«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему «Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке. Цели урока: понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 5 классе
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему  «Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке. Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Цели урока: понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа; находить ассоциативные связи между  художественными образами музыки и других видов искусства; творчески  интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении,  изобразительной деятельности. Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал,  иллюстрации. Ход урока: Организационный момент: Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». IV часть. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!  Сообщение темы урока: Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели и истоки национального характера, и защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно могучий русский характер, который по­своему  воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря... Но и собственно богатырская тема ­ подлинное достояние русского  искусства.Творчество лучших композиторов пронизано горячим чувством любви к  родной стране, к своему народу, к русской природе. Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна славилась земля  русская. Работа по теме урока: 1. Богатырская тема ­ подлинное достояние русского искусства. «Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял,  не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами  же и горе переносил» ­ эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь. Вторая симфония Бородина ­ одна из вершин его творчества. Она  принадлежит к мировым симфоническим шедеврам. В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин  заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской  симфонической музыки. Её премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением одного из крупнейших дирижёров той поры Эдуарда Направника. Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили  её как лучшую русскую симфонию. Обсуждение после прослушивания было  бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская  героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал:  «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!» «Богатырская» ­ это название Вторая симфония А. П. Бородина носит и по  сей день. По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин  представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой ­ русских  богатырей, а в финале ­ сцену разудалого богатырского пира. Первый  музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого  вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ русских  богатырей. Слушая музыку Второй – «Богатырской» симфонии А. Бородина, мысленно  представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы­ весь образ далёких веков. Но не только история «звучит» в музыке  Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает  ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь,  простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что  живёшь». Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает к жизни  богатырские образы в изобразительном искусстве и в музыке ­ как  олицетворение светлой созидательной силы, всегда могучей, не умирающей  даже в дни самых тяжёлых испытаний? Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки  суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание  слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике  великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая эту  тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора, так  прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы  эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто  раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую  глубину и весомость. В итоге, все развитие приводит к утверждению уже  знакомой «богатырской» темы. Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в 1898 году, спустя  11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не  менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина. Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I часть. Былинная богатырская тема присутствует и в цикле М. Мусоргского  «Картинки с выставки» ­ в пьесе «Богатырские ворота».   «Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10  пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского  художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается пьесой  «Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киева проект Триумфальных  ворот. Он выполнен в «русском стиле». Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных боярских теремов.  Столбы с капителями в народном духе. Резной кокошник с иконами идвуглавым орлом над центральным пролётом. К воротам примыкает часовня  со звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский шлем. Чем­то  пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок. Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу,  созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг  русского народа. Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый, торжественный вид. В неё вплетается суровая тема, напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова ­  колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на празднике победы в  славном стольном городе Киеве. Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа! Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с  выставки». Так в музыкальном творчестве находит своё выражение главное, что  определяет характер любого народа. Это – глубокая любовь к жизни, богатая  фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не  разбойная, не варварская, а мудрая и правая. Итог урока: «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри» ­ эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства. Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый  опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей  бесконечной веренице художественных воплощений образуют мощный  поэтический поток вечных образов, которые называются великим словом  «традиция». Вопросы и задания: Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на  картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй  «Богатырской» симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» из  «Картинок с выставки» М. Мусоргского? Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке  так возрастает изобразительное начало?В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из  музыкальной сказки. Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/muzykalnaya­zhivopis­skazok­ i­bylin­tema­bogatyrey­v­muzyke