Мукасолька программа дополнительного образования

  • Образовательные программы
  • docx
  • 15.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фмукасолька-Программа дополнительного образования, рассчитана на 3 годичное обучение, имеет художественную направленность. Лепка оказывает активное развитие ребенка, работа приводит не только к развитию, но и ведет к развитию эстетических чувств, чувства гармонии, гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс .Мукасолька -дополнительная программа
Иконка файла материала отпр мук.docx
Государственное  образовательное  учреждение дополнительного    образования  детей Дворец  детского юношеского творчества    Пушкинского  района                                                Санкт­Петербурга Принято                                                                                                    Утверждаю  Совет  педагогов  ДДЮТ                                                                        Директор  ДДЮТ             Протокол  №       от          г.                                                                                      О.Н. Бугаева                                                                                                                          от               г. Лепка из соленого теста « МУКАСОЛЬКА» образовательная  программа Декоративно­прикладного объединения для учащихся 7­15 лет срок реализации  программы –3  года Составитель – Бандак С.А. педагог дополнительного образования   Санкт­Петербург2017                                                                                                           2. Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная программа «Мукасолька» имеет  художественную направленность. Актуальность программы в том, что лепка является эффективным  средством познания объемно – пространственных свойств действительности –  важного фактора в общем развитии ребенка. Уже в раннем возрасте лепка  представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок.  Объемное же изображение предметов помогает школьникам познать объекты в  реальной полноте их формы, а это в последствии облегчает изображать их в  рисунке. Эта работа приводит не только к развитию творчества, но и ведет к  развитию эстетических чувств, чувства гармонии цвета и формы, но также  восстанавливает внутренний баланс организма, душевное равновесие, т.е. Отличительная особенность программы является оказывание человека  определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, пальцы с их тонкой моторикой  (от которой, кстати, зависит развитие  Речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами  и включению в работу сразу 2 полушарий (левого – рационального, Анализирующего и правого – интуитивного, эмоционального)  воссоздавать– МИР ИЗ ЦЕЛОГО. Дети расширяют круг знаний о свойствах материалов,   овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз,  координацию движений. Адресована программа для всех желающих, с разным уровнем  подготовленности , рассчитана на детей 1­5 классов (7­15 лет) , работа велась и в коррекционном учебном заведении школа­интернат №67. Главное  требование для работы –. Содержание программы определяется психо­возростными особенностями,  степенью подготовки детей. В процессе обучения учитываются интересы,  потребности и пожелания детей.  Цель   через лепку, выявление и развитие талантливых и одаренных детей. Решаются  следующие  учебные задачи в результате  обучения:  Образовательные  ­ знакомство с основами законов композиции, изучение  и освоение на практике умения видеть предмет в пространстве. Развивающие     ­  развивать эстетическое отношение уч­ся к  окружающей действительности , развивать творческое, абстрактное мышление и фантазию.  Воспитательные   ­ воспитывать стремление к познанию ценностей   :  формирование   и   развитие   творческих   способностей   учащихся,Русской культуры; воспитывать  трудолюбие  и  усидчивость; воспитывать  бережное  отношение  к  материалу;   Условия реализации программы: На 1 год обучения  принимаются дети в возрасте 7­9 лет, без конкурсного отбора, все желающие.  