МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА- УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ
Оценка 4.8

МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА- УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
24.03.2017
МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА- УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ
Публикация является частью публикации:
3-4 кл музыка нашего народа конспект.docx

Автор разработки: Михеева Елена Олеговна МБОУ Ш №173 Нижний Новгород

 

Разработка урока музыки в группе разновозрастного обучения

в малокомплектной школе

 3-4 класс

Тема I полугодия «Музыка нашего народа»

Тема урока «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

(2 урок по теме)

 

Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.

Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра русских народных инструментов.

Развивающая: формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, развивать тембровый слух, чувство ритма.

Воспитательная: любовь к народной музыке нашей страны.

 

Метод: системно-деятельностный подход в группах разновозрастного обучения;

Форма урока: урок – путешествие (работа с маршрутным листом)

 

Формировались УУД:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- Планировать свои действия с поставленной задачей;

- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату работы;

- Планировать поиск знаний «От общего к частному».

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- Формировать умение совместной деятельности в группе, в парах;

- Формирование мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление),

 - Быть ответственным за результат общего дела (работа в коллективе);

- Умение договариваться, принимать решение в результате совместной деятельности.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- Проводить сравнение и классифицировать по заданным критериям;

-Расширять представление о народной музыке, разнообразии народных инструментов.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории нашей страны;

- Познание различных явлений окружающей действительности.

 

Оборудование:

- проектор, слайдовая презентация;

- народные музыкальные инструменты;

- шумовые музыкальные инструменты;

- маршрутные листы;

- звукозапись народных песен.

 

 

 

 

Ход урока.

Звучит фонограмма «Во поле березка стояла»

Приветствие учащихся и педагога: Добрый день, добрый день, здравствуйте!

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в удивительный мир музыки, и не просто музыки, а самой родной и близкой каждому русскому человеку. Возможно, кто-то из вас сегодня сделает для себя открытие, кто-то вспомнит забытое, кто-то проявит свои исполнительские таланты, а кто-то окажется благодарным слушателем. Все найдется сегодня место в нашем путешествии.

 

Для начала давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.

(Ответы: заполняли  маршрутные листы, познакомились с разными музыкальными инструментами – перечисляют).

Учитель: В нашем маршрутном листе появились названия станций («Музыкальные инструменты» – 1 станция, «Народные музыкальные инструменты» – 2 станция)

 

Звучит народная музыка

 

Учитель: Для того чтобы нам продолжить наше путешествие мы должны с вами определить дальнейший маршрут, наметить цели. Что мы хотим еще узнать о народных музыкальных инструментах?

 

1.                  Основная часть урока.

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите в оформлении нашего кабинета? (Инструменты)

- Да, вокруг нас сегодня множество самых разных инструментов. Со многими из них вы уже знакомы, слышали их звучание.

С ними мы познакомились на 1 станции – «МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ».

- Давайте же попробуем разобраться, какие из них были лишними на второй станции? (Гитара, скрипка, труба). Почему? ( Они не являются народными музыкальными инструментами)

- Правильно. Давайте их уберем в сторону, пусть в нашем путешествии они будут гостями, поближе мы с ними познакомимся на следующих занятиях.

- Как же называлась вторая станция, на которой мы побывали на прошлом занятии? (2 станция – НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ) Почему мы их так называем? (На них играли в древности, они придуманы народом, под них исполняются народные песни).

- Где и в чьем исполнении мы можем услышать их звучание? (На праздниках, в оркестре)

- Как называется оркестр? (Народных инструментов) Хотите услышать?

ЗАДАНИЕ: Узнать, какие инструменты звучат.

Звучит фонограмма оркестра «Пойду ли выйду ль я»

(Звучит баян, балалайка)

 

Учитель: Итак, наше путешествие продолжается.

Давайте еще внимательней посмотрим на наши инструменты. Можно ли их разделить по группам?

ЗАДАНИЕ: Разделить  инструменты по  группам

(1.    Балалайка, гармонь; 2. Маракасы, трещотки, бубны, бубенцы….)

 

- По каким признакам вы их разделили?(Ответы детей)

 

Учитель: В нашем маршрутном листе есть третья станция, пока без названия.

Давайте подумаем, как мы можем её назвать? (Ответы детей) Почему?

- Вспомните, какие звуки бывают ЗВУКИ ШУМОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ - 3 СТАНЦИЯ

 «Шумовые музыкальные инструменты»

Подберите однокоренные слова  к слову «ШУМОВЫЕ» - шумные, шум, шумливые, шумный. Правильно ли я вас поняла, что при помощи этих инструментов можно издавать различные шумы и звуки? Совершенно верно.

