Мастер-класс «Мотивация учебной деятельности как этап современного урока»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории. Меня зовут Романенко Мария Андреевна. Я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
За окном сейчас зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. (участникам раздаются бабочки)
Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет». Мудрец, подумав, ответил:
«Всё в твоих руках».
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Начать свой мастер-класс мне хочется с древней мудрости. Она гласит: «Можно подвести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»
- Как вы думаете, какова тема моего сегодняшнего мастер-класса, почему я начала его с этих слов?
(высказывания коллег)
Тема моего мастер-класса «Мотивация учебной деятельности как этап современного урока».
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
И цель моего мастер-класса: познакомить вас с приёмами, которые повышают мотивацию учения.
Что же такое мотивация?
(высказывания аудитории)
Под мотивацией понимается любое желание, стремление, интерес, потребности, направленные на определенный объект (процесс обучения) и побуждающие к деятельности или действиям.
Мотивация не формируется сама по себе. Ее целенаправленное действие зависит, прежде всего, от личности самого преподавателя, его способности создать благоприятную атмосферу на уроке, при которой знания, умения и навыки, полученные учащимися, будут системными, прочными долговечными.
Как же сделать урок «живым»? Можно использовать ряд упражнений и приемов, позволяющих формировать и развивать положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Вот лишь немногие из этих приемов:
Приемы и упражнения |
«Экзаменаторы». Учащиеся на дом получают задание подготовить ряд вопросов по теоретическому материалу. А на уроке они начинают опрашивать, «экзаменовать» преподавателя. А если при подобном опросе преподаватель «допустит ошибку», то радости учащихся не будет конца, хотя они и понимают, что это всего лишь игра и ошибка преподавателем была сделана намеренно. Практика показывает, что сначала это домашнее задание выполняют самые ответственные учащиеся. Но вскоре в «игру» включаются все. |
«Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Полезность подобной работы связана с тем, что обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных. Задание 1. Взятое взаймы и обязанность (долг). Обогревать и заставлять тонуть (топить). Задание 2. Свежезамороженный дождь (град). Задание 3. Продукт, который маслом не испортишь (каша). Она в лес не убежит (работа). |
«Орфографические задачки». Это упражнение - своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову. Задания. План предстоящей работы (программа). Лучший образец (идеал). Тысяча тысяч (миллион). Графическое обозначение звука на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка). |
«Почему?» Задание представляет собой ряд вопросов, целью которых является активизация мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний. Главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное высказывание в научном стиле. Задания. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? Почему оба слова написаны правильно? Чем отличаются слова: стукнете – стукните; вырастишь – вырастешь. |
«Вопрос - мяч - ответ». Понимание теоретического материала учащимся можно проверить таким способом: преподаватель задает вопрос по пройденному материалу и бросает мяч учащемуся. Все их мысли заняты слежением за мячом, поэтому возникает ситуация неожиданности. И по ответу учащегося сразу видно, как он понял тему урока. |
«Научите». Многие учащиеся отличаются равнодушием к процессу учения или отрицательным к нему отношением. Но если им передать часть полномочий преподавателя, ситуация меняется. Достаточно учащимся сказать: «Помогите... Научите...». Сразу проявляется активность и желание работать. |
«Ораторская речь». За одну - две минуты учащийся убеждает весь класс в том, что изучение этой темы необходимо. |
«Автор» - Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему? |
«Фантазёр» На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни. |
«Профи» Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы. |
Игра «Суета» Участникам раздаются карточки, задача участников - объединиться в группы по какому -либо признаку. Затем озвучить этот признак, высказать своё мнение Карточки с названиями животных Рыбы (щука, карась, камбала, плотва) Звери (медведь, лиса, заяц, лось) Птицы (воробей, дятел, галка, ворона) Насекомые (бабочка) |
Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. |
Приём «Удивляй». Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. |
Приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. На следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. |
Приём «Прогнозирование» Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах». |
Игра «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». |
Метафоры – притчи Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай, мне некогда, мне работать надо!» - ответил упрямый. |
Прием «Город похожестей и непохожестей». Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления — У меня в руках меховая шапка. На что она похожа? Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: "С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? И т.д." |
Упражнение «Поздоровайся глазами»
- это один из активных приемов. |
Эмоциональная разминка Поговорим? - Поговорим! - А знаете о чём? - О чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим? - Поговорим! - Нам будет интересно! |
Работа в группах
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо выбрать предмет, тему урока и продумать, какие мотивационные приемы, упражнения можно использовать на данном уроке.
