Мотивация на обучение: интегрированные уроки как вид и форма формирования интереса к учению.
Оценка 4.8

Мотивация на обучение: интегрированные уроки как вид и форма формирования интереса к учению.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +2
10 кл—11 кл
03.01.2021
Мотивация на обучение: интегрированные уроки как вид и форма формирования интереса к учению.
Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя изобразительного искусства по организации и проведению интегрированных уроков совместно с учителями истории и музыки.
Мотивация на обучение.docx

Мотивация на обучение: интегрированные уроки как вид и форма формирования интереса к учению.

 

Автор: Шамсутдинов Р.Ф., учитель изобразительного искусства

                                             МБОУ СШ № 75 им. В. Ф. Маргелова,

                                         г.Ульяновск.

 

 

Профессия учителя - творческая, требующая нестандартного мышления, подходов к  преподаваемому предмету. Иначе в сегодняшних условиях работать с современными школьниками техногенного века просто невозможно.

    Такую возможность, на мой взгляд, предоставляют интегрированные уроки. Ведь интегрированные уроки – обобщение знаний из разных областей, порой, казалось бы и невозможных сближению. В основе таких занятий (уроков, внеурочных мероприятий) лежат близость содержания сквозных тем, логическая их взаимосвязь. Интегрированные уроки с другими предметными областями позволяют проектировать множественные возможности проявлять ребенку себя  на уроке, раскрыться их таланту.

      Цель таких нестандартных уроков - выход за рамки учебных проблем, ограниченных рамками обычных уроков за рамки профессиональных, отдельно взятой предметной области, тем самым, создание более благоприятных условий для творческого развития учащихся. Такие уроки позволяют использовать материал из различных областей знания, привлекать произведения разных видов искусства.

       Интегрированные уроки помогают избежать дублирования тем по разным предметам, позволяют снять перегрузку учащихся, способствуют расширению их кругозора, дают возможность более широкого участия в поисково-познавательной работе, расширяют возможности целенаправленной работы над проектами.

       Цели и задачи таких уроков являются общими, подчиняются общей теме, гармонично переплетаясь  друг с другом. Их объединяет тесная логическая связь, единый эмоциональный настрой.

      Интегрированные уроки способствуют формированию всесторонне развитой личности современного школьника. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их детям. Все предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умение видеть прекрасное и творить это своими руками. Каждый ребёнок одарён природной способностью созидать, развивать в себе те наклонности, которые в нём заложены, и задача интегрированных, нестандартных уроков состоит в том, чтобы самым лучшим способом отыскать то зерно, которое в нём заложено, и развить его.

        В чем преимущество интегрированных уроков перед обычными?

 - Во-первых, эти уроки способствуют повышению мотивации к учению, научная картина мира рассматривается с разных сторон, с разных предметных областей:

- во- вторых, способствуют большему раскрепощению учащихся, тем самым способствуют развитию речи, умению обобщать, сравнивать, делать выводы;

- в-третьих, способствуют интенсификации учебно-- воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- в-четвертых, развивают наблюдательность, самостоятельность в суждениях и умозаключениях.

      Предметные области изобразительное искусство и музыка близки по духу, по целям- воспитание чувства прекрасного.

В рамках предметов изобразительного искусства и музыки, возможна тематическая интеграция, когда разные учебные предметы раскрывают одну тему, например «Ритм», «Композиция», «Средства выразительности» и др.

       Такие предметы, как изобразительное искусство, история и музыка вносят новое понимание искусства с точки зрения исторического развития.            Продемонстрируем на примере некоторых наших уроков.

Тему одного из уроков мы назвали «Вниз по Волге реке».

Целью урока мы ставили:

 -ознакомление учащихся с градостроительным значением великой реки Волги;

- расширение знаний учащихся об архитектурном облике Симбирска- Ульяновска;

-  воспитание чувства гордости за свой город и желание приумножить его славу.

Задачи урока:

-знать основные архитектурные памятники города;

- уметь различать основные архитектурные стили и авторов известных зданий города Симбирска (Ульяновска);

- научить сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.

В проведении этого урока были задействованы учитель изобразительного искусства , истории и музыки.

        Для усиления эмоционального настроя была использована музыка Римского-Корсакова, Холста «Сюита планет», «Эй ухнем!» в исполнении Ф. Шаляпина, Вагнера «Пробуждение леса» из оперы «Зигфрид»; репродукции картин И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Вечер», «После дождя. Плёс», «Тихая обитель», «Свежий ветер. Волга» И.И. Левитана, слайды с архитектурными памятниками городов Ярославль, Казань, Симбирск (Ульяновск).

