лучшедома
"Моя методическая система" (из опыта работы)

"Моя методическая система" (из опыта работы)

Повышение квалификации
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
17.03.2020
Материал содержит описание работы из опыта учителя математики и информатики. Даётся описание приёмов и методов работы, а также методики оценки результатов обучающихся, листы наблюдений, листы самооценки .

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Моя методическая система.docx

МБОУ «Игоревская СШ»

Моя методическая система.

Методическая разработка из опыта работы.

 

 

Кузнецова В.П.

16.08.2018

 

 


 

Раздел III. Методическая система педагогического работника.

    За 42 года педагогической деятельности у меня сложилась своя методическая система преподавания. Она может быть представлена в виде следующей блок-схемы:

 

 

     Я считаю, что в современных условиях учитель должен применять в своей работе приемы и методы обучения, максимально активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся, уметь активно управлять этой деятельностью.

      Известно, что механическое, нетворческое усвоение школьниками большого объёма фактов, представленных в школьных курсах математики и информатики, несовместимо с подлинной образованностью, с подлинным воспитанием умственных и других качеств личности обучающихся.

     Известный русский педагог-математик С.И. Шорох-Троцкий писал: «Держась нового направления, надо стремиться к следующему: «Учебный материал должен отличаться, прежде всего, должной простотой и постепенностью в переходе от простого к сложному, приёмы обучения должны отличаться наглядностью и возбуждать истинный и неослабный интерес учеников к учебному материалу, самодеятельность учеников должна стоять на первом плане…»»

     В своей работе я стараюсь придерживаться именно этих принципов обучения. Исходя из этих принципов, ставлю цели обучения:

  

 

 

 

 

     Для достижения поставленных целей необходимо решать целый комплекс задач. Главная задача, которую я, как учитель, пытаюсь решить – это сохранить и  развить и интерес к преподаваемым предметам (математика и информатика), сделать эти предметы более доступными и понятными. Конкретизируя, можно перечислить следующие задачи:

 

Ø  Развитие у обучающихся естественной потребности познания окружающего мира;

 

Ø  Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;

 

Ø  Формирование навыков работы с информацией:

 

 

Ø  Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению:

 

Ø  Обучение умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения, оценивать результаты своих действий:

 

 

Ø  Формирование личностных качеств – настойчивости, силы воли, нравственных качеств:

 

Ø  Формирование постоянного стремления к самосовершенствованию.

 

 

 

 

Содержание образования.

Каждый учебный год начинается с составления рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности.

 

 

 

      С 2015/2016 учебного года по 2019/2020 учебный год мною разработаны рабочие программы по математике и информатике для  5-11 классов. Все программы соответствуют ФГОС.

 

В своей работе я использую следующие образовательные технологии:

Ø  Системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности, на формирование субъективной позиции, помогающей определять ценностные ориентиры.

Ø  Информационно-коммуникативные технологии. Это объясняется новыми реалиями жизни: большими объёмами информации. ИКТ позволяют сделать урок более интересным и насыщенным. Одним из направлений использования ИКТ в моей практике является создание презентаций к урокам. Они гораздо эффективнее, чем бумажные документы, поскольку в процессе восприятия включается ассоциативное мышление.

Ø  Дифференцированное обучение. Так как мне приходилось работать в классах с разным уровнем математической подготовки, без дифференцированных заданий обойтись было , практически, невозможно. На уроках применяю разноуровневые задания. Мною разработана система разноуровневых заданий по математике для 5-6 классов, по алгебре для 7 класса. Разработана также система разноуровневых домашних заданий.

Ø  Проблемно-поисковое обучение. Именно эта технология обучения  позволяет подвести ученика к постановке темы урока, сформулировать цели урока, а потом, в течение урока, достигнуть поставленной цели. Эта технология позволяет обучающимся на уроке высказывать гипотезу и проверять её правильность.

Ø  Здоровьесберегающие технологии. Эти технологии позволяют не только сменить вид деятельности на уроке, но и положение тела. Мною разработаны физкультминутки для 5-6 классов по математике и информатике, для 7-9 классов по информатике, для 10-11 классов по информатике.

Ø  Игровые технологии. Когда урок насыщен материалом, и тема урока достаточно сложная, на помощь приходит игра. Она помогает снять умственное напряжение и сменить вид деятельности.

Ø  Метод проектов. Пройдя курсы повышения квалификации в октябре-ноябре 2014 года, я увлеклась этим методом. Возможности его неограниченны. Проанализировав свою работу, с точки зрения  метода проектов, я пришла к выводу, что давно его применяю: Мини-проект «Координатная плоскость» по математике в 6 классе, мини-проект «Многогранники» по геометрии в 10 классе, долгосрочный проект «Треугольники» по геометрии начинаем в 7 классе и будем заканчивать в 9 классе, мини-проекты по информатике «Системы счисления», «Языки программирования»,  «социальная информатика», «Безопасный Интернет».

Ø  Коллективный способ обучения. В традиционных  формах обучения многие обучающиеся часть урока остаются пассивными наблюдателями. При работе в парах или в группе, общаясь с товарищами, они имеют возможность проговаривать выученные определения и теоремы, имеют возможность научить другого тому, что выучил сам. При этом развиваются не только коммуникативные навыки, но и формируется позитивное отношение к предмету.

 

 

 

 

     Важной составляющей методической системы является внеурочная деятельность по предметам. Внеклассная работа предусматривает выполнение групповых заданий, проектов, исследований, написание рефератов, сообщений, подготовка  презентаций.Такая работа ведется по принципу системности с 5 по 11 классы.

