Уроки музыки
«Слёзы людские, о слёзы людские...»
Содержание:
1. Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания.
2. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана).
Музыкальный материал:
1. П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Похороны куклы» из «Детского альбома» (слушание по желанию педагога);
2. Р. Шуман. «Первая утрата», из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание по желанию педагога);
3. Р. Шуман. «Грёзы», из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание);
4. В. Высоцкий. Братские могилы (пение).
Изобразительное искусство:
1. С. Красаускас. Гравюры из цикла «Вечно живые».
Поэзия:
1. Ф. Тютчев. «Слёзы людские, о слёзы людские…»;
2. Р. Рождественский. «Реквием», фрагмент.
Характеристика видов деятельности:
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.
Планируемые результаты учебной деятельности:
1. Метапредметные:
Понимание радостных образов в искусстве как награды за преодоление невзгод и трудностей, как результат жизненной борьбы.
1. Личностные:
Осознание музыки как вида искусства, передающего разноплановые, контрастные образы во всём их многообразии.
1. Предметные:
Понимание и анализ образов печали, скорби, тоски и одиночества в музыке.
Форма проведения занятия:
1. Урок-беседа об образах печали, скорби, страдания в разных видах искусства на примере музыки.
Виды деятельности учащихся:
1. Беседа о воплощении в искусстве образов грусти, скорби.
2. Беседа о чувстве утешения, возникающем при восприятии грустной, трагической музыки.
3. Просмотр репродукций гравюр, коллективный анализ и обсуждение их содержания.
4. Выразительное чтение вслух фрагментов стихотворений, выявление их связи с темой урока.
5. Прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений.
6. Сравнительный анализ гравюр, стихотворений и музыкальных произведений.
7. Анализ нотных примеров.
8. Составление программы воображаемого концерта в «Дневнике музыкальных размышлений».
9. Разучивание, исполнение, обсуждение песни В. Высоцкого.
10. Анализ музыкально-выразительных средств и выявление их связи с содержанием песни.
Что музыка? Она одна
Нас утешает бесконечно,
Так сладостна, так гармонична…
В ней наша видится судьба.
И, муки наши отражая,
Она нам всё же обещает
Слияние с законом вечным
И с поколений чередой,
И укрощает нашу боль…
О. Поленц
Как бы ни были разнообразны оттенки радости, передаваемые музыкой, всё же подлинное своё величие она обретает в воплощении образов объёмных, сложных, глубоких.
Почему это так?
Мы уже писали о том, что настроения незамутнённой радости редко посещают наш мир: наверное, по-настоящему они знакомы только детям. Любая другая радость достаётся нам чаще всего в награду за усилия, за преодоление невзгод...
Так происходит в жизни, так происходит и в музыке. Радость в музыке «солнечного» Моцарта, открывшего нам трагические глубины «Дон Жуана», Реквиема, сегодня является нам как отблеск души великого человека, - души, и поныне несущей свой лучезарный свет. Радость в финале последней, Девятой симфонии Бетховена звучит как выстраданная награда за нелёгкий, полный мучительной борьбы путь его музыки...
И всякий раз, когда великая музыка пронзает нас своей ослепительной радостью, мы знаем, что долог путь восхождения к этим сияющим высотам - независимо от того, кто был её создателем. Ибо в настоящей музыке выражена вся глубина мира с его неизбывными печалями, вечными, как сам мир, и такими же вечными его радостями.
Образы скорби и печали в музыке присутствовали всегда. Есть бесконечно грустные народные песни, свидетельствующие, что даже в далёкие и кажущиеся нам благословенными времена «детства человечества» люди уже знали и горечь разлук, и тоску одиночества. И даже в самой настоящей детской музыке, то есть музыке, созданной специально для детей, немало грустных и даже трагических страниц.
Вспомните «Первую утрату» Р. Шумана из его фортепианного цикла «Альбом для юношества».
Если бы мы слушали эту пьесу саму по себе, мы сказали бы о грустной мелодии, об интонации, в которой можно различить и жалобу, и упрёк, и безутешность. Но если вспомнить содержание нашей беседы, то, наверное, смысл «Первой утраты» станет более глубоким и значительным.
Теперь это не просто жалоба ребёнка, - теперь это становится чем-то большим, каким-то новым знанием о мире. Это знание угадывается уже в самом названии – «Первая утрата», говорящем о неизбежности всех последующих утрат.
Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.
И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.
Цикл Роберта Шумана «Альбом для юношества» написан в 1838 г. Этот цикл - одно из лучших фортепианных произведений композитора. Миниатюры, входящие в цикл, - музыкальные рассказы с незамысловатым сюжетом, здесь важнее настроение, эмоции. По словам самого автора, этот цикл - «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
Вспомните «Болезнь куклы» и «Смерть куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского...
«Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела).
- Кукла Маша заболела.
- Врач сказал, что плохо дело.
- Маше больно, Маше тяжко!
- Не поможешь ей, бедняжке.
- Нас покинет Маша вскоре.
Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…
У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох... ах...»
Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула...
«Похороны куклы». В музыке, написанной для детей, чувствуется бережное отношение к переживаниям ребёнка, понимание их глубины и значительности. Слушая эту пьесу, обращаешь внимание на серьёзность, неподдельность чувств маленького героя, на то, с каким уважением композитор относится к личности ребёнка.
Снег на земле и на сердце снег.
Кукла, родная, прощай навек.
Больше, дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.
Лучшею куклою ты была.
Как же тебя я не сберегла?
Как же такое случилось с тобою?
Куда и зачем от меня ты ушла?
Снег на земле и на сердце снег.
Маша, родная, прощай навек.
Больше, дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.
