«Московское государство в конце XV – начале XVIвека».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: изучение нового материала Цель урока: - ученик научится анализировать причины, изучать следствия, выстраивать свою аргументированную версию событий в Московском государстве конца XV – начале XVI века», давать оценку деятельности личности. - ученик получит возможность научиться реальной познавательной деятельности, приобретет навыки и умения работы с историческим источником для самостоятельного приобретения ими знаний. Будут формироваться на уроке универсальные учебные действия: - личностные УУД (создание условий для самостоятельной учебной деятельности, учащиеся смогут дать оценку личности и деятельности Ивана Великого) - регулятивные УУД (учащиеся получат возможность определить цель и задачи урока, определить последовательность учебных действий) - познавательные УДД (свободная ориентация и восприятие текста научного стиля XV в. (Судебник 1497 г.), умение передать его содержание; анализ форм землевладения с целью выявления отличий; составление целого из частей, то есть синтез (от признаков государства к его общей характеристике) - коммуникативные УУД (учет позиций других людей при совместной деятельности, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение строить продуктивное взаимодействие).
Иконка файла материала Московское государство в конце XV – начале XVIвека.doc
Тема: «Московское государство в конце XV – начале XVIвека». Тип урока: изучение нового материала Цель урока: ­ ученик научится анализировать причины, изучать следствия, выстраивать свою  аргументированную версию событий в Московском государстве конца XV –  начале XVI века», давать оценку деятельности личности. ­ ученик получит возможность научиться реальной познавательной деятельности,  приобретет навыки и умения работы с историческим источником для самостоятельного  приобретения ими знаний. Будут формироваться на уроке универсальные учебные действия: ­ личностные УУД (создание условий для самостоятельной учебной деятельности,  учащиеся смогут дать оценку личности и деятельности Ивана Великого) ­ регулятивные УУД (учащиеся получат возможность определить цель и задачи урока,  определить последовательность учебных действий) ­ познавательные УДД (свободная ориентация и восприятие текста научного стиля XV в.  (Судебник 1497 г.), умение передать его содержание; анализ форм землевладения с целью  выявления отличий; составление целого из частей, то есть синтез (от признаков  государства к его общей характеристике) ­ коммуникативные УУД (учет позиций других людей при совместной деятельности,  умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение строить продуктивное  взаимодействие). Задачи урока: 1. Развитие навыков анализа исторического документа, умения самостоятельно работать с  текстом учебника и извлекать необходимую информацию. 2. Формирование у учащихся осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе. 3. Содействие формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории  своей страны. Технологии: 1. Технология продуктивного (смыслового) чтения (понимание текста, умение истолковать прочитанное, умение извлечь информацию из текста). 2. ИКТ­технология (отображение информации предметного содержания). Оборудование: 1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. учебное пособие «История России с древнейших времен до  конца XVI в. ” 2.Презентация 3.Тексты документов. 4. Словарики. Ход занятия. У: Одно выделяет Ивана III от предков: он счастливее их. Жил в ту пору, когда цель была  достигнута: ему не для чего было выходить на Куликово поле и биться там с татарами,  рисковать своим будущим – хан Ахмат постоит на берегу Угры и сам отойдет в своиприволжские степи; нечего осаждать Тверь – она сама отворит ворота и покорно признает  его власть; стоит ему пригрозить и подойти к Новгороду – и конец вечевому колоколу,  конец новгородской свободе. Северо­Восточная Русь, став объединенной, превратила  Ивана в государя и наделила его средствами в таких размерах, о каких предыдущие князья не смели и мечтать. Московское княжество начнет с той поры превращаться в Россию,  начнет принимать участие в общеевропейской жизни – это создаст совершенно новые  условия существования, породит новые цели, а для достижения этих целей заставит искать и новые средства. У: политический деятель Бестужев­Рюмин: « Хотя и много было сделано  предшественниками Ивана и что поэтому Ивану было легче работать, тем не менее он  велик потому, что умел завершить старые задачи и поставить новые». Правление Ивана III  ­­ завершающий этап образования Русского государства. Перед князем стояли три  важнейшие задачи: 1.объединить вокруг Москвы те земли, которые еще сохраняли свою независимость; 2. покончить с положением вассала Орды и стать суверенным государем; 3. качественные изменения в обществе и государстве влекли за собой соответствующие перемены самой власти и ее институтов. И если в первых двух случаях Иван III, до известной степени,выступал в  роли продолжателя дела своих предшественников, то последняя задача требовала новаторства и смелости. У: работа с картой. Вспомните, что на прошлом уроке мы узнали о завершении  образования единого по территории государства.