рабочих столах, вы можете в процессе «экскурсии» делать записи, наброски. В конце занятия мы объединим оформленные вами страницы в единый альбом. Информацию для создания альбома надо выбрать из предложенного материала. Каждая группа будет работать над своей страницей. Магнитогорск, Волгоград, Берлин.

            Мы уже определили какая тема будет звучать в материале нашего урока.

3.      Первичное усвоение новых знаний.

(Слайд 12)  Знаете, что такое триптих?

Ответы детей.

Пояснение учителя.

            Это произведение искусства, состоящее из трех частей, объединенных общей идеей.

            Предлагаю отправиться в наше путешествие.

(Слайд 13)  Далеко от Уральских гор  звучали разрывы бомб и пулеметные очереди, но именно наша область стала оборонным щитом для страны с первых дней войны. Недаром город Челябинск был назван Танкоградом.

            Что вам известно об этом, какими знаниями вы можете поделиться с нами.

Ответы детей. Стихотворение читает один из учеников.

Среди названий славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: Танкоградцы!
И в том пути, где год сменяет год,
Где для волненья годы не преграда,
Хранит в сердцах и памяти народ
Неугасимый подвиг Танкограда!
(Е. Ховив)

            Уже в начале войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. Завод выпускал тяжёлые танки КВ-1 с 1940 года (с 1943 года выпускал ИС-2). Также, было освоено всего за 33 дня, массовое производство танков Т-34. Впервые в мировой практике танкостроения сборка среднего танка была поставлена на конвейер именно на ЧТЗ

            Именно с Челябинской области мы начнем нашу экскурсию и первым  станет город Магнитогорск.

(Слайд 14)  Первая часть триптиха композиция “Тыл — фронту” , она отражает работу тыла, который обеспечил победу во Второй мировой войне, именно тыл Урала активно ковал «Меч Победы» — каждый второй танк и каждый третий снаряд были выпущены из магнитогорской стали. Расположение людей в композиции весьма символично: рабочий в композиции смотрит на восток, а солдат – на запад, именно там были основные боевые действия.
Авторы: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский. Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров. 

            Беспощадно шел по нашей земле немецкий солдат, что его остановит? Но никто не допускал мысли о том, что его страшный замысел будет воплощен в реальность. И вот мы у берегов Волги. Сталинградская битва.

Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, положившая начало коренному перелому в ходе войны. Битва стала первым масштабным поражением вермахта, сопровождавшемся капитуляцией крупной войсковой группировки.

(Слайд 15)  И мы у Мамаева кургана

(Слайд 16)  Величественный мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане напоминает о том, что защитники Сталинграда были сильнее смерти. 

            Над волжским простором вознеслась величественная и прекрасная скульптура – «Мать – Родина», вздымающая меч возмездия и словно говорящая: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

            Скульптура символизирует Родину, которая зовёт всех детей совместными усилиями победить врага. Работа скульптора Евге́ний Ви́кторович Вуче́тича и инженера Никола́я Васи́льевича Ники́тина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя имеет высоту 85 метров. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров. Скульптура Родины-матери – один из самых посещаемых объектов Волгограда. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы к монументу несут сами волгоградцы, туристы, приехавшие из разных частей России, и зарубежные путешественники.

            Повернули врага назад. Обломили ему хребет, и вот третий монумент с мечем.
(Слайд 17)  Воинский мемориал в Трептов-парке - самый большой из подобных памятников за пределами бывшего Советского Союза и самый известный в мире наряду с Мамаевым курганом в России.

            Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин — освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

            Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор — художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов.

Стихотворение читает один из учеников.

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

После (Слайда 18) Высота — 12метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма

(Слайд 19)  Это завершение нашей экскурсии. Мы начали ее как  и свершались события в годы Великой Отечественной войны, но самое удивительное, что появление этих монументов шло в обратном направление и первым появился именно «Воин освободитель», после него над Волгой взмыл вверх меч в руках «Родины-мать» и 28—29 июня в 1979 году заключительным стал монумент солдата и рабочего «Тыл фронту».

- Ребята, почему эти три монументальных ансамбля объединены в триптих? Какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на эти мемориальные ансамбли, памятники?

Ответы детей (Скорбь, печаль, гордость, радость…).

Пояснение учителя.

У каждой скульптуры мы видим меч. На Урале его выковали и отдали солдату. В трудную годину именно мать подняла меч и встала на пути врага, призывая своих детей на битву.   В самом логове врага, уставший, но благородный советский солдат опустил этот меч Победы, дабы показывая всему миру, что больше ему ничего и не надо — мирное небо, дети и своя земля.

5. Закрепление:

·         Расположить на листах фотографии с изображениями монументов, записать стихотворения, тексты песен, информацию о памятниках и ансамблях.

·         Объединить полученные листы в альбом в порядке начала ВОВ и ее завершение

6. Подведение итогов урока. Учитель:

-Что нового вы открыли для себя на уроке?

-О чём бы вам хотелось узнать в будущем?

 


 

План-конспект. (Слайд 1)

План-конспект. (Слайд 1)

Организация проверки готовности к уроку

Организация проверки готовности к уроку

Скульптурный ансамбль - группа, ансамбль – несколько фигур, объединённых одним сюжетом, действием

Скульптурный ансамбль - группа, ансамбль – несколько фигур, объединённых одним сюжетом, действием

Эти каменные изваяния не дают нам забывать о том горе, которое постигло нашу страну в 1941 году

Эти каменные изваяния не дают нам забывать о том горе, которое постигло нашу страну в 1941 году

Именно с Челябинской области мы начнем нашу экскурсию и первым станет город

Именно с Челябинской области мы начнем нашу экскурсию и первым станет город

Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора

Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора

Монументальные скульптуры. Триптих

Монументальные скульптуры. Триптих
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2020