    Требования, предъявляемые программами, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако, уже с 5 класса становится ясно, что кто-то легко и с интересом усваивает программный материал, а кому-то изучение дается с трудом.

     Это приводит к необходимости индивидуализации обучения, одной из форм которого является внеурочная деятельность.

      Внеурочная деятельность проводится мной по двум направлениям:

1.      Система работы с одаренными детьми;

2.      Система работы с отстающими обучающимися.

 

Система работы с одаренными детьми.

 

Одаренный ребёнок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят стандартной образовательной системы. Для одарённых детей характерна чрезвычайная любознательность, энергичность и яркая независимость. Такие дети опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

В рамках программы по выявлению математических способностей обучающихся  провожу следующие мероприятия:

 

 

ФОРМЫ

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

Работа по индивидуальной образовательной траектории (в рамках подготовки к олимпиадам)

Сентябрь-декабрь

Математические олимпиады

Декабрь

Проектно-исследовательская деятельность

В течение года

Кружки по предметам

В течение года

Участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах

В течение года

Участие в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру»

В течение года

Участие в on line олимпиадах, в  «Уроке цифры»

В течение года

 

 

Такая система работы приводит к положительной динамике результативности усвоения предметных знаний, к успешности при итоговой аттестации.

 

Система работы с отстающими обучающимися.

 

Цели:

1.      Ликвидация пробелов в знаниях;

2.      Создание условий для успешного индивидуального развития.

 

Для реализации этих целей заполняю карту мониторинга предметных знаний по всем основным темам курса.

 

Карта мониторинга предметных знаний.

 

Класс_________                            Тема ______________________________________

 

Ф.И.

Чтение и запись нат. чисел

Сравнение нат. чисел

Сложение нат. чисел

Вычитание нат. чисел

Результат

Ликвидация

пробела

Результат

Ликвидация

пробела

Результат

Ликвидация

пробела

Результат

Ликвидация

пробела

Петрова М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг метапредметных результатов обучения.

 

На каждого ученика заполняю лист наблюдений дважды в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Сравниваю свои наблюдения с

и делаю выводы. Официальный мониторинг проводит администрация школы с помощью диагностических работ, к анализу привлекается психолог школы.

 

Лист наблюдений метапредметных результатов обучения.

 

 Класс_____                       2015/2016 уч.год, сентябрь_________

 

 

Ф,И,

Поиск информации

Работа с учебником

Выбор способа решения

 Анализ, синтез

 Сотрудничество

 Выдвижение ггипотез гипотез

Волевая саморегуляция

Самооценка

Поиск информации

Петрова Ольга

+

+

-

-

-

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки  обучающегося  ___________________     класса  2015/2016 уч.год.

 

Критерии

Комментарии обучающегося

Оценка (от 1 до 5 баллов)

 

Готовность к уроку

 

 

Активность на уроке

 

 

 

Личный вклад в работу группы (пары)

 

 

 

Поиск информации

 

 

 

Волевая саморегуляция

 

 

      Я считаю, что представленная методическая система имеет практическую значимость для использования не только учителями математики и информатики, но и  учителями других предметов. Тип своей методической системы могу охарактеризовать одним словам:

«ищущий».

 

Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:

 

Ø  Повышается качество знаний;

Ø  Сохраняется положительная динамика участия школьников в предметных олимпиадах, Всероссийских предметных конкурсах4

Ø  Повышается способность обучающихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием;

Ø  Увеличивается количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью;

Ø  100% обучающихся проходят промежуточную и итоговую аттестацию, показывая хорошие результаты;

Ø  Обучающиеся выпускных классов показывают хорошие умения взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать точку зрения и учитывать точку зрения других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

 

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

 

Критерии

Бал-лы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

1.

Критерии эффективности учебной деятельности

1.1.

Учебная активность

0 -

1 -

 

2 -

3 -

4 -

 

5 -

– активность отсутствует;

– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;

– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;

– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;

– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;

– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.

1.2.

Целеполагание

0 -

 

 

1 -

 

2 -

 

3 -

 

4 -

 

5 -

– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;

– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;

– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;

– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;

– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;

– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.

1.3.

Самоконтроль

0 -

 

1 -

 

2 -

 

3 -

 

4 -

 

5 -

 

– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;

– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;

– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.

1.4.

Усвоение знаний, успеваемость

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;

– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;

– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;

– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;

– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;

– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.

2.

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

2.1.

Нравственно-этическая готовность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

 

5 -

– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);

– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);

– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;

– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;

– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

2.2.

Поведение на уроке

0 -

 

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;

– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;

– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;

– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;

– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;

– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.

 

 

2.3.

 

Поведение вне урока

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;

– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;

– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой;

– активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;

– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;

– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.

3.

Успешность социальных контактов

3.1.

Взаимоотношения с одноклассниками

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят;

– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;

– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт;

– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;

– мало активен,  но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;

– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.

3.2.

Отношение к учителю

0 -

 

1 -

2 -

3 -

 

4 -

 

5 -

– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;

– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;

– выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;

– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;

– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;

– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока.

4.

Эмоциональное благополучие

 

 

0 -

1 -

 

2 -

 

3 -

4 -

5 -

– преобладает агрессия или депрессия;

– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;

– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость);

– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении;

– спокойное эмоциональное состояние;

– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.

 

Высокий уровень – 44-50 баллов

Уровень выше среднего – 36-43 балла

Средний уровень – 26-35 баллов

Уровень ниже среднего – 21-25 баллов

Низкий уровень – менее 20 баллов

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)