У: карта «Россия во второй половине XV  ­ начале XVI в.». Делаем вывод о складывании территории и объединении значительного количества земель. Но другой стороной этого процесса явилось формирование системы управления страной  из одного центра. Итак, тема урока «Московское государство в конце XV – начале XVI века». Предлагаю вам сформулировать цель урока. Ответ: как создавалось Московское государство У: чтобы определить задачи урока, вспомним из курса обществознания признаки  государства: ­ единая территория ­ как организовать управление ­ аппарат управления ­ как собрать налоги и пополнить казну ­ законы ­ как создать большое и надежное войско. ­ налоги (на доске) ­ войско Создание единого по территории государства с центром в Москве означало, что  теперь на Руси был один правитель – единственный великий князь Цель узнать «Кто стоял во главе государства? Какие права он имел?» учебное пособие, стр.175 Ответы: ­ издавать законы ­ вести переговоры с другими государствами ­ объявлять войну и заключать мир ­ чеканить монету­ возглавлять значительные военные походы Цель: узнать, как Иван Третий стремился подчеркнуть свое особое положение стр. 174 ­ женитьба на византийской принцессе ­ титул ­ символы власти (скипетр и держава, шапка Мономаха) Цель: узнать, как управлять такой большой территорией, как смог удержать Иван III власть? Работа в группах. 5 мин. Таблички, стр. 174­175. ­ как организовать управление ­ как собрать налоги и пополнить казну ­ на какие части делилась территория страны ­ как создать большое и надежное войско. Цель: узнать с кем держал совет великий князь? Стр. 174­175 Ответ: с придворными чинами (постельничий и конюший) сБоярской думой. Работа со словарем ­ конюший ­ постельничий У: кто входил в состав Боярской думы: 10­12 бояр, 5­6 окольничих, назначаемых  великим князем, Работа учащихся со словарем: Думные дьяки ­ Окольничий – Думный дворянин – У: какие общегосударственные учреждения существовали? Ответ: дворец и казна У: их функции? Работа по составлению таблицы. Дворец Казна ведал землями великого князя взимание налогов и таможенников рассматривал земские споры в казне хранилась печать, государ­ вершили спор ственный архив, вопросы внешней политики У: как делилась территория страны? Ответ: уезды – волости и станы наместники волостели Работа со словарем: кормление – система содержания должностных лиц за счет местного населения местничество – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода  и важности должностей, занимаемых предками. У: как создать большое и надежное войско? Что предоставить воину в качестве  оплаты за военную службу? На каких условиях? Работас документом. Сравнение боярского и поместного землевладения. Были ли заинтересованы помещики в укреплении власти государя? Докажите! Формы землевладений Боярские вотчины могли быть пожалованы князем за службу, а также куплены или  выменяны хозяином. Они считались индивидуальной частной собственностью владельца,  однако его род (в случае отсутствия наследников) имел преимущественное право их  выкупа. Поэтому большая часть вотчин находилась в родовой собственности. Несмотря на сопротивление государства, некоторые вотчинники округляли (пополняли) свои владения  путем захвата черных (казенных) земель. Вотчинники обладали рядом привилегий: судили своих крестьян, заставляли их нести  повинности (барщина и оброк) и др. В период раздробленности вотчина оставалась господствующей формой частной земельной собственности на Руси, однако, по мере создания и укрепления единого централизованного государства возникает новый вид земельного держания – поместье. Поместье – это условное земельное владение, предоставляемое государством за несение  военной или гражданской службы. В XV в. Московское государство расширяет свою  территорию и, разумеется, начинает испытывать необходимость в резком увеличении  численности армии и бюрократического аппарата. В качестве жалованья князья начинают  раздавать служилым людям земли с проживающими на них крестьянами. Постепенно  формируется дворянство (первоначально – «дети боярские») – новый социальный класс  мелких и средних землевладельцев­помещиков, ставший со временем главной опорой  престола. По приказу государя дворяне обязаны были являться на войну «конно, людно и  оружно», – то есть на собственные средства приобретать оружие, амуницию и приводить с  собой даточных людей. Вплоть до конца XVII в. поместная конница оставалась главной  боевой силой московского войска. С ростом числа поместий во второй половине XV в. связано возникновение проблемы  государственного закрепощения крестьян, бежавших от усиленной помещичьей  эксплуатации в крупные вотчины или на окраины государства. В отличие от вотчин поместные земли считались государственной собственностью и  соответственно были неотчуждаемы: их нельзя было завещать, продавать, обменивать т. д Ответ: Работа со словарем: судебник – свод законов единого государства У: в 1497 г. на Руси появился свод законов – Судебник. Документ закрепил особое  положение государя, изменил форму собственности на землю, вводил новые правовые нормы) Работа с документом. СТАТЬЯ 57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить неделю до  осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За  пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной — полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора,1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. если два года — половину стоимости двора, три года— три четверти, а за четыре года он  уплачивает стоимость всего двора. Выводы: Устанавливается единый срок перехода крестьян. Уходя крестьянин должен был заплатить пожилое. Введение Юрьева дня было первым ограничением крестьянской свободы. Лично свободное крестьянство, проживавшее на государственных землях, назывались черносошными. У: значение деятельности Ивана Третьего. Беседа. Завершение объединения всех земель вокруг Москвы. Уничтожение остатков зависимости от ханов Золотой орды. Завершил образование Русского государства Рефлексия. Спросить по желанию Закончите предложение: Я узнал … Я понял … Я удивлен… Домашнее задание П. 21, стр. 181, термины урока

Посмотрите также