 

- Звучат они совершенно по-разному:

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ

Деятельность учащихся:заполняют индивидуальный маршрутный лист

 

СЛАЙД

Учитель: С незапамятных времен человека сопровождают звуки природы, которые в последствии помогли появиться и музыкальным звукам. Слушая завывание ветра, натягивая тетиву лука, стуча камень о камень, человек слышал различные звуки и шумы. Конечно, до музыки было ещё очень далеко. Но первые музыкальные инструменты уже существовали.

- Как вы думаете, какие инструменты самые древние? (Ответы: бубен, ложки….)

 

СЛАЙД

БУБЕН – один из самых древних инструментов.

Кто и когда обнаружил удивительную способность окружающих предметов звучать от удара, сказать невозможно. Но впоследствии были созданы ударные музыкальные инструменты

Деятельность учащихся:  заполняют маршрутный лист(бубен, ложки, барабан)

 

- Ребята, посмотрите, у нас на столе есть множество предметов, из которых можно извлекать звуки. Назовите их. (ЛОЖКИ)

 

СЛАЙД

ЛОЖКИ.

Давайте же познакомимся с Госпожой ложкой. Что ей можно делать? А для того чтобы она стала музыкальным инструментом, нужно ударять друг об друга. Послушайте, как она звучит.

Кто хочет попробовать?

(Дети пробуют)

Вот так во время праздников и гуляний музыканты – умельцы веселили честной народ игрой на ложках.

 

СЛАЙД

ТРЕЩЕТКА

Трещетка – тоже ударный музыкальный инструмент из связанных пластинок. В старину на них в основном играли женщины, исполняя величальные песни на свадьбах и девичниках.

 

СЛАЙД

РУБЕЛЬ

А кто знает, что это такое? (Рубель). Это старинный утюг – гладильный инструмент, но народ ухитрился и из него сделать музыкальный инструмент. Послушайте, как он звучит. При помощи его издаются ударные звуки.

 

 

СЛАЙД

КОЛОКОЛЬЧИК

- Где мы можем слышать звучание колокольчика? (Ответы…) Назовите, какие инструменты можно назвать братьями колокольчику и почему (бубенцы, треугольник.по металлическому звуку). Они звучат, если к ним прикоснуться или ударить, значит они тоже относятся к группе ударных музыкальных инструментов.

 

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ(треугольник, колокольчик…)

 

Когда появился металл люди стали замечать и его звучание…

 

Из наших инструментов, какие можно отнести к металлическим музыкальным инструментам (Колокольчик, треугольник)

 

Учитель: Ребята, посмотрите, а ведь у нас есть еще одна группа музыкальных инструментов, которую мы не можем оставить без внимания.

Давайте попробуем издать звук при их помощи (Дети играют на маракасах, киндерах, погремушках) Что мы слышим – ШУМ. А звук издается при помощи рук или встряхивания и удара.

Значит, как мы их можем назвать - ШУМОВЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ШУМОВЫЕ ПОГРЕМУШКИ

( погремушки, маракасы, шумовые яйца…)

 

Учитель: Заполняя маршрутные листы, посоветуйтесь с соседями, возможно, они запомнили больше, или помогите соседям, если они что-то забыли в дороге.

(совместная деятельность)          

- Давайте внимательно посмотрим на наш маршрутный лист

С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? Значит, наша станция имела название?

(Ответы детей)

- Вернемся к цели нашего путешествия: Что мы хотели с вами узнать? Что узнали?

(Ответы детей)

- Вот мы и приближаемся к концу нашего путешествия. Но оно было бы не законченным, если бы мы не услышали звучание всех инструментов вместе.

Деятельность учащихся: коллективноемузицирование на примарных музыкальных инструментах.

 

Звучи музыка «Во кузнице».

2.                  Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Подумайте, почему такая оценка, что нужно еще узнать, что хотели бы узнать?

(Ответы детей)

Домашнее задание: каждый прописывает в своем  в маршрутном листе.

 

- Ребята, но ведь есть инструменты еще древнее, они есть у каждого из нас с самого рождения (ладошки, ноги, голос)

 

Давайте все поаплодирует себе, и поблагодарим всех за интересное путешествие: Коллективное исполнение: Спасибо, спасибо, до свидания!!!

Звучит музыка «Пойду ль я, выйду ль я да….»

 

 


 

Автор разработки: Михеева Елена

Автор разработки: Михеева Елена

Приветствие учащихся и педагога:

Приветствие учащихся и педагога:

Шумовые музыкальные инструменты»

Шумовые музыкальные инструменты»

Где мы можем слышать звучание колокольчика? (Ответы…)

Где мы можем слышать звучание колокольчика? (Ответы…)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017