Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор
Оценка 4.6

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
25.02.2018
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор
Цель урока: творческое усвоение сведений о составе слова и способах современного русского словообразования. Задачи: расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования; развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье; воспитать креативную личность, способную решать сложные проблемы в условиях групповой работы. Ожидаемые результаты: знать средства словообразования и их стилистические возможности; уметь определять значение и стилистическую принадлежность морфем; уметь образовывать слова различными способами и выполнять словообразовательный и морфемный анализ; уметь работать в группе.
0000.docx

Дата:                                                                                           Класс: 11           урок 3

Тема:  Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор

Цель урока: творческое усвоение сведений о составе слова и способах современного русского словообразования.

Задачи:

расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования;

развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;

воспитать креативную личность, способную решать  сложные проблемы в условиях групповой работы.

Ожидаемые результаты:

знать средства  словообразования и их стилистические возможности;

уметь определять значение и стилистическую принадлежность морфем;

уметь образовывать слова различными способами и выполнять словообразовательный и морфемный анализ;

уметь работать в группе.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»

- Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу.

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются.

 

5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

Овражек ← овраг. (суффиксальный)

Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

Бег← бегать. (бессуффиксный)

Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

Мороженая рыба } переход

Ученики отвечают на вопросы учителя.

 

Делают словообразовательный разбор слов.

Карточки

25 мин.

III. Актуализация знаний

Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2 города рождаются2лишь затем, чтобы побриться2, остричься, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена2 в секретаршу месткома2коммунальников, что это мешало2 ей работать (Ильф и Петров).

 (Много) парикмахерских

 1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: 
парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.
3. Основа формы – 
парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: 
парикмахер, парикмахер-а.
5. -ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: 
матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – 
парикмахерск-. Основа производная.
3–5. 
парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

 Жители

 1) Морфемный разбор:

1. жи-тел-и (имя существительное).
2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: 
житель, жител-я.
3. Основа формы – 
жи-тел-.
4. Корень -жи-. Однокоренные слова: 
жи-ть, жи-ой.
5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: 
пис-а-тель, вод-и-тель.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – 
жи-тель. Основа производная.
3–4. 
жи-тель  жи-ть.
5. 
-тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

                           Практическое задание для группы

Грусть – грустный – грустноватый

Гитара – гитарист – гитаристка

Шелк – шелковый- шелковистость

Мука- мучной – мучнистый

Загадка

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Все же- в дневнике или в журнале.

Ученики по очереди заполняют таблицу. Слова для разбора диктует учитель.

Разбор слова по составу

Словообразовательный анализ слова

Слова для разбора: сверхсекретный, внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник.

Состав слова.

Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.

Основа. Основа слова – улета- .

Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.

Суффикс. Суффикс слова – -а-.

Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-

Словообразовательный анализ.

Улетать – летя, направляться куда-нибудь.

Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.

Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».

Способ образования – приставочный.

(оценка)

Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов».

Задание для 1-ой и 2-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов. 

Книжная стилистическая окраска

 

-к(а) (зарубежка, неотложка, публичка);

-атин(а) (кислятина, постнятина, серятина);

ён(а) (сластёна, гулёна);

-ун(крикун, пискун, болтун);

--уш(а) (крикуша, плакуша);

--аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый);

-л(а) (громила, воротила);

-яш(кругляш, кудряш, племяш) и др.

Разговорная стилистическая окраска

 

- ость (очевидность, картинность, плавность);

-ств(о) (гражданство, предательство);

-иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада);

-льн(ый) (кипятильный, красильный);

-тельн(ый) (измерительный, окислительный);

-изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать) и др.

 

Задание для 3-ей и 4-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов. 

Книжная стилистическая окраска

 

воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять);

из- (ис-) (изгнать, испить);

низ- (нис-)  (низводить, ниспровергнуть);

наи-(наилучший);

со- (соисполнитель, соучаствовать);

интер-(интервокальный);

ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др.

Разговорная стилистическая окраска

 

раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый);

про-(пробегать, прогулять, проглядеть);

на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать).

. Каждая группа анализирует 3 слова из упражнения (определяет способ словообразования и стилистическую принадлежность). Представители одной группы отвечают, представители других групп комментируют ответ.

Творческая работа в группах.

Задание № 1 для 1-2 групп.  На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках. 

Космодром

Поэтодром

Ракетодром

Собакодром

Лунодром

Змеедром

Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.

Задание № 2 для 1-2 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Задание № 1 для 3-4 групп.  На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.  

Принцесса

Критикесса

Баронесса

Аспирантесса

Поэтесса

Гидесса

Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.

Задание № 2 для 3-4 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.

 

Таблица

5 мин.

IV. Закрепление урока.

Способы образования слов.

А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.

— Какие вы знаете способы образования слов?

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

1) 1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

летчик, парашютистка, электровоз,

приходить, МГУ, приморский, сбербанк,

больной, пододеяльник, сотрудник,

кресло-кровать, дежурный, птицефабрика, турпоход, ОРТ.

Гласные в приставках пре - и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре - и при-.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

Е

И

Пр…образователь

Пр…школьный

Пр…успевать

Пр…лунение

Пр…красный

Пр…рвать

Пр…остановить

Пр…одолеть

 Самостоятельное работа для группы .

Укажите способ образования слова ПО-НОВОМУ.

 

2.Каким способом образовано слово ЖАЖДУЩИЙ?

 

3.Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА.

 

4.Укажите морфему(ы), с помощью которой(ых) образовано слово СТЫДЛИВО.

 

5.Выпишите из данного предложения слово(а), состоящее(ие) из пяти морфем.

 

В зрелую пору творчества Пушкин стремился говорить не столько о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько наблюдать, изучать,  художественно обобщать окружающую действительность.

 

6.Выпишите из данного предложения слово, образованное бессуффиксным

способом.

К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И.Даля под-

толкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта.

7.Выпишите из данного фрагмента текста слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.

Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

8.Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочным способом.

Необыкновенное чувство овладевает тобой.

9.Назовите способ образования слова ВОСХОЖДЕНИЕ.

10.Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.

Выполняют грамматическое задание. Выписывают причастия. Делают морфологический разбор.

Делают морфемный разбор следующих слов:  сгорбившись, закричали, покрытый, описывая, разбирал, уставших.

 

 

Приставочный –

 

Суффиксальный –

 

Приставочно-суффиксальный

 

Сложение –

 

Сложение сокращенных основ –

 

Переход одной части в другую –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- преобразователь, пришкольный, преуспевать, прилунение, прекрасный, прервать, приостановить, преодолеть,

 

5 мин.

V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Какие знания у вас были крепкими?

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам.

фишки

 

стикеры

 2 мин.

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Словообразование».

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

 


 

Дата:

Дата:

Морфемный разбор: 1. парикмахер-ск - их (имя существительное)

Морфемный разбор: 1. парикмахер-ск - их (имя существительное)

Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать

Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать

Книжная стилистическая окраска воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять); из- (ис-) (изгнать, испить); низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть); наи- (наилучший); со- (соисполнитель, соучаствовать); интер- (интервокальный); ультра-…

Книжная стилистическая окраска воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять); из- (ис-) (изгнать, испить); низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть); наи- (наилучший); со- (соисполнитель, соучаствовать); интер- (интервокальный); ультра-…

Таблица 5 мин. IV. Закрепление урока

Таблица 5 мин. IV. Закрепление урока

В зрелую пору творчества Пушкин стремился говорить не столько о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько наблюдать, изучать, художественно обобщать…

В зрелую пору творчества Пушкин стремился говорить не столько о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько наблюдать, изучать, художественно обобщать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018