Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят как много носителей). Как правило, под термином мультимедиа подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят как много носителей). Как правило, под термином мультимедиа подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
«Мультимедийное преподавание физической культуры»Содержание.
1. Что такое мультимедиа.
2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся.
3. Современное состояние применения мультимедийных технологий в
физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.
4. Основные средства и методы применения мультимедийных и
компьютерных технологий на уроках физической культуры.1. Что такое мультимедиа.
Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с
неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной
графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред»
(иногда переводят как много носителей). Как правило, под термином мультимедиа
подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением
интерактивного программного обеспечения.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие
возможности мультимедиа:
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого
аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному
ряду;
возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д.,
функции "стопкадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки
образов, анимации (например, сопровождение рассказа о композиции картины
графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции)
и т.д.
В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных
курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники, что позволяет
пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним
иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment –
неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение,
особенно мультимедийные развлечения.
Необходимость в компьютерных технологиях возникает в том случае, когда
используемые методы, способы, приемы не обеспечивают достижения поставленной
педагогической цели за минимально возможное время.
Возможность применения компьютерных технологий появляется в том случае,
когда выполняемые преподавателем и учеником задачи могут быть в достаточной
степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств,
при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.
2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся.
Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения
педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с
традиционными формами учебной работы.Принципиальное отличие мультимедийной технологии от любой другой системы
обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность
управляемого субъекта. Ученик, получая информацию из обучающей программы,
вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.
Применительно к практическому использованию компьютерных программ в
образовательном процессе это означает:
тщательно отработанную мотивацию обучения не только "принудительного" характера
(оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;
оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного
творчества в процессе обучения;
индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.
Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом
конечных результатов деятельности учеников, придается характер устойчивого,
целенаправленного и эффективного процесса познания. Использование компьютерных
технологий в обучении разновидность процесса управления познавательной
деятельностью.
Кроме того:
применение информационных технологий обучения в преподавании физической
культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов
типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной
работы учеников, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими
упражнениями.
разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют
повышению уровня учебной и методической работы учителя физической культуры.
информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической
эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки
обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу
технологической стороной используемых электронных средств, способствует в
дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов
физической культуры.
для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с
двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки
обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие
учебные тексты с графическими, анимационными, видео и аудиоиллюстрациями.
Мультимедиатехнология позволяет представлять пользователю на экране
монитора возможность отображения фото и видео кадров наряду с текстовой,
графической, звуковой и цифровой информацией, обеспечивая ведение интерактивного
диалога пользователя с системой. Воздействие учебного материала на учащихся во
многом зависит от степени и уровня иллюстративности учебного материала.
Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным,
способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
3. Современное состояние применения мультимедийных технологий в
физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.В настоящее время в процесс обучения внедряется все большее количество новых
мультимедийных методов обучения. К сожалению, в основном, эти технологии
охватывают учебный процесс по гуманитарным предметам. Применение же этих
средств
на уроках физического воспитания и физической культуры
незначительно. Практически не издаются мультимедийные продукты для применения
в школьном физкультурном образовании. Кроме того, слабое финансирование не даёт
возможности оснастить спортивные залы необходимым оборудованием.
Среди применяемых, наиболее распространенными являются методы с
использованием информационно компьютерных технологий, в частности
мультимедийных технологий, среди которых в первую очередь необходимо выделить
видеокомпьютерную циклографию, а так же мультимедиаучебники на DVDR (RW)
которые начали применяться в процессе обучения последние 23 года. В сфере
физической культуры представлены мультимедиаучебники в основном по фитнессу и
аэробике не все высокого уровня информативности. Есть компьютерные программы и
учебные фильмы на DVD по обучению единоборствам («Sambo for Professionals 1, 2,
3» Игоря Куренного; «Уроки самбо» А.Гончарова).
4. Основные средства и методы применения мультимедийных и компьютерных
технологий на уроках физической культуры.
На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим
мультимедийным оборудованием:
1) компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной
видеокартой, который должен позволять воспроизводить на экране монитора
видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же
позволяющий обрабатывать необходимый материал;
2) мультимедийным проектором с настенным экраном или плазменным
телевизором с диагональю не менее 100 дюймов;
3) видеокамерой;
4) планшетным сканером;
5) лазерный принтером;
6) хорошей акустической системой, усилителем и микрофоном;
7) DVD – пишущий плейер с жестким диском 150gb.