1 –й год обучения –наполняемость группы 15 человек. На   2   году   обучения  ,   дети   продолжают   обучение   по   программе,   возраст обучающихся соответственно ­ 8­10 лет, и более. Учащиеся, уже обладающие необходимым уровнем подготовки, могут быть приняты сразу на второй год обучения по программе, после тестирования собеседования с педагогом.  Наполняемость группы –не менее 12 человек. На 3 году обучения, наполняемость группы – не более 10 человек, связано это с большим объемом творческих работ. Продолжительность образовательного  процесса 3 года. Объем образовательного процесса ­576 часов. 1 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа ­144 часа.  2 год обучения 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа ­216 3 год обучения 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа ­216 Уровень освоения программы    базовый Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая,  коллективная, индивидуальная.  Занятия могут проводиться: со всем составом объединения, в малых группах,  индивидуально при выполнении выставочных работ, желательно в группе иметь не  больше 6 человек, в связи со спецификой работы с тестом. Формы проведения занятий  Главная форма работы – студийная.  Лекции, беседы дают возможность получить теоретические знания, показать  собственные знания и выразить чувства, переживания. На практических занятиях (упражнения, мастер­классы, творческие задания,  проекты), дети используют и закрепляют полученные знания, осваивают и  совершенствуют технические приемы. Экскурсии, посещение выставок не только расширяют знания детей, но и   дают возможность «коллективного переживания», погружения в «другую  реальность» Массовые мероприятия – чаепития, посвящения в студийцы, участия в  мероприятиях, художественное оформление своих классов помогают сплотить детский коллектив , укрепить приятельские и дружеские отношения между  детьми , развить инициативность , креативность, организаторские способности, умение согласовывать свои действия с работой группы .Рекомендуются следующие формы для занятий:  Вернисаж  Встреча с  интересными людьми  Выставка  Галерея  Защита проекта  Игра ,игра­путешествие  Конкурс  Наблюдение  Пленер ( если позволяют погодные условия)  Ярмарка Особенности организации образовательного процесса  . Посещение выставок , в течение учебного   года   .   Это   может   быть   экскурсия   в   парк,   музей,   посещение   выставок   работ учащихся. Кадровое обеспечение – педагог с художественным образованием. Материально­техническое оснащение. Для успешной реализации программы необходимы:                     ­отдельный   кабинет,   оборудованный   столами   и   стульями   (помещение, соответствующее санитарно­гигиеническим нормам и технике безопасности), стелажи для просушки изделий, раковина.          ­  оборудование : проектор, компьютер, документ­камера,  Планируемые результаты освоения программы учащимися. Предметные   результаты характеризуют   опыт   учащихся   в   художественно­ творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:  - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; - формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства, через лепку. - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;    ­  знание видов художественной деятельности: изобразительной   (живопись, графика, (дизайн   и   архитектура), декоративной(народные и прикладные виды искусства); ­   умение   работать   с   тестом,   выполнять   простые   работы   в   мелкой   пластике,   плакетки, паннно. учащийся научится (будет знать):   конструктивной     скульптура),­ знать   законы композиции.  ­ передавать пространство и объём, в работах из теста. ­ познакомить  с  особенностью  создания художественного  изделия  из теста Метапредметные результаты  ­ сформировано  умение  действовать по плану Личностные   результаты отражаются   в   индивидуальных   качественных свойствах   учащихся, которые  они  должны  приобрести  в  процессе  освоения программы «Мукасолька»: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; ­уважительное   отношение   к   культуре   и   искусству   других   народов   нашей страны и мира в целом; ­понимание особой роли культуры и   искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; ­сформированность   эстетических   чувств, мышления, наблюдательности и фантазии; ­сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,   потребностей   в   творческом   отношении   к окружающему   миру,   потребностей   в   самостоятельной   практической творческой деятельности; ­сформированность навыков: ­овладение   навыками   коллективной   деятельности в   процессе   совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; ­умение   сотрудничать с   товарищами   в   процессе   совместной   деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; ­умение   обсуждать   и   анализировать   собственную   художественную деятельность   и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.   ­ воспитывать стремление к познанию ценностей Русской культуры;  воспитывать бережное  отношение  к  материалу;     художественно­творческого   природой,  Учебный план 1 года обучения № п/п Название раздела, тем Количество часов всего Теория Практика Формы контроля 1 Вводное занятие    2 1 1 текущий2 Лепка : Лепка с натуры Лепка по памяти Лепка по темам 100 20 20 60 3 Сувениры 4 Декоративные  работы : А.бумагопластика В.Ярмарка 5 Азы  художественной  грамоты  : Рисунок композиция Беседы по  искусству Выставки 6 7 8 Мероприятия 9 Заключительное  занятие Всего 12 2 2 10 2 2 1 1 1 1 3 1 1 1 86 18 18 50 8 8 3 5 5 3 1 1 1 1 текущий итоговый текущий текущий итоговый текущий итоговый текущий Итоговый  текущий Итоговый  10 10 4 6 10 6 4 4 2 4 2 144 32 112 Учебный план 2 года обучения № п/п Название раздела, тем 1 2 Вводное занятие Лепка : С натуры По памяти Количество часов всего теория практика Формы контроля 3 150 50 50 1 19 6 5 2 131 44 45 текущий текущий текущийПо темам Сувениры Обереги Декоративные  работы : 1.Батик 50 12 9 18 3 2.Бумагопластика 9 3 4 5 6 7 6 9 3 3 3 3 3 3.Русская  красавица Азы  художественной  грамоты Беседы по  искусству 8 Мероприятия Экскурсии Выставки Заключительное  занятие                         Всего : 9 10 11      8 1 1 3 1 1 1 1 2 2 2 2 2 42 11 8 15 2 8 5 8 1 1 1 1 1 текущий текущий Итоговый  текущий Итоговый  текущий Итоговый  текущий Итоговый Итоговый  текущий текущий текущий Итоговый  текущий Итоговый  216 43 173 Учебный план 3 год обучения № п/п Название раздела, тем Количество часов Формы контроля всего теори я практик а 1 2 Вводное занятие  Лепка по темам:  Натюрморт 3 153 21 текущий 2 18 текущийПейзаж Портрет Фигура человека Сказочный город Город моей  мечты Знакомимся с  традициями и  обрядами Декоративные  работы : Батик Бумагопластика Беседы по  искусству Азы  художественной  грамоты Экскурсии Оформление  работ Выставки Заключительное  занятие                                 Всего : 3 4 5 6 7 8 9 10 21 21 21 39 30 12 12 4 8 3 12 3 12 3 3 2 2 2 4 2 2 1 1 2 1 2 1 2 2 18 18 18 35 28 10 3 7 1 111 1 11 1 1 216 30 186 текущий текущий текущий Итоговый  текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий Итоговый итоговый Год обучения Дата  начала  обучения 10 сентября 1 год Учебно­годовой график Дата окончания  обучения Количество  учебных часов Режим занятий Всего  учебных  недель 25 мая 144 36 недель 2   раза   в   неделю   по   2 академических часа2 год 3 год  Итого по  программе 1 сентября 25 мая 1 сентября 25 мая  144 144 432 36 недель 36 часов 2   раза   в   неделю   по   2 академических часа 2   раза   в   неделю   по   2 академических часа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   Рабочая программа 1 года обучения Первый год обучения Цель : Развитие художественных способностей с помощью лепки   Саморазвитие и самоопределение в мире художественных ценностей . Задачи :   ­развитие творческой фантазии ; ­овладение техникой лепки ; ­развитие мелкой моторики ; Планируемые результаты по окончании 1­го года обучения Предметные формирование основных  способов формообразования. Метапредметные развитие   творческого,   абстрактного   мышления   и   фантазии     и   отражение   в работах из теста Личностные  умение работать в группе Содержание программы I года обучения 1.