Урок литературы в 8 классе.
Мотивы былого в лирике В.Брюсова.
Стихотворение В. Брюсова "Три кумира"
Цель урока:
познакомить с творчеством В.Я. Брюсова (обзор ); привить интерес к творчеству В.Я.
Брюсова;
дать анализ стихотворений Брюсова «Три кумира»
выработать навык выразительного чтения стихотворений;
выработать умение давать анализ лирических произведений
способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу
литературу.
Оборудование: портрет В. Я.Брюсова, презентация, аудиозапись стихотворения,
распечатки стихотворения «Три кумира».
Ход урока:
1. Введение в тему. Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с
грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого
ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но
всегда ощущается неразрывность этой связи.
Историческая тема ярко проявилась в творчестве В. Брюсова, поэта, прозаика,
литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека.
История, по Брюсову, своеобразная декорация для передачи драматизма своего
времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город.
«Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение.
Вслушаемся в строки стихотворения:
В этом мутном городе туманов,
В этой, тусклой беспросветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле, —
Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой,
По граниту скачет Всадник Медный,
С царственно протянутой рукой;
А другой, с торжественным обличьем,
Строгое спокойствие храня,
Упоенный силой и величьем,
Правит скоком сдержанным коня;
Третий, на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит.
Исступленно скачет Всадник Медный;
Непоспешно едет конь другой;
И сурово, с мощностью наследной,
Третий конник стынет над толпой, —
Три кумира в городе туманов,
Три владыки в безрассветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле.
2.Творческая история стихотворения. Импульсом к созданию стихотворения могла
послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300
летия царствующего Дома Романовых, ведь любой юбилей — всегда время
всеобъемлющих и результирующих оценок. Написанное в 1913 году, незадолго перед
первой мировой войной, стихотворение Валерия Брюсова “Три кумира” интересно
поэтическим видением отечественной истории предшествующих двух столетий.
Отталкиваясь от реального факта современной ему петербургской действительности
(наличие в городе известных памятников Петру Первому, Николаю Первому и
Александру Третьему – история создания монументов в приложении, презентации),
поэт придает данным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи
символизируют собой разные этапы того большого, сложного и противоречивого
исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по
воле Петра Великого Петербург.
3. Аналитическое прочтение стихотворения.
Создавая поэтический образ Петербурга, Брюсов пишет о нем: В этом мутном городе туманов,
В этой, тусклой беспросветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле.
Мутность и беспросветность города наталкивает поэта на мысль
о том, что
петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его
итоги.
Как же поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых
знаменитыми монархами?
Достигается это с помощью трех развернутых образов. Проследим по тексту
стихотворения.
В строфе, посвященной Петру Первому, движение характеризуется словом “скачет”.
Попирая, в гордости победной,
Ярость змея, сжатого дугой,
По граниту скачет Всадник Медный,
С царственно протянутой рукой;
Император предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной».
Есть и враг — змей («ярость змея»). Вводится поэтому и дополнительное действие —
«попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник
переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи.
Памятник Николаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на
Брюсова совершенно иное впечатление.
А другой, с торжественным обличьем,
Строгое спокойствие храня,
Упоенный силой и величьем,
Правит скоком сдержанным коня;
Энергия неукротимого прапрадеда утрачена. И понятно почему. От предков осталась
империя, ее величие, грандиозность, сложившаяся система жизни. Поэтому можно обходиться
без монархических реформ. Можно пожинать плоды созданного до тебя. Брюсов пишет о
Николае — «А другой, с торжественным обличьем».
Акцент делается исключительно на внешнем. Император словно озабочен лишь тем,
какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания
о той страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника . «Упоенный силой и
величьем», Николай Павлович, наверное, никогда не сможет поскакать иступленно!
Многозначна строка «Правит скоком сдержанным коня»: государство, олицетворяемое
Николаем Первым, — это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по
себе, без понукающих и изъязвляющих бока шпор очередного царя реформатора.
Лексический ряд, связанный с образом второго «кумира», сам по себе весьма
показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”. В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло
Трубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московского вокзала,
налицо уже полная остановка движения («упор копыт»).
Третий, на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит.
Как известно, по поводу этого памятника в народе зло шутили: «Стоит комод, на
комоде бегемот, на бегемоте — обормот». Всадник «стоит». В стихотворении находим и
другие выразительные слова характеристики, соотносимые с данным памятником: «в
полусне», «недвижимо», «стынет». Автор выделяет безразличие, инертность как
психологическую доминанту первых лиц в государстве Российском в новейшее время. У
Александра Третьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова — «с
мощностью наследной».
К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы
трех «кумиров»? Вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые
выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» — «едет» — «стынет».
Исступленно скачет Всадник Медный;
Непоспешно едет конь другой;
И сурово, с мощностью наследной,
Третий конник стынет над толпой
История замедляется, почти останавливается. От новых времен тянет холодом (слово
«стынет» придает всей строфе и дополнительное значение).
Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, гдето там —
во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом
будущих угроз . Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать?
Что же — рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию,
которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”.
Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения — 1 декабря 1913
года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали
войны, революции, мятежи. Наступал Хаос.
1. Напишите минисочинение «Как Брюсов показывает драматизм своего времени в
стихотворении «Три кумира»?
Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова
Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова
Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова
Мотивы былого в лирике Валерия Брюсова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.