Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова
Оценка 4.9

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
27.01.2017
Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова
Публикация является частью публикации:
Брюсов Три кумира.doc
Урок литературы в 8 классе. Мотивы былого в лирике В.Брюсова.  Стихотворение В. Брюсова  "Три кумира"         Цель урока:      познакомить с творчеством  В.Я. Брюсова (обзор );  привить интерес к творчеству В.Я.  Брюсова; дать анализ стихотворений Брюсова «Три кумира» выработать навык выразительного чтения стихотворений; выработать умение  давать анализ лирических произведений способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу  литературу.       Оборудование: портрет В. Я.Брюсова, презентация, аудиозапись стихотворения,  распечатки стихотворения «Три кумира». Ход урока:  1. Введение в тему. Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с грустью   обращались   к   прошлому.   При   этом   они   отчетливо   осознавали   связь   каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.  Историческая   тема   ярко   проявилась   в   творчестве   В.   Брюсова,  поэта,   прозаика, литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека.  История,   по   Брюсову,   ­   своеобразная     декорация   для     передачи   драматизма   своего времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. «Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение. Вслушаемся в строки  стихотворения:   В этом мутном городе туманов,  В этой, тусклой беспросветной мгле,  Где строенья, станом великанов,  Разместились тесно по земле, —  Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой,  По граниту скачет Всадник Медный,  С царственно протянутой рукой;  А другой, с торжественным обличьем,  Строгое спокойствие храня,  Упоенный силой и величьем,  Правит скоком сдержанным коня;  Третий, на коне тяжелоступном,  В землю втиснувшем упор копыт,  В полусне, волненью недоступном,  Недвижимо, сжав узду, стоит.  Исступленно скачет Всадник Медный;  Непоспешно едет конь другой;  И сурово, с мощностью наследной,  Третий конник стынет над толпой, —  Три кумира в городе туманов,  Три владыки в безрассветной мгле,  Где строенья, станом великанов,  Разместились тесно по земле. 2.Творческая   история   стихотворения.   Импульсом   к   созданию   стихотворения   могла послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300­ летия   царствующего   Дома   Романовых,   ведь   любой   юбилей   —   всегда   время всеобъемлющих   и   результирующих   оценок.   Написанное   в   1913   году,   незадолго   перед первой   мировой   войной,   стихотворение   Валерия   Брюсова   “Три   кумира”   интересно поэтическим   видением   отечественной   истории   предшествующих   двух   столетий. Отталкиваясь   от   реального   факта   современной   ему   петербургской   действительности (наличие   в   городе   известных   памятников   Петру   Первому,   Николаю   Первому   и Александру Третьему –  история создания монументов в приложении, презентации), поэт   придает   данным   скульптурам   особую   знаковую   функцию.   Названные   монархи символизируют   собой   разные   этапы   того   большого,   сложного   и   противоречивого исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле Петра Великого Петербург. 3.         Аналитическое прочтение стихотворения.   Создавая поэтический образ Петербурга,  Брюсов пишет о нем: В этом мутном городе туманов,  В этой, тусклой беспросветной мгле,  Где строенья, станом великанов,  Разместились тесно по земле. Мутность   и   беспросветность   города   наталкивает   поэта   на   мысль     о   том,   что петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его итоги.   Как   же   поэтически   выразил   Брюсов   суть   трех   эпох,   олицетворяемых знаменитыми монархами?  Достигается   это   с   помощью   трех   развернутых   образов.   Проследим   по   тексту стихотворения.  В строфе, посвященной Петру Первому, движение характеризуется словом “скачет”.  Попирая, в гордости победной,  Ярость змея, сжатого дугой,  По граниту скачет Всадник Медный,  С царственно протянутой рукой;  Император предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной». Есть   и   враг   —   змей   («ярость   змея»).   Вводится   поэтому   и   дополнительное   действие   — «попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи.  Памятник   Николаю   Первому,   стоящий   на   Исаакиевской   площади,   производит   на Брюсова совершенно иное впечатление.  А другой, с торжественным обличьем,  Строгое спокойствие храня,  Упоенный силой и величьем,  Правит скоком сдержанным коня;  Энергия неукротимого прапрадеда утрачена. И понятно почему. От предков осталась империя, ее величие, грандиозность, сложившаяся система жизни. Поэтому можно обходиться без монархических реформ. Можно пожинать плоды созданного до тебя. Брюсов пишет о Николае — «А другой, с торжественным обличьем». Акцент  делается  исключительно   на внешнем. Император  словно  озабочен   лишь  тем, какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания о той  страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника . «Упоенный силой и величьем»,   Николай   Павлович,   наверное,   никогда   не   сможет   поскакать   иступленно! Многозначна   строка   «Правит   скоком   сдержанным   коня»:   государство,   олицетворяемое Николаем Первым, — это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по себе,   без   понукающих   и   изъязвляющих   бока   шпор   очередного   царя   ­   реформатора. Лексический   ряд,   связанный   с   образом   второго   «кумира»,   сам   по   себе   весьма показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”. В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло Трубецким   и   установленного   на   Знаменской   площади   недалеко   от   Московского   вокзала, налицо уже полная остановка движения («упор копыт»). Третий, на коне тяжелоступном,  В землю втиснувшем упор копыт,  В полусне, волненью недоступном,  Недвижимо, сжав узду, стоит.    Как известно, по поводу этого памятника  в народе зло шутили:  «Стоит комод,  на комоде бегемот, на бегемоте — обормот». Всадник «стоит». В стихотворении находим и другие   выразительные   слова   ­   характеристики,   соотносимые   с   данным   памятником:   «в полусне»,   «недвижимо»,   «стынет».   Автор   выделяет   безразличие,   инертность   как психологическую   доминанту   первых   лиц   в   государстве   Российском   в   новейшее   время.   У Александра Третьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова — «с мощностью наследной».   К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы трех   «кумиров»?       Вдумаемся   в   смысл   тех   глаголов   движения,   которые выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» — «едет» — «стынет».  Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой История   замедляется,   почти   останавливается.   От   новых   времен   тянет   холодом   (слово «стынет» придает всей строфе и дополнительное значение).  Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где­то там — во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущих угроз . Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же — рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию, которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения — 1 декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос.  1. Напишите мини­сочинение «Как Брюсов показывает драматизм своего времени в  стихотворении «Три кумира»?

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова

Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017