Вводное занятие . Теория: история возникновения лепки ,показ работ студийцев за прошлые  года . Показ необходимых материалов и инструментов для работы  Практика: Первые пробные работы –знакомство с тестом ,скатывание ,разминание и т.д. Оценка умений детей .   .  2.Лепка . Лепка с натуры   Тема: «Дары осени».  «ЛИСТОПАД»,  «В булочной»Просмотр  образцов.Практика: Лепка фруктов ,овощей , осенних листьев простой и сложной  формы, жгуты и т.д. Коллективная работа –  «Дары осени». Практика : выполнение коллективной работы Лепка по памяти     . Теория : просмотр иллюстраций , фотографий  , обсуждение посещения  зоопарка, отгадывание загадок. Практическая  работа:  «Цветы»­лепка цветов на основе капельки    «Розы»­показ двух способов лепки цветка «Прощай лето»­оформление цветов, фруктов, листьев на картоне        «Все любят цирк» ,  «Любимый питомец». Тема: Лепка животных      Теория: просмотр работ  и скульптур животных Практическая  работа:  выполнение работ в основе которых лепка шариков, овалов , использование  фольги для каркаса , использование зубочисток. Лепка более простых фигур : мышь ,улитка, зайчик ,лягушка ,кот ,собака ,      слон , тигр , тюлень , пингвин , верблюд , лев ,уточка , гусь и т.д      ТЕМА Теория : просмотр  изделий на основе кос ,плетенок, решетки  Практика: выполнение работ на темы: «Косы».  «Критские и венгерские веночки»   ТЕМА :«Талисман» Теория ­беседа о талисманах , о их роли в жизни человека , показ    образцов . Практика: Разработка эскиза , лепка по своему эскизу ,проведение выставки в  конце работы .   «   Веселые плетенки    »­ Лепка по темам     :  Теория:  Выполнение работ к двум – трем сказкам, тематика сказок может  быть разной и меняться , на усмотрение учителя. Просмотр любимых книг,обсуждение любимых сказочных  героев. Предварительная работа над  эскизами. Знакомство с лепкой на плоскости –  «рельеф» ,«барельеф»,просмотр фото , журналов ,книг . Практическая  работа :  Выполнение по эскизам своих сказочных героев ,сушка работ , оформление  работ ,окраска по необходимости . Тема: «Игротека»­  Теория: знакомство с настольными  играми  Практика:на основе пласта выполняются такие игры как : домино ,  мнемозина , коломино , солитер ,игра в звездочки , головоломки . Работа ведется по шаблонам . 3.      Тема :Сувенир  Теория: просмотр материала на новогоднюю тематику, знакомство с  традициями и историей.  Практическая  работа  :  Работа ведется на основе выполнения медальонов – пластов , которые  оформляются фигурами , в основе которых круг – шарик .Украшаются работы  бусинами , бисером , лентами , стразами. «Рождественские украшения «снеговики» «Дед Мороз» «Ангел»  «Рождественские веночки и подсвечники». «Символ года»      – 4.Декоративные работы             Тема  :Бумогопластика Теория  просмотр новогодних открыток с элементами  «Оригами»  Практическая  работа:Украшаем класс –работа с бумагой и ножницами  ( повторение техника безопасности).         Тема: Ярмарка­ Теория:Знакомство с историей народной глиняной игрушки и ее назначением  («Дымка» , «Филимоновская»  на выбор ). Показ коллекционных образцов .Практическая  работа : Лепка фигур животных и птиц на пласте ,  стилизация . 5.Азы художественной грамоты .  Тема №1  : Барельефы Теория: правила  работы с красками , кисточками , первые вопросы   цветоведения. Практическая  работа:  Лепка барельефов:  «Ворона» (холодные цвета),  «Золотая рыбка» (теплые цвета).   Тема №2 :   Композиция  Теория:  рассказать о правильном составлении композиции (первый , дальний  план , размер фигур ) . Просмотр книг , иллюстраций картин .  Практическая  работа: Выполнение эскизов . Тема №3 : Рисунок  Теория : эскиз и  набросок , изображение простых геометрических фигур . Практическая  работа  : выполнение быстрых эскизов, набросков ­овощи ,  фрукты).Работа карандашом, кистью. 6.