«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему «Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке. Цели урока: анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему  «Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в  музыке. Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Цели урока: анализировать многообразие связей музыки,  литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и  контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике  выразительных средств музыки (с учётом критериев,  представленных в учебнике). Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин,  музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Пляска златопёрых и  сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Искусство ­ есть способность видеть невидимое, осязать  неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»                                                        (Жозеф Жубер) Сообщение темы урока: Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в музыке».  Мы с вами на уроках много раз слушали фрагменты, посвящённые  различным музыкальным героям. Достоверно ли композиторы  рисуют звуками музыки портреты этих героев? Работа по теме урока:1. Разнообразие сказочных образов. Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и  танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью  волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может  быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в  себе все представления о волшебном, таинственном, что она ­  воплощённая мечта человека о прекрасном? Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии  художников превосходят всю мыслимую красоту, которая  встречается в реальности. Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр.  185. Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает ­ Месяц под косой: блестит, А во лбу звезда горит. Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам дивную  красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота отличает многие  сказочные персонажи ­ неслыханно хороша Василиса Прекрасная,  загадочно прекрасна Шемаханская царица из «Сказки о золотом  петушке», очаровательна хрупкая Золушка... Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой  ­ тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях,  достигает небывалой красочности ­ может быть, даже большей, чем  это возможно на полотнах живописцев. 2. Образы в балете И. Стравинского.Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов ­  Жар­птице ­ посвящён балет И. Стравинского. Жар­птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми  мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет. Но пейзаж, в котором она является,­ безмолвное причудливое  Кащеево царство, нарисованное как будто неземными,  «потусторонними» красками,­ ещё более усиливает впечатление  безграничной колористичности. Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете «Жар­ птица», что это произведение представляет собою «чудо  восхитительного равновесия между движениями, звуками и  формами. Отливающая темно­золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков  ткань оркестра. Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической  красочности. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и  беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что  её несёт музыка». Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея». Посмотрите эскизы костюмов Жар­птицы на странице 188,  выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть определённого настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость  работы с цветом. Композиция полотна объединяет все  выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание. 3. Сказочная тема в искусстве. О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному  произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки». Мы с вами  слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как онаназывалась? (Эта пьеса называлась «Гном», она была посвящена  забавному гномику, превращённого композитором в глубоко  страдающего человека.) А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.) Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень  требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем  молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были  собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и  костюмов к русским операм, рисунки и наброски. Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы  друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его  «картинки» в своей музыке. Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за три  недели. Из множества экспонатов выставки композитор отобрал  всего десять. Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Что­то родное  русскому сердцу слышится в этой музыке ­ звучит русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет сопровождать нас по выставке,  служа как бы связующим звеном между пьесами. И даже там, где  надобность в такой интермедии отпадает, мелодия её входит в  музыкальную ткань очередной картинки ­ изменённая и  преобразованная, но всегда узнаваемая. «В интермедиях, ­ усмехнулся Мусоргский, ­ моя физиономия  видна». Это музыкальный автопортрет композитора. Русский  человек пришёл на выставку работ русского по духу художника.  Мелодия «Прогулки» ведёт нас от экспоната к экспонату ­ «Старый замок», «Балет Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и  т.д.В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный  портрет Бабы­Яги, излюбленного персонажа русских волшебных  сказок и русского классического искусства. Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на  курьих ножках ­ жилище лесной колдуньи. Композитор сделал  домик обитаемым. Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы­Яги. Однажды он  даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств:  рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях,  костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке,  страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила,  разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок ­ смешную и страшную –  изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект  часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe. Баба­Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на  неожиданные превращения. Полёт Бабы­Яги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и  посвистом». В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются  звуками колдовского леса. Лес наполняют шорохи: трещат сучья,  оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается  сказочной  царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера.  Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки.  Весело щебечут птицы. В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков. Злая  колдунья продолжает свой разбойничий полёт. Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба­Яга) из цикла «Картинки с выставки».Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на курьих  ножках» (Баба­Яга) М. П. Мусоргского из фортепианного цикла  «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части.  Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён,  наверное, полёт Бабы­Яги в ступе. Во второй части, видимо,  происходили какие­то превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в  ступе.)  «Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших  пианистов. Сделано несколько переложений «Картинок» для  симфонического оркестра. Самая яркая из них ­ оркестровка  французского композитора Мориса Равеля, автора знаменитого  «Болеро». Композитор сознательно стремился к «картинности»  своей музыки, справедливо считая, что благодаря этому его  сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. И  оказался совершенно прав. Итог урока: Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных  персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие  в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и  живопись могут при помощи выразительных средств настолько  реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить  в их существование... Вопросы и задания: Каким в музыке И. Стравинского предстаёт фантастический мир  Кащеева царства? Звучание какого инструмента придаёт этой  музыке волшебный колорит? Какие картины представляются вам в музыке пьесы «Избушка на  курьих ножках (Баба­Яга)» М. Мусоргского?В чём проявляется в этой пьесе контраст между крайними  разделами и серединой? Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений» ­ стр. 30 Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/muzykalnaya­ zhivopis­skazok­i­bylin­skazochnye­geroi­v­muzyke