Чайковский не случайно дал подзаголовок своему циклу – «В подражание Шуману». Эта пьеса невольно напоминает «Первую утрату» из «Альбома для юношества» Р. Шумана.
Пьесу пронизывает характерный ритм типичного похоронного марша, однако эта черта не делает из пьесы действительно похоронный марш. Порой в литературе можно встретить утверждение, что здесь Чайковский воспроизвёл звучание хора. Нам кажется, что эту музыку скорее можно представить себе в оркестровом, а не хоровом, варианте. Но как бы то ни было, и при исполнении, и, слушая эту пьесу, не стоит всё воспринимать слишком всерьёз. Всё-таки, композитор звуками создаёт впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.
Хорошая, искренняя музыка естественно и доверительно обращается даже к самому маленькому ребёнку. Именно не фальшиво-бодрые, а печальные произведения для детей обнаруживают бережную уважительность к детской душе, способной страдать и переживать не меньше, чем взрослая.
«Детский альбом» П. Чайковского сочинялся композитором
в 1878 г. и был посвящён племяннику Володе Давыдову, который учился играть на
фортепиано и исполнял эти пьесы.
В сборнике 24 пьесы. Вместе миниатюры составляют пёструю и яркую картину одного
дня ребёнка XIX в., современника композитора. Начинается цикл «Утренней
молитвой», а заканчивается пьесой также молитвенного склада «В церкви». В цикле
есть пьесы, повествующие об играх и забавах мальчиков («Игра в лошадки», «Марш
деревянных солдатиков»), а есть мини-цикл, посвящённый игрушке девочек — кукле.
В трёх пьесах прослеживается целая кукольная история. Начинается эта тема
печальной «Болезнью куклы», продолжается трагическим траурным маршем «Похороны
куклы», а завершается ликующей стремительной «Новой куклой».
Мы видим, что грустные настроения совсем не редкость в музыкальном искусстве, что они звучали в музыке всех времён, выражая одно из коренных свойств человеческой природы.
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой...
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Ф. Тютчев. Слёзы людские, о слёзы людские…
«Слёзы людские, о слёзы людские…»: в этом стихотворении Ф. Тютчева говорится о вечности и неизбывности человеческой печали, не различающей возрастов, безмерной, знакомой и привычной каждому. Но вот обратите внимание на два определения: «льётесь безвестные, льётесь незримые». Безвестные, незримые - значит, тщательно скрываемые, тайные, сокровенные, не ведомые никому. Как может жить человек наедине с этой тяжёлой ношей горестей, утрат, сожалений? Не всегда жизнь дарит нам возможность открыться, возможность быть понятым...
И тогда приходит музыка с её ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая, примиряющая. Конечно, музыка не в силах избавить нас от наших печалей, но она открывает перед нами бесконечный мир других печалей, таких же безвестных и незримых, как и наши собственные.
Вспомним известное произведение – пьесу Р. Шумана «Грёзы». Эта музыка часто звучит в концертах; её исполняют и юные, и прославленные музыканты. Для отечественных слушателей «Грёзы» Р. Шумана имеют особое значение. Именно это произведение звучит по телевидению 9 мая - в память о погибших в Великой Отечественной войне (1941 – 1945). Приобщение миллионов слушателей к бескрайнему морю страданий, которые для многих людей остаются ещё не отболевшими, не повергает нас в отчаяние, а совсем наоборот – ободряет именно приобщением к этому вечно неиссякаемому потоку. И мы не только начинаем чувствовать, что в своих горестях мы не одиноки, но совсем по-иному оцениваем их: ведь есть что-то высокое и значительное в человеческом страдании, если оно удостоено такого прекрасного выражения.
Мечту пронесите через года и жизнью
наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда, - заклинаю, - помните!
(Р. Рождественский. Реквием)
Стасис Альгирдо Красаускас (1929 - 1977) был одним из
самых популярных советских художников.
Темы жизни и смерти, любви и человеческой жертвенности во имя любви, начиная от
любви матери к ребёнку и кончая любовью человека к своему Отечеству, к Земле,
дающей жизнь и принимающей в своё лоно тех, кто уже исполнил свой жизненный
долг, - таков круг сюжетов графики художника.
Вот что написал Стасис Красаускас: «Никогда не позабудет мир подвига Советского
Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге
перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, вечно живому, и посвящаю этот свой
цикл».
В годы Второй мировой войны он был ещё ребёнком, но величайшая трагедия XX века
осталась незаживающей раной, шрамом на его сердце. Всю жизнь он пытался понять
причины страшных заблуждений человека, причины жестокости.
В 1975 году Стасис Красаускас создал, пожалуй, самую знаменитую свою серию -
цикл эстампов «Вечно живые».
Здесь образы предельно обобщены, приподняты над конкретно-земным их значением,
чувствуется безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле
погибший солдат будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные
видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществлённые мечты... Прекрасные
женщины с глубокой печалью и скорбью в глазах, его товарищи-солдаты, с которыми
шёл он в бой, чудный конь, оседлать которого он, лежащий, бессилен...
Вопросы и задания:
1. Способна ли грустная музыка приносить утешение? Объясните свой ответ на примере произведения «Грёзы» Р. Шумана.
2. Пьеса «Грёзы», судя по названию цикла «Детские сцены», - адресована юным слушателям. При этом также очевидно, что она выражает глубокие, сильные чувства, присущие во многом взрослым людям. Подумайте, почему эта пьеса считается взрослой. Найдите в тексте параграфа слова, раскрывающие секрет эмоционального воздействия этой музыки, близкой и понятной людям разных возрастов.
3. Составьте программу концерта из произведений, отражающих различные человеческие чувства. Запишите её в «Дневник музыкальных размышлений».
В презентации дополнительно дан ряд гравюр С. Красаускаса из цикла «Вечно живые»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.