Беседы по искусству . теория: знакомство с творчеством 2 художников ( выбор художника приурочить к юбилейной дате )  практика – проведение викторины .  7. Выставки  практика   Проведение  2 выставок в течение года .  Первая в конце первого полугодия , как отчет о работе . Вторая – итог года. Проводить выставки на базе кабинета кружка , если  продленка , то в школьном помещении. Приглашение родителей на выставку . 8. Мероприятия  В начале учебного года – посвящение в студийцы . В конце года – подведение итога .9. Заключительное – подведение итогов      теория: подготовка к выставке работ, приемы оформления работ.  практика: просмотр выставки , поощрение лучших учеников . Табличка с датами Рабочая программа 2 года обучения Задачи 2 года обучения  ­учить умению использовать основных видов пластики и умению их  комбинировать . ­формирование умений стилизации фигуры человека в пластике . ­продолжать знакомить с духовным и материальным наследием своей страны. Планируемые результаты по окончании 2­го года обучения: ­могут комбинировать основные виды пластики ; ­практически применять полученные знания в работе ;  1.       Вводное занятие . Теория: Знакомство с техникой лепки , просмотр работ ,которые будут выполняться в течении года . Практика  :Обсуждение и выполнение эскизов  1. Лепка по памяти: Тема №1  «Щедрая осень»­лепка корзины с дарами  Практическая  работа  : выполнение Тема №2 «Любимые питомцы» Практическая  работа  : выполнение 2. Лепка с натуры : Тема №3 «Портрет друга»­ Теория: просмотр портретов , просмотр схем , альбомов по искусству  .Выполнение эскизов . Практика: работа в материале – пласт , процарапывание , выдавливание .  Лепка барельефа , медальона . Тема №4: «Автопортрет»­Теория: знакомство с историей и образцами этого жанра . знакомство с пропорциями . Практика: Лепка барельефа , медальона по желанию . Тема №5 :«Фигура человека» Теория: ­ знакомство с пропорциями  фигуры человека (просмотр схем ,  альбомов по анатомии , альбомов художников , фото  скульптур из Академии художеств ). Знакомство с изображением человека в ДПИ ( просмотр альбомов , журналов по ДПИ ). Практическая  работа :  Выполнение набросков с себя и со своих друзей . Эскизы пластических образов « с себя» и «Своих друзей» . Лепка барельефов ( высота – 10 см ). Лепка фигуры ( смешанная техника ) работа по трафаретам , в случае  затруднения . Тема №6  :«Богатый растительный и животный мир» Теория углубленное изучение флоры и фауны Ленинградской области .Выполнение набросков и зарисовок .Эскизы стилизованных образов  деревьев , птиц , лесных животных Практика : Лепка декоративных форм – смешанная техника . Тема №7 «Волшебный лес»­ углубленное изучение флоры и фауны  Ленинградской области .Выполнение набросков и зарисовок . Эскизы стилизованных образов деревьев , птиц , лесных животных . Практика: Лепка декоративных форм – смешанная техника . Тема :«По лесным тропам» Теория: Знакомство с творчеством художников – анималистов .Просмотр  книг , скульптур животных . Практика  : Лепка плакеток с изображением животных , птиц ( 10­15 см.) Тема №1  :  Сувенир  Теория: история сувенира, показ примеров ­Практика  :выполняются подставки к  сотовому телефону ; ­оформляются цветами и узорами шкатулочки для секретов ; ­календарь – сердечко ; ­подковка ;­оконные подвески , таблички ; ­«Подарок мамам»­лепка цветочных композиций  , оформление работ в  рамки ; «Волшебная рождественская сказка»­выполнение подсвечников . Используются различные методы формообразования . Тема№2  :Обереги Теория :Беседа о роли оберегов в жизни древних славян , о способах их   выполнения, Просмотр образцов . Практическая  работа  :  «Баба­Яга» ,  «Домовой» Выполнение сказочной фигуры : лепка деталей фигуры , составление каркаса,  использование  поролона , ткани . Роспись , лакировка .      Тема № 3: Декоративные работы Тема  :  «Батик» Теория:  показ образцов , произведенийэтого вида искусства .