Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
Литературное чтение
Урок 90.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II. Развитие
1 2 3
Литературный диктант
(задание II.3 в тетради).
– Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос),
белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес),
весеннее (солнышко), берёзовый (клей).
Составив словосочетания,
пересказывая соответствующие фрагменты текста.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом сказки.
ребята «разворачивают» смысл каждого,
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1умений.
Работа с текстом после чтения.
Составление цитатного плана сказки (задание II.4 в тетради).
Например:
а) «Где твой младший брат?»
б) «А Старший шагал, шагал, шагал...»
в) «Ты останешься здесь навеки».
г) «Так и пошли дни за днями».
д) «Завтра начнём сначала!»
е) «Все его друзья собрались».
ё) «И Старший обнял его».
ж) «Братья жили теперь дружно».
Обобщающая беседа.
– Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный
друг»?
– Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что
Старший станет его учеником и последователем?
– Когда Старший понастоящему понял, что он натворил?
– Какие обстоятельства изменили его характер?
– Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким?
– Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.)
– Насколько сильно зло в сказке?
– Смог бы Старший один вернуть брата?
– Почему Шварц так часто называет героевпомощников друзьями Старшего?
– В чём жизненная мудрость этой сказки?
2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов.
1) Сопоставление сказки с народными сказками.
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
© ООО «Баласс», 2015
2– В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз?
– «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что
сказочного в прочитанном вами произведении?
– А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие?
(В фольклорных сказках совершенно иной смысл.)
– Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить
семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему?
2) Сопоставление сказки с литературными произведениями.
– Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные
проблемы?
– Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы.
3) Творческие задания.
– Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е.
Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное.
Л.Н. Толстой:
Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они
увидели, что каждый счастлив посвоему.
Главное: у каждого в жизни свой путь.
Е. Шварц:
Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с
помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки
Мороза, он сумел вернуть Младшего.
Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно.
– Придумайте свою историю о взаимоотношениях (задание III.5 в тетради).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Письменный ответ на вопрос:
«От радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает
оченьочень редко, но всётаки бывает».
Почему же не всегда «исчезает седина»? (Задание III.6 в тетради).
© ООО «Баласс», 2015
4