Музыка И.С. Бах "Духовная и светская музыка"
Оценка 5

Музыка И.С. Бах "Духовная и светская музыка"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
02.11.2023
Музыка И.С. Бах "Духовная и светская музыка"
Открытый урок на тему "Духовная и светская музыка И.С. Баха " 6 класс учебник музыки Е.Д. Критская
И.С. Бах открытый урок ..docx

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

                               «Кораблинская средняя школа им. Героя  РФ И.В. Сарычева»                                                                                             

 

 

 

 

                                                           Открытый урок в 6 классе

Тема урока:

«Духовная и светская музыка  И.С.Баха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела учитель музыки    

Бородина Лилия Владимировна     

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

Цель урока: формирование представлений об особенностях

композиторского творчества И.С. Баха.

Задачи:

• формировать понятия полифония, фуга;

• научить определять многоголосие в фуге;

• развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

• способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;

• выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха;

• развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Тип урока – изучение нового материала.

Жанр урока – тематический.

Оборудование: колонка, доска, компьютер с проектором,

презентация, словарь эстетических эмоций.

Музыкальный материал: И. С. Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой

сюиты №2), И.С.Бах. Органная фуга соль минор. Органная токката и фуга ре- минор.

Песня «За рекою старый дом» на музыку И.С. Баха

 

 

 

Ход урока.

Организационный момент.

Музыкальное приветствие : -Здравствуйте!(учитель)

                                                - Здравствуйте ! ( дети)

                                                - Добрый день! (учитель)

                                                - Добрый день! (дети)

                                                - Ясный день! (учитель)

                                                 -Ясный день!  (дети)

                                                 -Светлый день! ( учитель)

                                                 - Светлый день! (дети)

                                                 -Я приветствую вас!  (учитель)                      

                                               

                                              

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, добрый день ребята.

Мы продолжаем  изучать музыкальное искусство. И сегодня наш урок будет посвящён творчеству великого немецкого  композитора . Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке.

Учитель Сейчас я предлагаю вам   послушать музыкальное произведение. ( звучит фуга соль минор И.С. Баха )

 

-Что это за музыка? Кто её автор? ( на доске портреты композиторов)

-Как вы определили, что это музыка Баха?   

 

У Скажите, музыку, которую  вы сейчас услышали старинная  или  современная,

где можно услышать?

Д.  Прозвучало старинное произведение. Её можно услышать в храме, соборе.

 У. - О чём думает человек, когда приходит в храм?

 Д.- О Вере в Бога ,о душе, молитве.

У.- Как называется музыка, которую мы слышим в храме?

Д.: - Духовная, религиозная, серьёзная.

У. Музыка Баха –это разговор с Богом.  Играешь Баха – словно творишь молитву. Настоящее искусство всегда божественно и бесконечно.  А вы знаете, что Бах потерял малолетнюю дочь, а потом трёх сыновей, а потом и жену Марию?

Потом они со второй женой, Анной, потеряли еще четырех дочек и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей.. Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? А главное — как он смог и дальше писать музыку? Самую прекрасную музыку, какую доводилось слышать миру. Знаете. как он смог? Я вам скажу. 

Благодаря Богу. 

Музыка Баха несёт в себе Небесное и Земное ,  Духовное и Светское  Бога и Человека и его внутренний мир .  И сейчас . я предлагаю попробовать  сформулировать тему нашего урока. Как Вы думаете, о чем сегодня предстоит нам узнать, что будет являться целью нашего урока?

Д.  В чём сила музыки Баха?

У.     Хорошо.

У. Что же для этого нам необходимо?.

У.Какие задачи  нам  нужно рассмотреть. Какой путь мы найдём к  цели?

Д. Узнать о биографии и творчестве композитора. Познакомиться с творчеством композитора.

Д. Внимание на экран. Сейчас мы свами отправимся в гости к композитору.

Предлагаю вам посмотреть презентацию о жизни И.С. Баха.

Иоганн Себастьян Бах родился в Эйзенахе.  21 марта 1685 года в  маленьком  немецком городке.  В Германии.

В семье И.С. Баха есть один феномен :  его семья является  одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается более  50 музыкантов и композиторов. Первые навыки игры на скрипке получил от отца-городского музыканта. 17-18 век – век париков. Причудливых нарядов, галантных кавалеров и прекрасных дам. Времена Барокко . Это направление в искусстве. В этом направление было важно показать внешний мир, оболочку. Это времена событий, которые очень важны для музыки.  И в этот период появляется не только церковная музыка, но и сочинения светские, то есть для исполнения в «свете»- на праздниках или балах.

Во времена Баха церковь была могущественным органом власти в стране.. Композитор работал кантором в церкви Св. Фомы в городе Лейпциге . В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем  в церковной школе. С него требовали очень многое, а платили почти  копейки. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате.  Кантата  это вокально –инструментальное произведение для хора.  от итальянского слова   cantata -петь. Композитор стремился приблизить простой народ к  церковной музыки .Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные  власти  не разрешали внедрять новое , заставляли  его  писать  музыку по религиозным правилам, отвечающую канонам средневековья.

 

Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки – трогать сердца»

Как вы понимаете эти слова?

