МБОУ «Игоревская СШ» |
Моя методическая система. |
Методическая разработка из опыта работы. |
Кузнецова В.П. 16.08.2018
|
Раздел III. Методическая система педагогического работника.
За 42 года педагогической деятельности у меня сложилась своя методическая система преподавания. Она может быть представлена в виде следующей блок-схемы:
Я считаю, что в современных условиях учитель должен применять в своей работе приемы и методы обучения, максимально активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся, уметь активно управлять этой деятельностью.
Известно, что механическое, нетворческое усвоение школьниками большого объёма фактов, представленных в школьных курсах математики и информатики, несовместимо с подлинной образованностью, с подлинным воспитанием умственных и других качеств личности обучающихся.
Известный русский педагог-математик С.И. Шорох-Троцкий писал: «Держась нового направления, надо стремиться к следующему: «Учебный материал должен отличаться, прежде всего, должной простотой и постепенностью в переходе от простого к сложному, приёмы обучения должны отличаться наглядностью и возбуждать истинный и неослабный интерес учеников к учебному материалу, самодеятельность учеников должна стоять на первом плане…»»
В своей работе я стараюсь придерживаться именно этих принципов обучения. Исходя из этих принципов, ставлю цели обучения:
Для достижения поставленных целей необходимо решать целый комплекс задач. Главная задача, которую я, как учитель, пытаюсь решить – это сохранить и развить и интерес к преподаваемым предметам (математика и информатика), сделать эти предметы более доступными и понятными. Конкретизируя, можно перечислить следующие задачи:
Ø Развитие у обучающихся естественной потребности познания окружающего мира;
Ø Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;
Ø Формирование навыков работы с информацией:
Ø Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению:
Ø Обучение умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения, оценивать результаты своих действий:
Ø Формирование личностных качеств – настойчивости, силы воли, нравственных качеств:
Ø Формирование постоянного стремления к самосовершенствованию.
Содержание образования.
Каждый учебный год начинается с составления рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности.
С 2015/2016 учебного года по 2019/2020 учебный год мною разработаны рабочие программы по математике и информатике для 5-11 классов. Все программы соответствуют ФГОС.
В своей работе я использую следующие образовательные технологии:
Ø Системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности, на формирование субъективной позиции, помогающей определять ценностные ориентиры.
Ø Информационно-коммуникативные технологии. Это объясняется новыми реалиями жизни: большими объёмами информации. ИКТ позволяют сделать урок более интересным и насыщенным. Одним из направлений использования ИКТ в моей практике является создание презентаций к урокам. Они гораздо эффективнее, чем бумажные документы, поскольку в процессе восприятия включается ассоциативное мышление.
Ø Дифференцированное обучение. Так как мне приходилось работать в классах с разным уровнем математической подготовки, без дифференцированных заданий обойтись было , практически, невозможно. На уроках применяю разноуровневые задания. Мною разработана система разноуровневых заданий по математике для 5-6 классов, по алгебре для 7 класса. Разработана также система разноуровневых домашних заданий.
Ø Проблемно-поисковое обучение. Именно эта технология обучения позволяет подвести ученика к постановке темы урока, сформулировать цели урока, а потом, в течение урока, достигнуть поставленной цели. Эта технология позволяет обучающимся на уроке высказывать гипотезу и проверять её правильность.
Ø Здоровьесберегающие технологии. Эти технологии позволяют не только сменить вид деятельности на уроке, но и положение тела. Мною разработаны физкультминутки для 5-6 классов по математике и информатике, для 7-9 классов по информатике, для 10-11 классов по информатике.
Ø Игровые технологии. Когда урок насыщен материалом, и тема урока достаточно сложная, на помощь приходит игра. Она помогает снять умственное напряжение и сменить вид деятельности.
Ø Метод проектов. Пройдя курсы повышения квалификации в октябре-ноябре 2014 года, я увлеклась этим методом. Возможности его неограниченны. Проанализировав свою работу, с точки зрения метода проектов, я пришла к выводу, что давно его применяю: Мини-проект «Координатная плоскость» по математике в 6 классе, мини-проект «Многогранники» по геометрии в 10 классе, долгосрочный проект «Треугольники» по геометрии начинаем в 7 классе и будем заканчивать в 9 классе, мини-проекты по информатике «Системы счисления», «Языки программирования», «социальная информатика», «Безопасный Интернет».
Ø Коллективный способ обучения. В традиционных формах обучения многие обучающиеся часть урока остаются пассивными наблюдателями. При работе в парах или в группе, общаясь с товарищами, они имеют возможность проговаривать выученные определения и теоремы, имеют возможность научить другого тому, что выучил сам. При этом развиваются не только коммуникативные навыки, но и формируется позитивное отношение к предмету.
Важной составляющей методической системы является внеурочная деятельность по предметам. Внеклассная работа предусматривает выполнение групповых заданий, проектов, исследований, написание рефератов, сообщений, подготовка презентаций.Такая работа ведется по принципу системности с 5 по 11 классы.
Требования, предъявляемые программами, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако, уже с 5 класса становится ясно, что кто-то легко и с интересом усваивает программный материал, а кому-то изучение дается с трудом.
Это приводит к необходимости индивидуализации обучения, одной из форм которого является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность проводится мной по двум направлениям:
1. Система работы с одаренными детьми;
2. Система работы с отстающими обучающимися.
Система работы с одаренными детьми.
