Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему «Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке.
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Дополнительный материал к уроку музыки на тему
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в
музыке.
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и
контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике
выразительных средств музыки (с учётом критериев,
представленных в учебнике).
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин,
музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Искусство есть способность видеть невидимое, осязать
неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»
(Жозеф Жубер)
Сообщение темы урока:
Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в музыке».
Мы с вами на уроках много раз слушали фрагменты, посвящённые
различным музыкальным героям. Достоверно ли композиторы
рисуют звуками музыки портреты этих героев?
Работа по теме урока:1. Разнообразие сказочных образов.
Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и
танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью
волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может
быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в
себе все представления о волшебном, таинственном, что она
воплощённая мечта человека о прекрасном?
Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии
художников превосходят всю мыслимую красоту, которая
встречается в реальности.
Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр.
185.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам дивную
красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота отличает многие
сказочные персонажи неслыханно хороша Василиса Прекрасная,
загадочно прекрасна Шемаханская царица из «Сказки о золотом
петушке», очаровательна хрупкая Золушка...
Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой
тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы.
Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях,
достигает небывалой красочности может быть, даже большей, чем
это возможно на полотнах живописцев.
2. Образы в балете И. Стравинского.Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов
Жарптице посвящён балет И. Стравинского.
Жарптица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми
мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет.
Но пейзаж, в котором она является, безмолвное причудливое
Кащеево царство, нарисованное как будто неземными,
«потусторонними» красками, ещё более усиливает впечатление
безграничной колористичности.
Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете «Жар
птица», что это произведение представляет собою «чудо
восхитительного равновесия между движениями, звуками и
формами. Отливающая темнозолотистым цветом декорация заднего
плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков
ткань оркестра.
Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической
красочности. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и
беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что
её несёт музыка».
Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».
Посмотрите эскизы костюмов Жарптицы на странице 188,
выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть определённого
настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость
работы с цветом. Композиция полотна объединяет все
выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.
3. Сказочная тема в искусстве.
О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить
по ещё одному необыкновенно красочному живописному
произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки». Мы с вами
слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как онаназывалась? (Эта пьеса называлась «Гном», она была посвящена
забавному гномику, превращённого композитором в глубоко
страдающего человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого
друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень
требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем
молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника, была
организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были
собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и
костюмов к русским операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы
друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его
«картинки» в своей музыке.
Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за три
недели. Из множества экспонатов выставки композитор отобрал
всего десять.
Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Чтото родное
русскому сердцу слышится в этой музыке звучит русский распев, а
потом мелодия «Прогулки» будет сопровождать нас по выставке,
служа как бы связующим звеном между пьесами. И даже там, где
надобность в такой интермедии отпадает, мелодия её входит в
музыкальную ткань очередной картинки изменённая и
преобразованная, но всегда узнаваемая.
«В интермедиях, усмехнулся Мусоргский, моя физиономия
видна». Это музыкальный автопортрет композитора. Русский
человек пришёл на выставку работ русского по духу художника.
Мелодия «Прогулки» ведёт нас от экспоната к экспонату «Старый
замок», «Балет Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и
т.д.В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный
портрет БабыЯги, излюбленного персонажа русских волшебных
сказок и русского классического искусства.
Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на
курьих ножках жилище лесной колдуньи. Композитор сделал
домик обитаемым.
Музыкант хорошо представлял себе домик БабыЯги. Однажды он
даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств:
рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях,
костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке,
страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила,
разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую
героиню русских народных сказок смешную и страшную –
изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект
часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe.
БабаЯга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на
неожиданные превращения.
Полёт БабыЯги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и
посвистом».
В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются
звуками колдовского леса. Лес наполняют шорохи: трещат сучья,
оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается сказочной
царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера.
Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки.
Весело щебечут птицы.
В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков. Злая
колдунья продолжает свой разбойничий полёт.
Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (БабаЯга)
из цикла «Картинки с выставки».Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на курьих
ножках» (БабаЯга) М. П. Мусоргского из фортепианного цикла
«Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части.
Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён,
наверное, полёт БабыЯги в ступе. Во второй части, видимо,
происходили какието превращения, музыка звучала нежно, красиво,
волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в
ступе.)
«Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших
пианистов. Сделано несколько переложений «Картинок» для
симфонического оркестра. Самая яркая из них оркестровка
французского композитора Мориса Равеля, автора знаменитого
«Болеро». Композитор сознательно стремился к «картинности»
своей музыки, справедливо считая, что благодаря этому его
сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. И
оказался совершенно прав.
Итог урока:
Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных
персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие
в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и
живопись могут при помощи выразительных средств настолько
реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить
в их существование...
Вопросы и задания:
Каким в музыке И. Стравинского предстаёт фантастический мир
Кащеева царства? Звучание какого инструмента придаёт этой
музыке волшебный колорит?
Какие картины представляются вам в музыке пьесы «Избушка на
курьих ножках (БабаЯга)» М. Мусоргского?В чём проявляется в этой пьесе контраст между крайними
разделами и серединой?
Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений» стр. 30
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/muzykalnaya
zhivopisskazokibylinskazochnyegeroivmuzyke