"МОТИВЫ ЖОСТОВА"
Оценка 4.7

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
2 кл—11 кл +1
18.04.2018
"МОТИВЫ ЖОСТОВА"
Методическая разработка по теме :"Мотивы Жостова" предназначена для учителей изобразительного искусства,занимающихся по программме Б.М.Неменского в 5 классе. Она может использоваться учителями начальных классов при изучении народно-прикладного искусства во 2 классе, на уроках искусства и МХК при изучении темы "Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека".
МОТИВЫ ЖОСТОВА.docx
Тема: Мотивы Жостова. Автор:Шамсутдинов Рамиль Фарукович,  учитель изобразительного искусства МБОУ «СШ № 75» Цели и задачи  урока:  ­познакомить   учащихся   с   особенностями   художественного   промысла   России   – Жостово; ­показать принцип построения композиции, используя элементы росписи; ­развивать творческие способности учащихся; ­способствовать   проявлению   аккуратности   в   работе,   развитию   фантазии   и наблюдательности учащихся;  ­воспитывать   чувство   гордости   и   патриотизма   за   богатое   культурное   наследие России. Тип урока:  комбинированный, с применением ИКТ Зрительный ряд:  мультимедийное оборудование; презентация. Музыкальный ряд: народная музыка. Результат урока: Формирование универсальных учебных действий: ­уважение   к   культурным   традициям   народа   России;   умение   работать   в  группе, оценивать свою работу и работы одноклассников (личностные УУД);  ­освоение способов выполнения поэтапного приема жостовской росписи; работать с   информацией,   представленной   в   форме   рисунка;   устанавливать   причинно­ следственные   связи   в   выполнении   этапов   жостовской   росписи   (познавательные УУД); ­овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности;   адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   товарищей (регулятивные УУД); ­готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   излагать   свое   мнение     и аргументировать свою точку зрения  (коммуникативные УУД). Методическое оснащение занятия:  Дидактический материал для педагога: Образовательная программа, тематическая литература, образец изделия, учебные плакаты, работы учащихся прошлых лет. Дидактический материал для воспитанников: Презентация  на тему:  «Жостовская роспись» Материально­техническое оснащение занятия Для детей: бумага, акварель, карандаши, кисти. Для педагога:, мультимедийный проектор, образовательная программа , бумага, акварель, кисти, карандаши. Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная работа. Методы и приемы: Словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические. Наглядные: схемы, рисунки, образцы, демонстрация готового изделия, показ способов действия, иллюстрации. Практические:  рисунки жостовских подносов Предварительная работа: создание презентации, подготовка схемы работы,  раздаточного материала, изготовление наглядных пособий. Использованные педагогические технологии: компьютерная, развивающая,  объяснительно­иллюстративная, индивидуально­групповая. формирование умений и получение навыков рисования в технике акварели и гуаши Методы:  по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: ­ словесные (беседа, рассказ); ­  наглядные  (демонстрация   видео   материалов,   использование   технических средств); ­ практические (выполнение творческих заданий). по степени активности и познавательной деятельности учащихся: ­ объяснительный; ­ иллюстративный; ­ исследовательский. по логичности подхода: ­ дедуктивный; ­ аналитический. Приемы:  ­ преподнесение научно проверенных знаний; ­ соответствие психолого­физиологическим особенностям учащихся; ­ последовательность и систематичность в изучении материала; ­ доступность; ­ наглядность; ­ индивидуальный подход. Велика И О На весь мир молва идет! талантлив Руси       Россия   наш   родной       наша, народ. умельцах Сколько  сказочных  мест  у  России! Городов  у  России не  счесть!  Может  где­то  бывает красивей,   но  не будет роднее, чем здесь!  Ход урока 1.Организационный   момент.   Проверка   готовности   учащихся   к   уроку,   наличие альбомов, кисточек, красок, палитры. 2.Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации. Мы   живем   в   динамичный   век,   век   быстрого   развития   научно­технического прогресса.   Сегодня   никого   не   удивишь   музыкальными   центрами, видеомагнитофонами, смартфонами, электронными книгами, планшетами. Однако, наряду с последними достижениями технического прогресса почти в каждом доме имеются   произведения   народных   мастеров­дымковские   игрушки,   хохломская посуда, городецкие стульчики, разделочные доски, расписные подносы. ­Какие изделия народных мастеров у вас есть дома? (дымковские игрушки). ­Что   характерно   для   дымковских   игрушек?(   на   белоснежном   фоне   яркие кружочки, полоски красного, синего, желтого цветов). ­Какой художественный промысел отличается белым фоном? (гжель).  ­Каковы особенности гжельской росписи? (на белом фоне роспись выполняется синим кобальтом, при обжиге при 1350 градусов по Цельсию кобальт с глазурью приобретают   оттенки   от   нежно   голубого   до   темно­синего   оттенков   с   ярким блеском). ­Какой народно­художественный промысел сравнивают с золотом?  (золотая Хохлома) ­Каковы особенности хохломской росписи? (золотистый фон, ярко­красные ягоды, листья с зубчатыми краями с прожилками). ­Какой промысел развивается в Нижегородской области наряду с хохломской?­ (городецкая) . ­Для чего они нужны, как вы думаете? Совершенно верно. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные вещи, а как художественные   произведения,   отвечающие   нашему   эстетическому   вкусу, становятся украшением нашего быта.. В этом выражается потребность людей в красоте.   