Вечные сюжеты
Содержание:
1. Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века.
2. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.
Характеристика видов деятельности:
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Понимать характерные особенности музыкального языка.
3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.
4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.
5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.
6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна).
Планируемые результаты учебной деятельности:
1. Метапредметные: понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.
2. Личностные: понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.
3. Предметные: знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».
Форма проведения занятия: аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак».
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись:
1. Б. Беллотто. «Вид на Колизей»;
2. Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».
Фотография:
1. Сцены из балета «Спартак».
Музыкальный материал:
1. А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии (из балета «Спартак», слушание);
2. М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня о дружбе» (из кинофильма «Три мушкетёра», пение).
Виды деятельности учащихся:
1. Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна.
2. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак».
3. Участие в беседе об особенностях музыки А. Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции.
4. Беседа о личности и подвиге Спартака.
5. Анализ двух нотных примеров.
6. Разучивание и исполнение песни.
7. Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов.
«Эпоха Спартака – волнующая историческая
эпоха в жизни человечества…»
(Арам Хачатурян)
При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве - а он просуществовал достаточно долго - всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.
Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.
Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений - балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени»,- писал композитор, подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта.
Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей.
Гладиаторы (гладиатор в Древнем Риме - боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем), патриции (патриций - аристократ в Древнем Риме), рабы, легионеры (легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.), пираты, торговцы и простые горожане - такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.
«Жить надо с расправленными крыльями…»
(Сергей Коненков, русский скульптор 20 века)
Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Через весь балет проходит основная тема – неприятие рабства, страстная устремлённость к победе.
Здесь показаны две противостоящие силы, охарактеризованные выразительной и образной музыкой. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.
В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.
Слушание: Хачатурян. «Смерть гладиатора» из балета «Спартак»
Наиболее трагические сцены переданы композитором при помощи близких и родных ему народно-национальных интонаций. Такова, например, «Смерть гладиатора», вызывающая у слушателей ассоциации с народной лирической музыкой, то возвышенно-декламационной, то печальной-драматичной.
Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.
Слушание: Хачатурян. «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак»
Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио Спартака и Фригии». Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.
Так мы видим, что и в ХХ веке композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.
Вопросы и задания:
1. Что по-вашему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?
2. Как вы считаете, почему А. Хачатурян воплотил легенду о восстании Спартака именно в жанре балета?
3. Послушайте фрагменты «Смерть гладиатора» и «Адажио Спартака и Фригии» из балета А. Хачатуряна «Спартак». При очевидной разнице их содержания можно ли говорить о присущих им чертах сходства? В чём они проявляются – в интонационных или гармонических особенностях, эмоциональной насыщенности кульминаций? Аргументируйте ответ.
4. Известны ли вам какие-либо историко-литературные описания боёв гладиаторов? Расскажите о них. При подготовке задания используйте возможности сети Интернет.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.