Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кораблинская средняя школа им. Героя РФ И.В. Сарычева»
Открытый урок в 6 классе
Тема урока:
«Духовная и светская музыка И.С.Баха»
Подготовила и провела учитель музыки
Бородина Лилия Владимировна
Цель урока: формирование представлений об особенностях
композиторского творчества И.С. Баха.
Задачи:
• формировать понятия полифония, фуга;
• научить определять многоголосие в фуге;
• развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
• способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
• выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха;
• развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
Тип урока – изучение нового материала.
Жанр урока – тематический.
Оборудование: колонка, доска, компьютер с проектором,
презентация, словарь эстетических эмоций.
Музыкальный материал: И. С. Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой
сюиты №2), И.С.Бах. Органная фуга соль минор. Органная токката и фуга ре- минор.
Песня «За рекою старый дом» на музыку И.С. Баха
Ход урока.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие : -Здравствуйте!(учитель)
- Здравствуйте ! ( дети)
- Добрый день! (учитель)
- Добрый день! (дети)
- Ясный день! (учитель)
-Ясный день! (дети)
-Светлый день! ( учитель)
- Светлый день! (дети)
-Я приветствую вас! (учитель)
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, добрый день ребята.
Мы продолжаем изучать музыкальное искусство. И сегодня наш урок будет посвящён творчеству великого немецкого композитора . Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке.
Учитель Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. ( звучит фуга соль минор И.С. Баха )
-Что это за музыка? Кто её автор? ( на доске портреты композиторов)
-Как вы определили, что это музыка Баха?
У Скажите, музыку, которую вы сейчас услышали старинная или современная,
где можно услышать?
Д. Прозвучало старинное произведение. Её можно услышать в храме, соборе.
У. - О чём думает человек, когда приходит в храм?
Д.- О Вере в Бога ,о душе, молитве.
У.- Как называется музыка, которую мы слышим в храме?
Д.: - Духовная, религиозная, серьёзная.
У. Музыка Баха –это разговор с Богом. Играешь Баха – словно творишь молитву. Настоящее искусство всегда божественно и бесконечно. А вы знаете, что Бах потерял малолетнюю дочь, а потом трёх сыновей, а потом и жену Марию?
Потом они со второй женой, Анной, потеряли еще четырех дочек и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей.. Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? А главное — как он смог и дальше писать музыку? Самую прекрасную музыку, какую доводилось слышать миру. Знаете. как он смог? Я вам скажу.
Благодаря Богу.
Музыка Баха несёт в себе Небесное и Земное , Духовное и Светское Бога и Человека и его внутренний мир . И сейчас . я предлагаю попробовать сформулировать тему нашего урока. Как Вы думаете, о чем сегодня предстоит нам узнать, что будет являться целью нашего урока?
Д. В чём сила музыки Баха?
У. Хорошо.
У. Что же для этого нам необходимо?.
У.Какие задачи нам нужно рассмотреть. Какой путь мы найдём к цели?
Д. Узнать о биографии и творчестве композитора. Познакомиться с творчеством композитора.
Д. Внимание на экран. Сейчас мы свами отправимся в гости к композитору.
Предлагаю вам посмотреть презентацию о жизни И.С. Баха.
Иоганн Себастьян Бах родился в Эйзенахе. 21 марта 1685 года в маленьком немецком городке. В Германии.
В семье И.С. Баха есть один феномен : его семья является одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается более 50 музыкантов и композиторов. Первые навыки игры на скрипке получил от отца-городского музыканта. 17-18 век – век париков. Причудливых нарядов, галантных кавалеров и прекрасных дам. Времена Барокко . Это направление в искусстве. В этом направление было важно показать внешний мир, оболочку. Это времена событий, которые очень важны для музыки. И в этот период появляется не только церковная музыка, но и сочинения светские, то есть для исполнения в «свете»- на праздниках или балах.
Во времена Баха церковь была могущественным органом власти в стране.. Композитор работал кантором в церкви Св. Фомы в городе Лейпциге . В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в церковной школе. С него требовали очень многое, а платили почти копейки. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате. Кантата это вокально –инструментальное произведение для хора. от итальянского слова cantata -петь. Композитор стремился приблизить простой народ к церковной музыки .Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные власти не разрешали внедрять новое , заставляли его писать музыку по религиозным правилам, отвечающую канонам средневековья.
Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки – трогать сердца»
Как вы понимаете эти слова?
Д.Каждое
произведение должно трогать наши души.
Бах
был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни. Он
был «отцом» органной музыки.
