"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе
Оценка 4.8

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
09.12.2017
"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе
Урок составлен на основе принципов системно-деятельностного подхода в обучении. Урок способствует формированию у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Учащиеся научатся объяснять значение преемственности в государственных поступках княгини Ольги и князя Владимира; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.
Митина Мудрый выбор.doc
Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Конспект  урока по окружающему миру  по теме:  «Мудрый выбор» 4 класс                                       Автор  разработки:                     Митина Людмила Валерьевна,               учитель начальных классов  МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой  города Липецка г. Липецк 2017 год                                                              Учебно­методический комплект «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Тема урока: «Мудрый выбор»  (4 класс) Тип урока: Урок рефлексии  Цели урока Предметные:  1) находить место изученных событий на «ленте времени»;  2) соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; 3)  характеризовать   выдающихся     людей   разных   эпох   как   носителей     базовых национальных ценностей; 4) выявлять архитектурные  особенности  храмов и памятников; 5) различать памятные даты и праздники в жизни общества как средство укрепления общественной   солидарности   и   укрепления     духовно­нравственных   связей   между соотечественниками.  Метапредметные:  1)   самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;  преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей; 2)  строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей;  3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,   оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;   4)   использовать   навыки   сотрудничества   и   взаимопомощи   в   ходе   коллективного общения и взаимодействия со сверстниками. Личностные:  1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; 2)уважительное   отношение   к   своему   и   другим   народам,   их   религии,   культуре, истории, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; 3) наблюдение и описывание проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо страны. Планируемые результаты: Учащиеся   научатся   объяснять   значение   преемственности   в   государственных поступках   княгини   Ольги   и   князя   Владимира;   характеризовать   последствия   для истории и культуры России выбора князя Владимира;  получат   опыт организации индивидуальной, совместной учебной  и рефлексивной деятельности.   Ход урока. 1.Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. - Сегодняшний     урок   окружающего   мира     мы   начнём   с   таких   слов:   «Степень культуры каждого народа определяется отношением к своему прошлому». ­ Почему необходимо изучать страницы прошлого своей страны и мира в целом?   Из опыта предшественников учёные понимают, в каком направлении двигаться. Не   зная   прошлого   невозможно   осмыслить   и   понять   настоящее,   заглянуть   в будущее.     Не   зная   истории,   человечество   ходило   бы   по   замкнутому   кругу, повторяя ошибки предков. ­ Какая наука помогает нам изучать и расследовать события прошлого? (История) ­   Кого   мы   считаем   отцом   истории   и   почему?   (Древнегреческого   историка   и путешественника   Геродота,   который   жил   в   484г.   до   н.э.   Он   создал   1 историческую книгу, описал народы, жившие вдоль рек Дон и Дунай). ­   Какая   историческая   наука   помогает   поисками   вещественных   исторических источников? (Археология) ­ Назовите известных вам археологов. Немецкий ученый Генрих Шлиман – открыл древний город Троя. Выдающийся российский археолог Окладников. 2 Актуализация и пробное учебное действие. ­ В изучении,  какого большого раздела на уроках  окружающего мира нам помогают эти науки? (Путешествие по реке времени). ­ Действительно, события в жизни идут друг за другом, как волны по реке. Вот почему для наглядности историю можно представить как бег волн по реке времени. В такой реке есть плавное течение и бурные водовороты, мели и таинственные омуты. Такова история человечества, любого государства, народа, человека. ­ Где мы отмечаем  важные исторические события?  (На  реке времени). ­ Что мы принимаем за единицу измерения  на реке времени? (Век). ­ От какого события ведём отсчёт лет? (От Рождества Христова). ­ Выберите из названий первых пяти изученных тем, в которой говорится о крутом ключевом повороте в истории нашего Отечества, изменившем сознание, жизнь людей и развитие государства . («Мудрый выбор») ­ Кто сделал мудрый выбор и в чём он заключался? (Чтобы Древняя Русь встала вровень  с  соседними  странами,   князь  Владимир   решил просветить   народ  через веру). ­ Значит тема нашего урока: «Мудрый выбор». ­ А какую цель перед собой поставим на уроке? ­   Вспомнить,   обобщить   изученный   материал,   выполнить   работу   самостоятельно, поработать над пробелами  в знаниях, исправить  ошибки, поработать с творческим заданием. ­ С чего начнём нашу работу? (С повторения необходимых нам знаний). ­ Мы уже сказали, что Геродот составил 1 историческую книгу.  ­ А кто составил первую рукописную книгу по истории нашего Отечества и как она называется?  Монах   Киево­Печерского   монастыря   –   летописец   Нестор.   День памяти 9 ноября. ­ Как назывались такие рукописные книги о событиях древней истории? (Летописи) ­ Почему их так называли, как были изложены сведения? (По летам). ­ Какие вопросы Нестор поставил в «Повести временных лет»,  которые волнуют нас до сих пор? «Откуда есть пошла земля Русская? Какие народы её населяли? Как они ладили друг с другом?» ­ С древности разные племена на территории нашей страны жили рядом, общались и даже   роднились   друг   с   другом,   и   так   постепенно   к   11­12   векам   образовалась древнерусская   народность,   которая   в   дальнейшем     дала   начало   трём   братским народам. ­ Как, когда и почему разноликие и разноязыкие племена стали   объединяться в единое государство – древнюю Русь? (Благодаря «Днепровскому пути» ­ торговый путь   «из   варяг   в   греки»   стали   появляться   города,   которые   были   центрами грамотности и просвещения, создавалась древнерусская культура). ­ Какое вещественное доказательство, найденное археологами, свидетельствует об этом? Об этом говорят берестяные грамоты – живые голоса Древней Руси. ­ В каком городе они были найдены? (В Новгороде). ­ Какой орган власти действовал в городе? (Вече – народное собрание) ­ Какой важный вопрос был решён на одном из таких собраний? В каком году?    В  862  году   в     Новгород     для   управления   приглашают   скандинавского   князя Рюрика. ­ Отметим на реке времени дату начала княжения династии Рюрика.  ­   Как   мы   определяем   век?   (Определяем   количество   сотен   в   числе   года   и прибавляем единицу). ­   Сколько   веков   управляла   княжеская   династия   русскими   землями?   (Семь   с половиной веков). ­ Какой вклад внёс приемник Рюрика? (Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и призвал к единству все племена под главенством Киева).  ­ В каком году? 882г ­ В летописи записано: «И сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». ­   Какому   греческому   слову   соответствует   это   выражение?   (Метрополия   –   от греческих слов «метер» – мать и «полис» – город). ­ О чём в дальнейшем задумались правители Руси? (Русь станет сильной тогда, когда войдёт в семью европейских народов как равная) ­ Как это можно сделать? Просветить народ через веру, через крещение.  И первой об этом задумалась княгиня Ольга. Её называли «начальницей веры» и «корнем православия» в Русской земле. ­  Поэтому как её называет летописец? ( «Зарёй перед светом»)  ­ Когда мы отмечаем день памяти  великой киевской княгини Ольги? (24 июля) ­ Кто вошёл в историю как креститель Руси? (Князь Владимир) ­ Когда  было Крещение Руси? (988г) ­ Князь Владимир навсегда вошёл в историю как собиратель и защитник  русских земель, объединил в одну семью народы с помощью православной  веры. «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле,  крестив её», – говорит «Повесть временных лет». Князь Владимир  прекратил  междоусобицы, победил внешних противников, проложил  дорогу к строительству сильного  Российского государства. ­ Какой образ подходит для князя Владимира? («Красное солнышко») ­   Когда   мы   отмечаем   день   его   памяти?    28  июля  –   день   памяти   крестителя Древней Руси. С 2010 года – это  День Крещения Руси. ­ С принятием  христианства славянская письменность утвердилась на Руси. ­   Кого   мы   называем   просветителями   христианских   народов?  Монахи   Кирилл   и Мефодий перевели на славянский язык главную книгу христиан. ­  Какой   праздник   посвящён   их   подвигу   и   когда   он   празднуется?   (24   мая  День славянской письменности и культуры).    ­Где находится самый величественный храм христианского мира и почему носит имя   Святой   Софии?  «София»   в   переводе   с   греческого   означает   «мудрость». Мудрость – одно из качеств Христа, значит, именно в Его честь был назван храм. ­ Где в Древней Руси возвели храмы Святой Софии? (В Киеве и Новгороде) ­ Почему было принято такое решение? (В знак духовной связи  с Византией и память о великом событии). ­ Какой обычай возник на Руси? (Строить храмы). ­ Но не только храмы строились на Руси, люди осознавали, что потомки должны помнить о людях, которые внесли свой вклад в историю и стали ставить памятники. ­ С одним из таких памятников мы познакомились, путешествуя по Новгороду.    Памятник «Тысячелетия России»  ­ Где находятся памятники  князю Владимиру?    В Москве 4 ноября 2016 открыт памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. В правой руке он держит крест ­ оружие духовное, а   в левой меч ­ победоносное оружие, готовое сразить врага Отчизны. ­  Памятник     является   олицетворением   духовного   сплочения   народа.  Мы храним  верность выбору  князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей   многонациональной   стране,   вместе   стремимся   к её   благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех её народов, ко всем традиционным религиям России. ­ Мы делаем остановку в нашем путешествии по реке времени, вы много знаете, помните и успешно справитесь с самостоятельной  работой. ­  Задания     представлены   в     форме     тренировочных   тестов   по   подготовке   к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру. ­ Возьмите карточку № 1 и выполните самостоятельную  работу. 3. Локализация индивидуальных затруднений.   ­ Итак, сверьте  свои работы с образцом на экране ­ У кого верно? Поставьте «плюс»  ­ У кого ошибки? Поставьте «вопрос».  1. Установи соответствие между понятием и определением. Понятие Определение А. Вече  Б.Метрополия В. Летопись Г. Берестяная  грамота 1Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в  которых изложены по годам (летам) 2.Древнерусская грамота, выцарапанная на полоске из наружной  части коры берёзы. 3.Народное собрание на городской площади как высший орган  власти (на  Руси X – XIV вв.) 4. Центр, столица государства.  Ответы: А3, Б4, В1, Г2 2. Соотнеси дату и историческое событие Историческое событие Дата 1. Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и стал  А.  862г. Б.  882г. княжить в Киеве. 2. Князь Владимир принимает крещение и обращает народ в  В.  988г. христианскую веру. 3. В Новгород для управления приглашают скандинавского  князя Рюрика. Ответы: А3, Б1, В2 Отметь на ленте времени дату крещения Руси, укажи век.  3. Укажи, в каком порядке отмечают эти события в течение года.     1. День памяти великой киевской княгини Ольги 2. День славянской культуры и письменности, День памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия 3.   День   памяти   великого   князя   Владимира   –   крестителя   Древней   Руси,   День крещения Руси       4. Какие из этих достопримечательностей можно увидеть в Новгороде? Выпиши номера фотографий. Ответ  1, 4. На экране картинки с изображением памятника князю Владимиру в Москве,  памятник «Тысячелетия России», храм святой Софии в Новгороде и в Стамбуле. ­ У кого возникли вопросы? ­ У кого ответы совпали с образцом? Это значит,  нет  затруднений. 4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. ­ Итак, ошибки зафиксировали. ­ Наши  дальнейшие действия? ­ Я предлагаю вам работать по следующему плану. ­ У кого нет вопросов, вы будете выполнять  самостоятельную работу с творческим  заданием. ­ У кого есть вопросы, мы на них ответим. А потом выполним другую  самостоятельную работу.  ­ Чтобы правильно выполнить задание, куда мы должны обратиться? Материалу  учебника, календарю памятных дат, к рабочей тетради. 5.Реализация построенного проекта. ­ Приступаем к работе. Дети, у которых нет ошибок,  выполняют  работу с  творческими заданиями.  (См. приложение 1) ­ У кого возникли вопросы? Подумаем, почему? ­ В каком задании у тебя ошибка?  ­ Чтобы найти  дату и понятие,  необходимо обратиться  к  нужной теме. На экране  указаны страницы, которые помогут вам быстро найти правильный ответ ­ Откройте  учебник и поработайте над исправлением допущенных ошибок. 6. Обобщение затруднений во внешней речи. ­ Молодцы! Вы быстро сориентировались в материале повторения и хорошо  поработали. ­ Сделаем вывод. ­ В чём возникало затруднение при выполнении самостоятельной работы? ­ Что нужно делать?  ­ Как помочь себе, располагая события календаря памятных дат? ­ Надеюсь, что при выполнении следующей самостоятельной работы вы не допустите  ошибок. ­ А теперь, когда вы повторили изученные даты, события и понятия, выполним  самостоятельную  работу № 2,  и у вас обязательно всё получится. