Открытый урок: Окружающий мир 2 класс
Тема: Пожар
Класс: 2
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование понятия «пожар», соблюдение пожарной безопасности.
Задачи:
Планируемые результаты: знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Предметные:
Метапредметные:
регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
Личностные:
Оборудование: телефон, свечи, банка, памятки пожарной безопасности, карточки с задачами, учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков Москва, «Просвещение». Используемые технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная.
Методы: объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти), репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации), метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения), частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы), исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, работа по учебнику.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Начинается урок.
Он пройдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2.Повторение пройденного. Самоопределение к деятельности
–Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Домашние опасности)
- Какие же дома опасности подстерегают неосторожного человека?
- Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы не пришла беда.
(Показ слайдов: окно, розетка, провода, мясорубка, стул, утюг, ковш, чайник, уксус, таблетки, ножницы) (слайды 2-4)
3.. Подведение детей к формированию темы и постановки задач урока.
Кроссворд
1. Дремлют в домике девчонки —
Красные шапчонки. (Спички.)
2. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
3. В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный.)
4. Таять может, да не лед,
Не фонарь, а свет дает. (Свеча.)
5. Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (Труба.)
— Какое слово у вас получилось в выделенном столбце? (Пожар.)
— О чем же мы будем говорить на уроке? (О пожаре.)
Да, огонь бывает разный
Очень добрый, очень злой...
Злой огонь — огонь пожара,
Злой огонь — огонь войны.
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
-Что такое пожар?
Пожар- это пламя, горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей.
4. Физкультминутка
Я буду задавать вам вопросы, если вы считаете, что это может относиться к вам, шагаете и говорите «Это я, это я, это все мои друзья», если считаете, что сказанное не про вастихо садитесь на корточки и молчите.
Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня.
Бережет свой дом и садик
От огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
Что сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол —
Еле сам живой ушел.
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар, горим!»?
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером иль днем?
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по 04?
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает?
5. Продолжение работы по теме урока
1). Беседа, работа по учебнику
— А если пожар все-таки возник, что вы будете делать? Обсудите этот вопрос в группах.
— Прочитайте текст на с. 24 учебника.
— О чем еще мы не сказали? (Учащиеся дополняют свои ответы.)
2). Практическая работа
— Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы позвоните в экстренную службу.
А сейчас мы посмотрим ребята, как действовали в похожей ситуации ваши ровесники. Ваша задача, определить, правильно ли они вызывали пожарных, и найти их ошибки.
( На карточках записи читают дети.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Лида: «Ой, у нас тут всё горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Сергей: «Здравствуйте! Меня зовут Сергей Петров. Я учусь во втором классе школы № 1. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар. Приезжайте на улицу Спортивная».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Матвей: «Здравствуйте, у нас в квартире начался пожар. Адрес: улица Менделеева, дом 5, 2 подъезд, квартира 35. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
-Кто хочет выйти к доске и показать всем, как правильно звонить в пожарную службу, если вы увидели пожар.
И так ребята давайте повторим, как правильно звонить в пожарную службу:
1.Звонить по телефону 01;112;101
2. Сообщить причину вызова.
3.Четко и ясно назвать адрес или объект где пожар.
4.Сообщить свою фамилию и им
– Кто приходит на помощь во время пожара? (пожарные)
Творческая работа – игра : « Собери пожарного»
(На столах вырезаны фрагменты различной одежды,надо собрать пожарного)
3) Проведем опыт. Для этого зажжем две свечи. Теперь одну свечу поставим под банку. И подождем несколько секунд.
- Что произошло с этой свечкой?
- Почему?
- Какой мы с вами сделаем вывод?
Молодцы ребята, но при пожаре опасен не только огонь, но и дым! Вы знаете как вести себя в задымленном помещении?
Молодцы! Давай те повторим правила поведения в задымленной помещении:
1. Чтобы защититься от дыма – дышите через мокрую тряпку.
2. Выбирайтесь ползком или на четвереньках – внизу меньше дыма.
3. Не заливай водой горящие электроприборы. Вода хорошо проводит электрический ток, и любое прикосновение к такой воде приводит к смерти.
4) Первичное закрепление.
-У вас на партах лежат белые листочки. Каждый из вас сделает мини-проект на изученную тему.
1 Никогда и нигде не играйте со.
2 Самостоятельно не зажигайте ___ для приготовления пищи и не растапливайте ___ в сельском доме.
3 Не оставляйте без присмотра включённые.
4 Не играйте с ___, ___ и другими горючими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
5 Не разжигайте ___ без взрослых.
Слова для справок: костёр, бензин, керосин, газовая плита, печь, спички, электроприборы.
5)
ТЕСТ
1.Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
2.Что обязательно должно висеть в школе на стене?
- картинки с рисунками на тему пожара;
- план эвакуации;
- портреты пожарных;
- ковры
3.Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?
- лом;
- багор;
- огнетушитель;
- грабли.
4.Что делать, если начался пожар?
- зареветь;
- позвонить «01»;
-закрыться в шкафу;
-убежать.
5.Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?
- залить сковороду водой;
- вынести её из кухни;
- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;
- убежать.
6.Что делать, если из телевизора пошёл дым?
- залить телевизор водой;
- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;
- убежать в другую комнату.
6.Рефлексия
- Как вы думаете выполнили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?
-Объясните пословицу
Водой пожар тушат, а умом – предотвращают.
- Так какой вывод мы с вами должны сделать?
Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной.
Продолжите предложения высказываниями…
* Сегодня на уроке я узнал...
*На этом уроке я похвалил бы себя за...
*Я понял, что…
*Сегодня я сумел...
*Урок дал мне для жизни…
*Было интересно…
7. Домашнее задание.
1. Придумать и нарисовать условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара»
2. Сообщение о работе пожарных.
3. Найти пословицы о пожаре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.