Дата: Класс: 11 урок 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: творческое усвоение сведений о составе слова и способах современного русского словообразования. Задачи: расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования; развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье; воспитать креативную личность, способную решать сложные проблемы в условиях групповой работы. Ожидаемые результаты: знать средства словообразования и их стилистические возможности; уметь определять значение и стилистическую принадлежность морфем; уметь образовывать слова различными способами и выполнять словообразовательный и морфемный анализ; уметь работать в группе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
||||||||||||||||||||||||||||
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик» - Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. |
Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
5 мин. |
II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ) Овражек ← овраг. (суффиксальный) Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный) Бег← бегать. (бессуффиксный) Лесовоз ← лес возит. (сложение основ) Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово) Мороженая рыба } переход |
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Делают словообразовательный разбор слов. |
Карточки |
||||||||||||||||||||||||||||
25 мин. |
III. Актуализация знаний Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите
слова, состав которого соответствует схемам: Образец морфемного и словообразовательного разбора В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2 города рождаются2лишь затем, чтобы побриться2, остричься, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена2 в секретаршу месткома2коммунальников, что это мешало2 ей работать (Ильф и Петров). (Много) парикмахерских 1) Морфемный разбор: 1. парикмахер-ск-их (имя
существительное). 2) Словообразовательный разбор: 1.
Начальная форма – парикмахерская. Жители 1) Морфемный разбор: 1. жи-тел-и (имя существительное). 2) Словообразовательный разбор: 1.
Начальная форма – житель. Практическое задание для группы Грусть – грустный – грустноватый Гитара – гитарист – гитаристка Шелк – шелковый- шелковистость Мука- мучной – мучнистый Загадка Корень мой находится в цене В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Все же- в дневнике или в журнале. Ученики по очереди заполняют таблицу. Слова для разбора диктует учитель.
Слова для разбора: сверхсекретный, внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник. Состав слова. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют. Основа. Основа слова – улета- . Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-. Суффикс. Суффикс слова – -а-. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у- Словообразовательный анализ. Улетать – летя, направляться куда-нибудь. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать». Способ образования – приставочный. (оценка) Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов». Задание для 1-ой и 2-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.
Задание для 3-ей и 4-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов.
. Каждая группа анализирует 3 слова из упражнения (определяет способ словообразования и стилистическую принадлежность). Представители одной группы отвечают, представители других групп комментируют ответ. Творческая работа в группах. Задание № 1 для 1-2 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели. Задание № 2 для 1-2 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы. Задание № 1 для 3-4 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели. Задание № 2 для 3-4 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.
Таблица |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 мин. |
IV. Закрепление урока. Способы образования слов. А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. — Какие вы знаете способы образования слов? Задание. Определите, как образованы следующие слова. 1) 1. приставочный 2. суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный 4. сложение (основ или целых слов) 5. сложение сокращенных основ 6. переход одной части речи в другую летчик, парашютистка, электровоз, приходить, МГУ, приморский, сбербанк, больной, пододеяльник, сотрудник, кресло-кровать, дежурный, птицефабрика, турпоход, ОРТ. Гласные в приставках пре - и при-. — Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре - и при-. Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Самостоятельное работа для группы . Укажите способ образования слова ПО-НОВОМУ.
2.Каким способом образовано слово ЖАЖДУЩИЙ?
3.Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА.
4.Укажите морфему(ы), с помощью которой(ых) образовано слово СТЫДЛИВО.
5.Выпишите из данного предложения слово(а), состоящее(ие) из пяти морфем.
В зрелую пору творчества Пушкин стремился говорить не столько о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.
6.Выпишите из данного предложения слово, образованное бессуффиксным способом. К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И.Даля под- толкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. 7.Выпишите из данного фрагмента текста слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. 8.Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочным способом. Необыкновенное чувство овладевает тобой. 9.Назовите способ образования слова ВОСХОЖДЕНИЕ. 10.Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. |
Выполняют грамматическое задание. Выписывают причастия. Делают морфологический разбор. Делают морфемный разбор следующих слов: сгорбившись, закричали, покрытый, описывая, разбирал, уставших.
Приставочный –
Суффиксальный –
Приставочно-суффиксальный
Сложение –
Сложение сокращенных основ –
Переход одной части в другую –
- преобразователь, пришкольный, преуспевать, прилунение, прекрасный, прервать, приостановить, преодолеть, |
|
||||||||||||||||||||||||||||
5 мин. |
V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма» - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Какие знания у вас были крепкими? |
Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. |
фишки
стикеры |
||||||||||||||||||||||||||||
2 мин. |
VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Словообразование». |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.