Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему «Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке.
Цели урока: понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Дополнительный материал к уроку музыки на тему
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке.
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Цели урока: понимать значение народного творчества в сохранении и развитии
общей культуры народа; находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и других видов искусства; творчески
интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении,
изобразительной деятельности.
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал,
иллюстрации.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». IV часть.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!
Сообщение темы урока:
Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники
видели и истоки национального характера, и защиту и надежду Русской земли.
Богатыри – истинно могучий русский характер, который посвоему
воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря...
Но и собственно богатырская тема подлинное достояние русского
искусства.Творчество лучших композиторов пронизано горячим чувством любви к
родной стране, к своему народу, к русской природе.
Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна славилась земля
русская.
Работа по теме урока:
1. Богатырская тема подлинное достояние русского искусства.
«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял,
не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами
же и горе переносил» эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог
бы сказать о себе любой русский богатырь.
Вторая симфония Бородина одна из вершин его творчества. Она
принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.
В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин
заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской
симфонической музыки. Её премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном
из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением
одного из крупнейших дирижёров той поры Эдуарда Направника.
Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили
её как лучшую русскую симфонию. Обсуждение после прослушивания было
бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская
героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал:
«Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!»
«Богатырская» это название Вторая симфония А. П. Бородина носит и по
сей день.
По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин
представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой русских
богатырей, а в финале сцену разудалого богатырского пира. Первый
музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого
вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ русских
богатырей.
Слушая музыку Второй – «Богатырской» симфонии А. Бородина, мысленно
представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы весь образ далёких веков. Но не только история «звучит» в музыке
Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает
ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь,
простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что
живёшь».
Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает к жизни
богатырские образы в изобразительном искусстве и в музыке как
олицетворение светлой созидательной силы, всегда могучей, не умирающей
даже в дни самых тяжёлых испытаний?
Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки
суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание
слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике
великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая эту
тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора, так
прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы
эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто
раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую
глубину и весомость. В итоге, все развитие приводит к утверждению уже
знакомой «богатырской» темы.
Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в 1898 году, спустя
11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не
менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина.
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I часть.
Былинная богатырская тема присутствует и в цикле М. Мусоргского
«Картинки с выставки» в пьесе «Богатырские ворота».
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10
пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского
художнике и архитекторе В. А. Гартмане.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается пьесой
«Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киева проект Триумфальных
ворот. Он выполнен в «русском стиле».
Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных боярских теремов.
Столбы с капителями в народном духе. Резной кокошник с иконами идвуглавым орлом над центральным пролётом. К воротам примыкает часовня
со звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский шлем. Чемто
пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.
Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу,
созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг
русского народа.
Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый, торжественный вид. В неё
вплетается суровая тема, напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова
колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на празднике победы в
славном стольном городе Киеве.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с
выставки».
Так в музыкальном творчестве находит своё выражение главное, что
определяет характер любого народа. Это – глубокая любовь к жизни, богатая
фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не
разбойная, не варварская, а мудрая и правая.
Итог урока:
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри»
эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства.
Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый
опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей
бесконечной веренице художественных воплощений образуют мощный
поэтический поток вечных образов, которые называются великим словом
«традиция».
Вопросы и задания:
Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на
картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй
«Богатырской» симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» из
«Картинок с выставки» М. Мусоргского?
Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке
так возрастает изобразительное начало?В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из
музыкальной сказки.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/muzykalnayazhivopisskazok
ibylintemabogatyreyvmuzyke