Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах (конспект)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок направлен на выявление многосторонних связей музыки и литературы. Звучание музыки русского композитора Г.В. Свиридова, знакомство с творчеством поэта С. Есенина и писателя В.П. Астафьева воспитывают чувства любви, уважения к родному краю, образ которого проходит в произведениях разных видов искусств на уроке.
Иконка файла материала 1.docx
классе по теме полугодия: «Музыка и литература» Тема урока: Конспект урока музыки в 5 «Поэты и писатели о музыке и музыкантах»Пяснительная записка. Урок направлен на выявление многосторонних связей музыки и литературы. Звучание музыки  русского композитора Г.В. Свиридова, знакомство с творчеством поэта С. Есенина и  писателя В.П.  Астафьева воспитывают чувства любви, уважения к родному краю, образ которого проходит в  произведениях разных видов искусств на уроке. Особое внимание уделяется интонационному сходству, единству средств выразительности двух  видов искусств. Важно, что учащимся предстоит почувствовать себя в роли «композиторов», стать  «соавторами», попытаться импровизировать, подбирать необходимые средства музыкальной  выразительности, как бы «вслушиваясь» в текст С. Есенина. Учащиеся будут сопоставлять  поэтический текст с музыкальным, обращать внимание на тембровую красочность смешанного хора и симфонического оркестра, на их выразительные возможности.  Еще Песталоцци говорил: «Каждый  узнает лишь то, что сам попробует сделать». Важно обратить внимание учащихся на то, что не только  поэт помогает музыканту создавать  художественный образ, вдохновляет своим творчеством на создание музыкального произведения, но  и музыкант обогащает своей музыкой поэзию, делая ее более выразительной, наполняя ее  эмоциональностью. В рассказе «Слово о мастере» В.П. Астафьев обращает внимание на значимость музыки в жизни  человека. Автор дает ответ на  вопрос о роли музыки в творчестве поэтов, писателей. В ходе урока происходит развитие творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображения через «собственное» участие в музыкальной деятельности; решаются разного рода образовательные и воспитательные задачи. В результате учащиеся приходят к выводу о неразрывности  музыки и литературы, находят общее  для двух видов искусства и подчеркивают значимость музыкального искусства для творчества  поэтов.... искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом. Ромен Роллан. Цель.  Выявить общие черты  связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и  прозаические произведения. Тип урока. Углубление и расширение темы. Задачи урока.   Обучающие:  o формирование умения анализировать, сравнивать  музыкальные и литературные  произведения; o развитие чувства художественного слова;  o знакомство с новыми произведениями искусства; o расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.   Развивающие:  o формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать,  выделять основную мысль произведения; o развитие исследовательских способностей; o развитие интереса к музыке через творческое самовыражение; o развитие образного мышления.  Воспитательные:  o привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,  o определение значимости роли музыки в жизни человека;  o воспитание чувства любви к Родине;  o воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Оборудование. Компьютер, музыкальный центр, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами  композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя В.П.Астафьева, портрета поэта С.Есенина; видео  ряд родных мест Г.В. Свиридова и Е.А.Есенина.Материал для слушания.  «ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА» Текст ­ В. Высоцкий. Музыка ­ И. Матвеева,  «Запевка» на стихи И.Северянина, «Запевка» на стихи И.Северянина, Г.В.Свиридов  2­я часть «Поэмы памяти Сергея Есенина» «Поет  зима  – аукает». ХОД УРОКА 1. Организационный момент Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не обычный урок. Для того чтобы узнать о чём  пойдёт речь нам нужно будет разгадать кроссворд. Слайд 1 (объясняю задачу) 1. Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких­л. других  инструментов (гитары) 2. Писатель­художник, создающий поэтические произведения 3. В своём творчестве постоянно обращался к вокальным жанрам, а  его инструментальную  музыку часто сравнивают с песней. 4. Автор музыкальных произведений. 5. Есенин 6. Человек, пишущий литературные произведения.и Писатели, поэт, Есенин, романс, композитор, Свиридов ­ Связь, каких видов искусства была спрятана в этом кроссворде (муз и лит), А в чём заключается  эта связь?  ­ А как вы думаете, почему среди этих жанров вдруг главным оказалось слово Родина? (Что такое Родина) И поэты, и писатели, и композиторы – все они затрагивают тему Родины т.к.  выражают свои чувства по отношению к ней. Можете ли вы назвать наиболее известных писателей композиторов и поэтов, выразивших своё  отношение к Родине? 8) Есенин Слайд 2 Сергей Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Через  некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на  попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а  бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка  подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Есенин написал свыше 60 стихотворений и поэм. Многие  его стихи названы песнями, такие как;  Есенин  «Песня о хлебе», «Песня о великом походе»,  «Песня о собаке», но все они не были предназначены  для вокального исполнения, однако всем им была свойственна особенная песенность. Поэтому  поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание многих композиторов. Слайд 3 «Над окошком месяц, под окошком ветер» Пусть кто­нибудь из ребят попробует его прочитать выразительно? Выяснить в каком характере может быть музыка к этой песни?  ­ С каким настроением бы вы её исполнили?  Темп, ритм (прохлопать попробовать, что подходит.) лад, динамика. Исполнение, прослушивание Слайд 4Ещё  один композитор заинтересовавшийся творчеством поэта ­ Георгий Васильевич Свиридов.  Рассаказ о Г.Свиридове (ученик) Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. Он сумел  средствами музыки не только выразить любовь поэта к Родине, но и создать образ русского  национального художника с его сложной судьбой. Г.