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ­ Возьмите образец и проверьте свои работы. ­ Ребята, которые выполняли творческие задания, выполните самопроверку. ­ Отметим свои результаты.  ­ Расскажите о своей работе.  ­ Кому всё удалось? Молодцы! ­ А если есть ошибки? ­ Вы будете расстраиваться? Не расстраивайтесь. Повторите дома ещё раз  изученные темы. Обратите внимание на даты  и понятия, которые встретились в заданиях   самостоятельной работы.   8.Включение в систему знаний и повторение. ­ Какое влияние оказывает мудрый выбор князя Владимира на нашу жизнь? ­ В решении князя выразилось и стремление нашего народа к высоким  идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплочённости  и солидарности со всем миром. ­ Назовите христианские заповеди, которые  служат основой нравственного выбора  для каждого человека.  ­ Не убий! Не лги! Не желай богатства ближнего своего не завидуй. Почитай  отца и мать, родивших тебя. Люби ближних,  как самого себя. Будь милостив, и  помилован будешь. ­ «Я был зверь, а стал человек», ­ говорил князь Владимир. Вот расстояние между  язычеством и христианством. И сегодня в нашей жизни столько бесчеловечного, что  необходимо задуматься, переосмыслить свою жизнь вслед и за князем Владимиром  от звериного перейти к человеческому.  9.Рефлексия деятельности на уроке. ­ Вы отлично поработали, а теперь подведём итог. ­ Какую цель мы ставили перед собой? Удалось нам её достичь? ­ Выбери предложение, которое ты хотел бы продолжить. У  меня  получилось… Я  смог… Меня  удивило… Урок  научил  меня… Я  понял,  что… Я  попробую… Было  трудно,  но… ­ Вы хорошо потрудились на уроке, повторили изученный материал, справились с  самостоятельными работами, нашли ошибки и смогли исправить их.  ­ Я хочу подарить вам закладки с заповедями, чтобы они стали для вас путеводной  звездой и оберегали от ошибок в жизни. ­ Домашнее задание: 1. Где и когда в Липецке установили памятник славянской письменности. 2. Продолжите составлять «Календарь памятных дат».  Литература: 1. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 416с. – (В помощь школьному учителю). 2. Готовимся к всероссийской проверочной работе, Окружающий мир, Рабочая  тетрадь, 4 класс, Демидова М.Ю., 2016. Работа повышенной сложности. 1. Определите, в каком веке произошли эти исторические события. Запиши римскими  цифрами. Приложение 1 Событие Век 1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном 1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос 1380г. Победа в Куликовской битве во главе с  Дмитрием Донским над монголо­ татарскими войсками 1709г. Победа русской армии в Полтавском сражении под командованием Петра I  над шведами 1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере 2. Восстанови последовательность исторических событий, пронумеруй в порядке  следования.           а)  Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и стал княжить в Киеве.           б) В Киеве возводят храм Святой Софии.           в) Князь Владимир принимает крещение и обращает народ в христианскую веру.           г) В Новгород для управления приглашают скандинавского князя Рюрика. 2.Вставьте в текст пропущенные слова. А) Скифы – это …(древний народ), о  котором  более двух тысяч лет назад написал … (Геродот).  Скифы кочевали в степях… (Причерноморья), достигли границ… (Египта). Скифские курганы  найдены на территории современных… (Краснодарского) и … (Ставропольского) краёв, в степях  между… (Волгой) и … ( Уралом), близ Оренбурга. Скифские сокровища отличает… (звериный)  стиль. Особенно великолепен образ…(золотого оленя). Этот образ с детства вдохновлял  выдающегося  российского археолога… (А.П.Окладникова). Обозначьте век господства скифов на ленте времени. Б) Одни славяне «сели по Днепру» и назвались…(поляне), потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах» среди деревьев и прозвались …(древляне). Третьи расположились на дрягве.  На болоте  и назвались… (дреговичи). Н а берегах реки Полоты поселились … (полочане). А севернее всех поселились … (северяне).  Славяне, которые поселились на озере Ильмень, оставили себе свое имя ­ … (словене). 3.Запиши порядковый номер тех достопримечательностей, которые встречаются только в  столице нашей Родины. 1) Третьяковская галерея                                      3) Царь­Пушка 2) Казанский собор                                                4) Медный всадник __________________________ 4.Приведи три примера достопримечательностей своего региона. Ответ:  _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 5. Напиши что значит быть гражданином своей страны. _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе

"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017