Им   хочется   видеть   вокруг   себя   не   стандартные   массовые   изделия,   а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность. Сегодня   мы   постараемся   провести   урок   мастерства   по   овладению   приемами росписи одного из известных промыслов росписи металлических изделий. ­Как называется этот промысел? Совершенно правильно. Жостовская роспись. ­Что   характерно   для   жостовской   росписи,   какие   мотивы   преобладают? ( цветочные, полевые, садовые). ­Чем было вызвано появление жостовских подносов?   (увлечение   китайским « лакерным», «лаковым»  искусством. ­  Подносы  каких  форм  вам  запомнились?  (круглые, овальные, восьмиугольные, фигурные….) ­   Где   развивается   данный   промысел?    (в   деревне   Жостово     под   Москвой   и   в Нижнем Тагиле ). 3.Изучение  нового материала.  Информация  сопровождается показом слайдов.     В  нашей  огромной  стране   очень   много   народных   умельцев,  которые   создают изделия   декоративно­прикладного   искусства.   Недалеко   от   Москвы   в   очень живописном месте находится село Жостово.   Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся   с   истоками   и   современным   развитием   народного   промысла Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые   цветы   в   окружении   свежей   листвы,   как   будто   бы   брошенные   на подготовленный фон.   Как   же   возникло   это   удивительное   ремесло?   В   XIX   веке   на   Руси   широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский   сбитень,   медовуху   и   различные   травяные   настои.   Возникла   целая церемония   чаепития.   Тульские   мастера   принялись   за   изготовление   самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье­маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт­Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто­то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье­маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» ­ не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.  Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три­четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица   садов   и   оранжерей"   –   роза,   вокруг   нее   в   эффектных   ракурсах располагались   георгины,   маки,   анютины   глазки,   колокольчики,   ландыши   и незабудки.   Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием   можно встретить немало   интересных   тональных   разработок:   букеты   в   синей,   голубой,   зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д. Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает   высокие   качества   художественного   произведения,   радующего   глаз яркими   букетами   цветов   и   спелыми   фруктами,   экзотическими   птицами   и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне. Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе. Этапы   и   приёмы   росписи.   Рассказ   учащихся   об   этапах   работы.   Демонстрация слайдов. Замалёвок  –   разбавленной   краской   художник   наносит   силуэты цветов и листьев. Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов. Тенёжка – художник наносит цветные тени, появляется объём. Прокладка­   один   из   самых   ответственных   этапов   послойного жостовского письма. форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. Бликовка  –   наложение   бликов   выявляет   свет   и   объём,   букет кажется освещённым. Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое. Уборка­ украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Без уборки изделие выглядит незаконченным. Варианты композиций. Показ вариантов размещения. «Букет враскидку» «Венок» «Ветка с угла» «Букет собранный» Особенности композиции ­равновесие узоров ­яркость красок ­звучность, подчеркнутая лаковым фоном. 4. Практическая работа. Инструктаж к самостоятельной работе. Самостоятельная работа.  Индивидуальная помощь детям. Итог урока. Рефлексия. ­ Какова была тема урока? (Жостовская роспись)  ­   С   каким   новым   понятием   вы   познакомились   на   уроке?   (приёмы   жостовской росписи: размалёвка, тенёжка, бликовка, уборка.)  ­ Из чего состоит композиция жостовской росписи? (Цветы, букеты)  ­ В чём особенность жостовской росписи и в чём её декоративность?  ­   Почему   жостовскую   роспись   можно   назвать   народным   художественным промыслом?  ­ Почему это искусство много лет живёт и не умирает.  ­ Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.  В России почти не было таких мест, где люди с давних времён не занимались бы каким–нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Народные умельцы радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Их труд и талант приумножают славу Росси. Теперь и вы, ребята, знаете эти секреты и при желании можете стать настоящими мастерами жостовского народного художественного промысла. Действительно, много у нас в России   талантливых   мастеров.   Мастера   радуют   нас   своими   изделиями,   дарят людям   красоту.   Труд   и   талант   народных   умельцев   придает   величие   нашему Российскому   государству.   Мы   должны   гордиться   тем,   что   у   нас   есть   такие мастера,   которые   поддерживают   традиции   своих   предков,   традиции   народных промыслов России. Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы! Спасибо за работу! До свиданья! http://linarcom.ucoz.net/news/motivy_zhostova/2014­01­21­

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"

"МОТИВЫ ЖОСТОВА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018