Одаренный ребёнок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят стандартной образовательной системы. Для одарённых детей характерна чрезвычайная любознательность, энергичность и яркая независимость. Такие дети опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.
В рамках программы по выявлению математических способностей обучающихся провожу следующие мероприятия:
ФОРМЫ |
ПЕРИОДИЧНОСТЬ |
Работа по индивидуальной образовательной траектории (в рамках подготовки к олимпиадам) |
Сентябрь-декабрь |
Математические олимпиады |
Декабрь |
Проектно-исследовательская деятельность |
В течение года |
Кружки по предметам |
В течение года |
Участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах |
В течение года |
Участие в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру» |
В течение года |
Участие в on line олимпиадах, в «Уроке цифры» |
В течение года |
Такая система работы приводит к положительной динамике результативности усвоения предметных знаний, к успешности при итоговой аттестации.
Система работы с отстающими обучающимися.
Цели:
1. Ликвидация пробелов в знаниях;
2. Создание условий для успешного индивидуального развития.
Для реализации этих целей заполняю карту мониторинга предметных знаний по всем основным темам курса.
Карта мониторинга предметных знаний.
Класс_________ Тема ______________________________________
Ф.И. |
Чтение и запись нат. чисел |
Сравнение нат. чисел |
Сложение нат. чисел |
Вычитание нат. чисел |
||||
Результат |
Ликвидация пробела |
Результат |
Ликвидация пробела |
Результат |
Ликвидация пробела |
Результат |
Ликвидация пробела |
|
Петрова М. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг метапредметных результатов обучения.
На каждого ученика заполняю лист наблюдений дважды в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Сравниваю свои наблюдения с
и делаю выводы. Официальный мониторинг проводит администрация школы с помощью диагностических работ, к анализу привлекается психолог школы.
Лист наблюдений метапредметных результатов обучения.
Класс_____ 2015/2016 уч.год, сентябрь_________
Ф,И, |
Поиск информации |
Работа с учебником |
Выбор способа решения |
Анализ, синтез |
Сотрудничество |
Выдвижение ггипотез гипотез |
Волевая саморегуляция |
Самооценка |
Поиск информации |
Петрова Ольга |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки обучающегося ___________________ класса 2015/2016 уч.год.
Критерии |
Комментарии обучающегося |
Оценка (от 1 до 5 баллов)
|
Готовность к уроку |
|
|
Активность на уроке
|
|
|
Личный вклад в работу группы (пары)
|
|
|
Поиск информации
|
|
|
Волевая саморегуляция |
|
|
Я считаю, что представленная методическая система имеет практическую значимость для использования не только учителями математики и информатики, но и учителями других предметов. Тип своей методической системы могу охарактеризовать одним словам:
«ищущий».
Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:
Ø Повышается качество знаний;
Ø Сохраняется положительная динамика участия школьников в предметных олимпиадах, Всероссийских предметных конкурсах4
Ø Повышается способность обучающихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием;
Ø Увеличивается количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью;
Ø 100% обучающихся проходят промежуточную и итоговую аттестацию, показывая хорошие результаты;
Ø Обучающиеся выпускных классов показывают хорошие умения взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать точку зрения и учитывать точку зрения других.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностический инструментарий
Э. М. Александровская, Ст. Громбах
Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся
№ |
Критерии |
Бал-лы |
Поведенческие индикаторы сформированности критерия |
1. |
Критерии эффективности учебной деятельности |
||
1.1. |
Учебная активность |
0 - 1 -
2 - 3 - 4 -
5 - |
– активность отсутствует; – пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски; – активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает; – редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно; – стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы; – активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать. |
1.2. |
Целеполагание |
0 -
1 -
2 -
3 -
4 -
5 - |
– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать; – осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется; – принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия; – охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения; – столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней; – самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы. |
1.3. |
Самоконтроль |
0 -
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
|
– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников; – контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий; – осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки; – ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется; – задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы; – контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения. |
1.4. |
Усвоение знаний, успеваемость |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок; – частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий; – плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам; – редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»; – единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»; – правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий. |
2. |
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения |
||
2.1. |
Нравственно-этическая готовность |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 -
5 - |
– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме); – ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь); – понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое; – учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы; – адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; – умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы. |
2.2. |
Поведение на уроке |
0 -
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет; – часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается; – на уроке скован, напряжен или часто отвлекается; – иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко; – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается; – сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.
|
2.3. |
Поведение вне урока |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим; – пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока; – не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой; – активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию; – активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.; – высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах. |
3. |
Успешность социальных контактов |
||
3.1. |
Взаимоотношения с одноклассниками |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; – замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны; – предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; – сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; – мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются; – общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. |
3.2. |
Отношение к учителю |
0 -
1 - 2 - 3 -
4 -
5 - |
– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет; – избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается; – выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным; – старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам; – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью; – проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока. |
4. |
Эмоциональное благополучие |
||
|
|
0 - 1 -
2 -
3 - 4 - 5 - |
– преобладает агрессия или депрессия; – выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками; – отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость); – эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении; – спокойное эмоциональное состояние; – находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется. |
Высокий уровень – 44-50 баллов
Уровень выше среднего – 36-43 балла
Средний уровень – 26-35 баллов
Уровень ниже среднего – 21-25 баллов
Низкий уровень – менее 20 баллов
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.