Такое оборудование позволит:
хранить в электронном виде:
1) большое количество необходимых программных
и
нормативных
документов по физической культуре;
2) всю документацию по обеспечению проведения спортивных соревнований
по программным видам спорта ( карточки, протоколы, наградные листы,
заявки и многое другое);
3) образцы экзаменационных билетов,
олимпиадных
заданий, материалов для проведения викторин, тематических вечеров и т.п.;
разрабатывать рабочие учебные программы и методические пособия по
обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в
школьную программу по физкультуре;
конкурсных
и облегчить проведение календарно – тематического планирования и
написание конспектов уроков по различной тематике;
накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные
программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для
изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта.
создать банк видеоуроков лучших учителей по физкультуре.
Основные требования к учителю физкультуры по применению мультимедийных и
компьютерных технологий:
1) умение работать в основных мультимедийных приложениях, позволяющих
воспроизводить, записывать, копировать и кодировать аудио и видеофайлы;
2) умение работать с текстовыми файлами в программе «Office», что даёт
возможность легко проводить календарно – тематическое, поурочное
планирование, годовое планирование учебного процесса и тренировочных
занятий, готовить все виды текстовых документов: справки, заявки, отчеты,
афиши, объявления, поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных
нормативов и т.д.;
3) умение работать с таблицами в программе «Excel» позволяет использовать
электронные таблицы и работать с ними при проведении соревнований
различного уровня и различных видов спорта с большим количеством
участников,
подведение итогов соревнований, мгновенное
определение командного первенства и многое другое.
быстрое
Возможности мультимедиа технологий:
Обработка аудио файлов в программе «Sound Forge» или аналоге.
Создание аудиозаставок и рекламных пауз при проведении спортивно –
1)
массовых мероприятий.
Написание музыки с использованием музыкальных сэмплов для работы в
2)
аэробике и др.
3)
Озвучивание видеоприложений.
Обработка видеофайлов в программе «Adobe Premiere» или аналоге
Запись и обработка видеоматериала с использованием компьютера, создания
1)
визуальных эффектов и анимированной графики, редактирование имеющегося
материала, создание видеоуроков.
Уникальный способ накопления информации, создание собственной
электронной библиотеки.
1)
Быстрый и легкий способ поиска информации через систему интернета.
Компактный способ хранения информации, быстрый поиск необходимого
2)
материала.3)
Запись видеоматериала для создания видеоурока.
Воспроизведение имеющегося материала на экран(возможность покадрового и
4)
замедленного показа).
Сканирование текстов, фотографий, рисунков, схем и сохранение их в
5)
электронном виде.
6)
7)
Копирование любого документа, протоколов соревнований и др.
Распечатка любых материалов, текстов, фотографий и др.
Важнейшая дидактическая закономерность обучения – наглядность. Использование
мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры
существенно повышает наглядность путем использования трехмерной графики, звука,
мультимедиа и соответствующих интерфейсов. Эти технологии могут значительно
обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания. Для младших
классов должно носить игровой характер и быть максимально дозированным в
соответствии с педагогическими принципами обучения. Но все эти средства
предъявляют высокие требования программно аппаратным средствам, практически не
реализуемым в силу экономических причин. Поэтому подбор нужных средств нужно
производить исходя из возможностей материальной базы школы и наличия различного
инвентаря, а применение должно носить четко направленный характер, исходя из
задач данного периода обучения.
Таким образом, применение мультимедйных технологий в преподавании
физкультуры:
1. Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.
2. Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной,
эффективной и динамичной подачи материала.
3. Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных
навыков.
4. Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам,
приспосабливаясь к своим потребностям.
5. Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в
себе.
Литература:
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Образование в области физической
культуры с помощью компьютерных технологий // Тезисы докл. междунар. конф.ЮНЕСКО "Образование взрослых шаг России в XXI век (импульс Vой Гамбургской
конференции по образованию взрослых)". Нижний Новгород: ННГАСУ, 1999. Часть
2, с. 9394.
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных
информационных технологий в теоретической и методикопрактической подготовке
студентов по физическому воспитанию // Материалы Всероссийской научн.практ.
конф. "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". СПб.: СПб. гос. педаг.
ун., 2000. Часть 2, с. 2324
Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное
пособие. Самара: СГАУ, 1995. 138 с.
Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования
национальной системы физкультурноспортивного воспитания детей, подростков и
молодежи России//Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.
http://fizkulturavshcole.narod.ru/ Сайт Белкина Андрея Евгеньевича, учителя
физической культуры