(работа в группах)
Выступление от групп
Рефлексия мастер-класса
В начале мастер-класса каждый из вас выбрал бабочку. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе, выпустите бабочку на волю (прикрепить на доску).
Ну а если это всё вас совсем не тронуло, было скучно, неинтересно - посадите бабочку на цветочек, т.е. оставьте у себя на столе.
Вывод по мастер-классу:
Итак, главная задача школьного обучения – создание благоприятных, комфортных условий, при которых у ребенка сформируется потребность в знаниях и уже не угаснет никогда.
Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация!
Вовек не позабудется.
Спасибо за внимание!
Приемы и упражнения |
«Экзаменаторы». Учащиеся на дом получают задание подготовить ряд вопросов по теоретическому материалу. А на уроке они начинают опрашивать, «экзаменовать» преподавателя. А если при подобном опросе преподаватель «допустит ошибку», то радости учащихся не будет конца, хотя они и понимают, что это всего лишь игра и ошибка преподавателем была сделана намеренно. Практика показывает, что сначала это домашнее задание выполняют самые ответственные учащиеся. Но вскоре в «игру» включаются все. |
«Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Полезность подобной работы связана с тем, что обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных. Задание 1. Взятое взаймы и обязанность (долг). Обогревать и заставлять тонуть (топить). Задание 2. Свежезамороженный дождь (град). Задание 3. Продукт, который маслом не испортишь (каша). Она в лес не убежит (работа). |
«Орфографические задачки». Это упражнение - своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову. Задания. План предстоящей работы (программа). Лучший образец (идеал). Тысяча тысяч (миллион). Графическое обозначение звука на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка). |
«Почему?» Задание представляет собой ряд вопросов, целью которых является активизация мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний. Главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное высказывание в научном стиле. Задания. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? Почему оба слова написаны правильно? Чем отличаются слова: стукнете – стукните; вырастишь – вырастешь. |
«Вопрос - мяч - ответ». Понимание теоретического материала учащимся можно проверить таким способом: преподаватель задает вопрос по пройденному материалу и бросает мяч учащемуся. Все их мысли заняты слежением за мячом, поэтому возникает ситуация неожиданности. И по ответу учащегося сразу видно, как он понял тему урока. |
«Научите». Многие учащиеся отличаются равнодушием к процессу учения или отрицательным к нему отношением. Но если им передать часть полномочий преподавателя, ситуация меняется. Достаточно учащимся сказать: «Помогите... Научите...». Сразу проявляется активность и желание работать. |
«Ораторская речь». За одну - две минуты учащийся убеждает весь класс в том, что изучение этой темы необходимо. |
«Автор» - Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему? |
«Фантазёр» На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни. |
«Профи» Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы. |
Игра «Суета» Участникам раздаются карточки, задача участников - объединиться в группы по какому -либо признаку. Затем озвучить этот признак, высказать своё мнение Карточки с названиями животных Рыбы (щука, карась, камбала, плотва) Звери (медведь, лиса, заяц, лось) Птицы (воробей, дятел, галка, ворона) Насекомые (бабочка) |
Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. |
Приём «Удивляй». Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. |
Приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. На следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. |
Приём «Прогнозирование» Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах». |
Игра «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». |
Метафоры – притчи Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай, мне некогда, мне работать надо!» - ответил упрямый. |
Прием «Город похожестей и непохожестей». Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления — У меня в руках меховая шапка. На что она похожа? Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: "С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? И т.д." |
Упражнение «Поздоровайся глазами»
- это один из активных приемов. |
Эмоциональная разминка Поговорим? - Поговорим! - А знаете о чём? - О чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим? - Поговорим! - Нам будет интересно! |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.