Дети знакомятся  с материалами и инструментами . Практика :–выполнение фрагмента открытки : ­ «свободная роспись» ­ «печатание штампиком» ­ выполнение пейзажа акварельной техникой  использование соли . оформление работ в паспарту . Тема : «Бумагопластика» :  Теория: знакомство с искусством оригами Практическая  работа  :  Оформление класса к Новому году – выполнение работ на основе конуса, изготовление масок животных путём прорезания,  сгибания бумаги. Дед мороз, Снегурочка, Лиса, Волк, Белка . Тема :  «Русская красавица»  :  Теория:  Знакомство с особенностями русского народного костюма. Просмотр альбомов, картин русских художников.Характерные особенности женского костюма: рубаха, сарафан, пояс, передник, головной убор.  Орнамент – его символика. Практика  : Выполнение фигуры в костюме, разработка орнамента,  отработка кистевой росписи – элементов орнамента. 1. Азы художественной грамоты: Теория: Знакомство детей с новыми художественными материалами и  способами работы с ними. Практика – «Цветы»;выполнение работы акварельными карандашами  «Сказочный город» выполнение работы в технике граттаж (гуашь,      восковые мелки); «Экслибрис» ­выполнение работы и разработка экслибриса для своей  библиотеки – тушь – перо – кисть; «Буквы» ­композиционная серия , образ – буква в виде корабля, дома,  животного, растения – разработка эскиза (смешанная техника); ­фантазии с красками, получение отпечатков 2.       Беседы по искусству: Теория: Знакомство с творчеством художника, его  произведениями,   просмотр книг, обсуждение цвета, композиционного решения  произведений Билибин,  Васнецов  Практика : выполнение работ на мотивы художника 3.       Мероприятия  1 мероприятие в конце первого полугодия, посвящено истории и  традициям проведения Рождества. 2 мероприятие посвящено встрече масленицы с традициями и обрядами.  4. Экскурсии: В течении года экскурсия в Лицей, или в художественную галерею  если позволяет тематика. 5.       Выставки: В течении года проведения двух выставок как отчётные за  полугодия.6. Заключительное занятие. Практика: Подведение итогов. Рабочая программа 3 год обучения. Задачи 3­го года обучения        ­продолжать формировать умение стилизации фигуры человека ,растительного и животного мира . ­знакомить с новыми материалами и приемами работы . ­продолжать учить умению использовать на практике основных видов   пластики, умению их комбинировать . Планируемые результаты по окончании 2­го года обучения ­смогут сами комбинировать основные виды пластики . ­смогут практически применять полученные знания в работе . ­овладеют функциональной грамотностью .   Содержание программы 3 года обучения 1. Вводное занятие. Теория:  Обсуждение планов и перспектив на год. Беседа о  необходимых материалах и инструментах.  Практика: выполнение набросков 2. Лепка по темам:  Тема№1   :  «Натюрморт»  Теория: ­ Рассказ о натюрморте, его истории, происхождении    (Мёртвая природа) .Тематика натюрморта – единство и гармония  пропорций, лини и цветовых сочетаний. Примеры великих мастеров Составление своего натюрморта, выполнение эскиза.  Продолжение  знакомства с основами композиций, детальная проработка  растительных элементов. Изучение графики, линий и очертаний. Разнообразие травы,  ягод, грибов, цветов, шишек Практика  :  выполнение работ  «Рябиновый букет» «Школьный» «Морской»  Тема № 2  : «Пейзаж»  Теория: рассказ о жанре пейзажа, знакомство с жанром на основе  произведений известных художников – Шишкин, Левитан, просмотр  книг. Обсуждение характерных черт, своеобразия родного пейзажа.  Обращение внимания на передачу пространственных планов в пейзаже с  применением знаний линейной и воздушной перспективы.Практика  : Выполнение эскизов, стилизованных образов деревьев, птиц,  животных – «Волшебный лес», с передачей настроения ( могучий дуб, весёлая  берёза и т. д.)                                                                     Создание своего «Чудо­дерева».  Оформление работ. Тема №3   :  Портрет. Теория:  Продолжить закрепление полученных знаний о пропорциях  человеческого лица. Просмотр альбомов, журналов по ДК. Знакомство со скульптурой малых форм. Практика: выполнение работ Тема № 4   : «Пропорции»  Теория: пропорции ­соразмерность. Но иногда– диспропорция, чтобы более  ярче, и интереснее рассказать, выделить главное в «герое».  