Использование стихов В .Шефнера, Д.Н.Садовникова в непосредственной связи с историческими событиями оставили неизгладимое впечатление у учащихся и присутствующих на уроке учителей.

          Другой урок был посвящен истории Российского флота. Он назывался «Морским судам-быть!».

Целью и задачами этого урока мы ставили:

- расширение знаний учащихся об истории российского флота;

- показ неразрывной связи истории флота с живописью и музыкой;

-воспитание интереса своего Отечества;

-развитие интереса к поисково-познавательной работе.

        В проведении этого урока были задействованы учителя истории,  изобразительного искусства и музыки. Аудитория, где проводился урок, был оформлен морскими флагами разных государств, морской тельняшкой, бескозыркой, многочисленными атрибутами флота и фотографиями родственников учащихся, служивших в военно-морских силах.

      Учитель истории поведал историю создания русского флота со времен Петра -1, его роли в его создании .Были использованы отрывки из «Медного всадника» А.С. Пушкина, музыка из оперы Р. Вагнера «Золота Рейна», «Валькирия», Шмидта «Нотр-Дам», «Садко» Римского-Корсакова.      Иллюстративный ряд был дополнен репродукциями картин И.К. Айвазовского «Чесменский бой», А.П. Боголюбова «Синопское сражение18 ноября 1853 г», А. Дейнеки «Оборона Севастополя» и др.

        Созданию атмосферы морской тематики способствовало и роль учителей. Учитель истории был представлен капитаном корабля, штурманом - учитель изобразительного искусства, радистом - учитель музыки.

        Урок состоял из 3-х модулей (3-х -3—минуток) и каждый модуль назывался морской терминологией. Так, 1 модуль мы назвали: «Буря и натиск», второй: «Сила и мощь», третий: «Мираж и явь».

       Учащиеся были ошеломлены содержанием и ходом урока. Они сами были не пассивными наблюдателями происходящего, а активными творцами урока. Так зарождалось тесное сотрудничество учителей и учащихся в достижении поставленных целей и задач урока.

      Современные уроки с использованием компьютерных технологий значительно расширяют возможности интеграции и проведения таких нестандартных, интегрированных уроков.

     При проведении интегрированных уроков возможно применение различных методов и технологий, эффективно способствующих развитию познавательной деятельности учащихся: методы уровневой дифференциации; игровые методы обучения; методы личностно-ориентированной и деятельностной педагогики; методы проблемно-поискового обучения; метод проектов; методы и приемы технологии развития критического мышления; методики психолого-педагогической диагностики ,тем самым расширяя познавательные возможности учащихся.

      Эффективность и целесообразность использования интегрированных уроков подсказана самой природой мышления школьников, особенностями их психолого-физиологического развития, протекания  и взаимодействия процессов высшей нервной системы.

      Обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала, воспринимать художественные произведения литературы, истории, музыки и изобразительного искусств.

      Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятию правильного решения в разных жизненных ситуациях.

 

 Список литературы:

 

1.Б.Н.Неменский "Мудрость красоты", 1987г. "Программы для общеобразовательных школ", 2003г.

2.Н.Басина,О.Суслова "С кисточкой и музыкой в ладошке", 1997г.

3.Е.Бодина "Организация интегрированных уроков", 2010г.

4.Е.Ермолинская "Интегрированные художественные технологии", 2009г.

5.Г.Данилова "Программы МХК для общеобразовательных Школ", 2008г.

6.К.Кривицкий "Школьникам об эстетике", 1979г.

7.Н.И.Пьянкова . Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2006.

 

 

 

 


 

Мотивация на обучение: интегрированные уроки как вид и форма формирования интереса к учению

Мотивация на обучение: интегрированные уроки как вид и форма формирования интереса к учению

Во-первых, эти уроки способствуют повышению мотивации к учению, научная картина мира рассматривается с разных сторон, с разных предметных областей: - во- вторых, способствуют большему раскрепощению…

Во-первых, эти уроки способствуют повышению мотивации к учению, научная картина мира рассматривается с разных сторон, с разных предметных областей: - во- вторых, способствуют большему раскрепощению…

Отечества; -развитие интереса к поисково-познавательной работе

Отечества; -развитие интереса к поисково-познавательной работе

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2021