Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur90-korr.doc
Литературное чтение Урок 90. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение) Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. II. Развитие  1  2  3  Литературный диктант  (задание II.3 в тетради). – Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания:  Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей). Составив   словосочетания, пересказывая соответствующие фрагменты текста. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  1. Работа с текстом сказки.   ребята   «разворачивают»   смысл   каждого, © ООО «Баласс», 2015 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1умений. Работа с текстом после чтения. Составление цитатного плана сказки (задание II.4 в тетради). Например: а) «Где твой младший брат?» б) «А Старший шагал, шагал, шагал...» в) «Ты останешься здесь навеки». г) «Так и пошли дни за днями». д) «Завтра начнём сначала!» е) «Все его друзья собрались». ё) «И Старший обнял его». ж) «Братья жили теперь дружно». Обобщающая беседа. – Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»? –   Насколько   серьёзными   были   у   него   основания   рассчитывать   на   то,   что Старший станет его учеником и последователем? – Когда Старший по­настоящему понял, что он натворил? – Какие обстоятельства изменили его характер? – Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким? – Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.) – Насколько сильно зло в сказке? – Смог бы Старший один вернуть брата? – Почему Шварц так часто называет героев­помощников друзьями Старшего? – В чём жизненная мудрость этой сказки? 2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов. 1) Сопоставление сказки с народными сказками. работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. © ООО «Баласс», 2015 2– В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз? – «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что сказочного в прочитанном вами произведении? – А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.) – Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему? 2) Сопоставление сказки с литературными произведениями. – Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы? – Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы. 3) Творческие задания. – Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное. Л.Н. Толстой: Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по­своему. Главное: у каждого в жизни свой путь. Е. Шварц: Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью   друзей,   пройдя   немало   испытаний   в   ледяном   дворце   Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего. Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно. – Придумайте свою историю о взаимоотношениях (задание III.5 в тетради). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2015 3ΙΙΙ . Итог. IV.  Домашнее задание своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Письменный ответ на вопрос: «От радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень­очень редко, но всё­таки бывает». Почему же не всегда «исчезает седина»? (Задание III.6 в тетради). © ООО «Баласс», 2015 4

Посмотрите также