В.Свиридов написал пятьдесят  произведений на  стихи Есенина, творчество, которого сначала не очень замечал. С творчеством поэта его познакомил  друг. Стихи так потрясли композитора, что он написал, целую «Поэму памяти Сергея Есенина». (Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы,  исторические события. Любимыми поэтами  были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.) Среди этих поэтов есть один,  У. Сегодня мы послушаем вторую часть из «Поэмы памяти Сергея Есенина».  У. – Поэма? Давайте ещё раз вспомним, к какому виду искусства ближе этот жанр?  У­ся – (К литературе.) У. – Что это за жанр? У­ся –Поэма – это большое лирико­драматическое произведение, отличается большой  эмоциональностью. Об этой поэме композитор сказал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого  поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту безграничную любовь  к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества  замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки» У. Эпиграфом к поэме Свиридов выбрал стихи Есенина: «…более всего любовь к родному краю  меня томила, мучила и жгла». В произведении 10 частей.  Вторая часть «Поет зима – аукает!». – Видим уже в первой строчке стихотворения музыкальное слово –  «поет». – Знакомо ли вам это стихотворение? У­ся – (Знакомо.) У. – Попробуем и мы стать соавторами стихов Сергея Есенина. С чего нам надо начать, если бы мы  стали композиторами? У­ся – (Учащиеся предлагают разные варианты). У. – Наверно, стоит начать с внимательного прочтения текста. С «вслушивания» в него.  У. – Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный  образ? У­ся – (Композиторы пользуются средствами музыкальной выразительности.) У. – Какие средства вы знаете? (Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…) Итак, давайте вслушаемся…На сколько частей вы разделили бы стихи. Делимся на группы. Работа с текстом. Заполнение таблицы по рядам. Распределение задания по рядам. <Приложение № 1>. Какой результат и вывод У. – Музыка постоянно изменяется. Как?  У­ся – (Контрастно).  От яркой динамики до спокойной, изменяется характер. У. – Кто будет исполнять?  У­ся – (Смешанный хор) У. – Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр? Попробуем подобрать инструменты. Каждый к своему образу. Попробуйте изобразить на  инструменте в сопровождении стихов свои образы. А теперь давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова.Слушание второй части «Поет зима – аукает». У. – Вы молодцы, очень много вы почувствовали так же как и композитор.  У. – Зачем нужен симфонический оркестр?  У­ся – (Помочь изобразить все происходящее). Музыка оживила стихи. (Чтобы сделать стихи более выразительными, более красивыми др.) У. – Музыка дает эмоциональную окраску стихам, придает большую выразительность. Г.В.Свиридов писал: «Слово – это мысль, которая пробуждает фантазию. Музыка – это Чувство,  Ощущение, Откровение. Вместе со Словом они раскрывают Истину Мира»… слова, которые  отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…» ­ Чем стали стихи для музыканта, композитора? У­ся – Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального  произведения. У. – Как талантливо это сделал Свиридов. Если человек делает что – то очень хорошо, лучше, чем  другие как мы его называем?   У­ся – (Мастер.) У. – Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев   написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте  познакомимся с фрагментом  рассказа «Слово о мастере». Работа с учебником.  Стр.36 У. – Какое отношение к музыке у  Астафьева, откуда рождается музыка, что она дает человеку?  Знакомство с рассказом ­ Что вдохновляет писателя на создание литературных произведений? ЖИЗНЬ (Обратить внимание на то, что для писателя «музыка», «природа», «роль человека») У­ся – Музыка – дивное создание, вечная загадка, услада.             Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.             Человек – возвращает все лучшее. Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова? У­ся  Мастер тот – кто умеет все увидеть, услышать и рассказать в своем произведении... У. – А чем является музыка для вас? (Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…) Вывод. У. – Какую роль играет связь музыки и литературы в творчестве композиторов и писателей и  поэтов? У­ся – Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением  для творческих людей. Есть  общие жанры. (Какие? ) Поэма Стихи Есть общие средства выразительности. (Какие?) Идеи люди  творческих профессий черпают для своих произведений  из реальной жизни.  Слайд на экране Литература, музыка всегда Союз искусства и добра, Союз великого, земного, Такого близкого, родного Искусства. Удрас А.Ф. У. – Основная тема  произведений  – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? …С малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям…Вы откровенно делились своими мыслями. Мы слушали откровенные размышления поэта, писателя,  композитора.  Есть песня которую знают дети. Исполнение песни «Гляжу в озёра синие» или «Огни России» слова Сафонова, музыка  Банниковой.  песня «Золотые купола»  У. – Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.  Список литературы.  1. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. – М.,  1983.  2. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко – М.,  2002. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 2) 3. Г.В. Свиридов. Из дневниковых записей.  Заполните таблицу. Приложение 1 Образы Характеристики Средства выразительн ости № 1 2 3 3Средства музыкальной выразительности Спокойная, громкая, грозная, властная, серьезная,  певучая, певучая,  плавная. Форте, пиано, яркая. суровый, холодный, жалостливый, тихий, беззащитный, страшный, радостный, солнечный, теплый Смешанный хор, мужской хор, женский хор, струнные инструменты: скрипки, виолончели, соло – флейта, медные духовые: трубы, валторны 1 Мелодия 2 Динамик 3 Характер а 4 Исполнит ель 5 6 7 8 9 Ритм темп лад тембр регистр Умеренный, быстрый, медленный, спокойный Чёткий, мягкий Мажор, минор Зависит от исполнителя Высокий, средний, низкий 1 Определить образ каждой части (главный герой) 2 Выбери самые главные средства выразительности раскрывающие образ 3 Выбери характеристики средств выразительности.