Внимание на экран ! ( звучит орган)
У. Что вы видите на экране.
Д. Мы видим изображение органа. Это очень большой, старинный музыкальный инструмент, украшеный красивыми орнаментами, устремлённые вверх.
У. К какой группе инструментов он относится?
Д. К клавишно-духовым.
У. почему его называют королем инструментов?
. Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов. Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью. Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.
У. Лучшие органисты мира включают в свои концертные выступления известное произведение И.- С. Баха Токкату и фугу ре минор. Слушая орган, мы можем пережить всё то, что чувствовал сам композитор, создавая эту музыку. Начнем мы слушание с токкаты.
У. Слово токката, в переводе с итальянского, означает прикосновение, удар. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера.(запись в тетрадь)
У. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникали у вас при слушании этого произведения? (запись в тетрадь)
У. А сейчас мы послушаем Фугу ре минор.
Фуга, в переводе с латинского и итальянского, означает «бег», «движение» движение голосов. (запись в тетрадь) ( нотный текст на экране)
Фуга — музыкальная пьеса, построенная на проведении одной музыкальной темы (или нескольких) последовательно во всех голосах, из которых эта пьеса состоит. Сам факт, что в фуге непременно должно быть несколько голосов, указывает на то, что фуга — это полифоническое произведение. Такой тип музыки называется полифонией.
Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. (запись в тетрадь)
У. Отличается ли Фуга от Токкаты?
У В эпоху барокко, когда И.С.Бах писал музыку, она разделялась на светскую и духовную. Скажите, к какой музыке можно отнести произведение, которое вы сейчас услышали?
У. Предлагаю провести анализ фуги .
У. наигрывает тему .(Фуга №2 до минор)
Эта тема повторяется несколько раз.
Она может повторяться в разных регистрах, разных тональностях.
Сейчас я попрошу вас вслушаться в звучание фуги. Каждый раз, когда вы будете слышать тему, поднимите, пожалуйста, руку. Поставьте для себя задачу: услышать определенное количество тем.
музыка – слушание ( 2 мин)
У кого получилось услышать столько тем, сколько задумано? Поднимите руку. Ответьте.
У. Скажите, теперь, когда мы с вами проанализировали фугу . можем ли мы ответить на вопрос духовная или светская тема присутствует в этом произведении?
Когда Бах писал фугу, каждая тема соответствовала определенной молитве. И теперь мы совершенно точно можем сказать, что это произведение духовное и звучит, как обращение к Богу ! Здесь словно идёт разговор с Богом!
Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку. Бах словно жил в двух мирах. С одной стороны это жизнь простого человека, у которого много детей и их всех нужно было воспитывать и при таком количестве детей нельзя было быть только серьёзным композитором и писать только серьёзную музыку. В его сердце жила и весёлая, лёгкая музыка.
Предлагаю прослушать ещё одно известное произведение И.С. Баха «Шутка» ( звучит фрагмент произведения «Шутка» ,видеофрагмент на экране)
Поделитесь своими впечатлениями об этом произведении?
Каков характер этого произведения? Как вы думаете, о духовном или светском рассказало это произведение?
Какие чувства вызывает музыка этого произведения?
Д. К светской
У. Всё верно. Спасибо за ответы.
У. Предлагаю вам провести музыкальную викторину. Проверить наши знания в музыкальном искусстве Перед вами рабочий лист . Вам нужно ознакомиться с ним. Подумайте какое из произведений мы отнесём к духовной музыке.(2 мин.)
Организует учебное взаимодействие учеников (в парах, в рабочих листах).
Сопоставьте свои ответы с ответами в таблице на экране и поднимите руку, у кого все совпало.
- Сегодня мы еще раз прикоснулись к музыке великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.
А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.
У. Почему?
Д. Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит на концертах, в современной интерпретации.
У Всё верно. Прослушаем произведение токката и фуга ре –минор в современной обработке , исполняет скрипачка Ванесса Мей. ( звучит видеофрагмент на экране)
У Что нового вы услышали в исполнении Ванессы Мэй.
У И в заключении урока мы закончим песней « За рекою старый дом» Которая написана на музыку И.С. Баха.
Что мы должны вложить в песню, которую будем исполнять?
( характер исполнения, передать настроение)
Исполнение песни.
Наш урок подошел к концу и я хотела бы вас спросить
- Понравился ли вам урок.
-О чём ты думал?
- Какие эмоции вызвала у тебя музыка И.С. Баха?
У Спасибо за работу! Урок окончен!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.