Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения М.М. Пришвина (7 ч)
Дата: 2428.04.18
Уроки 121122.
Тема: М.Пришвин. «Выскочка»
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной
детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением,
добиться понимания содержания произведений,
обобщить знания детей о творчестве писателя.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести в круг чтения новые произведения М.М. Пришвина разных жанров (очерк, рассказповествование, рассказ
описание);
• учить находить в тексте описания картины природы, внешнего вида героев, их переживаний;
• учить художественному пересказу (рассказописание «Жаркий час»);
• учить определять главную мысль произведения, объяснять заглавия («заглавие— жанр», «заглавие — главная
мысль», «заглавие имя героя»);
• учить работать с книгами о природе (книгисборники, оглавление, предисловие, послесловие);
• учить писать аннотацию на прочитанное произведение;
• отрабатывать навык выразительного чтения.
Учебные умения:
• называть произведения М.М. Пришвина;
• сравнивать художественный рассказ с научнопознавательным;
• находить в тексте описания портрета героя, интерьера, картин природы;
• определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;
• отбирать книги по теме и жанру, писать аннотацию прочитанного произведения и книги;
• читать осознанно, правильно и быстро текст произведения вслух (не менее 70 слов в минуту), молча (не менее 90
слов в минуту).
Характеристика деятельности учащихся:
Самостоятельно читать новое произведение (рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»). Комментировать заглавие. Работать
с текстом рассказа: аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к героям. Выполнять
задания в учебнике. Сравнивать рассказы («Двойной след» и «Выскочка»).
Оборудование: выставка книг, портрет писателя.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания:
• краткий пересказ рассказа М.М. Пришвина «Двойной след» (работа в парах);
• анализ творческих работ (тема, особенности жанра, главная мысль), оформление книжкисамоделки «Любовь
сильнее страха смерти».
2. Самостоятельное ознакомительное чтение рассказа М.М. Пришвина «Выскочка».
3. Беседа по выявлению первичного восприятия, комментирование заглавия, высказывание своих суждений об
отношении автора к Выскочке (мягкая ирония, улыбка).
154.Аналитическое чтение по частям, составление плана (блоксхемы): (С) собака Вьюшка, (В) Выскочка, (вв)
вороны.
С
С
В
ВВВ
ВВВВ
5. Выполнение заданий в учебнике.
6. Повторное чтение по частям плана.
С
В
В
В
ВВ
ВВ
7. Самостоятельная (дифференцированная) работа (чтение): 1я группа — описание Вьюшки, 2я группа
замысел Выскочки, 3я группа описание Выскочки.
8. Проверка самостоятельной работы.
Совет коллегам. В проверку включается весь класс, каждая группа читает свою часть, а остальные следят по
тексту. Такое упражнение развивает зрительную и слуховую память, служит отработке навыка скорочтения.
9. Самостоятельная работа в тетради.
10. Образы «Вьюшки» и «Выскочки» (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание «своего» мнения),
перечитывание текста, подготовка рассказа (по желанию), рассказывание одним учащимся и дополнения другими
детьми (без повторов).
Совет коллегам. Учите детей слушать монологическую речь одноклассников, слышать то, о чём говорит
отвечающий, и дополнять ответ, не делая повторов. Повтор говорит о неумении слышать, о плохом знании текста
произведения. А дополнение — это хороший показатель умения слышать речь другого человека, а также
показатель глубокого знания произведения.
11. Задание на дом: рассказ о Выскочке или Вьюшке; повторение пословиц о хитрости, сообразительности,
ловкости; загадок о животных (собака, сорока).
1515