Практика  :  Выполнение карандашных набросков, попытаться  передать  характер, настроение , состояние , изобразить себя ( мечтательный, смешной ). «Неразлучные друзья». «Автопортрет»­Свободный выбор техники выполнения  «Медаль» . Тема № 5  :  Фигура человека. Теория: Повторение знаний о пропорциях фигуры человека, просмотр фото,  репродукций скульптур. Практика  :  Выполнение фигур: На конусе На пластиковой бутылке На проволочном каркасе                     Макошь – богиня плодородия  « Русский богатырь»  «Русская  красавица»  «Иван – царевич»  «Васелиса – Премудрая»       «Барыни»       «Солдаты»                                 «Моя бабушка» и т.д. Тема № 6 : «Лубок»Теория ­ лубочные картинки. История, пример образцов. Отличие простота и  доступность образов, красочность изображения, текст писался живым  разговорным языком. В стихах «картины потешные и забавные». Практика : Работа над составлением эскиза, работа над композицией.  Взаимосвязь рисунка и текста (скороговорки, заклички, загадки). Тема№ 7 : «Сказочный город на острове Буяне». Теория: просмотр зрительного ряда Практика: Коллективное выполнение работы Тема № 8 «Сказочный город»,  Теория: просмотр зрительного ряда Практика: Коллективное выполнение работы Тема №9«Город моей мечты».  Теория: просмотр зрительного ряда Практика: Коллективное выполнение работы Знакомство с традициями и обрядами русского народа . Тема  : Технология изготовления изразцов ,  Тория: история  возникновения изразцов  . Использование изразцов для  отделки дворцов и храмов , а так же облицовки печей .Сюжеты – типичные  образы народного искусства – грифон , единорог ,лев ,птица – феникс . Знакомство с мифологией славян .                          Практика  : Разработка эскиза и выполнение изразцов . Тема : .Декоративные работы  а)Тема :  Батик  теория ­продолжение знакомства  техникой «Холодный батик» ­ нанесение  резерва, отработка аккуратной линии.  Практическая  работа  : выполнение работ в материале «туман» «утро» «закат» «пушистый друг»б)Тема  :  Бумаго­пластика в «Бумажном королевстве»  теория : просмотр и анализ зрительного ряда практика: выполнение фигуры человека из конусов и цилиндров.  Использование элементов оригами, сгибания и разгибания бумаги,  гармошки и спирали. 5.       Беседы по искусству  Теория : знакомство с творчеством, с произведениями русских  художников:  Врубель, Саврасов Практика: выполнение работ на мотивы художников  6.       Азы художественной грамоты : 1)Акварель Теория: знакомство с приемами работы акварелью Практика  :  приемы работы акварелью по сырому  «цветы» «поздняя осень» «вешние воды» 2)Пастель теория : пастель, приемы, способы Практика  :  работа пастелью – живопись цветными мелками по сырой  бумаге , замше : «речные просторы» «лес заиндевелый» «поздняя осень в парке» 3) Декоративные работы  теория : приемы в декоративном искусстве Практика  :  выполнение декоративной работы  панно «дракон»  «русалка»  4) Графические работы теория: Знакомство с элементами архитектуры показ рисунка здания с  элементами перспективы (1­2 точки схода). Практика : Выполнение памятника архитектуры г.Пушкина «Храмы Святой Руси»«Пасхальный благовест» «Деревянная старина» 7.   Экскурсии ­в течении года, посещение 2 выставок.    Оформление работ: 8.  теория: показ приемов оформления работ: на картоне, паспарту, рамки из  картона с элементами украшений из теста, на мешковине с использованием  веточек  прктика: выполнение и оформление работ          Выставки:  9.  2 выставки в течении года теория:  практика: прведение выставки, экскурсия   Заключительное занятие:   10.  теория: обсуждение работ практика: Подведение итогов. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ педагогические методики, исользуемые в работе: •  презентации  виртуальные экскурсии мастер­классы веб­квесты проектные работы • дидактические материалы:  раздаточный материал   видеоматериал  фотоматериал  система контроля: Входной   контроль  проводится   на   первых   занятиях   –   наблюдение,   анализ возможностей и способностей учащегося данные фиксируются в карте наблюдений педагога.   Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания   уровня   освоения   учебного   материала   программы   и   развития личностных качеств учащихся.  Полученные данные фиксируются в карте наблюдений педагога.   Промежуточный   контроль  проводится   по   окончании   всех   полугодий   и   1­года обучения  Результаты фиксируются в карте наблюдений педагога.    Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по программе.   Анализ творческих работ, защита творческих работ, участие в выставках, сбор портфолио.Перечень учебно­методического обеспечения: 1. Репродукции 2. Подборки лучших работ студийцев 3. Наглядные пособия – таблицы, схемы 4. Оборудования: столы, клеёнки, наборы стек, тряпки, вёдра для хранения теста. 5. Материалы: мука, соль ( из расчета  на  группу  из  15 чел. 2 кг. Муки и 1.5 кг. Соли «экстра». 6. Стеллажи или полки для сушки изделий. 7. Карандаши, краски: акварель, гуашь. 8. Кисти, банки. 9. Клей ПВА. 10.Рамки, картон, мешковина для оформления работ.        11. Микроволновка  ( для сушки изделий ) 6.Список рекомендуемой литературы: 1. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. – М.:Народное образование, 1996. 2. Баттершил Н. Учитесь рисовать пейзаж. Мн.:ООО Попурри 2002. 3. Береснёва Г.К. Ткань.Бумага. Тесто. АСТ Астрель Москва. 2001. 4. Величко Н. Роспись. Техника. Приёмы. Изделия. Москва. АСТ­Пресс. 1999. 5. Виффеи Валерии. Как научиться рисовать натюрморт: М. ЭКСМО­ПРЕСС. 2001. 6. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Срветская Россия. 1987. 7. Данкевич Е.В. Жаркова О.В. Знакомтесь: глина С.П. Кристалл 1988. 8. Короткова Е.И. Я учусь рисовать ­ М.; ОЛМА – ПРЕСС 2005 9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе Москва. Агар 199810.Кузин В.С. Психология. М.: Высшая школа 1982. 11.Кискальт И. Солёное тесто АСТ­ПРЕСС Москва 1998 12.Лемари Ж Акварель. Швейцария 1999. 13.Лемарн Ж. Пастель Швейцария 1999. 14.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция Владос. Москва. 2004. 15.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма изд. Молодая гвардия 1988. 16.Михейшина М. Уроки рисования для младших школьников 6­9л. Минск. ЮНИПРЕСС. 2000. 17.Михейшина М. Уроки рисования для школьников 10­14лет Скасун Минск. 2000. 18.Монрол Д. Оригами. Мифические животные и символы Восточного гороскопа С­Пб СЗКЭО КРИСТАЛЛ  2002. 19.Некрылова А.Ф. Русские народные, городские праздники, увеселения, зрелища. Л. Искусство. 1988. 20.Паррамон Х.М, и Т.Фрескет Как писать акварелью изд Аврора С­Пб. 1996. 21.Рисуем цветы Харвест Минск 2003 22.Рыбаков Б. ЯзычествоДревней Руси 1т. Москва. Наука. 1994. 23.Сальвадор Г. Ольмедо Как писать пастелью С­Пб АВРОРА 1996. 24.Тейт В. Рисуем цветы акварелью М.: изд КРИСТИНА­НОВЫЙ ВЕК 2005. 25.Чаварра Х. Ручная лепка М. Астрель АСТ 2003. 26.Чаянова Г. Солёное тесто ­ М.: Дрофа – Плюс. 2005. 27. Черныш И. Основа художественного ремесла М. АСТ­ПРЕСС. 1988. 28.Школа изобразительного искусства т. 3­5. М. Изобразительное искусство 1989. Рекомендуемая литература детям и родителям.1. Джереми М. Учитесь рисовать собак Попурри Минск 2003 2. Ветрова Г. Суриков.Сказка о возвращенном времени Белый город 2003 3. Ветрова Г. Брюллов . Сказка о знаменитом художнике Белый город 2002 4. Ветрова Г. Васнецов . Сказка о сказочнике Белый город 2002 5. Ветрова Г. Левитан . Сказка о грустном художнике Белый город 2002 6. Ветрова Г. Шишкин .Сказка о лесном художнике Белый город 2002 7. Русские сказки обр. Н.В.Ходырева  Советская Кубань Краснодар 1997 8. Снегурушка и лиса обр.А.Толстого М Детская литература 1991 9. Кто,кто в рукавичке живет сост. Грибова Л.изд. Малыш 1992 10.Фредди Л.1­2­3 Рисунок . Рыцари , замки , драконы шаг за шагом Попурри Минск 2002 11.Царевна­лягушка обр. Толктого А  М.: Детская литература 1982 12.Эймис Ли Рисуем разнообразные обьекты Попурри Минск 1999 13.Эймис Ли Рисуем человека в одежде Попурри Минск 1999 Я учусь рисовать акварельными красками БЕЛФАКС 2006

Посмотрите также