"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка по теме :"Мотивы Жостова" предназначена для учителей изобразительного искусства,занимающихся по программме Б.М.Неменского в 5 классе. Она может использоваться учителями начальных классов при изучении народно-прикладного искусства во 2 классе, на уроках искусства и МХК при изучении темы "Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека".
Иконка файла материала МОТИВЫ ЖОСТОВА.docx
Тема: Мотивы Жостова. Автор:Шамсутдинов Рамиль Фарукович,  учитель изобразительного искусства МБОУ «СШ № 75» Цели и задачи  урока:  ­познакомить   учащихся   с   особенностями   художественного   промысла   России   – Жостово; ­показать принцип построения композиции, используя элементы росписи; ­развивать творческие способности учащихся; ­способствовать   проявлению   аккуратности   в   работе,   развитию   фантазии   и наблюдательности учащихся;  ­воспитывать   чувство   гордости   и   патриотизма   за   богатое   культурное   наследие России. Тип урока:  комбинированный, с применением ИКТ Зрительный ряд:  мультимедийное оборудование; презентация.Музыкальный ряд: народная музыка. Результат урока: Формирование универсальных учебных действий: ­уважение   к   культурным   традициям   народа   России;   умение   работать   в  группе, оценивать свою работу и работы одноклассников (личностные УУД);  ­освоение способов выполнения поэтапного приема жостовской росписи; работать с   информацией,   представленной   в   форме   рисунка;   устанавливать   причинно­ следственные   связи   в   выполнении   этапов   жостовской   росписи   (познавательные УУД); ­овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности;   адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   товарищей (регулятивные УУД); ­готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   излагать   свое   мнение     и аргументировать свою точку зрения  (коммуникативные УУД). Методическое оснащение занятия:  Дидактический материал для педагога: Образовательная программа, тематическая литература, образец изделия, учебные плакаты, работы учащихся прошлых лет. Дидактический материал для воспитанников: Презентация  на тему:  «Жостовская роспись» Материально­техническое оснащение занятия Для детей: бумага, акварель, карандаши, кисти. Для педагога:, мультимедийный проектор, образовательная программа , бумага, акварель, кисти, карандаши. Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная работа. Методы и приемы: Словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические. Наглядные: схемы, рисунки, образцы, демонстрация готового изделия,показ способов действия, иллюстрации. Практические:  рисунки жостовских подносов Предварительная работа: создание презентации, подготовка схемы работы,  раздаточного материала, изготовление наглядных пособий. Использованные педагогические технологии: компьютерная, развивающая,  объяснительно­иллюстративная, индивидуально­групповая. формирование умений и получение навыков рисования в технике акварели и гуаши Методы:  по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: ­ словесные (беседа, рассказ); ­  наглядные  (демонстрация   видео   материалов,   использование   технических средств); ­ практические (выполнение творческих заданий). по степени активности и познавательной деятельности учащихся: ­ объяснительный; ­ иллюстративный; ­ исследовательский. по логичности подхода: ­ дедуктивный; ­ аналитический. Приемы:  ­ преподнесение научно проверенных знаний; ­ соответствие психолого­физиологическим особенностям учащихся; ­ последовательность и систематичность в изучении материала;­ доступность; ­ наглядность; ­ индивидуальный подход. Велика И О На весь мир молва идет! талантлив Руси       Россия   наш   родной       наша, народ. умельцах Сколько  сказочных  мест  у  России! Городов  у  России не  счесть!  Может  где­то  бывает красивей,   но  не будет роднее, чем здесь!  Ход урока 1.Организационный   момент.   Проверка   готовности   учащихся   к   уроку,   наличие альбомов, кисточек, красок, палитры. 2.Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации. Мы   живем   в   динамичный   век,   век   быстрого   развития   научно­технического прогресса.   Сегодня   никого   не   удивишь   музыкальными   центрами, видеомагнитофонами, смартфонами, электронными книгами, планшетами. Однако, наряду с последними достижениями технического прогресса почти в каждом доме имеются   произведения   народных   мастеров­дымковские   игрушки,   хохломская посуда, городецкие стульчики, разделочные доски, расписные подносы. ­Какие изделия народных мастеров у вас есть дома? (дымковские игрушки). ­Что   характерно   для   дымковских   игрушек?(   на   белоснежном   фоне   яркие кружочки, полоски красного, синего, желтого цветов). ­Какой художественный промысел отличается белым фоном? (гжель).  ­Каковы особенности гжельской росписи? (на белом фоне роспись выполняется синим кобальтом, при обжиге при 1350 градусов по Цельсию кобальт с глазурью приобретают   оттенки   от   нежно   голубого   до   темно­синего   оттенков   с   ярким блеском).­Какой народно­художественный промысел сравнивают с золотом?  (золотая Хохлома) ­Каковы особенности хохломской росписи? (золотистый фон, ярко­красные ягоды, листья с зубчатыми краями с прожилками). ­Какой промысел развивается в Нижегородской области наряду с хохломской?­ (городецкая) . ­Для чего они нужны, как вы думаете? Совершенно верно. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные вещи, а как художественные   произведения,   отвечающие   нашему   эстетическому   вкусу, становятся украшением нашего быта.. В этом выражается потребность людей в красоте.   Им   хочется   видеть   вокруг   себя   не   стандартные   массовые   изделия,   а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность. Сегодня   мы   постараемся   провести   урок   мастерства   по   овладению   приемами росписи одного из известных промыслов росписи металлических изделий. ­Как называется этот промысел? Совершенно правильно. Жостовская роспись. ­Что   характерно   для   жостовской   росписи,   какие   мотивы   преобладают? ( цветочные, полевые, садовые). ­Чем было вызвано появление жостовских подносов?   (увлечение   китайским « лакерным», «лаковым»  искусством. ­  Подносы  каких  форм  вам  запомнились?  (круглые, овальные, восьмиугольные, фигурные….) ­   Где   развивается   данный   промысел?    (в   деревне   Жостово     под   Москвой   и   в Нижнем Тагиле ). 3.Изучение  нового материала.  Информация  сопровождается показом слайдов.     В  нашей  огромной  стране   очень   много   народных   умельцев,  которые   создают изделия   декоративно­прикладного   искусства.   Недалеко   от   Москвы   в   очень живописном месте находится село Жостово.   Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся   с   истоками   и   современным   развитием   народного   промысла Жостово.Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые   цветы   в   окружении   свежей   листвы,   как   будто   бы   брошенные   на подготовленный фон.   Как   же   возникло   это   удивительное   ремесло?   В   XIX   веке   на   Руси   широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский   сбитень,   медовуху   и   различные   травяные   настои.   Возникла   целая церемония   чаепития.   Тульские   мастера   принялись   за   изготовление   самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье­маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт­Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто­то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье­маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» ­ не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.  Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три­четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица   садов   и   оранжерей"   –   роза,   вокруг   нее   в   эффектных   ракурсах располагались   георгины,   маки,   анютины   глазки,   колокольчики,   ландыши   и незабудки.   Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием   можно встретить немало   интересных   тональных   разработок:   букеты   в   синей,   голубой,   зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает   высокие   качества   художественного   произведения,   радующего   глаз яркими   букетами   цветов   и   спелыми   фруктами,   экзотическими   птицами   и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне. Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе. Этапы   и   приёмы   росписи.   Рассказ   учащихся   об   этапах   работы.   Демонстрация слайдов. Замалёвок  –   разбавленной   краской   художник   наносит   силуэты цветов и листьев. Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов. Тенёжка – художник наносит цветные тени, появляется объём. Прокладка­   один   из   самых   ответственных   этапов   послойного жостовского письма. форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. Бликовка  –   наложение   бликов   выявляет   свет   и   объём,   букет кажется освещённым. Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое. Уборка­ украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Без уборки изделие выглядит незаконченным. Варианты композиций. Показ вариантов размещения. «Букет враскидку» «Венок» «Ветка с угла»«Букет собранный» Особенности композиции ­равновесие узоров ­яркость красок ­звучность, подчеркнутая лаковым фоном. 4. Практическая работа. Инструктаж к самостоятельной работе. Самостоятельная работа.  Индивидуальная помощь детям. Итог урока. Рефлексия. ­ Какова была тема урока? (Жостовская роспись)  ­   С   каким   новым   понятием   вы   познакомились   на   уроке?   (приёмы   жостовской росписи: размалёвка, тенёжка, бликовка, уборка.)  ­ Из чего состоит композиция жостовской росписи? (Цветы, букеты)  ­ В чём особенность жостовской росписи и в чём её декоративность?  ­   Почему   жостовскую   роспись   можно   назвать   народным   художественным промыслом?  ­ Почему это искусство много лет живёт и не умирает.  ­ Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.  В России почти не было таких мест, где люди с давних времён не занимались бы каким–нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Народные умельцы радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Их труд и талант приумножают славу Росси. Теперь и вы, ребята, знаете эти секреты и при желании можете стать настоящими мастерами жостовского народного художественного промысла. Действительно, много у нас в России   талантливых   мастеров.   Мастера   радуют   нас   своими   изделиями,   дарят людям   красоту.   Труд   и   талант   народных   умельцев   придает   величие   нашему Российскому   государству.   Мы   должны   гордиться   тем,   что   у   нас   есть   такиемастера,   которые   поддерживают   традиции   своих   предков,   традиции   народных промыслов России. Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы! Спасибо за работу! До свиданья! http://linarcom.ucoz.net/news/motivy_zhostova/2014­01­21­

Посмотрите также