Д.Каждое произведение должно трогать наши души.
 Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни. Он был «отцом» органной музыки.

Внимание на экран ! ( звучит орган)

 У. Что вы видите на экране.

Д. Мы видим изображение органа. Это очень большой, старинный музыкальный инструмент, украшеный красивыми орнаментами, устремлённые вверх.

У. К какой группе инструментов он относится?

Д. К клавишно-духовым.

У. почему его называют королем инструментов?

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов. Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью. Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см. 

У. Лучшие органисты мира включают в свои концертные выступления известное произведение И.- С. Баха Токкату и фугу ре минор. Слушая орган, мы можем пережить всё то, что чувствовал сам композитор, создавая эту музыку.  Начнем мы слушание с токкаты.  

У. Слово токката, в переводе с итальянского, означает прикосновение, удар. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера.(запись в тетрадь)

У. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникали у вас при слушании этого произведения? (запись в тетрадь)

У. А сейчас мы послушаем Фугу ре минор.

 Фуга, в переводе с латинского и итальянского, означает  «бег», «движение» движение голосов. (запись в тетрадь) ( нотный текст на экране)

Фуга — музыкальная пьеса, построенная на проведении одной музыкальной темы (или нескольких) последовательно во всех голосах, из которых эта пьеса состоит. Сам факт, что в фуге непременно должно быть несколько голосов, указывает на то, что фуга — это полифоническое произведение. Такой тип музыки называется полифонией.

Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. (запись в тетрадь)

У. Отличается ли Фуга от Токкаты?

У В эпоху барокко, когда И.С.Бах писал  музыку, она разделялась на светскую и духовную. Скажите, к какой музыке можно отнести произведение,  которое вы сейчас услышали?

У.  Предлагаю провести анализ фуги .

У. наигрывает тему .(Фуга №2 до минор) 

Эта тема повторяется несколько раз.

Она может повторяться в разных регистрах, разных тональностях.

Сейчас я попрошу вас  вслушаться в звучание фуги. Каждый раз, когда вы будете слышать тему, поднимите, пожалуйста, руку. Поставьте для себя задачу: услышать определенное количество тем.

музыка – слушание  ( 2 мин)

У кого получилось услышать столько тем, сколько задумано? Поднимите руку. Ответьте.

У. Скажите, теперь, когда мы с вами проанализировали  фугу . можем ли мы ответить на вопрос духовная или светская тема присутствует в этом произведении?

Когда Бах писал фугу, каждая тема соответствовала определенной молитве. И теперь мы совершенно точно можем сказать, что это произведение духовное  и звучит, как обращение к Богу ! Здесь словно идёт разговор с Богом!

 

Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человекуБах словно жил в двух мирах. С одной стороны это жизнь простого человека, у которого много детей и их всех нужно было воспитывать и при таком количестве детей  нельзя было быть только серьёзным  композитором и писать только серьёзную музыку. В его сердце жила и весёлая, лёгкая  музыка.

Предлагаю прослушать ещё одно известное произведение И.С. Баха «Шутка» ( звучит фрагмент произведения «Шутка» ,видеофрагмент на экране)

Поделитесь своими впечатлениями об этом произведении?

 

Каков характер этого  произведения? Как вы думаете, о духовном  или  светском рассказало это произведение?

Какие чувства вызывает музыка этого произведения?

Д. К светской

У. Всё верно.  Спасибо за ответы.

У. Предлагаю вам провести музыкальную викторину. Проверить  наши знания в музыкальном искусстве Перед вами рабочий лист . Вам нужно ознакомиться с ним.   Подумайте  какое из произведений мы отнесём к духовной музыке.(2 мин.)

Организует учебное взаимодействие учеников (в парах, в рабочих листах).

Сопоставьте свои ответы с ответами в таблице на экране и поднимите руку, у кого все совпало.

- Сегодня мы еще раз прикоснулись к музыке великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.

А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.

У. Почему?

 

Д. Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит  на концертах, в современной интерпретации.

У Всё верно. Прослушаем произведение токката и фуга ре –минор в современной обработке , исполняет скрипачка Ванесса Мей. ( звучит видеофрагмент на экране)

У Что нового вы услышали в исполнении  Ванессы  Мэй.

У И в заключении урока мы закончим песней  « За рекою старый дом» Которая написана на музыку И.С. Баха.

Что мы должны вложить в песню, которую  будем исполнять?

( характер исполнения, передать настроение)

Исполнение песни.

 

Наш урок подошел к концу и я хотела бы вас спросить

- Понравился ли вам урок.

 -О чём ты думал?

- Какие эмоции  вызвала у тебя музыка И.С. Баха?

У Спасибо за работу! Урок окончен!


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кораблинская средняя школа им

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кораблинская средняя школа им

Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества

Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества

Ясный день! (дети) -Светлый день! ( учитель) -

Ясный день! (дети) -Светлый день! ( учитель) -

Музыка Баха несёт в себе Небесное и

Музыка Баха несёт в себе Небесное и

Д. Мы видим изображение органа

Д. Мы видим изображение органа

Она может повторяться в разных регистрах, разных тональностях

Она может повторяться в разных регистрах, разных тональностях

Д. Музыка Баха звучит и в наше время

Д. Музыка Баха звучит и в наше время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023